Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка коммуникационной политики для выбранного промышленного предприятия.
Для написания работы поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты формирования коммуникационной политики предприятия;
– охарактеризовать деятельность предприятия;
– рассмотреть организационно–экономическую характеристику предприятия;
– провести исследование коммуникационной политики предприятий, работающих на рынке хлебопекарной промышленности;
– исследовать потребительские предпочтения при выборе хлебобулочных изделий;
– проанализировать развитие рынка хлебобулочных изделий Краснодарского края;
– разработать предложения по совершенствованию коммуникационной политики предприятия;
– рассчитать экономическую эффективность разработанных предложений.
Введение
В последнее время мы стали свидетелями существенных изменений в процессе выведения товаров на рынок. Вследствие усиления конкуренции и насыщения многих рынков товарами становится недостаточным иметь хорошие продукты и услуги. Для того, чтобы продать товар, необходимо потребителю знать о товаре и производителе его выпускающем. Вся эта информация доходит до потребителя по средствам коммуникаций. Зачастую производители игнорируют коммуникационную политику и как следствие имеют неосведомленных потребителей и низкие продажи. Именно поэтому тема коммуникационной политики очень важна и актуальна в наши дни.
Для увеличения объёма продаж и получения прибыли необходимо донести до потребителя выгоды от использования продукта или услуги. Сегодня следует чётко позиционировать товар на рынке с учётом желаний потребителя и обозначать ценность торговой марки заказчика относительно брендов конкурента. Более того, поведенческие установки постоянно изменяются.
Поэтому компания на конкурентном рынке, не учитывающая этих факторов, а, следовательно, и не проводящая активной коммуникативной политике, обречена на провал.
Эмпирическая часть курсовой работы заключается в том, что для выявления потребительских предпочтений и дальнейшей разработки предложений, основанных на этих предпочтениях, был использован метод социологического исследования – анкетирование.
Целью данной курсовой работы является разработка коммуникационной политики для выбранного промышленного предприятия.
Объектом исследования выбрано ОАО «Армхлеб».
Для написания работы поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты формирования коммуникационной политики предприятия;
– охарактеризовать деятельность предприятия;
– рассмотреть организационно–экономическую характеристику предприятия;
– провести исследование коммуникационной политики предприятий, работающих на рынке хлебопекарной промышленности;
– исследовать потребительские предпочтения при выборе хлебобулочных изделий;
– проанализировать развитие рынка хлебобулочных изделий Краснодарского края;
– разработать предложения по совершенствованию коммуникационной политики предприятия;
– рассчитать экономическую эффективность разработанных предложений.
1 Теоретические аспекты коммуникационной политики фирмы
1.1 Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание. Стратегия маркетинговых коммуникаций
Комплекс маркетинговых коммуникаций
Современный маркетинг требует гораздо большего, чем создать товар, удовлетворяющий потребности клиента, назначить на него подходящую цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмы должны осуществлять коммуникацию со своими клиентами. При этом в содержании коммуникаций не должно быть ничего случайного, в противном случае, у фирмы уменьшится прибыль из-за больших расходов на осуществление коммуникации и из-за нанесенного ущерба имиджу фирмы.
Непосредственно сам процесс коммуникации включает в себя девять элементов и представлен Ф. Котлером в следующей модели:
Рисунок 1.1 – Основы коммуникации
Отправитель – сторона, посылающая обращение другой стороне (фирма-клиент).
Кодирование – набор символов, передаваемых отправителем.
Средства распространения информации – каналы коммуникации, по которым обращение передается от отправителя к получателю.
Расшифровка – процесс, в ходе которого получатель придает значение символам, переданным отправителем.
Получатель – сторона, получающая обращение, переданное другой стороной.
Ответная реакция – набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.
Обратная связь – часть ответной реакции, которую получатель доводит до сведения отправителя.
Помехи – незапланированные вмешательства среды или искажения, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что послал отправитель.
Данная модель включает основные факторы эффективной коммуникации и определяет основные этапы работы над созданием действенной системы коммуникаций:
– выявление целевой аудитории;
– определение степени покупательской готовности аудитории;
– определение желаемой ответной реакции целевой аудитории;
– составление обращения к целевой аудитории;
– формирование комплекса маркетинговых коммуникаций фирмы;
– разработка бюджета комплекса маркетинговых коммуникаций;
– претворение в жизнь комплекса маркетинговых коммуникаций;
– сбор информации, поступающей по каналам обратной связи;
– корректировка комплекса маркетинговых коммуникаций.
