Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование конкурентов и конкурентных преимуществ предприятия на рынке.
Введение……………………………………………………...………………..3
Глава 1. Теоретические основы методики изучения конкурентов и определения конкурентных преимуществ фирмы………………………...……....4
Глава 2. Исследование конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира и конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»……………………………………………………………….19
2.1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия………………...…….19
2.2. Оценка конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира…..23
Глава 3. Направление роста конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»………………………… ………………..27
Заключение………………………………………………..……………….…29
Список использованной литературы………………………………...……..30
Таким образом, важнейшей функцией маркетинга на предприятии является определение воздействия рыночного окружения на эффективность его функционирования в условиях рыночных отношений. Для решения этой проблемы необходимо проводить исследования, чтобы определить, как предприятию с наименьшими затратами войти в рынок. Основой такого исследования является конкурентное сравнение субъектов рынка.
В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон производственной деятельности позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.
В
настоящее время в
Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:
- определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды;
- выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;
- оценить уровень своей конкурентоспособности;
- разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических мероприятий направленных на ее повышение;
- разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные стратегии своего развития в этой среде.
Как
известно, в условиях рыночных отношений
критерием устойчивости и выживаемости
предприятия в рыночной среде
служит конкурентоспособность
Глава 2. Исследование конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира и конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»
2.1. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия
Для
анализа внешней среды
- угроза появления новых конкурентов;
- угроза появления товаров и услуг заменителей;
- способность поставщиков торговаться;
- способность покупателей торговаться;
- соперничество между имеющимися конкурентами.
Большое
влияние оказывает конкурентная
борьба между соперничающими фирмами,
которые предоставляют
Рис.1. Модель М.Портера «5 сил»
Поскольку г.Владимир имеет достаточно разветвленную инфраструктуру продовольственных магазинов, за счет этого возникает сильная конкуренция среди этих предприятий.
Следует отметить, что сложность в сфере продовольственного рынка состоит в том, что любая стратегия зависит от стратегий, используемых конкурентами и тех ресурсов, которые эти стратегии подкреплены. Необходимо выделить тот факт, что у МУп «Владимирского центрального рынка» (далее – сокращенно МУП «ВЦР») не хватает средств в достаточной мере подкрепить свою стратегию.
Следующей
конкурентной силой является – угроза
появления новых конкурентов, поскольку
новые фирмы стремятся
Конкурентная сила поставщиков обязана своим происхождением тому, что отраслевые организации всегда являются потребителями и поэтому поставщики имеют возможность оказывать влияние на эффективность их функционирования, поскольку от этого зависят цена, качество предоставляемой продукции. Основными поставщиками МУП «ВЦР» являются сельскохозяйственные предприятия и индивидуальные предприниматели. Наиболее острой проблемой является проблема своевременной доставки продукции особенно в период праздников, так как в преддверии праздников происходят различные сбои в доставке заказов.
Поскольку
покупатели определяют спрос, то не менее
важной является конкурентная сила покупателей.
Потребители могут
На основе анализа внешней и внутренней среды проведем SWOT-анализ, поскольку для достижения поставленных целей руководству МУП «ВЦР» важно знать не только будущую нестабильность внешней среды, но и потенциальные возможности, а также слабые стороны магазина.
Внутренние сильные стороны позволяют МУП «ВЦР» воспользоваться возможностями внешней среды, а слабые стороны указывают на возможные опасности со стороны внешнего окружения, которые могут возникнуть, если руководство не примет соответствующих мер.
SWOT – анализ позволяет определить состояние комплекса по следующим факторам:
- сильные стороны по отношению к внешней среде;
- слабости по отношению к факторам внешней среды;
- возможности, которые предоставляет внешняя среда;
- угрозы, которые исходят из внешней среды.
В таблице 3 приведены сильные и слабые, благоприятные возможности и потенциальные внешние угрозы МУП «ВЦР».
Таблица 3
SWOT - анализ МУП «ВЦР»
|
Из приведенного выше анализа можно выделить следующие серьезные проблемы для МУП «ВЦР»: слабая маркетинговая и рекламная политика, проблема своевременности поставок, медленное обновление ассортимента.
К сильным сторонам МУП «ВЦР» можно отнести:
- благоприятный имидж предприятия;
- средняя стоимость предлагаемых товаров по сравнению с конкурентами;
- дисконтная система скидок.
К слабым сторонам МУП «ВЦР» можно отнести:
- слабая маркетинговая политика;
- медленное обновление ассортимента;
- слабая политика продвижения товаров и услуг и слабая реклама;
- высокая текучесть кадров.
К внешним угрозам можно отнести:
- повышение объема продаж в канун праздников;
- вхождение на рынок мощного конкурента;
- изменение во вкусах и предпочтениях потребителей.
К благоприятным возможностям МУП «ВЦР» можно отнести:
- возможность обслуживания дополнительных групп потребителей;
- расширение диапазона возможных услуг;
- расширение ассортимента продукции.
Таким образом, ориентация МУП «ВЦР» на миссию и достижение поставленных целей зависит от того, насколько руководство может оценивать внутреннее состояние предприятия и будущее изменение факторов внешней среды.
Анализ этих характеристик представляет собой процесс, с помощью которого можно оценить изменения во внешней среде и проанализировать внешние возможности и угрозы для предприятия при достижении поставленных целей. Для того чтобы успешно действовать во внешней среде, необходимо определить внутренние слабые и сильные стороны МУП «ВЦР» и делать упор на сильную его сторону. Эта оценка проводится с помощью SWOT – анализа. Полученные оценки позволят предприятию разработать стратегический план, определяющий направление и способы достижения поставленных целей.
2.2. Оценка конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира
В главе 1 данной курсовой работы была дана методика определения конкурентных преимуществ предприятий. Необходимо дать оценку конкурентным преимуществам анализируемого предприятия. Рассчитаем уровень качества управления организацией, используя данные таблицы 4.
Таблица 4
Исходные данные для расчета уровня качества системы управления
МУП «ВЦР»
|
Подставив данные из таблицы 4 в формулу, получим:
К упр = 0,25* 7/20 + 0,20*10/15 + 0,15*15/12 + 0,1*0,60/0,8 = 0,48
При
расчете влияния на качество текучести
управленческого персонала
Расчет уровня качества системы управления ниже норматива на 52%. В этой связи все факторы качества необходимо улучшать. Но особо необходимо обращать внимание на низкое качество управленческого решения, принимаемое на основе поверхностного изучения научных подходов к управлению.