Исследование восприятия и отношения потребителей к продукции

Автор: k**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка программы маркетингового исследования для ОАО МЖК “Краснодарский”. Цель проведения маркетингового исследования потребителей - определить следующие важнейшие направления: отношение к самой компании, товару; отношение к различным аспектам деятельности компании в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга. Уровень удовлетворения запрос потребителей (ожидание потребителей), намерения потребителей, принятия решения о покупке, определение структуры закупочного центра, поведение потребителей при и после покупки товара, мотивация потребителей, оценки потребителей основаны как на их знаниях, так и на эмоциональных аспектах восприятия.

Содержание

Введение 5
1 Характеристика деятельности предприятия ОАО МЖК «Краснодарский». 8
1.1 Общие сведения о рынке масложировой продукции……………………….. 8
1.2 Теоретические аспекты восприятия и отношения потребителей………….. 13
1.3 Общие сведения о предприятии……………………………………………… 15
1.4 Описание управленческой проблемы предприятия………………………… 20
1.5 Эффективность маркетинговых мероприятий………………………………. 21
2 Организация и методологическая часть маркетингового исследования восприятия и отношения потребителей к продукции ОАО МЖК «Краснодарский»……………………………………………………………………
23
2.1 Цели и задачи маркетингового исследования. Предмет, логика и объект маркетингового исследования……………………………………………….
23
2.2 Описание метода маркетингового исследования…………………………… 24
2.3 Описание выборки маркетингового исследования…………………………. 26
2.4 Разработка анкеты…………………………………………………………….. 27
3 Описание, анализ и интерпретация полученных данных…………………….. 28
3.1 Описание и анализ результатов опроса…………………………………….. 28
3.2 Общие выводы по проведенному исследованию…………………………. 31
4
Рекомендации по улучшению восприятия и отношения к продукции ОАО МЖК «Краснодарский»………………………………………………...
34
4.1 Описание и обоснование предложений……………………………………… 34
4.2 Расчет бюджета на предложенные мероприятия …………………………... 35
4.3 Оценка экономической эффективности разработанных мер по улучшению маркетинговой деятельности………………………………………. 38
Заключение……………………………………………………………………………….. 40
Список использованных источников…………………………………………………. 41
Приложение А……………………………………………………………………………. 43

Работа содержит 1 файл

1 Характеристика деятельности ОАО МЖК.doc

— 448.50 Кб (Скачать)

    Введение 

    В настоящее время рынок масложировой продукции г. Краснодара и Краснодарского края насыщен многообразными продуктами с разнообразным числом фирм-производителей, поэтому необходимо лояльней относиться к предпочтениям и вкусам потребителей. Формирование знания потребителя о продукте – одна из основных маркетинговых задач. Незнакомый потребителю продукт трудно продать, особенно при возможности для потребителя выбора более знакомой марки. Поэтому компании постоянно информируют потребителя о своих продуктах с целью, что эта информация будет воспринята и станет определять покупочное поведение.

      Поведение потребителей на рынке,  характер покупок определяется  не только конкурентоспособными  преимуществами предприятий, но  также   личностными, культурными,  социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований.

    Информация, которую дает анализ собранных данных может быть использована для определения: доли потенциальных покупателей, марок товаров главных товаров конкурентов; определения уровня запоминаемости марок и названия фирм; соотношения между показателем известности и долей рынка для каждой марки, измерения расстояния между отдельными марками на шкале известности; уровень удовлетворенности клиентов; процент повторных покупок.

    Объектом  курсовой работы является ОАО МЖК  «Краснодарский».

    Предметом курсовой работы является восприятие и отношение к продукции ОАО  МЖК «Краснодарский».

    Целью данной курсовой работы является разработка программы маркетингового исследования для ОАО МЖК “Краснодарский”. Цель проведения маркетингового исследования потребителей - определить следующие важнейшие направления: отношение к самой компании, товару; отношение к различным аспектам деятельности компании в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга. Уровень удовлетворения запрос потребителей (ожидание потребителей), намерения потребителей, принятия решения о покупке, определение структуры закупочного центра, поведение потребителей при и после покупки товара, мотивация потребителей, оценки потребителей основаны как на их знаниях, так и на эмоциональных аспектах восприятия.

