Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:38, реферат
Конкуренция служит важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция — это цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Введение
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности.
1.1 Конкурентоспособность (сущность, основные понятия)………………...4.
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия…………………..9.
Глава 2. Алкогольный рынок и его проблемы.
2.1 Российский алкогольный рынок………………………………………….15.
2.2 Проблемы алкогольного рынка…………………………………………...17.
Глава 3. Конкурентоспособность компании «Байкалфарм».
3.1 Общая характеристика «Байкалфарм».……………………..…………...20.
3.2 Оценка конкурентоспособности «Байкалфарма»………………………..24.
Глава 4. Основные конкуренты БФ на алкогольном рынке Красноярского края.
4.1 Основные конкуренты и их доля рынка в регионе………………...……27.
Заключение
Конкурентоспособность организации может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия можно определить на основе соотношения ряда показателей, отражающих экономическую эффективность ресурсов двух конкурирующих предприятий. В общем виде конкурентоспособность предприятия представляет собой функцию трех составляющих:
,(2.1)
где ПР, ИР - сравнительная эффективность использования производственных ресурсов (соотношения отдельных пар показателей сравниваемых предприятий по производительности труда, фондоотдаче, материалоотдаче), информационных и интеллектуальных ресурсов;
Кфин - коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платежеспособности и кредитоспособности предприятия.
Интегральный показатель КП рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет свою весомость. Если окажется, что КП1 > КП2, то предприятие 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с предприятием 2.
Наряду с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности предприятия с показателями эффективности и результативности его деятельности, этот метод имеет и недостаток - трудоемкость и сложность расчета интегрального показателя конкурентоспособности. Кроме этого, по ряду причин процедура оценки уровня конкурентоспособности предприятия при помощи интегрального показателя имеет ряд других проблем, среди которых следует выделить:
выбор критерия эффективности использования ресурсов предприятия (рентабельность производства или продукции, или капитала, или труда, или продаж; или производительность труда, или материалоемкость; или показатели финансовой устойчивости предприятия и т.д.);
выбор
базового объекта (предприятия-лидера)
для сравнения с учетом соизмеримости
характеристик выпускаемой
возможности
сканирования (слежения) рынка товаров
при недостаточности информации
с целью обеспечения
Второй метод определения конкурентоспособности предприятия предполагает ее оценку через конкурентоспособность его товаров с учетом весомости реализуемых товаров на рынках. При этом расчет КП осуществляется по формуле.
(2.2)
где - удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы;
- показатель значимости рынка,
на котором реализуются товары
предприятия (рынки США,
- конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.
Третий
метод определения
Рисунок 2.1. - Матрица оптимизации конкурентоспособности товара предприятия и доли его на рынке
Матрица
определения
Благоприятная зона означает, что конкурентоспособность предприятия в данном секторе рынка определяется способностью конкурировать на рынке по качеству товаров и его ценам, что является следствием значительного удельного веса предприятия на данном секторе рынка; знанием рынка, конкурентов и потребителей; уровнем технологии производства; уровнем организации производства и труда.
В
противоположность
Зону
риска для предприятия
Доля
предприятия на рынке в большинстве
случаев коррелирует с конкурентоспособностью
его товаров. При этом доля предприятия
на рынке определяется как отношение объемов
продаж предприятия в общем объеме продаж
на данном рынке в натуральных или стоимостных
единицах. Поэтому оценку уровня конкурентоспособности
предприятия можно осуществить по освоенному
им рыночному потенциалу, т.е. по доли рынка.
Так как между долей рынка и нормой прибыли
существует прямая связь, то по мере роста
доли рынка позиции предприятия по его
конкурентоспособности и финансовым показателям
выглядят более устойчиво. В таблице 2.1.
приведены критерии оценки конкурентоспособности
предприятия по доли его на рынке.
