Изучение конкурентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование конкурентов и конкурентных преимуществ предприятия на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………...………………..3

Глава 1. Теоретические основы методики изучения конкурентов и определения конкурентных преимуществ фирмы………………………...……....4

Глава 2. Исследование конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира и конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»……………………………………………………………….19

2.1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия………………...…….19

2.2. Оценка конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира…..23

Глава 3. Направление роста конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»………………………… ………………..27

Заключение………………………………………………..……………….…29

Список использованной литературы………………………………...……..30

Работа содержит 1 файл

МИ (В.14) - изучение конкурентов.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, важнейшей функцией маркетинга на предприятии является определение воздействия рыночного окружения на эффективность его функционирования в условиях рыночных отношений. Для решения этой проблемы необходимо проводить исследования, чтобы определить, как предприятию с наименьшими затратами войти в рынок. Основой такого исследования является конкурентное сравнение субъектов рынка.

     В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон производственной деятельности позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.

     В настоящее время в отечественной  научной литературе большое внимание уделяется маркетинговым методам  управления, позволяющим учесть влияние  особенностей трудно предсказуемых рыночных факторов на деятельность предприятия и, тем самым, повысить его выживаемость в условиях жесткой рыночной конкуренции.

     Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней  среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:

     - определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды;

     - выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами;

     - оценить уровень своей конкурентоспособности;

     - разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических мероприятий направленных на ее повышение;

     - разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные стратегии своего развития в этой среде.

     Как известно, в условиях рыночных отношений  критерием устойчивости и выживаемости предприятия в рыночной среде  служит конкурентоспособность предприятия, анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.

 

Глава 2. Исследование конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира и конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»

 

      2.1. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия

     Для анализа внешней среды используем модель М.Портера «5 сил» или «звезда Портера» (рис.1) и определим, что основными конкурентными силами в туротрасли являются:

     - угроза появления новых конкурентов;

     - угроза появления товаров и услуг заменителей;

     - способность поставщиков торговаться;

     - способность покупателей торговаться;

     - соперничество между имеющимися конкурентами.

     Большое влияние оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, которые предоставляют однотипные услуги особенно в летний период. Конкуренция  возникает в связи с тем, что  у одной или нескольких фирм появляется возможность лучше удовлетворить нужды потребителей или необходимость улучшить свою деятельность. Для этого они используют находящиеся в их распоряжении средства конкурентной борьбы, такие как низкие цены, более высокий уровень обслуживания клиентов и др.

     

 

       

     

     

     

 

     

     

 
 

     Рис.1. Модель М.Портера «5 сил»

 

     Поскольку г.Владимир имеет достаточно разветвленную инфраструктуру продовольственных магазинов, за счет этого возникает сильная конкуренция среди этих предприятий.

     Следует отметить, что сложность в сфере продовольственного рынка состоит в том, что любая стратегия зависит от стратегий, используемых конкурентами и тех ресурсов, которые эти стратегии подкреплены. Необходимо выделить тот факт, что у МУп «Владимирского центрального рынка» (далее – сокращенно МУП «ВЦР») не хватает средств в достаточной мере подкрепить свою стратегию.

     Следующей конкурентной силой является – угроза появления новых конкурентов, поскольку  новые фирмы стремятся завоевать  лидирующие позиции. Применительно к МУП «ВЦР» данная сила имеет место в связи с тем, что постоянно происходит открытие новых продовольственных магазинов, крупных супермаркетов и гипермаркетов, которые наиболее полно могут удовлетворить потребности клиентов, так как проводят эффективную рекламу, предлагают широкий ассортимент товаров и услуг и качественное обслуживание.

     Конкурентная  сила поставщиков обязана своим  происхождением тому, что отраслевые организации всегда являются потребителями  и поэтому поставщики имеют возможность  оказывать влияние на эффективность их функционирования, поскольку от этого зависят цена, качество предоставляемой продукции. Основными поставщиками МУП «ВЦР» являются сельскохозяйственные предприятия и индивидуальные предприниматели. Наиболее острой проблемой является проблема своевременной доставки продукции особенно в период праздников, так как в преддверии праздников происходят различные сбои в доставке заказов.

     Поскольку покупатели определяют спрос, то не менее  важной является конкурентная сила покупателей. Потребители могут удовлетворить свои потребности, обратившись к нескольким предприятиям и в этой связи необходимо предоставлять продукцию более высокого качества по доступной цене, чем у конкурентов.

     На  основе анализа внешней и внутренней среды проведем SWOT-анализ, поскольку для достижения поставленных целей руководству МУП «ВЦР» важно знать не только будущую нестабильность внешней среды, но и потенциальные возможности, а также слабые стороны магазина.