Если фирме за определенное время удалось перевести свою целевую аудиторию в желаемое состояние покупательской готовности, то коммуникатор должен вновь начинать деятельность по созданию комплекса маркетинговых коммуникаций данной модели; а в случае выявления еще одной или ряда целевых аудиторий.
Основой формирования эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций является сегментирование, которое позволяет получить необходимую информацию социально–экономических и психологических характеристик целевых аудиторий фирмы.
На структуру комплекса маркетинговых коммуникаций также влияют:
– тип товара (товары широкого потребления или товары промышленного назначения);
– этап жизненного цикла товара;
– степень покупательской готовности потенциального клиента;
– стратегия продвижения (стратегия проталкивания или привлечения);
– особенности комплекса маркетинговых коммуникаций конкурентов;
– финансовые возможности фирмы.
Стратегия маркетинговых коммуникаций
Для успешного выхода на рынок предприятие, ориентируясь на выбранный целевой рынок, а точнее, предпочтительный для него сегмент целевого рынка (в рекламной практике – контактная аудитория), должно предложить своим потенциальным покупателям (потребителям) привлекательный для них товар рыночной новизны. В соответствии с этим, планируется проведение мероприятий с целью формирования спроса на товар, главным из которых является торговая реклама.
Выделяют 2 модели коммуникаций:
1. Модель межличностной коммуникации (простой);
2. Модель массовой коммуникации.
В самом общем виде модель простой или межличностной коммуникации состоит из следующих основных элементов: коммуникатор (кто?; передающий сообщение), сообщение (что?; содержание послания в знаковой либо иной форме) и реципиент (кому?; адресат, принимающий сообщение).
Рисунок 1.2 – Модель межличностных коммуникаций
Любая коммуникация предполагает обмен сигналами между передатчиком (коммуникатором) и приемником (целевая аудитория) с применением системы кодирования–декодирования для записи и интерпретации сигналов. Между передатчиком и приемником находятся шесть элементов системы коммуникации:
– кодирование (преобразование идей в символы, изображения, формы, звуки и т.п.);
– сообщение (совокупность символов, направляемых передатчиком);
– каналы передачи – средства, посредством которых сигнал передается от передатчика к приемнику;
– декодирование – процесс, позволяющий приемнику придавать смысл символам, поступившим от передатчика;
– отклик – совокупная реакция приемника после ознакомления с сообщением;
– обратная связь – часть отклика (реакции) приемника, поступающая передатчику.
Подобная модель пригодна для описания лишь части комплекса маркетинговых коммуникаций, а именно процесса персональной продажи и некоторых приемов устной пропаганды. Подавляющее же большинство коммуникаций маркетинга может быть адекватно представлено с помощью модели массовой коммуникации.
Рисунок 1.3 – Модель массовой коммуникации
Но в этом не все отличия простой коммуникации от массовой. В последней, в отличие от межличностной, коммуникатор и реципиенты разделены в пространстве, а если сообщение передается в записи – то и во времени передачи и приема информации. Кроме того, в массовой коммуникации и реципиенты (или их группы) по отношению друг к другу разделены, иначе говоря, рассредоточены в пространстве.
Степень влияния каждого элемента в обеих схемах на эффективность коммуникации различна. Но приоритеты не являются аргументом для игнорирования любого из них. Практикой доказано, что в организации коммуникационного воздействия на целевую аудиторию нет мелочей. Часто, казалось бы, несущественная на первый взгляд деталь может свести на нет разумно спланированную кампанию.
1.2 Составные элементы политики коммуникаций хлебозавода
Товаропроизводители и их посредники для продвижения товара используют маркетинговые коммуникации. В зависимости от рода деятельности фирмы выбор маркетинговых коммуникаций может быть различен. Самыми актуальными коммуникациями для хлебозавода являются: стимулирование сбыта и относящиеся к нему арома – маркетинг и упаковка; PR, составным элементом которого является спонсорство.
Рисунок 1.4 – Средства коммуникации, применяемые
Стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта – это средство маркетинговых коммуникаций, которое использует множество побудительных методик в отношении потребительской и торговой аудитории, чтобы вызвать специфические измеряемые действия или реакции. Стимулирование сбыта производится для реализации следующих целей: добиться испытания товара новыми пользователями, представить новый или улучшенный товар, стимулировать повторное пользование товаром, подвигнуть на более частые или более многочисленные покупки, направить покупательскую активность в другое русло, сохранить клиентов за счет предоставления видимого вознаграждения, усилить рекламу или личные продажи, стимулировать поддержку торговли.
