Коммуникативная политика в международном маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 07:52, доклад

Описание работы

Коммуникативная политика в системе маркетинга — это перспективный курс действий предприятия (или его представителей), направленный на планирование и осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы на основе обоснованной стратегии использования комплекса коммуникативных средств (коммуникативного микса), обеспечивающих стабильное и эффективное формирование спроса и продвижения предложения (товаров и услуг) на рынки с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.

Работа содержит 1 файл

Коммуникативная политика в международном маркетинге.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Среди приемов и средств стимулирования сбыта наиболее эффективны: скид­ки с цены, купоны, презентация товара, гарантии возврата денег, продажа товара в кредит, премии, лотереи.

Личная продажа — вид продвижения, который предполагает личный контакт продавца с покупателем, взаимодействие, общение с покупателем, в процессе кото­рого устно представляются потребительские характеристики товара и принима­ется совместное решение о возможности (невозможности) сделки, купли-продажи товара. В отличие от рекламы это средство коммуникации осуществляется в форме диалога, а не монолога.

Личная продажа — это не только средство формирования плановых взаимо­действий с покупателем, но и форма осуществления сбытовых операций, способ получения информации о потребителях, их отношении к покупке того или иного товара.

 

Таблица 4 Приемы и средства стимулирования сбыта

 

Мероприятия

Задачи

Стимулирование потребителя

Скидки с иены по условиям приобретения оговоренного количества товаров

Бонусные скидки

Сезонные скидки

Предпраздничные скидки

Скидки по категориям потребителей

Скидки на устаревшие модели

Скидки при покупке товара за наличный расчет

Скидка при покупке товара с возвратом старой модели

Распространение купонов

Продажа товара с премией в виде сопутствующего товара или сувенира

Бесплатные образцы для потенциальных покупателей

Конкурсы, лотереи, викторины, телевизионные игры

Создание и улучшение процесса взаи­модействия то­вара, фирмы и потребителя

Стимулирование торговых посредников

Скидки с цены при зафиксированном объеме партии приобретаемого товара

Бесплатное предоставление определенного количества товара, указанного в до­говоре купли-продажи, при условии закупки установленного объема товара

Бесплатная апробация образцов

Обучение и повышение квалификации персонала

Конкурсы дилеров

Реклама на местах реализации товара

Предоставление «сбытового зачета» за включение продукции фирмы-произво­дителя в номенклатуру торгового посредника

Компенсация затрат на рекламу фирмой-продавцом при проведении совмест­ной с посредником рекламной кампании

Скидки с цен в зависимости от объема, оборота и повторных покупок

Стимулирование фирмы-производителя

Премии лучшим работникам

Предоставление дополнительного отпуска

Встречи работников торговли фирмы.

Конкурсы продавцов фирмы

Распространение книг, буклетов, справочников о сбыте

Конкурсы служб внешних связей

Организация отдыха и туристических поездок для передовиков фирмы

Привлечение передовиков фирмы к обсуждению и распределению результатов деятельности фирмы

Моральное поощрение сотрудников — присвоение почетных званий, поздравле­ние и вручение памятных подарков

 

Информирова­ние, советы, стимулирование и мотивация торговых по­средников для улучшения про­изводственного потенциала тор­говли с целью поставки това­ров

Стимулирование фирмы-производителя

Премии лучшим работникам

Предоставление дополнительного отпуска

Встречи работников торговли фирмы.

Конкурсы продавцов фирмы

Распространение книг, буклетов, справочников о сбыте

Конкурсы служб внешних связей

Организация отдыха и туристических поездок для передовиков фирмы

Привлечение передовиков фирмы к обсуждению и распределению результатов деятельности фирмы

Моральное поощрение сотрудников — присвоение почетных званий, поздравле­ние и вручение памятных подарков

Улучшение потенциала внутренних и внешней служб с помо­щью информи­рования, сове­тов, обучения, стимулирования и мотивации

 

Личная продажа имеет коммуникативные особенности, которые сводятся к сле­дующим отличиям по сравнению с другими видами продвижения товара:

непосредственный, личный контакт продавца и покупателя;

диалоговый характер взаимодействия;

возможность установления длительных партнерских взаимоотношений про­давца и покупателя;

наличие действенной обратной связи со стороны покупателя;

высокая результативность осуществления этого средства коммуникации;

сравнительно высокая удельная стоимость;

возможность накопления маркетинговой информации о спросе.

Процесс личной продажи — достаточно сложный комплекс процедур, в кото­рый входят такие этапы, как поиск потенциальных клиентов-заказчиков; иден­тификация заказчика, идентификация ситуация, презентация, адаптация презен­тации к личностным качествам продавца, проведение переговоров с заказчиком, контраргументация и заключение сделки, развитие взаимоотношений с заказчи­ком в ходе послепродажного обслуживания.