     Внутренние  сильные стороны позволяют МУП «ВЦР» воспользоваться возможностями внешней среды, а слабые стороны указывают на возможные опасности со стороны внешнего окружения, которые могут возникнуть, если руководство не примет соответствующих мер.

     SWOT – анализ позволяет определить состояние комплекса по следующим факторам:

     - сильные стороны по отношению к внешней среде;

     - слабости по отношению к факторам внешней среды;

     - возможности, которые предоставляет внешняя среда;

     - угрозы, которые исходят из внешней среды.

     В таблице 3 приведены сильные и слабые, благоприятные возможности и потенциальные внешние угрозы МУП «ВЦР».

     Таблица 3

     SWOT - анализ МУП «ВЦР»

Силы (S) Возможности (W)
Благоприятный имидж предприятия Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей
Четко сформулированная стратегия: увеличение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, улучшение качества обслуживания Расширение  диапазона возможных услуг
Средняя стоимость предлагаемых услуг по сравнению с конкурентами, 5-10% скидка постоянным клиентам, группам Расширение  ассортимента
Слабость (О) Угрозы (Т)
Слабая  маркетинговая политика Проблема своевременности поставок
Медленное обновление ассортимента, слабая политика продвижения услуги и слабая реклама Вхождение на рынок  мощного конкурента
Высокая текучесть персонала, что отрицательно влияет на эффективность деятельности предприятия Изменение во вкусах и предпочтениях потребителей
 

     Из  приведенного выше анализа можно  выделить следующие серьезные проблемы для МУП «ВЦР»: слабая маркетинговая и рекламная политика, проблема своевременности поставок, медленное обновление ассортимента.

     К сильным сторонам МУП «ВЦР» можно отнести:

     - благоприятный имидж предприятия;

     - средняя стоимость предлагаемых товаров по сравнению с конкурентами;

     - дисконтная система скидок.

     К слабым сторонам МУП «ВЦР» можно отнести:

     - слабая маркетинговая политика;

     - медленное обновление ассортимента;

     - слабая политика продвижения товаров и услуг и слабая реклама;

     - высокая текучесть кадров.

     К внешним угрозам можно отнести:

     - повышение объема продаж в  канун праздников;

     - вхождение на рынок мощного конкурента;

     - изменение во вкусах и предпочтениях потребителей.

     К благоприятным возможностям МУП «ВЦР» можно отнести:

     - возможность обслуживания дополнительных групп потребителей;

     - расширение диапазона возможных услуг;

     - расширение ассортимента продукции.

     Таким образом, ориентация МУП «ВЦР» на миссию и достижение поставленных целей зависит от того, насколько руководство может оценивать внутреннее состояние предприятия и будущее изменение факторов внешней среды.

     Анализ  этих характеристик представляет собой  процесс, с помощью которого можно оценить изменения во внешней среде и проанализировать внешние возможности и угрозы для предприятия при достижении поставленных целей. Для того чтобы успешно действовать во внешней среде, необходимо определить внутренние слабые и сильные стороны МУП «ВЦР» и делать упор на сильную его сторону. Эта оценка проводится с помощью SWOT – анализа. Полученные оценки позволят предприятию разработать стратегический план, определяющий направление и способы достижения поставленных целей.

 
 

     2.2. Оценка  конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира

     В главе 1 данной курсовой работы была дана методика определения конкурентных преимуществ предприятий. Необходимо дать оценку конкурентным преимуществам анализируемого предприятия. Рассчитаем уровень качества управления организацией, используя данные таблицы 4.

     Таблица 4

     Исходные  данные для расчета уровня качества системы управления

     МУП «ВЦР»

Факторы качества системы управления Весомость фактора (αі) Значение  факторов
нормативное Фактическое
1 2 3 4
Удельный  вес управленческого персонала  и специалистов организации, имеющих  ученую степень по данной сфере деятельности, % 0,30 0,1 -
Количество  и глубина применяемых к управлению научных подходов 0,25 20 7
Средняя образованность всего персонала, лет 0,20 20 10
Текучесть управленческого персонала организации, % 0,15 12 15
Уровень автоматизации управления организацией, доли единицы 0,10 0,80 0,60
 

     Подставив данные из таблицы 4 в формулу, получим:

     К упр =  0,25* 7/20 + 0,20*10/15 + 0,15*15/12 + 0,1*0,60/0,8 = 0,48

     При расчете влияния на качество текучести  управленческого персонала нормативное  значение фактора поделено на фактическое, поскольку с увеличением текучести качество в принципе снижается.

     Расчет  уровня качества системы управления ниже норматива на 52%. В этой связи  все факторы качества необходимо улучшать. Но особо необходимо обращать внимание на низкое качество управленческого  решения, принимаемое на основе поверхностного изучения научных подходов к управлению.

Информация о работе Изучение конкурентов