Изучение покупательских предпочтений на рынке товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является дать оценку покупательским предпочтениям на рынке товаров на примере одного из филиалов компании ТОО «Ак-Ерке».
Объектом изучения является коммерческая деятельность ТОО «Ак-Ерке».
Предмет курсовой работы - изучение покупательских предпочтений на рынке потребительских товаров.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи потребительских рынков и покупательского поведения;
- изучить механизм формирования факторов, которые оказывают влияние на покупательское поведение;
- исследовать покупательские предпочтения на региональном оптово-розничном рынке на примере конкретной компании;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ И ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ………………………………...........................................................
5
1.1 Покупательское поведение: сущность и значение………………………… 5
1.2 Факторы, формирующие мотивы покупательского поведения на потребительском рынке………………………………………………………….. 7
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ОПТОВО-РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АК-ЕРКЕ»……………………………………………………………………….. 14

2.1 Характеристика компании ТОО «Ак-Ерке» и его представительства в г. Лисаковск Костанайской области………………………………………………. 14
2.2 Оценка покупательских предпочтений на региональном рынке кофе ……………………………………………………………………………………... 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая маркетинг.doc

— 615.00 Кб (Скачать)

     Что касается частоты употребления кофе, примерно четвертая часть пьет кофе один раз в день, 14% употребляют  напиток несколько раз в день. 38% - от 2-3 раза в неделю, редко кофе употребляют 8% респондентов. 

     

     Рисунок 8. Частота употребления кофе респондентами 

     Учитывая, что потребление растворимого кофе наиболее распространено среди населения, были выявлены наиболее популярные бренды растворимого кофе на рынке Лисаковска.

     По  всем показателям лидером рынка  растворимого кофе можно назвать Nescafe, уровень известности припоминания которого составляет 83%, доля проникновения на рынок – 61%.

     В пятерку наиболее известных марок  кофе входят такие марки (кроме Nescafe), Carte Noire (53%), Jacobs (52%), Pele (50%). Среди марок, характеризующих наибольшим уровнем проникновения на рынок, можно назвать (кроме Nescafe) MacCoffee (19%), Pele (16%), Tchibo (14%), Jacobs (13%).

     Среди марок, отличающихся наибольшей приверженностью  потребителей, можно назвать: Nescafe (79%), Tchibo (64%), Carte Noire (58%), MacCoffee (57%). В результате проведенного опроса были достигнуты основные цели исследования – изучены потребительские предпочтения на рынке кофе города Лисаковска. 

       

     Рисунок 9. Диаграмма уровня потребления разных марок кофе 

     Большая часть жителей – 60% употребляют кофе. Абсолютное большинство любителей кофе предпочитают растворимый кофе остальным видам – 96%. 70% опрошенных считают, что на рынке кофе представлен недостаточный ассортимент кофейных брендов. В результате исследования выяснилось, что доля «кофеманов», выпивающих более 4 чашек кофе ежедневно составляет лишь 14%, большая часть респондентов предпочитает пить кофе 2-3 раза в неделю – 39%.

     Безусловным лидером среди предпочитаемых брендов  оказалась торговая марка Nescafe - 79%.

     Исследование позволяет сделать следующие выводы:

     1. Национальный рынок кофе имеет  ярко выраженную положительную  динамику роста;

     2. Подавляющее большинство жителей  исследуемого региона потребляют  растворимый кофе – 96%;

     3. Среди предпочитаемых брендов  в большей степени Carte Noire и в меньшей – Jacobs, занимают относительно прочные позиции (рисунки 10 и 11 – в Приложении 3);

     4. Бренд Maxwell house не вошел в число лидеров и не отличается качественным проникновением на рынок, не смотря на ценовое преимущество и значительную глубину ассортиментной группы (рисунок 12 – в Приложении 3); 

Таблица 6. Развернутая модель покупательского поведения

Побудительные факторы маркетинга Прочие раздражители "Черный ящик" сознания покупателя Ответные реакции  покупателя
Товар, цена, методы распространения, стимулирования сбыта Экономические, научно-технические политические и  культурные Характеристики  покупателя Процесс принятия решения покупателем Выбор товара, выбор  марки, выбор дилера, выбор времени  покупки, выбор объекта покупки
 

     Задача деятеля рынка - понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая - характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть - процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.

