Исследования рынка кофе "Nescafe Classic"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в маркетинговом исследовании рынка товара, теоретическом обосновании причин сложившейся маркетинговой ситуации.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи, которые подлежат решению в данной работе:
• дать характеристику исследуемого товара;
• охарактеризовать конъюнктуру рынка, сделать ее анализ и прогноз развития в будущем;
• осуществить оценку конкурентного статуса и доли фирмы на рынке;
• определить пути решения маркетинговой проблемы фирмы.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
1 1. Теоретические основы ………………………………………3
1.1 История возникновения кофе Nescafe classic………….3
1.2 Анализ и прогноз коньюктуры рынка ………………...8
1.3 Измерение эластичности спроса ………………………18
2 2. Анализ движения потребительских предпочтений между конкурирующими фирмами …………………………………………26
2.1 Оценка конкурентоспособности товара……………….33
2.2 Общая характеристика и пути решения маркетинговой проблемы фирмы……………………………………………………..36
2.3 Обоснование мероприятий по разрешению маркетинговой проблемы фирмы……………………………………………………..38
Разработка опросного листа……………………………………41

Заключение………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………...50

Работа содержит 1 файл

issledovaniya_rynka_kofe_nescafe_classic.docx

— 333.07 Кб (Скачать)

Источник:[1 стр,15]

 

Рис. 6 Доля приверженных покупателей фирм А, В, С

Источник:[4]

Таблица 15 Динамика притока покупателей, %

 

А

В

С

1

5,00

5,00

6,67

2

8,22

8,28

11,00

3

12,39

11,67

16,39

4

17,11

13,44

21,39

5

20,11

13,78

24,22

6

20,94

13,72

24,83

7

20,94

13,78

24,89


Источник:[9 стр92]

Рис.7 Приток покупателей в фирмы А, В, С.

Источник:[10 стр. 18]  
Таблица 16 Динамика оттока покупателей, %

 

А

В

С

1

5,00

7,22

4,44

2

8,78

10,50

8,22

3

13,83

12,78

13,83

4

18,22

13,67

20,06

5

20,50

13,72

23,89

6

20,89

13,78

24,83

7

21,00

13,72

24,89


Источник:[10]

               Рис. 8 Отток покупателей из фирм А, В, С.

Источник: [1]

Анализ  полученных зависимостей свидетельствует  о том, что у покупателей нет  ярко выраженных предпочтений, так  как доля приверженных покупателей  постоянно снижается.

Динамика  оттока и притока ярко выражена для  производителей кофе Jacobs: с каждым последующим месяцем она имеет тенденцию к росту. У фирм Nestle и Tchibo рост наблюдается только в первом – четвертом месяцах. Все это свидетельствует о том, что при соответствующей маркетинговой политике можно повлиять на покупательские предпочтения и, следовательно, расширить ряды потенциальных покупателей и затем увеличить продажи.

 

Определение доли фирмы на рынке

 

Осуществление действенной маркетинговой стратегии  невозможно без четкого определения  позиции фирмы на рынке, ее доли.

Для определения  величины доли, занимаемой на рынке  кофе Nescafe, воспользуемся рассчитанными ранее матрицами. На основании расчетов построим диаграмму 9

 

Таблица17 Доля фирм А, В, С на рынке покупателей, %

 

А

В

С

1

33,33

22,22

44,44

2

33,33

20,00

46,67

3

32,78

17,78

49,44

4

31,33

16,67

52,00

5

30,22

16,44

53,33

6

29,83

16,50

53,67

7

29,89

16,44

53,67


Источник: [7стр20]

Рис. 9 Динамика доли рынка фирм А, В, С.

Источник:[6]

Анализирую  полученные данные, можно сделать  вывод, что доля рынка кофе Nescafe и Tchibo снижается. Что же касается доли рынка кофе Jacobs, то она увеличивается. Таким образом, изменения доли рынка при отсутствии ярко выраженных предпочтений свидетельствуют о том, что необходима активная маркетинговая стратегия, позволившая бы выработать устойчивые предпочтения, и таким образом способствовать увеличению доли рынка.

 

2.1 Оценка конкурентоспособности товара

 

При определении  набора подлежащих оценке и сравнению  параметров конкурентоспособности  товара исходят из того, что часть  параметров характеризует потребительные свойства товара, а другая часть  – его экономические свойства (таблица18).

 

Таблица 18 Исходные данные для оценки конкурентоспособности товара фирмы

Наименование

показателей

Перечень конкурирующих фирм

Ранг (вес) показателя

Nestle

Tchibo

Kraft Foods

1. Параметры, характеризующие потребительные  свойства товара

1.1. Вкусовые качества, баллы (1-10)

6

7

8

0,50

1.2. Содержание кофеина, %

90,0

89,3

94, 6

0,25

1.3. Калорийность, кКал

128

270

100

0,075

1.4. Привлекатель-ность упаковки, баллы  (1-5)

5

5

4

0,15

1.5. Срок годности продукта, лет

2

2

2

0,025

2. Параметры, характеризующие экономические  свойства товара

2.1. Цена, грн.

11,0

14,0

16,5

0,98

2.2. Скидки, % от цены

5

-

-

0,02


Источник:[8]

Следует отметить, что ранг (вес) каждого  из предложенных показателей устанавливается  экспертным путём.

Интегральный  показатель конкурентоспособности  позволяет оценить степень привлекательности  товара для потребителя. Он определяется по формуле:

 

,

 

где К  – качество товара,

Цn – цена потребления.

Качество  товара, в свою очередь, определяется по формуле:

 

.

