Изучение покупательских предпочтений на рынке товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является дать оценку покупательским предпочтениям на рынке товаров на примере одного из филиалов компании ТОО «Ак-Ерке».
Объектом изучения является коммерческая деятельность ТОО «Ак-Ерке».
Предмет курсовой работы - изучение покупательских предпочтений на рынке потребительских товаров.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи потребительских рынков и покупательского поведения;
- изучить механизм формирования факторов, которые оказывают влияние на покупательское поведение;
- исследовать покупательские предпочтения на региональном оптово-розничном рынке на примере конкретной компании;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РЫНКИ И ПОКУПАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ………………………………...........................................................
5
1.1 Покупательское поведение: сущность и значение………………………… 5
1.2 Факторы, формирующие мотивы покупательского поведения на потребительском рынке………………………………………………………….. 7
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ОПТОВО-РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АК-ЕРКЕ»……………………………………………………………………….. 14

2.1 Характеристика компании ТОО «Ак-Ерке» и его представительства в г. Лисаковск Костанайской области………………………………………………. 14
2.2 Оценка покупательских предпочтений на региональном рынке кофе ……………………………………………………………………………………... 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая маркетинг.doc

— 615.00 Кб (Скачать)

     Представленные теоретические аспекты изучения мотивов покупательского поведения позволяют прийти к выводам, что для создания эффективной маркетинговой деятельности изучение моделей поведения потребителя недостаточно. Необходимо дополнить эти знания изучением и умелым использованием модели принятия потребителем решения о покупке. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ОПТОВО-РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АК-ЕРКЕ» 

2.1 Характеристика компании ТОО «Ак-Ерке» и его представительства в г. Лисаковск Костанайской области 

     ТОО «Ак-Ерке» было основано в 1993 году - в период бурного роста и формирования рынка Казахстана.

     Профиль компании - импорт и дистрибуция продукции массового спроса и профессиональной продукции в разных секторах (косметические товары, гигиеническая продукция и кондитерские изделия). При выборе партнера приоритетом является наличие торговой марки со всемирной известностью и позиция лидера в выбранном сегменте дистрибуции.

     Основываясь на выбранной стратегии, компания выстраивала  работу по дистрибуции, опираясь на мировой опыт партнеров.

     Сеть  дистрибуции ТОО «Ак-Ерке» показана на рисунке 3 /10/. 

     

 

     Рисунок 3. Сеть дистрибуции ТОО «Ак-Ерке» 

     Результатом работы ТОО «Ак-Ерке» стала возможность для казахстанского потребителя приобретать в любом уголке страны товары таких торговых марок как L’Oreal, Garnier, Maybelline, Kotex, Huggies, Kleenex, Kotex, Mary Cohr, Guinot, L’Oreal Professionnel, Kerastase, Phytodess, Большевик, которые являются «синонимами» счастья, здоровья, красоты более чем в 150 странах мира.

     На  сегодняшний день компания представлена в 14 регионах страны, где работают филиалы  компании.

     Цель  компании - продавать товары и услуги наивысшего качества и потребительской  ценности, улучшающие жизнь потребителей. В свою очередь, потребители помогают занять ведущие позиции по уровню продаж, делая выбор в пользу высококачественных и надежных продуктов.  

Таблица 2 - Хронология развития компании и сети партнеров

Год Сеть партнеров Компания
1 2 3
2008 Сотрудничество  компаний ТОО «Ак-Ерке» и компании "Kraft Foods" началось в октябре 2008 года.  
2007 Официальное открытие салона Dessange при участие главы торговой марки г-на Жак Дессанж. Запуск торговой марки Mary Cohr и открытием тренингового центра с участием тренера с Франции  
2006 Получены права  на дистрибьюцию брендов компании Kimberly Clark в Киргизии Подписан контракт на развитие франчайзинговой сети салонов Dessange в Казахстане  
2005 Права на дистрибьюцию Kimberly Clark в Алматы и Казахстане

В портфеле компании добавляются бренды DARPHIN и PHYTODESS

У компании - 12 филиалов по Казахстану и Киргизии, в команде  торговых представителей – 107 человек, которые обслуживают 8000 торговых точек. Оборот компании - 17 mln Euros
 