     Знание  этого механизма позволит более  рационально распределить свои ресурсы  для организации производства соответствующих товаров и услуг. О различных подходах к изучению покупательских потребностей и предпочтений свидетельствует таблица 7. 

Таблица 7. Различные подходы к изучению покупательских потребностей

Точка зрения исследователя Привязанности потребителя
1. Подход  на основе исследования высшей  потребности настоящие будущие
2. Традиционный  исследовательский подход прошлые настоящие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итог данной курсовой работы, можно сказать, что в рыночных условиях предприятия могут добиться успеха только путем переноса акцентов на изучение поведения потребителей, выявляя закономерности в возникновении потребительских предпочтений и используя это в своей повседневной деятельности.

      Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность на рынке, предприятию необходимо сделать все возможное для создания устойчивой потребительской базы. От того, насколько удовлетворены предпочтения потребителей во многом будут зависеть объемы продаж, а значит и эффективность предприятия.

     Покупательское поведение потребителя обусловливается мотивами, которые, в свою очередь, формируются на основе абсолютных и действительных потребностей потребителя. Знание и понимание этих потребностей обеспечивает возможность предприятию более продуманно и целенаправленно строить маркетинговую политику.

     Представленные  теоретические аспекты изучения мотивов покупательского поведения позволяют прийти к выводам, что для создания эффективной маркетинговой деятельности изучение моделей поведения потребителя недостаточно. Необходимо дополнить эти знания изучением и умелым использованием модели принятия потребителем решения о покупке.

     Основная  цель курсовой работы заключалась в том, чтобы дать оценку покупательским предпочтениям на региональном рынке кофе на примере филиала компании ТОО «Ак-Ерке» в г.Лисаковск.

     В процессе написания дипломной работы был собран и систематизирован материал, характеризующий коммерческую деятельность ТОО «Ак-Ерке», который послужил основой для проведения анализа  и оценки эффективности деятельности компании на современном этапе. Особое внимание было уделено завоеванию покупательских предпочтений, так как именно эта позиция сейчас является для предприятия главенствующей.

     Целью дипломной работы является исследование покупательских предпочтений на оптово-розничном рынке кофе на примере ТОО «Ак-Ерке», находящегося в г.Лисаковск.

      В ходе написания работы были выполнены  следующие задачи:

  • рассмотрены теоретические аспекты взаимосвязи потребительских рынков и покупательского поведения;
  • изучены механизмы формирования факторов, которые оказывают влияние на покупательское поведение;
  • исследованы покупательские предпочтения на региональном оптово-розничном рынке на примере конкретной компании;
  • охарактеризованы объекты исследования – ТОО «Ак-Ерке» и его представительство в г. Лисаковск Костанайской области;
  • дана оценка покупательским предпочтениям на рынке объекта исследования – на региональном рынке кофе.
 

     Проведенное маркетинговое исследование рынка  кофе и потребительских предпочтений, показало, что среди предлагаемых продуктов ТОО «Ак-Ерке» есть не только сильные торговые марки, которые легко узнаваемы и являются предпочтительными для клиентов (Carte Noire, Jacobs), но и аутсайдеры – это торговая марка Maxwell house.

     Компании  предстоит принять стратегическое решение – дальше продвигать данный продукт на рынок или отказаться от него в пользу более эффективных торговых марок.