 

Оценим  степень отклонения конкретных значений каждого показателя, характеризующего потребительскую стоимость товара, от товара-конкурента с учётом веса его важности:

 

- для  показателей, рост значений которых  повышает конкурентоспособность  товара:

 

,

 

где xj – значение j-го показателя товара данной фирмы;

- значение j-го показателя товара-конкурента;

Lj – вес (ранг) показателя;

- для показателей, снижение которых повышает конкурентоспособность товара:

 

.

 

Аналогичные расчёты выполню для определения  цены потребления.

Товар считается  конкурентоспособным, если I > 1.

Таким образом, определю конкурентоспособность кофе Nescafe по отношению к кофе Tchibo:

 

К = 1,01,

Ц = 0,77,

 

Тогда I = 1,31.

 

Так как  интегральный показатель конкурентоспособности  I = 1,31 > 1, то кофе Nescafe конкурентоспособен по отношению к йогурту кофе Tchibo.

Определим конкурентоспособность кофе Nescafe по отношению к кофе Jacobs:

 

К = 0,87 ,

Ц = 0,65 ,

 

Тогда I = 1,34.

 

Так как  интегральный показатель конкурентоспособности  I=1,34 > 1, то кофе Nescafe конкурентоспособен по отношению к кофе Jacobs.

 Таким  образом, из рассчитанных выше  интегральных показателей конкурентоспособности  видно, что кофе конкурентоспособен  по отношению к кофе Tchibo и конкурентоспособен по отношению к кофе Jacobs. Это означает, что данному продукту необходимо поддерживать и улучшать своё качество (повышать крепость и совершенствовать вкусовые качества).

 

Выводы

 

Подводя итог оценки конкурентного статуса  и доли фирмы на рынке, можно сделать  вывод, что покупатели кофе Nescafe не имеют ярко выраженных предпочтений (приверженность снижается), за счет этого происходит снижение доли рынка (на 3,44%) наряду с ростом доли рынка фирмы-конкурента Kraft Foods (на 5,78%). Поэтому необходима активная маркетинговая стратегия, которая позволит выявить у покупателей устойчивые предпочтения и будет способствовать росту доли рынка кофе Nescafe. Следует поддерживать конкурентоспособность товара.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ  ПРОБЛЕМЫ ФИРМЫ

 

Рынок сублимированного кофе представлен значительным числом производителей. На украинском рынке  наиболее успешно зарекомендовали  себя такие марки, как Nestle (кофе Nescafe), американская компания Kraft Foods (кофе Jacobs) и немецкая компания Tchibo.

Исследование  данного рынка с целью определения  конкурентной позиции кофе Nescafe Classic выявило следующее содержание маркетинговой проблемы.

Рынок кофе Nescafe является относительно устойчивым по ценовым показателям, однако наблюдаются незначительные колебания объемов продаж, связанные с сезонными колебаниями спроса на кофе. Темпы развития рынка невелики. Колебание объемов продаж в среднем составляет 13,3%. Отклонение цены от тренда в среднем не превышает 6,7 %, постоянное увеличение цен составляет 1,28 грн.

Анализ  эластичности спроса показал, что при  исключении прочих факторов при снижении цены на 1 грн. спрос на кофе в среднем  увеличивается на 0,09 тонн.

На основе проведенных расчетов можно сделать  вывод, что в среднем товар  эластичен, и спрос на него увеличивается  на 1,24 % в расчете на 1% прироста дохода.

В зоне устойчивых объемов продаж при повышении  цен на кофе Nescafe на 1% объем продаж в среднем снижается на 0,57 тонн. В неустойчивой зоне при повышении цен на 1% объем продаж снижается на 1,29 тонн, т.е. существенно. Таким образом, чтобы достичь высокого уровня объемов продаж, цену можно повышать не более чем на 8%.

Анализ потребительских предпочтений свидетельствует о том, что покупатели кофе Nescafe не имеют ярко выраженных предпочтений, поскольку приверженность постоянно снижается, а динамика притока и оттока почти идентичны. Все это свидетельствует о том, что при соответствующей маркетинговой стратегии можно повлиять на покупательские предпочтения и, следовательно, расширить ряды потенциальных покупателей и затем, увеличить объемы продаж.

Доля рынка кофе Nescafe под влиянием потребительских предпочтений снижается наряду со снижением доли рынка компании Tchibo и ростом Kraft Foods. Следовательно, маркетинговая стратегия должна быть направлена на рост доли рынка компании Nestle.

Проведя сравнительную характеристику кофе Nescafe с другими товарами-аналогами, можно сделать вывод, что по качеству и цене он практически не уступает кофе Tchibo, и конкурентоспособен по отношению к кофе Jacobs. При сравнении данных марок кофе у Nescafe можно выделить ряд недостатков, устранение которых позволит повысить его конкурентоспособность.

 

Обобщающий  анализ причин сложившейся маркетинговой

ситуации

 

Итоговую  оценку сложившейся маркетинговой  ситуации рекомендуется осуществлять с помощью стратегической матрицы. В матрице в качестве переменных используется 2 фактора:

- ситуация  на рынке (характеризуется показателями: темпа роста объема продаж  товара, товарных запасов, колебаниями  цен и др.)

- собственные  возможности фирмы (характеризуется  показателями: долей, занимаемой  фирмой на рынке, уровнем конкурентоспособности  товара, кредитно-финансовым потенциалом  фирмы, эффективностью товародвижения, квалификацией маркетинговой службы, имиджем фирмы и т.д.).

Набор факторов может меняться в зависимости  от типа рынка, вида товара, размера  фирмы и от информационных возможностей.

Для каждого  фактора необходимо установить вес (ранг) фактора и оценку в баллах.

Информация о работе Исследования рынка кофе "Nescafe Classic"