PR (Public Relations). Public Relations предназначены для создания и поддержания благожелательного отношения к корпорации или торговой марке и контроля их имиджа. PR – создание (положительного/
Спонсорство. Спонсорство (в современной трактовке) вошло в нашу жизнь спонтанно, на волне преобразований начала 90–х годов прошлого века. На западе спонсорство зачастую определяется как один из видов предпринимательской деятельности. Спонсорство дает возможность привлечь к реализации проектов спонсора спонсируемую сторону, чем достигается синергетический эффект по созданию и укреплению позитивного образа спонсора, по формированию благоприятных условий развития бизнеса. Большое значение имеет выбор сферы спонсорства. Это может быть спорт, культура и искусство, здравоохранение, образование, издание книг и т.д. Одной из самых популярных форм спонсорской деятельности стало информационное спонсорство. Как правило, к услугам информационного спонсора прибегают при организации тех или иных мероприятий (конференции, выставки, фестивали, конкурсы и т.п.). Задача информационных спонсоров – сделать так, чтобы о мероприятии узнало как можно больше людей.
Арома–маркетинг. Арома–маркетинг – ароматизация воздуха для стимулирования продаж и благоприятного влияния на покупателя. Маркетинговые исследования показывают, что наличие приятных ароматов вынуждает покупателей проводить в магазинах на 15–20% дольше, чем обычно. А это, соответственно, положительно сказывается на уровне продаж. Приятный аромат побуждает к импульсивным покупкам. Арома – маркетинг позволит выделиться среди конкурентов, подчеркнуть стиль, имидж и статус компании. Сенсорный маркетинг способствует созданию праздничной атмосферы. Ароматы идеально подходят для продвижения именно продуктов. Ведь существует столько вкусных и приятных ароматов! Арома–технологии позволяют скопировать любой из них. Арома – маркетинг – это эффективно. Использование запаха как инструмента рекламы и маркетинга – это надежный способ привлечения и удержания клиентов, увеличения объемов продаж и прибыли. Ведь с помощью запаха можно воздействовать не только на разум клиентов, но и на их чувства и подсознание.
Упаковка. Использование упаковки как средства стимулирования сбыта товара предусматривает разработку, например, такой упаковки, которая при потреблении товара не выбрасывается, а может быть применена как самостоятельный товар: привлекательные стеклянные или пластмассовые баночки для упаковки конфет, прозрачные кофейники для упаковки кофе и т.д. Кроме того, упаковка, предлагающая товар в комплекте с другим, согласующимся с ним, может увеличить общий объем продаж, в частности, в подарочных наборах и т.д.
Таблица 1.1 – Преимущества и недостатки элементов коммуникаций
хлебозавода
Средство коммуникации | Преимущества | Недостатки |
Стимулирование сбыта | 1. Дает стимул для незамедлительной покупки 2. Добавляет волнения, зрелищности 3. Стимулирует покупки «на пробу» 4. Стимулирует постоянные или повторные покупки 5. Увеличивает частоту покупок и/или их объем 6. Развивает торговлю за счет напоминания | 1. Может установить ошибочные розничные цены 2. Некоторые потребители не будут покупать до тех пор, пока нет скидки с цены 3. Допускает мошенническое погашение купонов и воровство подарков 4. Может снизить образ торговой марки, создать нечувствительность к брендам
|
PR | 1. Может установить ошибочные розничные цены 2. Некоторые потребители не будут покупать до тех пор, пока нет скидки с цены 3. Допускает мошенническое погашение купонов и воровство подарков 4. Может снизить образ торговой марки, создать нечувствительность к брендам | 1. Недостаточный контроль над тем, какое освещение получают сюжеты 2. Сюжет, который рассказывается в новостях, должен быть одобрен посторонними людьми 3. Трудно измерить окончательный результат воздействия
|
Спонсорство | 1. Дает право получения определенных предпочтений и рекламных услуг 2. Популяризация фирменной символики 3. Дает дополнительные информационные поводы, связанные с компанией и/или ее продуктом: презентация события, спонсорской программы, освещение хода события, подведение его итогов, пресс–конференции и т.д. |
|
Арома – маркетинг | 1. Позволяет выделиться среди конкурентов 2. наличие приятных ароматов вынуждает покупателей проводить в магазинах на 15-20% дольше, чем обычно 3. Арома–технологии позволяют скопировать любой из ароматов |
|
Упаковка | 1. Информацию о предложении потребителю определенной экономии против обычной цены товара помещают на этикетке или на упаковке товара. 2. Это может быть упаковка-комплект, когда продается набор из сопутствующих товарах | 1. Способ стимулировать кратковременный рост сбыта товара |
Информация о работе Коммуникационная политика фирмы на примере ОАО «Армхлеб»