Паблик рилейшнз, или работа (связь) с общественностью, направлена на фор­мирование и поддержание благоприятного имиджа фирмы, на убеждение общест­венности в необходимости деятельности фирмы и ее благотворном влиянии на жизнь общества.

Возникновение, формирование и развитие паблик рилейшнз как искусства и науки о способах и методах достижения гармонии, взаимопонимания и при­знания деятельности той или иной компании общественностью связано с расши­рением важнейшего принципа предпринимательства: бизнес зависит от общест­венного мнения.

Работа с общественностью, как и реклама, является инструментом коммуни­кативной политики предприятия и базируется на принципах взаимопонимания, правдивости, ясности, полной информированности и сотрудничества, единства слова и дела.

ПР — это плановая, непрерывная деятельность но созданию и развитию все­стороннего понимания и доверия общественности к фирме, ее значимости и имиджу. Французский специалист в сфере ПР Г. Лерой считает, что ПР — это «комплекс скоординированных мер по воздействию на общественное мнение, направленных на то, чтобы изменить в свою пользу установки и поведение людей».

Питер Диксон приводит точку зрения журнала «Public Relations News» о ПР как о функции управления, «посредством которой оценивается мнение общест­венности, политика и тактика организации соотносится с общественными инте­ресами, а также реализуется программа действий (и связей) в целях завоевания признания и расположения общественности».

Причинами широкого и активного распространения ПР за рубежом и в Рос­сии являются: расширение предпринимательской деятельности; развитие ры­ночных отношений; демократизация поведения потребителя; повышение роли общественного мнения при создании и реконструкции крупных хозяйственных объектов и производственных технологий; усиление авторитета федеральных и муниципальных структур в регулировании рыночных отношений; рост числа общественных и общинных (коммунных) организаций, активно включающихся в коммуникативные процессы бизнеса и общественных отношений.

В США уже в 1968 г. в структуре 110 из 150 крупнейших промышленных кор­пораций имелись полностью укомплектованные международные отделы ПР, объем их затрат на мероприятия ПР за пределами США в 1971 г. составил более $50 млн. В 1993 г. из 500 крупнейших компаний, входящих в список «Fortune-500», 439 фирм имели специализированное подразделение ПР. В США в 1993 г. на­считывалось 5400 подразделений ПР в компаниях и фирмах.

В России ПР как совокупность комплекса мероприятий возникла в сфере фи­нансов, коммерческих банков, а теперь охватывает бизнес-коммуникации в та­ких сферах, как телекоммуникации, фармацевтические, медицинские и образо­вательные услуги.

Практика показывает, что чем более бизнес зависит от общественного мнения о фирме, ее продукции и услугах, тем большие вложения необходимы в сферу коммуникаций с общественными образованиями, а это повышает значение ПР как инструмента и средства роста эффективности взаимодействия субъектов мар­кетинговой системы с обществом.

Теория маркетинга-взаимодействия определяет основную цель ПР как дости­жение взаимопонимания и согласия предпринимательской структуры с обществен­ными организациями, с мнением общества в целом в сфере деятельности этой структуры. В контексте маркетинговых коммуникаций это означает, что цель дея­тельности той или иной фирмы — это удовлетворение потребности потребителя путем производства и продажи товара, который отвечает современным требова­ниям общества, а не получение запланированной прибыли.

Общая функция ПР-предприятия включает следующие основные функции: информационную, имиджа, управленческую, коммуникативную, сохранения жиз­неспособности.

Информационная функция связана с предоставлением информации о фирме целевым группам, чтобы дать полное представление о предприятии и его поло­жении.

Функция имиджа означает формирование имеющегося и постоянно обновляе­мого образа предприятия в общественном мнении.

Управленческая функция — это регулирование позиции фирмы на рынке с уче­том мнения общественности.

Коммуникативная функция ответственна за формирование контактов и взаи­модействия предприятия с общественными и территориальными образованиями (объединениями, религиозными и партийными организациями, потребителями, другими странами).

Функция сохранения жизнеспособности предполагает проведение мероприятий по доверительному обоснованию необходимости, пользы деятельности конкрет­ной фирмы для общественности.

Средства и методы ПР определяются в зависимости от установленных целей, которые достигаются благодаря конкретным мероприятиям ПР.

Связи с общественностью налаживаются и осуществляются по следующим ос­новным направлениям:

формирование связей со средствами массовой информации;

организация связей с целевыми группами;

установление связей с государственными и общественными организация­ми, объединениями.

В качестве важнейших можно отметить следующие мероприятия ПР: инфор­мация для журналистов; брифинги, пресс-конференции; издание указателей и спра­вочников о ПР; организация для общественности докладов, дней открытых дверей, праздников, торжеств и выставок о деятельности фирмы; издание или участие в издании журналов о ПР; спонсорство и поддержка пауки, исследований, обра­зования, искусства и спорта; деятельность по охране окружающей среды; прояв­ление заботы о детях и пенсионерах.

