Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:55, курсовая работа
Цель данной работы: выявить конкурентные стратегии малых предприятий в целом и на примере книготорговой сети «Книгиня».
Задачи:
- выделить конкурентные преимущества фирмы (теория);
- изучить конкурентные преимущества: сущность, структуру, пути достижения;
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Конкурентные преимущества фирмы (теория)……………………………….5
1.1. Конкурентные преимущества: сущность, структура, пути достижения….5
1.2. Интенсивность соперничества среди внутриотраслевых конкурентов…..11
1.3. Пять сил конкуренции по М. Портеру……………………………………...15
2. Анализ конкурентных преимуществ книготорговой сети «Книгиня»……..18
2.1. Краткая характеристика……………………………………………………..18
2.2. Анализ конкурентной среды…………………………….…………………..24
3. Рекомендации по повышению устойчивости фирмы к факторам внешней среды……………………………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………..……34
Список использованной литературы……………………………………..……...36
Приложения.
30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Конкурентные преимущества фирмы (теория)……………………………….5
1.1. Конкурентные преимущества: сущность, структура, пути достижения….5
1.2. Интенсивность соперничества среди внутриотраслевых конкурентов…..11
1.3. Пять сил конкуренции по М. Портеру……………………………………...15
2. Анализ конкурентных преимуществ книготорговой сети «Книгиня»……..18
2.1. Краткая характеристика…………………………………………
2.2. Анализ конкурентной среды…………………………….…………………..24
3. Рекомендации по повышению устойчивости фирмы к факторам внешней среды…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..……..
Приложения.
Введение
Актуальность. За последнее десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще недавно она отсутствовала во многих странах. Рынки были защищены и главенствующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Когда сопоставляют конкуренцию с развивающейся экономикой, забывают, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущее положение в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усилением конкуренции с другой, связаны с экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны, Южной Кореи и Китая с развитием электроники и машиностроения на современном этапе.
Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Структура, и развитие экономики, и способы, которыми компании достигают конкурентного преимущества, являются сутью теории конкуренции. Четкое понимание их служит основой, на которой базируется конкурентная стратегия компании.
Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.
Цель данной работы: выявить конкурентные стратегии малых предприятий в целом и на примере книготорговой сети «Книгиня».
Задачи:
- выделить конкурентные преимущества фирмы (теория);
- изучить конкурентные преимущества: сущность, структуру, пути достижения;
- изучить анализ конкурентной среды;
- предложить рекомендации по повышению устойчивости фирмы к факторам внешней среды.
В данной работе будет представлен анализ внешней среды книготорговой сети «Книгиня», в которой рассмотрены главным образом потребители и конкуренты, так как именно эти составляющие определяют успех деятельности рассматриваемой организации. Рассмотрение данной темы будет, иметь большую актуальность и практическое значение для предприятия при разработке различных мероприятий по продвижению фирмы на рынок, захвата конкурентных преимуществ, также предоставит возможность осуществлять рекламную деятельность, ориентированную на целевого потребителя, что позволит при минимальных финансовых затратах на рекламу получить максимальный результат.
1. Конкурентные преимущества фирмы (теория)
1.1. Конкурентные преимущества: сущность, структура, пути достижения
Как известно современная теория конкурентоспособности, которую связывают, прежде всего, с именем проф. М. Портера, выделяет два основных типа конкурентных преимуществ (рис. 1).
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ (КОНКУРЕНТНЫЕ) ПРЕИМУЩЕСТВА
В чем заключается
стратегия конкурентов?
Конкурентный анализ
- Кто является нашими конкурентами? - Кто наши покупатели?
- Кто может стать конкурентом завтра? - Каковы их нужды?
- Каковы стратегии конкурентов?
- Каковы наши возможности победить
конкурентов?
Рис. 1. Основы формирования рациональной операционной модели бизнеса
Отметим, что обсуждение этих концепций с менеджерами российских предприятий свидетельствует о том, что среди руководителей отечественного бизнеса сейчас все меньше верящих в то, что у российских фирм хорошие шансы в длительной перспективе быть конкурентоспособными за счет преимуществ низкого порядка, т.е. дешевых ресурсов, и соответственно выигрывать на рынках за счет более низких цен, чем у конкурентов.
Это мнение можно полагать вполне резонным, так как в последнее десятилетие в отечественной экономике наблюдается быстрый рост стоимости как материальных, так и энергетических, а также трудовых ресурсов.
И это удорожание пока никак не компенсируется внедрением новых ресурсосберегающих технологий или освоением эффективных процедур управления снижением издержек [3, С. 117].
Преимущества низкого порядка Преимущества высокого порядка
Рис. 2. Основные типы конкурентных преимуществ (по М. Портеру)
Понимание этих закономерностей деятельности фирмы в рыночной системе помогает лучше осознать логику выбора собственниками и менеджерами фирмы тех экономических целей, которые фирма должна достигать и на которые, соответственно, должны быть ориентированы ценовые решения.
Нередко описание закономерностей деятельности частной коммерческой фирмы сводится к утверждению, что основной ее целью является максимизация прибыли, т.е. получение наибольшей прибыли на протяжении фиксированного периода времени — квартала или года [7, С. 34].
Такое представление (удобное для целей теоретического микроэкономического анализа) во многом является упрощением, поскольку не учитывает два важных обстоятельства:
1) не в любой период деятельности фирма может добиваться максимизации прибыли. Причиной тому — внешние ограничения, с которыми она сталкивается в своей деятельности.
