Исследование рынка майонеза Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Исследование рынка — одна из разновидностей маркетинговых исследований, изучает все аспекты бизнес-среды. Здесь задаются вопросы о конкурентах, структуре рынка, правительственных постановлениях, экономических тенденциях, технических достижениях и многих других факторах, которые составляют бизнес-среду Иногда этот термин приписывается финансовому анализу компаний, индустрий или секторов. В этом случае финансовый анализ предоставляет результат инвестиционным консультантам или потенциальным инвесторам, базируясь на проведённом исследовании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4
1 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ РЫНКА
5
1.1 Характеристика данного товара
5
1.2. Оценка объемов рынка в натуральном и стоимостном выражении
6
1.3. Анализ структуры рынка
13
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЕ. РАЗРАБОТКА ОПРОСНОГО ЛИСТА
17
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
32

Работа содержит 1 файл

Курсовая М.И готовая.docx

— 706.86 Кб (Скачать)
    • в 2010 году 17/1,067=15,93грн.
    • в 2009 году 15,93/1,081=14,74грн
    • в 2008 14,74/1,142=12,91грн
    • в 2007 12,91/1,232 = 10,48

Таблица 1.2 -  Внутренний рынок  в стоимостном выражении

 

2007

2008

2009

Средняя цена

10,50

12,90

14,75

Объем рынка в натуральном выражении

191790

187526

169069

Объем рынка в стоимостном выражении

2013795

2419085

2493768


 

Рисунок 1.6 – Динамика изменения рынка в стоимостном выражении

Естественно, что в условиях высокой инфляции рост рынка в  стоимостном выражении, будет выше, чем рост рынка в натуральном  выражении.

1.3 Анализу структуры рынка

Структура импорта майонеза и эмульгированных соусов в Украину  
по странам-импортерам в І полугодии 2010 года

Рисунок 1.7 – Страны- импортеры майонеза

Что касается положения импортной  продукции на отечественном рынке, то она занимает очень малую часть  и может конкурировать только в «среднем» и «высоком»  сегменте.

Соотношение отечественной и импортной  продукции на Украинском рынке соусов в 2010 году, %

Рисунок 1.8 – соотношение отечественной  и импортной продукции[3]

Экспорт за пределы Украины в 2005 году отмечен на уровне 5550,3 тонны, что  составляет лишь 3,5% суммарного объема производства майонезной продукции. Необходимо отметить, что на протяжении 2005-2009 годов  происходит постоянный рост объемов  экспорта майонеза в натуральных  единицах измерения. Исключением является только 2007-й год – производство продукции сократилось по сравнению  с 2006-м до 5315,7 тонны, и составило 4,5%. В 2008 году отмечается увеличение объемов  вывоза на 1,2% по отношению к 2007 году, хотя и не достигаются объемы 2006-го.

В 2009 году отмечается уже существенное увеличение объемов – до 6303,3 тонны, рост 17,1% по отношению к 2008 году.

Украина экспортирует майонез, в основном, в страны ближнего зарубежья. Так, наибольший объем поставок (43,7%) направляется в  Молдову, несколько меньший –  в Беларусь (18,3%) и Российскую Федерацию (14,5%). Также экспортерами отечественных  майонезов являются Грузия (3,7%), Нигерия (3,4%), Словакия (2,98%) и Армения (1,96%).

За шесть месяцев 2010 года отмечается рост объемов как импорта майонезной продукции, так и ее экспорта. В І полугодии Украина импортировала 5713,4 тонны, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Объем экспорта майонеза и эмульгированных соусов за период с января по июнь увеличился на 30,5% и составил 3562 тонны.

Импорт майонезов  в основном представлен польскими, немецкими и российскими продуктами (74%). Основными украинскими импортерами  являются ООО «Нестле Украина» (13% рынка в 2011 г.), ООО «ЮніліверУкраїна» (ТМ Calve; 8% рынка) и компания «Рапс Украины» (7%). 

Доля экспорта в  производстве также показывает рост, однако все еще остается ниже импортной (5,6% в 2011 г.). Структура экспорта представлена лидерами производства: «Чумак» (25%), «Нестле  Украина» (21%), ООО «Техноком» (ТМ «Мивина»; 22%) и ООО «Агрокосм» (9% экспорта). 

Анализируя лидеров рынка можно сказать, что в настоящее время майонеза в Украине слишком много. Сегодня насчитывается порядка 140 производителей этой продукции, что свидетельствует о не структурированности рынка.

Участников отечественного рынка  условно можно разделить на три  группы:

  • традиционные масложировые комбинаты, работающие с советских времен;
  • новые отечественные компании, ведущие достаточно агрессивную маркетинговую политику;
  • мелкие региональные фирмы, не имеющие собственных торговых марок.

 

Рисунок 5- Структура рынка майонеза в разрезе основных участников  
по итогам І полугодия 2010 года, %

 

 

По итогам I полугодия 2010 года лидерами по производству майонеза в Украине были: ОАО “Волыньхолдинг“ (ТМ Торчин), которая входит в компанию Nestle Украина, – 22,4%, ЗАО “Львовский ЖК” – 12,5%(ТМ Щедро), ЗАО “Марг-Вест” (ТМ Славолия) – 10,1%, ООО "Прайм-Продукт" – 5,8%,(ТМ МакМАй) "Виктор и К" – 5,7%, ЗАО “Чумак” – 5,6%, ООО "Комбинат пищевых продуктов" – 4%, “Олис Лтд Фирма” (г. Запорожье) – 3,7%, ЗАО “Харьковский МЖК” – 3,5%, Киевский МЗ – 3,4%, ОАО “Одесский ЖК” – 3,3%.