2002
Компания получает права на дистрибьюцию продукции  Kimberly Clark в регионах Казахстана  
2001 Компания заключает  договор на дистрибьюцию продукции  бренда Maybelline. Заключен франчайзинговый договор на открытие бутика эксклюзивной одежды Bogner Открыты филиалы  в Астоне, Караганде, Шымкенте, Усть-Каменогорски, Семее
2000 Компания становится дистрибьютором марок L’OREAL Professionnel, GUINOT Торговая команда  в Алматы - 15 человек, которые обслуживают 3000 торговых точек, начинается открытие филиалов в регионах.
Продолжение таблицы 2
1998 В портфеле компании появляются такие бренды как Perfection, Bolchevik - groupe DANONE Растет штат компании. Создаётся специализированный отдел по работе с декоративной косметикой
1995 Первый партнер  компании - L’OREAL produits Publique В штате компании - 3 торговых представителя, обслуживающих 300 торговых точек. Дистрибьюция в регионах осуществляется через локальных партнеров
* - составлено на основе источника /10/
 

     В июне 2009 года в г. Лисаковск открылся Филиал компании «Ак-Ерке». Генеральный директор и учредитель – Кабдрахманова Акерке Султановна. Формат дистрибуции - официальное представительство. Штат сотрудников – 6 человек.

     

 

     Рисунок 4. Организационная структура филиала 

     Предприятие попадает под категорию компаний малого бизнеса, штат сотрудников состоит из 6 человек: управляющий представительством; торговые представители – 4 человека; экспедитор. Основными потребителями на рынке предприятий являются розничные торговые точки на территории г.Лисаковска, которые могут быть классифицированы по следующим категориям, представленным в таблице 3. 

Таблица 3 – Категории потребителей

 
Торговые  точки
 
Характеристика
Продолжение таблицы 3
Категории С Отделы в  магазинах, павильоны, палатки, минимагазины от 40м2 до 100м2
Категория В Магазины от 100м2 до 500м2 с наличием одной и более касс и дополнительного оборудования с несколькими зонами обслуживания
Категория В+ Магазины от 500м2 до 1000м2 с наличием специальных отделов и магазины с форматом самообслуживания
* - составлено на основе источника  /10/
 

     Основным  поставщиков товаров продовольственной группы является компания ОАО «Kraft Foods» Россия.

     Ассортимент продукции представлен 8 группами товаров:

  1. Шоколад «Milka» - 4 вида;
  2. Шоколад «Воздушный» - 8 видов;
  3. Шоколад «Alpen Gold» - 17 видов;
  4. Рулеты «Причуда» - 6 видов;
  5. Рулеты «Торнадо» - 9 видов;
  6. Кофе «Carte Noire» - 5 видов;
  7. Кофе «Jacobs» - 5 видов;
  8. Кофе «Maxwell house» - 5 видов.

     Вся продукция предлагается по фирменным  каталогам, которые включают не только всю линейку бренда, но и ценовое предложение.

     Цены  на продукцию, предлагаемую ТОО «Ак-Ерке», в среднем на 10% ниже, чем цены других конкурентов. Предлагаем сравнительную  характеристику цен на ассортиментную группу кофе в таблице 4. 

Таблица 4 – Цена предложения на кофе ТОО «Ак-Ерке» и средняя цена реализации в торговых точках г.Лисаковска

Наименование  продукта Цена предложения  ТОО «Ак-Ерке» Цена в свободной  продаже Отклонения  в %
1 2 3 4
Кофе  «Carte Noire»      
- сублимированный,  стекло, 190 г 2044 2400 17
- сублимированный,  пакет, 190 г 1838 2150 17
- сублимированный,  стекло, 95 г 1063 1244 17
- сублимированный,  пакет, 95 г 952 1114 17
- декофенизированный, стекло, 95г 1150 1346 17
Продолжение таблицы 4
- сублимированный,  порционный, в пакетиках по 2г, упаковка 50 г 635 750 17
Кофе  «Jacobs»      
- молотый,  пакет, 250 г 912 1140 20
- в  зернах, пакет, 250 г 1320 1650 20
- сублимированный,  порционный, в пакетиках по 1,8г,  упаковка 45 г 383 475 24
- сублимированный,  стекло, 190 г 1101 1365 24
- сублимированный, стекло, 95 г 601 745 24
- сублимированный,  стекло, 45,7 г 326 404 24
- декофенизированный, стекло, 190г 1266 1532 21
- декофенизированный, стекло, 95г 691 836 21
- декофенизированный, стекло, 45,7г 375 454 21
Кофе  «Maxwell house»      
- гранулированный, стекло, 190 г 623 735 18
- гранулированный,  стекло, 95 г 323 382 18
- гранулированный,  стекло, 45,7 г 182 215 18
- гранулированный,  порционный, в пакетиках по 2г,  упаковка 60 г 162 191 18
- 3 в  1, порционный, в пакетиках по 10г,  упаковка 180 г 207 244 18
 

