Изучение конкурентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование конкурентов и конкурентных преимуществ предприятия на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………...………………..3

Глава 1. Теоретические основы методики изучения конкурентов и определения конкурентных преимуществ фирмы………………………...……....4

Глава 2. Исследование конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира и конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»……………………………………………………………….19

2.1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия………………...…….19

2.2. Оценка конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира…..23

Глава 3. Направление роста конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»………………………… ………………..27

Заключение………………………………………………..……………….…29

Список использованной литературы………………………………...……..30

Работа содержит 1 файл

МИ (В.14) - изучение конкурентов.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФИЛИАЛ В  Г. ВЛАДИМИРЕ

 
 
 

   КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

 
 

      КУРСОВАЯ РАБОТА

      по  дисциплине «Маркетинговые исследования»

на тему «Изучение конкурентов»

 
 

                                              Исполнитель: Дорохова Е.В.

                                                            Факультет: Менеджмента и маркетинга

                                                              Специальность: Маркетинг

                                                              Номер  зачетной книжки: 07МАБ01290

 

                                                 Руководитель: Шеин Ю.А.

 
 
 
 
 
 
 
 

Владимир, 2011

Содержание

 
 

     Введение……………………………………………………...………………..3

     Глава 1. Теоретические основы методики изучения конкурентов и определения конкурентных преимуществ фирмы………………………...……....4

     Глава 2. Исследование конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира и конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»……………………………………………………………….19

     2.1. Анализ сильных и слабых сторон  предприятия………………...…….19

     2.2. Оценка  конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира…..23

     Глава 3. Направление роста конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»………………………… ………………..27

     Заключение………………………………………………..……………….…29

     Список  использованной литературы………………………………...……..30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Актуальность  рассмотрения темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы предприятиям необходимо приумножать свои конкурентные преимущества, т.е. разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту. Это, в свою очередь позволит более полно удовлетворять потребности клиентов, а, следовательно, повысит уровень конкурентоспособности, улучшит позицию предприятия на рынке туристских услуг. Поскольку рынок товаров и услуг в мире очень быстро развивается, и Россия в этой связи имеет достаточно разветвленную инфраструктуру туризма, постольку необходимо уделять особое внимание удержанию и  развитию конкурентных преимуществ страны в этой сфере, что позволит России в перспективе выйти на международный рынок.

     Целью данной курсовой работы является исследование конкурентов и конкурентных преимуществ предприятия на рынке.

     Для этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. теоретико-методологические основы определения конкурентных преимуществ продукции фирмы, классификация конкурентных преимуществ, специфика их формирования и реализации, а также определение современных методик определения конкурентных преимуществ;
  2. характеристика исследуемого предприятия;
  3. анализ внутренней и внешней среды, SWOT-анализ предприятия;
  4. оценка конкурентных преимуществ предприятия;
  5. разработка мероприятий по росту конкурентных преимуществ на анализируемом предприятии. 

     Предметом исследования явилось изучение возможностей и определение новых конкурентных преимуществ продукции или услуг  фирмы.

     Объектом  исследования - МУП «Владимирский центральный рынок»

 

      Глава 1. Теоретические основы методики изучения конкурентов и определения конкурентных преимуществ фирмы

 

     Для определения уровня конкурентных преимуществ  и степени их использования необходимо применять современные методы и  методики их определения. Следует отметить, что методы – это подходы к определению сущности конкурентных преимуществ, а методики в основном носят количественное определение конкурентных преимуществ.

     В различных источниках методы оценки конкурентных преимуществ охватывают далеко не все аспекты обеспечения конкурентоспособности. Считается целесообразным к интегральной оценке конкурентных преимуществ применять системный, комплексный и нормативный подходы.

     С позиций системного подхода при  интегральной оценке конкурентных преимуществ объектов как систем следует отдельно оценивать факторы внешнего окружения и внутренней системы, т.е. внешние и внутренние факторы.

     С позиций комплексного подхода при  оценке конкурентных преимуществ гостиниц следует учитывать технические (состояние материально-технической базы гостиницы), правовые (стабильность демократических преобразований, системность и обоснованность законодательных актов по различным направлениям права), рыночные (потенциал рынка, сила конкуренции, открытость, маркетинг), научные (глубина анализа экономических законов и закономерностей, законов организации, ширина и глубина применения научных подходов, современных методов), экономические (рентабельность, устойчивость, финансовые инструменты, обеспеченность ресурсами и т.д.), организационные (организация производства, труда, менеджмента, логистика, организация рыночной инфраструктуры), психологические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности, а также их взаимовлияния.

     Применение  нормативного подхода к оценке будет  побуждать организовывать нормирование и мониторинг конкретных факторов преимущества исследуемых объектов.

     Оценка  конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции  конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар или услугу, а  оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов.

     Дальнейший  мониторинг реализации конкурентных преимуществ  осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики. Очень важно обоснованно, жестко и регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ. Методами реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ.