Значительную долю производителей майонеза в Украине составляют мелкие фирмы и заводы продтоваров, которые  ориентируются исключительно на региональные рынки. Вместе с тем, общая  часть локальных компаний в совокупном объеме производства превышает 18%, а  их позиции на "домашних" рынках весьма крепки. Создавшаяся ситуация "перегруженности" рынка объясняется  относительной простой "входа" на него – не требуется значительных капиталовложений, а также доступностью основного сырья (растительного  масла).[2]

Зная доли рынка производителей майонеза возможно определить тип рынка, используя для этого критерий Хершмана

H = d12 +d22 +…+dn2

Н = 24,42 +12,52 +10,12 +5,8 2+5,72 +5,62 +4,02 +3,7 2+3,42 +3,32 +3,02 +2,82 +1,62 +1,52 +1,42+7,72 = 1098,4

1098,4≤1500. Значение ниже 1500 характеризует рынок чистой конкуренции.

Данная структура производителей сохраняется на отечественном рынке  уже более 5-ти лет. Измене долей отдельного производителя не значительны, и  они не могут повлиять на изменение  типа рынка.

 

Часть 2. Определение  целей и задач маркетингового исследования.    Разработка опросного  листа.

 

Цель исследования -  Определение  характеристик регионального рынка майонеза

Задачи:

    • предпочтение торговым маркам
    • предпочтение типоразмерам и упаковке
    • место покупки товаров
    • средняя стоимость покупки
    • количество товара приобретаемого в определенный промежуток времени

Тип исследования – описательное. Описательное исследование— исследование, которое проводится с целью получения описательной информации по некоторым аспектам внешней среды в случае, когда гипотезы являются предварительными или недостаточно обоснованными.

Метод сбора информации – личный опрос – опрос в местах продаж

Основные недостатки личного  опроса:

  • высокая стоимость;
  • присутствует влияние интервьюера на респондентов;
  • требуется большая команда квалифицированных интервьюеров;
  • довольно сложно обеспечить должный уровень контроля за работой интервьюеров.

Основные достоинства  личного опроса:

    • есть возможность продемонстрировать продукт, рекламный модуль, логотип и другие визуальные материалы;
    • сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени - возможно проведение довольно длительного интервью;
    • появляется возможность слушать живую речь и комментарии респондента;
    • незначительное число отказов от интервью со стороны респондентов;
    • легко задавать сложные вопросы, так как интервьюер может дополнительно разъяснить респонденту непонятый вопрос.[4]

Объем выборки составит 50 респондентов. Такой подход является вынужденным и существенно искажает результаты исследования.

Используемая выборка  является вероятностной и требует  соблюдения определенной процедуры. В исследовании планируется опрашивать каждого десятого респондента.

Исследование носит описательный характер, как правило, используется открытая стандартизированная анкета. Использование в качестве метода опроса личного интервью предъявляет  определенные требования к объему анкету. Поэтому объем анкеты не большой, чтобы при опросе в общественном месте, время опроса не превышало 10-15 минут.

Созданная для исследования анкета содержит в себе 10 вопросов. 1-й вопрос фильтрующий, определяющий является ли респондент потребителем товара, рынок которого исследуется, дальнейшему опросу могут подлежать только респонденты, давшие положительный ответ на первый вопрос Также анкета содержит 6 основных вопросов, которые позволят решить поставленные основные задачи исследования и 3 классификационных вопросов, которые позволят определить общую информацию о возрасте, поле и доходе потребителей. Данная анкета показана в приложении А

 

 

Часть 3. Анализ результатов исследования.

Опрос потребителей майонеза проводился на территории ТЦ «Доброполье», находящегося по адресу: г.Доброполье, мкр Солнечный .

Опрос проводился в течении 3-х дней, пятница с 16.00 до 19.00, суббота и воскресенье с 10.00 до 14.00.

Количество респондентов, принявших участие в опросе указано в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Расчет респондентов, принявших участи е в опросе

Всего

              67

             100 %

Отказались от интервью

6

9

Не подлежат интервьюирования в  связи с ответом на первый вопрос

 

11

16,4

Взято интервью

50

74,6

Забраковано опросных листов

0

0


 

Далее проводится простая табуляции по каждому вопросу анкеты представленная в таблицах 3.2-3.10

Таблица 3.2. Простая табуляция  по месту покупки товара

Место покупки товара

Частота ответа

  % ответов

Супермаркет

27

54

Продуктовый магазин

20

40

Рынок

3

6

Ларек

0

0

Всего

50

100%


 

 

 

 

Рисунок 3.1. Место покупки  майонеза

 

Таблица 3.3. Простая табуляция  по предпочтению торговых марок

Торговая марка

Частота ответа

  % ответов

МакМай

13

26

Торчин

6

12

Щедро

5

10

Чумак

5

10

Calve

3

6

Верес

2

4

Славолия

10

20

Другое

6

12

Всего

50

100


 

Рисунок 3.2. – Самая покупаемая торговая марка

 

 

 

Таблица 3.4 – При приверженности сколько куплено за 3 раза

 

Ответ сколько куплено,шт

При ответе

Щедро

Макмай

Чумак

Верес

Славолия

Кальве

Торчин

Другое

Щедро

12

   

1

1

 

1

 

МакМай

 

34

   

4

   

1

Чумак

 

1

12

2

       

Верес

     

4

   

2

 

Славолия

1

3

   

24

1

   

Кальве

 

1

2

 

1

5

   

Торчин

 

3

   

1

 

14

 

Другое

1

1

   

1

   

15

Всего

14

43

14

7

32

6

17

16

Информация о работе Исследование рынка майонеза Украины