Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование конкурентов и конкурентных преимуществ предприятия на рынке.
Введение……………………………………………………...………………..3
Глава 1. Теоретические основы методики изучения конкурентов и определения конкурентных преимуществ фирмы………………………...……....4
Глава 2. Исследование конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира и конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»……………………………………………………………….19
2.1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия………………...…….19
2.2. Оценка конкурентов на продовольственном рынке г.Владимира…..23
Глава 3. Направление роста конкурентных преимуществ МУП «Владимирского центрального рынка»………………………… ………………..27
Заключение………………………………………………..……………….…29
Список использованной литературы………………………………...……..30
К отдельной группе относят методы, которые связывают уровень конкурентоспособности с показателями качества оказываемых услуг или качества и цены [10, с.39]. Качество, чаще всего, оценивают при помощи обобщающего показателя, а его, в свою очередь, определяют комплексным методом. Показателем цены услуги является совокупная стоимость, состоящая из стоимости продажи и стоимости затрат в случае использования товара. В конечном итоге показатель конкурентоспособности оказываемых услуг выражается через «эффективность потребления». Таким образом, чем выше качество оказания услуги и ниже ее цена, тем выше ее конкурентоспособность. Этот метод имеет ряд преимуществ, основными из которых являются простота и наглядность оценки. Кроме того, он учитывает важный аспект конкурентоспособности - конкурентоспособность оказываемых улуг, оцененную через соотношение качества и цены. В то же время, он дает ограниченное представление о преимуществах и недостатках в деятельности предприятия, поскольку его конкурентоспособность принимает вид конкурентоспособности товара и не касается других аспектов его деятельности.
Комплексный подход к оцениванию конкурентоспособности предприятия реализуется при помощи метода интегральной оценки, содержащей два элемента: критерий, характеризующий степень удовлетворения потребностей потребителя, и критерий эффективности производства [24, с.97]. Преимуществом этого метода является простота расчета и возможность однозначной интерпретации результатов, а основной недостаток заключается в неполной характеристике деятельности предприятия.
Таким образом, проведенный анализ перечисленных выше подходов и методов показывает, что в современной литературе вопросы оценивания конкурентоспособности предприятий отражаются достаточно широко. В целом, конкурентоспособность предприятия определяется с учетом рыночных факторов, которые на нее влияют, однако, они, как правило, не дают ее комплексного количественного оценивания. Кроме этого, общим недостатком этих методов является то, что они не приспособлены к использованию в условиях становления рыночных отношений и содержат неполную характеристику оцениваемых предприятий.
Исследование конкурентоспособности требует ее количественной оценки и использования результатов при формировании стратегии предприятия в условиях рыночной конкуренции. В данной работе рассматривается модель оценки уровня конкурентоспособности предприятия, основанная на группах показателей, характеризующих его
- потенциальные возможности;
- степень удовлетворения требований рынка;
- результаты хозяйственной деятельности.
Модель может использоваться при проведении анализа конкурентоспособности субъекта рынка с целью определения диспропорций между его потенциальными возможностями и результатами деятельности, а также разработки организационно-экономических мероприятий устраняющих эти диспропорции.
В
модели задача оценки конкурентоспособности
предприятий формулируется
Этап
1. Определение перечня групп
Этап 2. Проведение маркетингового исследования показателей и факторов конкурентоспособности предприятия и его конкурентов.
Этап 3. Выявление предприятия лидера или формирование условного «эталонного» предприятия. Для каждого из показателей определяется его максимальное значение (если возрастание показателя повышает конкурентоспособность) или минимальное значение (если уменьшение показателя повышает конкурентоспособность) и заносится в столбец условного «эталонного» предприятия, которому присваивается номер - .
Этап
4. Проведение нормализации показателей
конкурентоспособности
, (2.1)
где: - i-й нормализованный показатель конкурентоспособности j-го предприятия;
- i-й показатель конкурентоспособности j-го предприятия;
- i-й показатель конкурентоспособности «эталонного» предприятия.
Этап 5. Определение значимости (коэффициентов весомости) групп показателей и одиночных показателей с целью обеспечения репрезентативной оценки уровня конкурентоспособности предприятия (см. табл.1).
