Конкуренция брендов нв рынке сотовых операторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить - имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое.

Содержание

Введение
Теоретические основы оценки конкуренции на рынке сотовых операторов
1.1 История развития сотовой связи в России
1.2 Тенденции развития сотовой связи в Росси
1.3 Маркетинговые исследования на рынке сотовой связи при поиске потенциальных клиентов
1.4 Методы конкурентной борьбы на рынке сотовых операторов
2 Маркетинговые услуги сотовой связи
2.1 Маркетинговые мероприятия компании ОАО «ВымпелКом»
2.2 Характеристика оператора сотовой связи TELE2
2.3 Сотовая связь в Центрально-Черноземном районе
3 Антимонопольная политика, как метод регулирования совершенной конкуренции на рынке сотовой связи
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсячек- (Автосохраненный).docx

— 60.72 Кб (Скачать)

       таблице показаны операторы, работающие в регионе, и области, в которых они имеют  активных абонентов. Доля оператора  «Скай Линк» значительно меньше 1%, и компания не оказывает практически  никакого влияния на развитие рынка  сотовой связи в регионе.  
«Птица-тройка» 
Несомненно, главную роль в регионе, как и в целом по стране, играет «большая тройка» российских сотовых операторов. 
МТС начал работать во всех регионах Центрального Черноземья в 1999 г. через свою дочернюю компанию «Реком» (за исключением Тамбова, где он долгое время работал в качестве роумингового партнера с «Тамбовэлектросвязью»). В Тамбове же сеть МТС была запущена только в 2002 г., после получения лицензии на этот регион. Однако первенство выхода на рынок не помогло оператору остаться «номером один» по количеству абонентов. Практически во всех регионах, за исключением Тамбова, МТС уступает по этому показателю «ВымпелКому». 
Первым регионом в ЦЧР, где начал работать «ВымпелКом», стал Воронеж. Произошло это в 2000 г. Осенью 2001 г. были запущены сети оператора в Белгороде и Липецке. Осенью 2002 г. заработала сеть в Курске, а ровно через год – в Тамбове. 
Последним из «большой тройки» в 2002 г. пришел в Черноземье «Мегафон». Сначала был запуск в коммерческую эксплуатацию сетей в Воронеже, через год в Белгороде, Липецке и Тамбове, а в I квартале 2004 г. – в Курске. Одной из проблем «Мегафона» стало то, что приблизительно в то же время на рынок региона вышел Tele2, и потенциальные пользователи охотнее обращались в компанию, продвигавшую услуги под лозунгом «Всегда дешевле» и устраивавшую подчас скандальные рекламные акции. На этом фоне более сдержанный в своих маркетинговых проявлениях «Мегафон» несколько
 
 

       потерялся. В результате он занимает в регионе 4-е место.

       Перспективы 
Несмотря на то что проникновение сотовой связи в Центрально-Черноземном регионе находится на довольно высоком уровне, раздел рынка еще не завершился. Не исключено перераспределение рыночных долей операторов: присутствие Tele2 на рынке не добавляет спокойствия его старожилам, отвоевавшим себе существенную долю. Косвенным подтверждением служит то, что в масштабах всей страны Tele2, похоже, не испытывает влияния близкого насыщения рынка – его объемы подключений держатся на весьма приличном уровне. Он составил серьезную конкуренцию «МегаФону» в ЦЧР, что не может не наводить на определенные размышления. Да и МТС и «ВымпелКому» есть о чем задуматься. Конечно, вряд ли Tele2 удастся занять в регионе хотя бы второе место по количеству абонентов, однако «отвоевать» у конкурентов немалый «кусок» абонентской базы он вполне способен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3     Антимонопольная политика, как метод  регулирования совершенной конкуренции  на рынке сотовой связи

     
    Рынок сотовой связи РФ является рынком олигопольного типа, при котором трое основных его участников: ОАО «ВымпелКом» (торговая марка Билайн), ООО «Мобильные ТелеСистемы» (торговая марка МТС) и компания ОАО «Мегафон» (бренд Мегафон), – контролируют долю рынка в размере 84%. При этом количество абонентов всего в России в декабре 2007 года составило 172 870 000 человек, из них МТС – 33%, Билайн – 30% и Мегафон – 21%. [7]  
Когда речь идет о рынке сотовой связи, аналитики обычно употребляют такой оборот: «Большая тройка» и региональные операторы. Такое выражения еще больше характеризует этот рынок высокой степенью монополизации и превосходством трех лидеров.  
   Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также пропаганда и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для все участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.  Главная цель государственного вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.  
Таким образом, суть фактически любой антимонопольной политики  
 
 

    заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации  ее побочных последствий, связанных  с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.  
   При применении механизмов антимонопольной политики необходимо найти «золотую середину» социально-положительного эффекта, который должен учитывать не только выигрыши потребителей, но и выигрыши производителей, когда последние могут повысить инвестиционную привлекательность отрасли, увеличить налоговые поступления в бюджет и другое.

