Исследование спроса на товары предприятия ОСП "Комбинат кооперативной промышленности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
Узнать и изучить методологические основы спроса;
Раскрыть методы изучения спроса;
Проанализировать спрос на продукцию ОСП «Комбинат кооперативной промышленности»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………5-6
1. Методологические основы спроса…………………………………………7-13
Основные понятия спроса...……………………………………………7-10
Методы изучения спроса……………………………………………...11-13
2. Анализ спроса на продукцию ОСП «Комбинат кооперативной промышленности» Петриковского райпо…………………………………..14-22
Краткая организационно-экономическая характеристика ОСП «Комбинат кооперативной промышленности»…………………………….14-19
Практика проведения маркетинговых исследований по анализу спроса ОСП «Комбинат кооперативной промышленности»……………………...20-23
3. Рекомендации по совершенствованию маркетинговых исследований на товары ОСП «Комбинат кооперативной промышленности»…………….23-27
Заключение…………………………………………………………………...28-29
Список использованной литературы………………………………………..30-31

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 173.24 Кб (Скачать)

5 
 

4 
 

3 
 

2                                                             

                                                                                                                           D3 

1                                                                                                   D1 

                                                                         D2

0                                                                                                                           Q

             2         4         6         8         10         12         14         16         18         20

                                        Величина спроса 
 
 
 
 
 
 

        P                                 Увилечение  и уменьшение спроса

5 
 

4 
 

3 
 

2                                                             

                                                                                                                           D3 

1                                                                                                   D1 

                                                                         D2

0                                                                                                                           Q

             2         4         6         8         10         12         14         16         18         20

                                        Величина спроса 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.2 – Движение кривой спроса 

      На  изменение спроса влияют не только цены, но и иные факторы:

  • увеличение (или сокращение) доходов от потребителей. При росте доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на ранее недоступные им товары. Рост величины спроса вызывается и улучшение качества товара. Такова обычная логика поведения покупателей. Иными словами, теперь при тех же уровнях цен величины спроса стали выше, то есть покупатели готовы приобрести большее количество данного товара. Например, рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров – мебель, бытовую технику – при всех возможных ценах на них;
  • изменение вкусов и предпочтений. Этот фактор формирования спроса, пожалуй, наименее предсказуемый, а часто самый изменчивый. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм современной экономики, как мода. К сожалению, закономерности проявления данного фактора настолько мало поддаются изучению методами экономической науки, что экономисты полностью предали эту проблематику психологам, но забывать об этом факторе нельзя, поскольку он постоянно оказывает мощное влияние на развитие товарных рынков. Например, в последнее десятилетие рост интереса людей к профилактике заболеваний породил огромные рынки «здоровой пищи», «товаров для аэробики и оздоровительной гимнастики». А возросшее внимание к проблемам экологии поставило на грань гибели производство одежды из натуральных мехов и вызывало расцвет индустрии искусственного меха;
  • колебания расходов на рекламу;
  • изменение цен товаров – субститутов;
  • рост (или уменьшение) количества покупателей. Это самый просто  из факторов формирования спроса. Его действие состоит в том, что даже при том же самом среднем уровне доходов абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса.

          Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо и вверх.

      Рост  цен на товар, который является субститутом  данного товара, повышается спрос  на данный товар. Наоборот, повышение  цен на комплементарное благо  сокращает спрос на данное благо. На изменение спроса влияют и вкусы  потребителей, однако их влияние порой  довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное влияние  на разные группы населения. 

    1.   Методы изучения спроса
 

    Проблема  прогнозирования, вследствие быстрых, порой плохо предсказуемых изменений  внешней среды, за последнее десятилетие  стала особенно сложной. С учетом этих трудностей и критичности ошибок в прогнозах некоторые специалисты  были вынуждены заговорить о тщетности  прогнозирования. На самом деле прогнозирование  – это обязанность, которую в  явной или неявной форме неизбежно  должны выполнять все организации.

    Помимо  получения возможных будущих  оценок тех или иных исследуемых  параметров, целью прогнозирования  также является побуждение к размышлению  о том, что может произойти  во внешней среде и к каким  последствиям для фирмы это приведет.

    Методы  прогнозирования, как и все методы, используемые при проведении маркетинговых  исследований, можно классифицировать на:

  • эвристические (при применении которых преобладают субъективные начала)
  • экономико-математические методы (при применении которых преобладают объективные начала, к числу которых относятся статистические методы).

    Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз, при разработке которого доминируют интуиция, прежний  опыт, творчество и воображение. К  данной категории методов относятся  методы социологических исследований и экспертные методы. Причем опрашиваемые, давая свои оценки, могут основывать свои суждения, как на голой интуиции, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.

