Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:01, курсовая работа
Исследование рынка — одна из разновидностей маркетинговых исследований, изучает все аспекты бизнес-среды. Здесь задаются вопросы о конкурентах, структуре рынка, правительственных постановлениях, экономических тенденциях, технических достижениях и многих других факторах, которые составляют бизнес-среду Иногда этот термин приписывается финансовому анализу компаний, индустрий или секторов. В этом случае финансовый анализ предоставляет результат инвестиционным консультантам или потенциальным инвесторам, базируясь на проведённом исследовании.
ВВЕДЕНИЕ
4
1 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ РЫНКА
5
1.1 Характеристика данного товара
5
1.2. Оценка объемов рынка в натуральном и стоимостном выражении
6
1.3. Анализ структуры рынка
13
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЕ. РАЗРАБОТКА ОПРОСНОГО ЛИСТА
17
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
32
Таблица 1.2 - Внутренний рынок в стоимостном выражении
2007 |
2008 |
2009 | |
Средняя цена |
10,50 |
12,90 |
14,75 |
Объем рынка в натуральном выражении |
191790 |
187526 |
169069 |
Объем рынка в стоимостном выражении |
2013795 |
2419085 |
2493768 |
Рисунок 1.6 – Динамика изменения рынка в стоимостном выражении
Естественно, что в условиях высокой инфляции рост рынка в стоимостном выражении, будет выше, чем рост рынка в натуральном выражении.
1.3 Анализу структуры рынка
Структура импорта майонеза и эмульгированных
соусов в Украину
по странам-импортерам в І полугодии 2010
года
Рисунок 1.7 – Страны- импортеры майонеза
Что касается положения импортной продукции на отечественном рынке, то она занимает очень малую часть и может конкурировать только в «среднем» и «высоком» сегменте.
Соотношение отечественной и импортной продукции на Украинском рынке соусов в 2010 году, %
Рисунок 1.8 – соотношение отечественной и импортной продукции[3]
Экспорт за пределы Украины в 2005 году отмечен на уровне 5550,3 тонны, что составляет лишь 3,5% суммарного объема производства майонезной продукции. Необходимо отметить, что на протяжении 2005-2009 годов происходит постоянный рост объемов экспорта майонеза в натуральных единицах измерения. Исключением является только 2007-й год – производство продукции сократилось по сравнению с 2006-м до 5315,7 тонны, и составило 4,5%. В 2008 году отмечается увеличение объемов вывоза на 1,2% по отношению к 2007 году, хотя и не достигаются объемы 2006-го.
В 2009 году отмечается уже существенное увеличение объемов – до 6303,3 тонны, рост 17,1% по отношению к 2008 году.
Украина экспортирует майонез, в основном, в страны ближнего зарубежья. Так, наибольший объем поставок (43,7%) направляется в Молдову, несколько меньший – в Беларусь (18,3%) и Российскую Федерацию (14,5%). Также экспортерами отечественных майонезов являются Грузия (3,7%), Нигерия (3,4%), Словакия (2,98%) и Армения (1,96%).
За шесть месяцев 2010 года отмечается рост объемов как импорта майонезной продукции, так и ее экспорта. В І полугодии Украина импортировала 5713,4 тонны, что на 12% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Объем экспорта майонеза и эмульгированных соусов за период с января по июнь увеличился на 30,5% и составил 3562 тонны.
Импорт майонезов
в основном представлен польскими,
немецкими и российскими
Доля экспорта в производстве также показывает рост, однако все еще остается ниже импортной (5,6% в 2011 г.). Структура экспорта представлена лидерами производства: «Чумак» (25%), «Нестле Украина» (21%), ООО «Техноком» (ТМ «Мивина»; 22%) и ООО «Агрокосм» (9% экспорта).
Анализируя лидеров рынка можно сказать, что в настоящее время майонеза в Украине слишком много. Сегодня насчитывается порядка 140 производителей этой продукции, что свидетельствует о не структурированности рынка.