       В истории развития российской отрасли связи были нарушения, которые привлекли внимание Федеральной антимонопольной службы (далее ФАС). При заключении договоров по межоператорским расчетам  МТС, Билайн и Мегафон установили цену между собой в размере 0,95 руб./минута, а для других операторов – 1,1 руб./мин. Ассоциация региональных операторов назвала такое решение «дискриминационным» и пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу, которая в середине августа 2006 года обвинила «большую тройку» в сговоре и предписала устранить нарушения. 
   Сотовые операторы часто используют элементы недобросовестной конкуренции в сфере рекламы. Таким способом создается дополнительное привлечение новых абонентов в их сеть, либо скрывается какое-либо удорожание цены на определенную позицию за счет акцентирования внимания на конкретном преимуществе. Особо крупные нарушения привлекли внимание ФАС после вступления поправок новой редакции закона «О связи» в 2006 г.  
Так, компания МТС, выпустила тарифный план «Первый» в августе 2006 года. В рекламе содержалась следующая информация: «Новый тариф «Первый». Все входящие 0 $, стоимость минуты 0,07 $», а также поясняющий текст: «...Указана стоимость исходящего вызова на мобильные и стационарные телефоны Вашего  
 
 
 

    региона при нахождении в домашней сети без  учета платы за установление соединения…». Этот текст был напечатан мелким нечитаемым шрифтом, что не позволило  потребителям вникнуть в смысл информации, суть которой в том, что реальная стоимость исходящего вызова складывается из однократно взимаемой платы за установление соединения (0,11 $) и платы  за минуты вызова (0,07 $). В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой  отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители. 
    Таким образом, законодательная база в нашей стране разработана на достаточно высоком уровне, а действия ФАС приобрели разумный и качественный оборот. Но, тем не менее, использование законодательных и других административных мер являются не единственными механизмами, формирующими антимонопольную политику в России.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
 

     В данной курсовой работе была рассмотрена  тема «Конкуренция брендов на рынке сотовых операторов. Маркетинговые и коммуникативные аспекты»

     В первой главе рассмотрена история  развития сотового бизнеса в России. Можно выделить следующие тенденции  развития сотового рынка в России:

     1) Активный рост абонентов мобильной  связи в регионах.

     2) Консолидация активов операторов  сотовой связи.

     3) Снижение тарифов и рост трафика  передачи данных в общем объеме  услуг мобильной связи.

     О планах построения федеральных сетей  сегодня наиболее уверенно заявляют следующие компании:, «Вымпелком», «Tele2».

       Компания «ВымпелКом» предоставляет свои услуги под семейством торговых марок «Билайн», одной из наиболее известных торговых марок в России. Число абонентов на конец 2006г. исчисляется 55,1млн человек. Сеть Билайн работает на территории 76-и субъектов РФ, расположенных во всех федеральных округах Российской Федерации. Лицензии на предоставление услуг сотовой связи группы компаний "ВымпелКом" охватывают территорию, на которой проживает около 98% населения России, включая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. ОАО «ВымпелКом» стал первой российской компанией, включенной в листинг Нью-йоркской фондовой биржи (NYSE). Акции компании котируются на NYSE под символом VIP. Конвертируемые облигации «ВымпелКом» котируются под символом VIP-05.

     Выявлено  использование маркетинга в сфере  услуг сотовой связи, отдельным  параграфом рассмотрена теория маркетинговых  исследований рынка сотовой связи  при поиске потенциальных клиентов. 
 
 
 
 
 

     Вторая  глава посвящена изучению маркетинга услуг сотовой связи на примере  российского сотового оператора  ОАО «ВымпелКом» и «Tele2». Описаны этапы развития компаний, проведен анализ технико-экономических показателей деятельности предприятий.