    Задачи  курсовой работы сводятся к следующему:

    - изложить теоретические аспекты  восприятия и отношения к продукции,  ссылаясь на представления, отраженные в научной, учебно-методической и специализированной литературе;

    - отразить особенности предмета  работы, связанные с характером  ОАО МЖК «Краснодарский »;

    - Изучить  состояние, тенденции  развития и особенности формирования  масложировой продукции в России;

    - Показать специфику и рыночный  механизм развития сферы масложировой  продукции;

    - дать характеристику ОАО МЖК  «Краснодарский»

    - оценить ранее реализованные  маркетинговые мероприятия, касающиеся  предмета курсовой работы;

    - установить управленческую проблему и  перевести её в маркетинговую;

    - разработать план и логику  исследования;

    - обосновать предложения, связанные  с улучшением положения ОАО  МЖК «Краснодарский»;

    - рассчитать затраты на предлагаемые  мероприятия;

    - оценить экономический эффект  от предложенных мероприятий.

    Практическая  значимость работы заключается в  том, что материал курсовой работы может быть использован в маркетинговой деятельности ОАО МЖК «Краснодарский».

    Структура работы состоит из введения, четырех  глав, заключения, списка использованных источников и приложений, в соответствии с поставленными целями и задачами в первом разделе были рассмотрены теоретические аспекты по исследованию восприятия и отношения потребителей к продукции, а также приведена краткая характеристика основных направлений деятельности предприятия, т.е. маркетинговой деятельности. Во втором разделе приведена организация и методологическая часть маркетингового исследования. В следующем разделе проведен анализ и интерпретация данных, полученных в результате исследования. В последнем разделе курсовой работы разработана программа мер по улучшению отношения и восприятия продукции ОАО МЖК «Краснодарский», произведен расчет бюджета и экономическая эффективность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Характеристика деятельности  ОАО МЖК «Краснодарский»

     1.1 Общие сведения  о рынке масложировой  продукции

 

    Масложировая  продукция – это масла растительные и продукция, изготавливаемая на основе растительных или растительных и животных масел и жиров (включая  жиры рыб и морских млекопитающих), с добавлением или без добавления воды, пищевых добавок и других ингредиентов1. В настоящее время в состав данной отрасли входят следующие наименования товаров:

- пищевая  масложировая продукция:

а) масла  растительные;

б) маргарины;

в) спреды растительно-сливочные и растительно-жировые;

г) смеси  топленые растительно-сливочные и  растительно-жировые;

д) жиры специального назначения, в том числе  жиры кулинарные, кондитерские, хлебопекарные  и заменители молочного жира;

е) эквиваленты  масла какао;

ж) улучшители масла какао SOS-типа;

з) заменители масла какао РОР-типа;

и) заменители масла какао нетемперируемые  нелауринового типа;

к) заменители масла какао нетемперируемые  лауринового типа;

л) соусы  на основе растительных масел;

м) майонезы;

н) соусы  майонезные;

о) кремы  на растительных маслах;

- непищевая  масложировая продукция:

а) глицерин натуральный;

б) мыло хозяйственное.

      ОАО МЖК «Краснодарский» выпускает  более 55 наименований продукции:

  • масло подсолнечное;
  • шрот подсолнечный;
  • фосфатиды;
  • маргариновая продукция и жиры;
  • майонез;
  • мыло хозяйственное (4 наименования);
  • мыло туалетное (26 наименований);
  • глицерин сырой;
  • глицерин дистиллированный;

      -         саломас  – гидрированный жир (5 наименований).

    По  оценке исследовательской компании TNS Gallup Media., рост потребления масложировых продуктов в России наблюдается в категориях масло мягкое, масло сливочное и майонез. Потребление твердого маргарина снижается, хотя и не такими быстрыми темпами, как на Западе. Эти тенденции связны с повышением благосостояния населения и особенно характерны для Москвы и других крупных городов. Потребление растительного масла достаточно стабильно, несмотря на растущие расходы на рекламу в этой категории. Потребление растительного масла достаточно стабильно, несмотря на растущие расходы на рекламу в этой категории. По словам Владимира Ризова, если в 1996-1997 гг. Oleina и Ideal завоевали российский рынок, потратив на рекламу примерно миллион долларов, сегодня маркам уровня "Слободы" требуется в два-три раза больше ресурсов, чтобы занять позиции, близкие к лидерам. Однако растительное масло - это не пиво, и едва ли деньги, потраченные на рекламу, существенно увеличат общий объем его потребления. Действительно повлиять на потребление продукта может изменение культурных предпочтений потребителей.

    Основной  продукцией является подсолнечное масло. Более 90% подсолнечного масла поступает в собственный оборот для производства маргарина, майонеза и пищевого саломаса (прессовое и экстракционное масло высшего сорта).

    В целом производство масложировой продукции  в России характеризуется высокой концентрированностью - наличием в регионе крупнейшего производителя, занимающего не менее 70% рынка.