     В результате проведенного сравнительного анализа цен предложения компании и цены реализации, было выявлено, что  в среднем наценка розничного торговца составляет 19,55%.

     Необходимо  также отметить, что в компании разработана система скидок, которая является гибким инструментом для привлечения и удержания клиентов. Она включает следующие позиции:

     1. 4% от стоимости на сумму заказа  от 30000 до 80000 тенге (4-5 клиентов);

  1. 5% от 80000 до 120000 (2 клиента);
  2. 6% от 120000 до 300000.

     Для крупных клиентов, осуществляющих закуп на постоянной основе, разрабатываются индивидуальные программы лояльности, так, для сети магазинов «ТОТ» продажи осуществляются со скидкой 4%, под безналичный расчет и на условиях консигнации.

     Каналы  транспортировки продукции в страну: железнодорожным транспортом, по региону – автоперевозки.

     Компания  ориентирована на целевую группу потребителей со средним уровнем  достатка и выше среднего, ограничения  по возрасту фактически отсутствуют. 

     

 

     Рисунок 5. Показатели продаж ТОО «Ак-Ерке» за 2009 год (млн. тенге) 

     Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на непродолжительный период работы на рынке города Лисаковска, представительство наращивает объемы сбыта, налаживает сбытовые каналы, осуществляя сотрудничество с различными категориями потребителей. 

2.2 Оценка покупательских предпочтений на региональном рынке кофе 

     При проведении маркетингового исследования рынка кофе города Лисаковск была использована как вторичная, так  и первичная информация.

     Опрос респондентов был проведен посредством анкетирования.

     Главной целью проведенного исследования стало  изучение потребительских предпочтений по следующим направлениям:

     - по виду кофе (растворимый, молотый,  зерновой);

     - по типу кофе (порошковый, гранулированный,  сублимированный, кофе-микс);

     - по частоте употребления;

     - по предпочитаемым брендам.

     Для проведения маркетингового исследования рынка кофе города Лисаковск была определена целевая группа, включающая в себя лиц в возрасте от 18 до 50 лет.

     В целях апробации подготовленной анкеты было проведён пилотный опрос, по результатам которого была рассчитана выборка. 

Таблица 5 – Данные для расчета выборки

Вопрос: «Как часто вы употребляете кофе?»
Количество  вариантов ответа Варианты ответов Количество  ответов по результатам пилотного  опроса среди 15 респондентов
m=4 А. Несколько  раз в день

Б. Несколько  раз в неделю

В. От случая к  случаю

Г. Свой вариант

Х1=8

Х2=3

Х3=2

Х4=2

                   ∆=0.3, t=2, N=35.000
 

     1) Расчет средней бальной оценки: Хср= (8+3+2+2)/4 = 15/4 ≈ 4

     2) Нахождение дисперсии: σ2= ((8-4)2+(3-4)2+(2-4)2+(2-4)2)/4 = 6,25; σ=2,5

     3) Расчет выборки: n = (22*2,5*35000)/(22*2,5+0,32*35000) ≈ 111

     Таким образом, по данным расчета необходимо опросить 111 человек.

     Множество людей во всем мире просто не представляют себе начало нового дня без чашечки горячего, терпкого кофе. Что касается результатов проведенного исследования, пьют кофе 60% из числа опрошенных респондентов, проживающих в городе Лисаковск.

     Наиболее  распространенный вид кофе в Лисаковске – растворимый кофе, что подтверждают результаты опроса: 

     

 

Рисунок 6. Диаграмма потребления растворимого кофе 

     Согласно  мнению 70% потребителей, в городе представлен  недостаточный ассортимент кофе, 30% опрошенных удовлетворены представленным выбором.  
 

     

 

Рисунок 7. Уровень удовлетворенности ассортиментом кофе 

Информация о работе Изучение покупательских предпочтений на рынке товаров