     С уверенностью можно сказать, что  компания «ВымпелКом» за 2006г. добилась значительных успехов по привлечению  новых клиентов не только на территории России, но и в странах СНГ, Украине  и Казахстане. Число абонентов  в России за 2006г. увеличилось на 17304400 человек., в Казахстане на 1382000 человек. За год существования в Украине  ОАО «ВымпелКом» приобрел 278000 человек, в Узбекистане 421400 человек, В Таджикистане -26700 человек.

     Доля  рынка преобладает в таких  странах, как: Россия( 33.9%), Казахстан (40,6%), Узбекистан (31,5%). Незначительная доля рынка в Украине (0,8%) и и в  Таджикистане (9,5%). Это объясняется  тем, что ОАО «ВымпелКом» только в этом году проник на сотовый рынок  этих стран.

     В свою очередь компания «Tele2» добилась следующих результатов:

     В течение последних двух лет они стали самым быстрорастущим сотовым оператором на российском рынке и сейчас являемся здесь четвертым по величине оператором. В 2001-2007 годах компания TELE2 инвестировала порядка 1 миллиарда долларов в российские операции и сейчас работает в 16 регионах России. Готовятся к запуску сети в южных субъектах федерации, плюс у «Tele2» есть еще 17 региональных GSM-лицензий. Численность их абонентов, по состоянию на 30 июня 2008 года, составляла 9 485 000 человек. У этого оператора довольно устойчивая абонентская база, постоянно растущие показатели. 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы: 

       1. Бобков В.Ю. Системы мобильной  связи: учебное пособие/ В.Ю.  Бобков; под ред. В.И. Дмитриева.- Спб.: ГУТ, 2005.- 198с.-(Рек.М-вом образов.РФ).-ISBN 5-7155-0187-3.

       2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: учебное пособие/ Е.П. Голубков- М.: Финпресс, 2004.-328с.-(Рек.М-вом образов.РФ).-ISBN 5-7865-3167-9.

       3. Горностаев Ю.М. Мобильные системы  3-го поколения: учебное пособие/  Ю.М. Горностаев -М.: МЦНТИ, 2006. -157с.-(Рек.М-вом  образов.РФ).-ISBN 5-7589-2565-8.

       4. Ковалев А.И. Маркетинг в системе  управления предприятием: учебное  пособие/ А.И. Ковалев; под ред.  В.В Войленко.- М.: МДНТП.- 2003.-485с.- (Рек.М-вом  образов.РФ).-ISBN 5-6806-0568-6.

       5. Гребенников А.Н. Целевой сегмент  рынка и целевая аудитория/  А.Н. Гребенников//Маркетинг и  маркетинговые исследования в  России.- 2006. - №8. - С24-37.

       6. Громаков Ю.А. Стандарты и системы  сотовой связи/ Ю.А. Громаков// -Мобильные системы.- 2007.-№6. - С14-19.

       8. Карич Д.А. ОАО «ВымпелКом»  идет на обновление бренда. Вынужденная  мера?/ Д.А. Карич //Сотел.- 2006.-№10. С39-52.

       9. Ратынский Н.В. Сеть «Билайн»/Н.В.  Ратынский//Мобильные системы.-2007.- №4. С14-25.

       10. Савинов Ю.А. Конкуренция на  отечественном рынке связи/ Ю.А.  Савинов// Вестник связи.- 2007.- №5. С36-58. 
 
 
 
 
 

       11. Соловьев Б. А. Тенденции развития  сотовой связи в России/ Б. А.  Соловьев// Мобильные системы.-2007.- №  7.С17-24.

       12. Швальбе. А.К. Практика маркетинга  в развитии сотовой связи/ А.К.  Швальбе// Mobile Club.- 2007.- № 2. С 48-61.

       13. Официальный российский справочник  мобильных систем [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.mobilerussia.ru/operator/ beeline/3125/nln.27.htm - Загл. с экрана.

       14 Официальный сайт ОАО «ВымпелКом»  [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www. beeline.ru- Загл. с экрана.

       15. Официальный сайт ОАО «Мегафон»  [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.megafon.ru- Загл. с экрана.

       16. Официальный сайт ОАО «МТС»  [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www. mts.ru- Загл. с экрана.

       17. В. Тамберг, А. Бадьин. Бренд:  боевая машина бизнеса.- СПб.: Питер, 2005. - 336с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конкуренция брендов нв рынке сотовых операторов