Таблица 1
Преобразование качественных оценок важности одной группы (одного показателя) над другой группой (другим показателем) в количественные
Качественная
оценка двух сравниваемых
групп показателей (показателей) |
Количественная оценка (аij) | |
первой
группы (первого показателя) |
второй группы (второго показателя) | |
Сравниваемые группы (показатели) равнозначны | ||
Первая группа (первый показатель) незначительно важнее другой (другого) | ||
Первая группа (первый показатель) важнее другой (другого) | ||
Первая группа (первый показатель) значительно важнее другой (другого) |
Коэффициенты весомости групп и показателей соответственно и , (j=1,2…,l; l - число групп), , удовлетворяющие следующим условиям: , , и , предлагается определять с помощью экспертного метода по парных сравнений с использованием шкалы преобразования качественных оценок важности одной группы (одного показателя) над другой группой (другим показателем) в количественные оценки.
В таблице 1.1 индексы i, j - номера сравниваемых групп показателей (показателей) (i, j =1,2,…,k k=l либо k=n). Алгоритм вычисления коэффициентов весомости представлен таблицей 2.
Таблица 2
Вычисление коэффициентов весомости групп показателей (показателей), характеризующих уровень конкурентоспособности предприятия
Группы
показателей
(показатели) |
П1 | П2 | … | … | … | Пk |
Первая группа (первый показатель) П1 | 1 | … | … | … | ||
Вторая группа (второй показатель) П2 | 1 | … | … | … | ||
… | … | … | 1 | … | … | … |
… | … | … | … | 1 | … | … |
… | … | … | … | … | 1 | … |
k - ая группа (k - й показатель) | … | … | … | 1 | ||
Сумма коэффициентов по каждой группе (каждому показателю) Si | S1= |
S2= |
… | … | … | Sk= |
Расчет коэффициентов весомости групп показателей (показателей) конкурентоспособности ki | … | … | … | |||
S - итог суммирования коэффициентов по всем группам (всем показателям) S= |
Для вычисления коэффициентов весомости групп показателей (показателей) конкурентоспособности предприятия соответственно и можно также использовать метод баллов, представленный формулой (2.2) [51 с. 311]:
,
где: - коэффициент весомости i-й группы (i-го показателя) конкурентоспособности предприятия;
i - номер группы (показателя);
j - номер эксперта;
d - количество экспертов;
- балл, присвоенный i-й группе (i - му показателю) j-м экспертом;
- сумма баллов, присвоенных j-м экспертом всем группам (всем показателям).
Число
показателей и групп
Этап
6. Определение групповых
,
где: - весовой коэффициент -го показателя в -ой группе показателей конкурентоспособности предприятия, ;
- j-й нормализованный показатель конкурентоспособности i-ой группы;
- число показателей в группе.
В качестве группового показателя конкурентоспособности предприятия можно предложить среднюю геометрическую величину одиночных показателей. В пользу использования среднего геометрического можно привести следующие аргументы.
Во-первых, перемножение одиночных показателей проводится в связи с тем, что все они тесно взаимосвязаны, и не принятие во внимание хотя бы одного из них, равнозначно равенству нулю группового показателя конкурентоспособности, который нельзя определять частично. Определение конкурентоспособности имеет смысл только в том случае, если адекватно оценивается весь спектр факторов [12, с.46].
Во-вторых, как следует из общей теории статистики, среднее геометрическое дает наиболее правильный по содержанию результат осреднения, если задача состоит в нахождении такого значения, которое качественно было бы равно удалено от максимального и минимального значений.
Следовательно, групповой показатель конкурентоспособности предприятия можно предложить в следующем виде:
Этап
7. Определение интегрального
,
где: - интегральный показатель конкурентоспособности j-го предприятия;
- весовой коэффициент i-ой группы показателей конкурентоспособности;
- i-й групповой показатель
Этап
8. Прогнозирование основных факторов
конкурентоспособности и
Этап 9. Ранжирование предприятий по убыванию интегрального показателя (т.е. росту конкурентоспособности): , где индексы 1,2, …m - новые номера предпочтительности предприятий в порядке убывания их интегрального показателя конкурентоспособности.
Этап
10. Проведение анализа одиночных, групповых
и интегральных показателей
В
рассматриваемой модели одной из
сложных и принципиальных задач
является задача определения основных
показателей, характеризующих