    Так при прогнозировании спроса изучаются  предпочтения потребителей; в качестве экспертов может рассматриваться  торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеры, дистрибьюторы, консультанты по маркетингу и т.д.

    При использовании экономико-математических методов подходы к прогнозированию  четко сформулированы и могут  быть воспроизведены другими лицами, которые неизбежно придут к получению  такого же прогноза.

    Если  при применении экспертных методов  структура причинно-следственных связей, используемая разными экспертами, может  быть различной, то при использовании  экономико-математических методов  структура моделей устанавливается  и проверяется экспериментально, в условиях, поддающихся объективному наблюдению и измерению.

    Определение системы факторов и причинно-следственной (казуальной) структуры исследуемого явления – исходная точка экономико-математического  моделирования.

    На  самом деле все эти методы являются взаимодополняющими. Эффективная прогнозная система должна обеспечить возможность  использования любого из этих методов.

    Примером  сложной задачи прогнозирования, которая  не решается с помощью какого-то одного метода, является прогнозирование  объема продаж нового товара. При проведении маркетинговых исследований оцениваются  объемы продаж нового товара в течение  первых лет (скажем трех) после выпуска. Для этой цели могут быть применены экспертные методы, методы опросов, проведение продаж на контрольном рынке.

    Экспертные  оценки, сформулированные специалистами  по маркетингу, базируются на сведениях, собранных на стадии предварительного анализа и учитывающих данные о продажах конкурентов, размере  потенциального рынка, общем спросе, долях продуктов различных марок  на рынке, доступности сбытовых сетей  и др.

    Недостающая информация собирается путем прямых опросов потенциальных пользователей, торговцев, поставщиков и, если это  возможно, конкурентов.

    Проверка  рынка, или контрольная продажа, в ходе которой наблюдается реальное рыночное поведение покупателей, позволяет  оценить уровень пробных и  повторных закупок и объем  потенциальных продаж нового товара. Можно также провести пробные  продажи по месту жительства или  эксперименты в специальных лабораториях-магазинах.

    Данные  методы обычно применяются совместно. Используя любой из перечисленных  или какой-либо иной подход, служба маркетинга должна установить перспективный  объем продаж нового товара, на основе которого разрабатываются стратегии  запуска товара.

    Ясно, что в условиях изменчивой внешней  среды интуиция и воображение  способны стать, важными инструментами  восприятия реальности, дополняя количественные подходы, которые, по определению, опираются  только на наблюдаемые факторы. С другой стороны, понятно, что чисто качественному методу также присущи значительные погрешности и что интуиция должна в возможно большей степени проверяться с помощью доступных фактов и знаний. Таким образом, следует обеспечить совместное использование этих двух подходов.

    Что касается прогнозирования спроса, то в методологически правильной постановке – это искусство оценки будущего спроса при предположении об определенном поведении покупателей в заданных условиях. Прогнозирование спроса в  данном случае должно осуществляется в три этапа. Вначале разрабатывается  прогноз внешней среды, затем  – прогноз развития данной отрасли, наконец, разрабатывается прогноз  величины спроса на товары конкретной компании. Такие комплексные, тем  более аналитические модели, разработать  и реализовать чрезвычайно сложно, поэтому на практике получили применение более простые статистические модели.

    Все прогнозы объема продаж строятся на использовании  трех видов информации, полученных на основе изучения: что люди говорят, что люди делают, и что люди сделали. Получение первого вида информации основывается на изучении мнения потребителей и покупателей, торговых агентов  и посредников. Здесь используются методы социологических исследований и экспертные методы. Изучение того, что люди делают, предполагает проведение тестирования рынка. Изучение того, что  люди сделали, предполагает анализ статистических данных о сделанных ими покупках.

    Обычно  в данном случае речь идет о прогнозировании  на основе статистических данных по объему продаж для конкретной компании или  конкретного рынка величины текущего рыночного спроса на определенный товар. В литературе, в которой приводятся результаты использования тех или  иных статистических моделей, очень  часто не делается различия между  различными видами спроса, и его  прямым образом отождествляют с  объемом продаж. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

Анализ  спроса на продукцию  ОСП 

«Комбинат кооперативной промышленности» 

Петриковского райпо 

     2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика ОСП  «Комбинат кооперативной  промышленности» 

      Петриковское  районное потребительское общество создано 6 апреля 1994 года в соответствии с решением Собрания уполномоченных от 16 февраля 1994 года  на основе объединения  имущественных паевых взносов пайщиков для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности. Общество на добровольной основе входит в Гомельский областной  союз потребительских обществ, Белорусский  союз потребительских обществ.

Информация о работе Исследование спроса на товары предприятия ОСП "Комбинат кооперативной промышленности"