     Экономическим обоснованием стратегических решений  является расчет наиболее оптимального варианта выпуска продукции и  организации системы сбыта продукции. При этом необходимо учитывать не только особенности производственного цикла или организационные особенности сбытовой политики, но и покупательские предпочтения потребителей продукции. Так как можно сколько угодно рассчитывать и оптимизировать производственные и экономические показатели, но если продукция не будет иметь достаточных качественных характеристик, то выполнение заданных параметров окажется невозможным.

     Таким образом, необходимо связать воедино  покупательские предпочтения потребительского рынка кофе и интересы розничных компаний, которые являются для ТОО «Ак-Ерке» целевой аудиторией.

     Используя избирательный дифференцированный подход в товарной и ценовой политике, можно не только увеличить лояльность потребителей, но и добиться равномерности поступления прибыли.

     Весь  комплекс предложенных мероприятий  сможет не только повысить эффективность  и качество работы компании «Ак-Ерке»  на рынке г.Лисаковска, но и позволит ей выйти на новый конкурентный уровень.

     В качестве вывода необходимо отметить современные способы организации коммерческой деятельности на ТОО «Ак-Ерке», умелое использование рыночной ситуации и знание рынка руководством компании, прогрессивное использование современных технологий. Все это может послужить достаточным основанием для более результативного продвижения продукции компании с целью повышения конкурентоспособности на оптово-розничном рынке.

     Применяя  все вышеперечисленные элементы,  ТОО «Ак-Ерке» стремится к достижению следующих результатов:

    • увеличение объема продаж собственной продукции;
    • создание конкурентного преимущества отдельных марок;
    • формирование приверженности к отдельным маркам для увеличения числа лояльных покупателей и завоевания новых;
    • закрепление в сознании покупателей отличительных характеристик товарных марок;
    • обеспечение покупателей необходимой информацией;
    • влияние на поведение потребителей в пределах, диктуемых нормами социальной законности и этической чуткости.
 

     Совершенно  очевидно, что для поступательного  развития маркетинга в любой структуре  воспроизводственного процесса необходимо уделять пристальное внимание процессу позиционирования, интегрирующему основные товарные, ценовые стратегии, распределения и продвижения, для создания выгодных условий рыночного участия в целевых сегментах сбыта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Котлер  Ф. Основы маркетинга: учебник/ Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д.Сонерс. – 2-е Европ.изд. – М.; Санкт-Петербург; Киев: Вильямс, 2007
  2. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент: учебник/ Ф. Котлер, К. Келлер. – 12-е изд. – М.; Санкт-Петербург; Нижний Новгород: Питер, 2006
  3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2002
  4. Белобрагин В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка.- М.: Изд-во стандартов, 1994
  5. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Организация, процесс: учебник – М.: ЮНИТИ, 199737.
  6. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: учебник. – М.: Интел-Синтез, 2000
  7. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. – М.: Бук Чембер Интернешнл, 1992
  8. Карпов А.В. Психология управления – М.: Эксмо, 1999
  9. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга – СПб.: Питер, 2000
  10. Корпоративный сайт компании ТОО «Ак-Ерке» //http://www.akerke-group.kz
  11. Ильичева Т.Х. Планирование и прогнозирование в рыночной экономике: Учебное пособие. – Калининград, БИЭФ, 1998
  12. Райзберг Б., Фатхутдинов Р. Управление экономикой. – М.: 1999
  13. Рапопорт В.С., Дулькин М.З. Организационные системы управления: учебное пособие. – М.: 1996
  14. Ротингер Р. Культура предпринимательства / Пер. с нем. – М.: ЭКОМ, 1999
  15. Питер Г., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. – М.: Эксмо, 1998
  16. Пелих А.С. “Бизнес-план или как организовать собственный бизнес”, М. издательство “Ось – 89”, 1996
  17. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие.изд.3-е – М.: Инфра, 2002
  18. Е.П. Голубков “Маркетинг: стратегии, планы, структуры”,М. “Дело”, 1995
  19. Глухов А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения. – Спб.: Интеллект, 2003

Информация о работе Изучение покупательских предпочтений на рынке товаров