Таблица 2.1. - Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка
Оценка доли рынка | Критерии оценки | Оценка конкурентоспособности предприятия |
Высокая | Доля предприятия на рынке находится на уровне доли двух-трех крупнейших конкурентов или превышает ее | Высокая |
Средняя | Доля предприятия на рынке равна средней доле ведущих конкурентов | Средняя |
Низкая | Доля предприятия на рынке ниже доли ведущих конкурентов | Низкая |
При определении доли рынка могут возникнуть трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимых данных об суммарном объеме продаж в каждом сегменте и информации об объеме продаж основных конкурентов. Это обстоятельство сдерживает практическое применение метода оценки конкурентоспособности предприятия по показателю доли продаж его товаров на рынке.
Как
второй, так и третий метод определения
конкурентоспособности
Глава 2. Алкогольный рынок и его проблемы.
2.1 Российский алкогольный рынок
Российский алкогольный рынок переживает бурный рост — в ряде категорий напитков, который сопровождается изменениями структуры потребления и формированием новых отношений между участниками рынка. Успешные игроки на этом рынке получат уникальную возможность создания долгосрочного прибыльного бизнеса, если смогут справиться с проблемами роста и ужесточающимися требованиями рынка и потребителя. В данной статье мы попытались охарактеризовать основные тенденции развития алкогольного рынка, его структуру, факторы, оказывающие влияние на его развитие, и, самое главное, дать прогнозы на будущее. Кроме того, отдельно будет рассмотрено, что в первую очередь необходимо предпринять игрокам, для того чтобы сохранить и укрепить свое положение на этом рынке.
Краткий обзор рынка алкогольных напитков в России. В последнее время российский рынок алкогольных напитков, восстановившись после кризиса, характеризовался значительным ростом как в денежном, так и в натуральном выражении. Повышение благосостояния населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов. Помимо собственно роста рынка происходит изменение его структуры. В России, всегда «славившейся» большим потреблением водки, увеличивается доля продаж слабоалкогольных напитков (особенно пива), которые уже опережают водку и другие крепкие напитки по объемам потребления. Однако существующая в России диспропорция цен на различные алкогольные напитки сдерживает рост потребления вина и пива. Это выражается в том, что в России чистый алкоголь, содержащийся в водке, стоит в 2 раза дешевле, чем в пиве, и в 4 раза дешевле, чем в вине. В более развитых странах такая диспропорция отсутствует и потребителю, по сути, безразлично, в каком виде потреблять алкоголь.
Другая тенденция российского алкогольного рынка — увеличение доли потребления алкоголя более «дорогих» сегментов, что особенно заметно на гримере пивной отрасли. Если в начале 90-х годов большинство россиян могли позволить себе покупку только дешевых сортов пива, являющихся в основном просто источником алкоголя, то сейчас все большее значение приобретает качество пива, его известность, имидж, удобство упаковки. В результате популярными становятся такие марки, как «Золотая бочка», «Старый мельник», «Бочкарев» и «Сибирская корона», относящиеся к категории «локальный премиум». Здесь, однако, стоит отметить, что основная доля продаж пива «дорогих» сегментов приходится на Москву и Санкт-Петербург, а в остальных регионах все еще преобладает более дешевое пиво, поэтому дальнейший рост продаж в этом сегменте будет происходить за счет регионов.
Что касается производства алкогольных налитков, то, сравнивая Россию с другими странами, можно сделать несколько выводов. В первую очередь, рынок сильно фрагментирован. На нем представлено большое количество игроков с множеством собственных брэндов. В этом разнообразии потребителю разобраться сложно, и, как следствие, ни один из игроков и ни один из брэндов, существующих на российском рынке, не обладают доминирующей долей. Примеры развитых стран показывают, что в конечном счете должна произойти консолидация производителей как пива, так и водки (производство вина традиционно сильно фрагментировано, хотя в мире наблюдается консолидация и этого рынка). Подобное уже происходит в российской пивной отрасли, в которой сейчас выделяются несколько основных производителей, имеющих мощные пивоварни во многих российских регионах и обладающих более эффективными навыками производства и реализации продукции. Так, доля 5 крупнейших игроков на российском пивном рынке составляет уже более 60% (против 82% в Великобритании и 88% в США).
Информация о работе Конкурентоспособность компании Байкалфарм