Установление действенных связей с помощью ПР позволяет осуществлять ре­гулярное распространение сведений о фирме для привлечения к ней внимания, укреплять взаимоотношения фирмы и конкурентных групп потребителей, регу­лировать процессы предпринимательской деятельности совместно с органами федеральной и муниципальной власти.

Остальные элементы коммуникативного микса (прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брендинг) рассмотрены достаточно подробно в рабо­тах отечественных авторов, с которыми рекомендуется ознако­миться самостоятельно.

 

Вопрос 2. Особенности коммуникативной политики на международных рынках

 

Международные рыночные сети в условиях глобализации экономических отно­шений и интеграции бизнес-коммуникаций обладают особенностями по сравне­нию с национальными процессами рыночных отношений, которые находятся все еще на стадии формирования. Международные рыночные сети функционируют в условиях, характерными чертами которых являются: доступность, всеобщ­ность рыночных сетей в рамках, установленных мирохозяйственными связями; ступенчатость развития с учетом накопленного опыта, потенциала и форм инте­грации фирм в международные сети; интенсификация внедрения компьютериза­ции, информатизации и мультимедиатехнологий, возможность интерактивного взаимодействия как на реальных, так и на виртуальных рынках; конвергенция и дивергенция процессов в сфере национальных культур при внедрении на рынки других стран «мультинациональных» товаров; логистизация финансовых дело­вых коммуникаций и формирование стандартизации и единого жизненного цик­ла финансовых услуг; формирование процесса стандартизации рекламной дея­тельности.

Как отмечает профессор Д. И. Баркан, «Сегодня вряд ли можно однозначно ответить на вопрос о том, чего больше в современном международном бизнесе — конвергентного или дивергентного, — но и у практиков, и у теоретиков не вызы­вает сомнения главное: эффективная стратегия любой фирмы (за редким исклю­чением) в эпоху глобализации должна сочетать в себе максимальное использова­ние национального везде, где это возможно»

Особенности функционирования международных рыночных сетей сказывают­ся и на коммуникативной политике фирм, осуществляющих международные бизнес-коммуникации.

Как отмечалось, задачей коммуникативной политики является формирование и управление процессом обеспечения бизнес-субъектов необходимой информа­цией, отражающей состояние и перспективы внутреннего и международного рын­ков сбыта с целью взаимодействия с имеющимися и потенциальными покупате­лями. В этом контексте в качестве средств реализации коммуникативной политики используются реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик рилейшнз и др.

X. Мефферт считает, что процесс коммуникативной политики в международ­ном маркетинге включает в себя совокупность действий (решений), выполнение которых дает начало коммуникативному циклу (взаимодействию) между отпра­вителем и получателем информации. Наиболее важным в коммуника­тивной политике на зарубежных рынках является создание унифицированной коммуникативной концепции для внешних рынков, которая формировала бы наиболее значимое представление о национальной фирме на мировом рынке. При этом следует иметь в виду необходимость преодоления (устранения) воз­можного негативного отношения к стране (которую представляет фирма, выхо­дящая па зарубежный рынок) и ее товарам, а также трудности, которые будут иметь место в связи с ростом цепей и каналов распределения товара за рубежом.

Необходимость планирования и разработки коммуникативной политики, ис­пользуемой на международных рынках, вызвана рядом причин, которые могут повлиять на эффективность передачи информации бизнес-партнерам, а главное — покупателям на внешних рынках. Так, информация может не достичь аудитории ввиду ограниченности радиуса ее действия, неясности возникновения языковых барьеров. Информация может не восприниматься получателем, так как она не учитывает общественную и культурную среду страны, где расположен получа­тель информации. Даже в случае получения и правильного понимания информа­ции она может не побудить получателей к желаемым фирмой действиям, так как нарушена мотивация целевых групп.

Поэтому для планирования коммуникативного микса необходим глубокий си­туационный анализ факторов, связанных не только с функционированием кон­кретного отечественного предприятия (вид деятельности, размеры, финансовые возможности, развитость сети партнеров), но и факторов окружающей внешней зарубежной среды. При этом особое внимание целесообразно уделять анализу размеров и структуры внешних рынков, культурных особенностей, применяемых средств массовой информации (их видов и доступности), деятельности сущест­вующих за рубежом фирм, занимающихся маркетинговыми исследованиями и раз­работкой рекламных мероприятий. Последнее важно, так как с ростом интернацио­нализации бизнеса возрастает уровень предпринимательского риска, в целях снижения которого предприятия могут прибегать к услугам специализирован­ных зарубежных фирм, агентов и институтов, обладающих опытом проведения необходимых маркетинговых исследований и оказания рекламных услуг.

Информация о работе Коммуникативная политика в международном маркетинге