В ситуации появления опасных конкурентов для фирмы более важным может оказаться сохранение своей доли продаж на рынке (или ранее найденных покупателей), даже если решение этой задачи потребует снижения цен и соответственного сокращения величины прибыли в текущем периоде;
2) максимизация прибыли на самом деле является производной задачей от более глобальной цели — максимизации ценности фирмы, т.е. той суммы денег, которую владельцы фирмы могли бы получить при продаже ее активов по их рыночным ценам. А достижение этой основной цели может требовать от фирмы временного сокращения размеров Прибыли в период освоения новых видов продукции или захвата новых рыночных ниш) ради того, чтобы обеспечить устойчивые перспективы развития и еще большее увеличение своей ценности. Поэтому в практике фирм можно встретить много разновидностей экономических целей [5, С. 117].
Экономическая теория описывает максимизацию прибыли как главную из целей, которые обычно преследуют коммерческие фирмы. Но надо понимать, что задача максимизации прибыли не всегда должна пониматься как необходимость получения в данном периоде времени именно наибольшей ее абсолютной величины. Это лишь одна из возможных формулировок задачи.
Остальными вариантами могут являться:
а) максимизация рентабельности продаж, т.е. доли прибыли (%) в общей величине выручки от продаж. Российская фирма — корпорация «РУЯН» — не принимает к финансированию ни один проект вывода на рынок нового товара, если это не сулит рентабельности более 60%, а нормой считается 100% рентабельности;
б) максимизация рентабельности чистого собственного капитала фирмы, т.е. получение наибольшей величины прибыли в расчете на каждую денежную единицу той части активов фирмы, которые являются собственностью ее владельцев (общая сумма активов минус все обязательства);
в) максимизация рентабельности всех активов фирмы, включая как собственные, так и заемные.
Но более часто в коммерческой практике можно столкнуться с задачами, которые нельзя считать строгим воплощением принципа максимизации прибыли, хотя они и находятся с ним в некотором родстве.
Первая из таких задач обычно формулируется как достижение заданного уровня прибыльности. При этом сам такой уровень прибыльности может быть определен либо как уровень рентабельности капитала, либо как абсолютная сумма прибыли. Так или иначе, но с позиций экономической науки мы сталкиваемся здесь с установлением желаемой величины прибыли ниже теоретически достижимого максимума [3, С. 47].
Для этого обычно существуют достаточно резонные причины. Чрезмерное завышение цен ради максимизации прибыли могло бы ухудшить соотношение «цена — качество» по сравнению с товарами конкурентов. Для фирм, занимающих монопольное положение, устремление к максимальной прибыли может обернуться введением различного рода ограничительных мер со стороны государства, которых можно избежать при более осторожной ценовой политике и т.д. [9, С. 54].
Вторая часто встречающаяся в коммерческой практике задача может быть сформулирована как стабилизация цен, прибыльности и рыночной позиции.
В условиях высокой конкуренции от компании требуется способности не просто удовлетворять нужды потребителей, а делать это лучше, чем конкуренты. Потребители выбирают те фирмы, которые предлагают им большие блага. Если фирма не обладает конкурентными преимуществами, она потеряет долю рынка или, чтобы удержать ее, будет вынуждена снизить цены.
В конце 1980-х гг. авиакомпания Swissair перестала пользоваться популярностью у деловых людей, но не потому, что снизился уровень предоставляемых услуг. Просто ее догнали, а затем и обошли на данном направлении конкуренты — British Airways и SAS [11, С. 54].
Компания должна не только систематически отслеживать степень эффективности удовлетворения потребностей потребителей, но и сравнивать ее с достижениями конкурентов.
Процедура сравнения включает пять этапов.
1. Определение критериев оценки. В процессе исследования рынка должны быть выявлены элементы качества продукции и обслуживания, представляющие наибольшую ценность для потребителей.
2. Оценка потребителями, в соответствии с данными критериями, продукта и услуг фирмы.
3. Оценка потребителями деятельности компаний-конкурентов.
4. Определение сильных и слабых сторон компании в сравнении с конкурентами.
5. Составление плана мероприятий. Необходимо создать специальную группу, задача которой заключается в анализе полученных данных и определении способов преодоления отставания [11, С. 54].
Портер полагает, что при всем технико-экономическом своеобразии (уникальности) отраслей последние одинаковы с точки зрения потенциальных источников и движущих сил конкуренции и это делает правомерным универсальный подход к изучению конкурентной среды. Система этого подхода (известного как «модель пяти сил конкуренции») приведена на ниже.
1 — внутриотраслевое соперничество;
2 — угроза появления новых конкурентов;
3 — угроза появления товаров-заменителей;
4 — способность поставщиков диктовать свои условия;
5 — способность покупателей диктовать свои условия
Нетрудно заключить, что модель Портера предусматривает комплексное изучение различных аспектов конкуренции, создавая тем самым более глубокое понимание конкурентной среды, к которой должна быть адаптирована деловая стратегия. Если смотреть еще глубже, то метод Портера представляет собой особым образом структурированный анализ того, каким образом технико-экономические характеристики и особенности отрасли влияют на интенсивность конкуренции, а через последнюю на уровень прибыльности вложенного капитала [12, С. 54].