     Основными конкурентами являются - компания «Олейна» (“Олейна”), компания ЭФКО (“Слобода”) и компания «Юг Руси» (“Золотая семечка”). Доли ведущих компаний в производстве масложировой продукции представлены на рисунке 1.1.

    Масло растительное – это смесь триглицеридов жирных кислот и сопутствующих им веществ, извлекаемая из семян подсолнечника, кукурузы, рапса, льна и других растений, плодов пальм, оливы и других растений, иных маслосодержащих частей растительных масличных культур, содержащая не менее 99 процентов жира2.

     Компания  «Олейна» входит в состав международного агропромышленного холдинга BENEGUE. Растительные масла «Олейна производятся на заводах компании BENEGUE в Венгрии, Германии, Франции, Польше, кроме того, у компании есть свои преимущества на рынке России в связи с тем, что она приобрела завод на Украине. «Олейна» заняла прочные позиции в самом перспективном сегменте бутилированного рафинированного масла, так как на российских заводах практически не было линий по рафинации, дезодорированию и фасовке масла. Торговая марка “Олейна” по результатам ежегодного проводимо конкурса признана самой продаваемой торговой маркой 2003 года и получила приз Лучший Товар Года! Основными дистрибьюторами компании «Олейна» в России являются: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Воронеж, Самара, Екатеринбург, Санкт- Петербург и другие.

     Первой  в борьбу с импортерами за нишу бутилированного рафинированного масла включилась агропромышленная инвестиционная компания ЭФКО, которая, используя новые технологии, стала выпускать на своем заводе в Белгородской области масло и майонез под маркой “Слобода”. Благодаря использованию передовых технологий, новейших разработок, современного оборудования ведущих производителей в сочетании с богатым производственным и управленческим опытом специалистов ЭФКО обеспечивает потребителей высококачественными продуктами, соответствующими мировым стандартам качества по доступным ценам. ЭФКО считается средним по мощности предприятием, занимающем на рынке масложировой промышленности около 5%. Основные дистрибьюторы компании ЭФКО располагаются в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре и Хабаровске.

     Юг  России традиционно служил житницей Европы. И сейчас производство и накопление основной части российского урожая масленичных и зерновых культур происходит в этом географическом регионе России. Именно здесь расположена штаб-квартира и основные производственные мощности холдинга «Юг Руси». Наиболее “яркая” российская марка подсолнечного масла майонеза, “Золотая семечка”, выпускается на предприятии этого холдинга. Это масло создано специально для тех, кто заботится о своем здоровье и предъявляет самые высокие требования к качеству продуктов питания. Благодаря уникальной технологии производства в этой продукции сохранены все полезные вещества, необходимые для здоровья. В начале 2002 года холдинг «Юг Руси» запустил вторую очередь завода в Ростовской области, по производству бутилированного растительного масла и новый цех по производству майонеза. «Юг Руси» со своей маркой «Золотая семечка» теперь претендует уже на 50% российского рынка масложировой продукции.

     

     Рисунок 1.1 - Доли ведущих компаний в производстве масложировой продукции 

    К сильным сторонам предприятия можно  отнести большую лояльность потребителей по отношению к майонезу, который  произведен на большом заводе в соответствии с ГОСТами и под лабораторным контролем качества, нежели в мелком цехе частного предпринимателя.

    Майонез - тонкодисперсный однородный эмульсионный продукт с содержанием жира, указанным  в маркировке, изготавливаемый из рафинированных дезодорированных растительных масел, воды, яичных продуктов с добавлением или без добавления продуктов переработки молока, пищевых добавок и других ингредиентов3.

    Другой  характеристикой рынка майонезов  являются высокие показатели спроса (особенно в крупных городах) на продукцию национальных производителей, расположенных в данном городе.

    По  итогам прошлого года лидером по продажам майонеза стал "Петросоюз", увеличивший долю своего присутствия в России на 3,6% - до 10%. На второе место переместился МЖК - 8,2%. Третье место досталось компании "Колибри" - 7,6%. В пятерку лидеров также вошли "АПИК Эфко" - 6,2% и "Юниливер" - 4,8% рынка (рис. 3.1). 
 

    1.2 Теоретические аспекты  восприятия и отношения  потребителей 

    Отношение — устойчивая организация мотивационного, эмоционального и когнитивного процессов  в приложении к аспектам среды. Это обученная предрасположенность устойчиво реагировать благоприятным или неблагоприятным образом на данный объект; это то, как потребитель думает, чувствует и действует в отношении объектов среды. Отношение потребителя — общая оценка объекта (товара, фирмы, марки, магазина) — нравится/не нравится.

Информация о работе Исследование восприятия и отношения потребителей к продукции