      Одной из основных целей любого предприятия в рыночной экономике является повышение своей конкурентоспособности и оказываемых услуг. Одним из главных условий управления конкурентоспособностью предприятия является разработка методов ее 1) анализа и 2)измерения, что в свою очередь позволит управлять ее уровнем и проводить сравнительный анализ конкурентоспособности субъектов рынка. Таким образом, задача количественного измерения и анализа конкурентоспособности - одна из актуальных задач маркетинга в системе управления любого предприятия. В рыночных отношениях только то предприятие получает возможность дальнейшего развития, которое осуществляет эффективную хозяйственную деятельность. Этот принцип подчиняет все стороны деятельности предприятия учету конъюнктуры рынка, обуславливает необходимость разработки стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия, ее постоянного анализа и оценки.

      Большинство оперативных методов оценки конкурентоспособности  предприятия основано на портфельном  и SWOT- анализах, [4, с. 101] или на применении различных производственных показателей и финансовых коэффициентов, характеризующих деятельность, финансовое положение, эффективность инвестиций и т.д. [19, с.44].

      Для оценки конкурентоспособности предприятия в работе [19, с.45] выбрана система показателей эффективности его производственной деятельности, финансового положения, эффективности организации сбыта и продвижения товара, конкурентоспособности товара и эффективности инновационного проекта.

      В работах [24, с. 89] с небольшими различиями на основе анализа международного опыта, классифицированы основные подходы и методы оценки конкурентоспособности предприятия. Одним из наиболее распространенных методов является исследование конкурентоспособности предприятия на основе теории международного разделения труда. Предпосылкой для завоевания предприятием прочных конкурентных позиций является наличие сравнительных преимуществ, которые дают возможность обеспечить относительно низкие затраты производства по сравнению с конкурентом [19].

      Также достаточно широко распространены методы определения конкурентоспособности предприятия, основанные на теории эффективной конкуренции. Их сторонники считают, что при анализе конкуренции на уровне отрасли, необходимо обращать внимание, прежде всего, на соперничество предприятий, поскольку именно результат их деятельности формирует состояние отрасли [24, с.88]. В пределах этой теории существуют два основных подхода к определению критерия конкурентоспособности: 1) структурный и 2) функциональный. Согласно структурному подходу положение можно оценить на основе знания уровня монополизации отрасли, т.е. концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на рынок предприятий. Основными препятствиями на пути новых конкурентов являются: экономичность крупномасштабного производства; степень дифференциации продукции; абсолютные преимущества в издержках у существующих предприятий; размер капитала, необходимый для организации эффективного производства [24, с.85].

      Функциональный  подход заключается в определении  соотношения издержки/цены, загрузки производственных мощностей, объемов оказываемых услуг, нормы прибыли и т.д. Согласно этому подходу конкурентоспособными являются те предприятия, где лучше организованы производство и сбыт товара, эффективное управление финансами. Преимущество функционального подхода заключается в использовании показателей, которые дают возможность сделать выводы о некоторых направлениях хозяйственной деятельности предприятия. Однако необходимо заметить, что этот подход имеет и определенные недостатки, поскольку не учитывает таких важных критериев определения конкурентоспособности предприятия, как наличие конкурентоспособного потенциала, показателей экологичности производства, социальной эффективности и имиджа предприятия [24, с.89].

      Заслуживают внимания методы оценки конкурентоспособности предприятия, которые основываются на теории равновесия фирмы и отрасли и теории факторов производства. Критерием конкурентоспособности в пределах такого подхода является наличие у производителей факторов производства, которые могут быть использованы с высшей, чем у конкурентов, производительностью. В пределах теории равновесия анализируют такие показатели: процентные ставки по кредитам; относительную стоимость закупаемого оборудования; относительные ставки заработной платы; относительную стоимость материальных ресурсов [24, с.85].

     Конкурентоспособность предприятия оценивают также  по качеству оказываемых услуг с использованием метода многоугольных профилей [24, с. 92]. Этот метод является одним из немногих, обладающих наглядностью оценки. В нем, в отличие от других подходов, изучаются сегменты рынка, оценивается возможность изменения рентабельности производства и сбыта с учетом требований рынка, проводится анализ сбытовой сети. Метод базируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей потребителей применительно к конкретному продукту, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах того спектра, который может оценить потребитель. В научной литературе, как правило, приводятся многоугольники сравнительных характеристик конкурентоспособности предприятий по восьми векторам компетентности: концепция, качество, цена, финансы, торговля, послепродажный сервис, внешняя политика, предпродажная подготовка. Основной его недостаток состоит в том, что он не учитывает эффективности производственной деятельности предприятия и приемлем для тех предприятий, которые выпускают один вид продукции [24, стр.91].

     Представляют  интерес, так называемые матричные  методы оценки конкурентоспособности  предприятия, основанные на рассмотрении процессов конкуренции в динамике [23, с.94] и позволяющие провести при наличии достоверной информации качественный анализ конкурентных позиций, являясь при этом наглядными и простыми в расчетах. В их достоинствах скрываются и их недостатки - наглядность обеспечивается за счет упрощенного решения с потерей точности. Эти методы позволяют успешно определять положение товара на рынке и перспективы его развития в соответствии с его жизненным циклом, причем, в отличие от других, эти методы показывают положение нескольких конкурентов и дают представление об их возможностях. Практика показала, что их применение является эффективным в сочетании с другими, более точными расчетами, иллюстрацией к которым они являются [23, стр.71].

Информация о работе Изучение конкурентов