Участников отечественного рынка условно можно разделить на три группы:
Рисунок 5- Структура рынка майонеза
в разрезе основных участников
по итогам І полугодия 2010 года, %
По итогам I полугодия 2010 года лидерами по производству майонеза в Украине были: ОАО “Волыньхолдинг“ (ТМ Торчин), которая входит в компанию Nestle Украина, – 22,4%, ЗАО “Львовский ЖК” – 12,5%(ТМ Щедро), ЗАО “Марг-Вест” (ТМ Славолия) – 10,1%, ООО "Прайм-Продукт" – 5,8%,(ТМ МакМАй) "Виктор и К" – 5,7%, ЗАО “Чумак” – 5,6%, ООО "Комбинат пищевых продуктов" – 4%, “Олис Лтд Фирма” (г. Запорожье) – 3,7%, ЗАО “Харьковский МЖК” – 3,5%, Киевский МЗ – 3,4%, ОАО “Одесский ЖК” – 3,3%.
Значительную долю производителей майонеза в Украине составляют мелкие фирмы и заводы продтоваров, которые ориентируются исключительно на региональные рынки. Вместе с тем, общая часть локальных компаний в совокупном объеме производства превышает 18%, а их позиции на "домашних" рынках весьма крепки. Создавшаяся ситуация "перегруженности" рынка объясняется относительной простой "входа" на него – не требуется значительных капиталовложений, а также доступностью основного сырья (растительного масла).[2]
Зная доли рынка производителей майонеза возможно определить тип рынка, используя для этого критерий Хершмана
H = d12 +d22 +…+dn2
Н = 24,42 +12,52 +10,12 +5,8 2+5,72 +5,62 +4,02 +3,7 2+3,42 +3,32 +3,02 +2,82 +1,62 +1,52 +1,42+7,72 = 1098,4
1098,4≤1500. Значение ниже 1500 характеризует рынок чистой конкуренции.
Данная структура
Часть 2. Определение целей и задач маркетингового исследования. Разработка опросного листа.
Цель исследования - Определение характеристик регионального рынка майонеза
Задачи:
Тип исследования – описательное. Описательное исследование— исследование, которое проводится с целью получения описательной информации по некоторым аспектам внешней среды в случае, когда гипотезы являются предварительными или недостаточно обоснованными.
Метод сбора информации – личный опрос – опрос в местах продаж
Основные недостатки личного опроса:
Основные достоинства личного опроса:
Объем выборки составит 50
респондентов. Такой подход является
вынужденным и существенно
Используемая выборка является вероятностной и требует соблюдения определенной процедуры. В исследовании планируется опрашивать каждого десятого респондента.
Исследование носит
Созданная для исследования анкета содержит в себе 10 вопросов. 1-й вопрос фильтрующий, определяющий является ли респондент потребителем товара, рынок которого исследуется, дальнейшему опросу могут подлежать только респонденты, давшие положительный ответ на первый вопрос Также анкета содержит 6 основных вопросов, которые позволят решить поставленные основные задачи исследования и 3 классификационных вопросов, которые позволят определить общую информацию о возрасте, поле и доходе потребителей. Данная анкета показана в приложении А
Часть 3. Анализ результатов исследования.
Опрос потребителей майонеза проводился на территории ТЦ «Доброполье», находящегося по адресу: г.Доброполье, мкр Солнечный .
Опрос проводился в течении 3-х дней, пятница с 16.00 до 19.00, суббота и воскресенье с 10.00 до 14.00.
Количество респондентов, принявших участие в опросе указано в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Расчет респондентов, принявших участи е в опросе
Всего |
67 |
100 % |
Отказались от интервью |
6 |
9 |
Не подлежат интервьюирования в связи с ответом на первый вопрос |
11 |
16,4 |
Взято интервью |
50 |
74,6 |
Забраковано опросных листов |
0 |
0 |
Далее проводится простая табуляции по каждому вопросу анкеты представленная в таблицах 3.2-3.10
Таблица 3.2. Простая табуляция по месту покупки товара
Место покупки товара |
Частота ответа |
% ответов |
Супермаркет |
27 |
54 |
Продуктовый магазин |
20 |
40 |
Рынок |
3 |
6 |
Ларек |
0 |
0 |
Всего |
50 |
100% |
Рисунок 3.1. Место покупки майонеза
Таблица 3.3. Простая табуляция по предпочтению торговых марок
Торговая марка |
Частота ответа |
% ответов |
МакМай |
13 |
26 |
Торчин |
6 |
12 |
Щедро |
5 |
10 |
Чумак |
5 |
10 |
Calve |
3 |
6 |
Верес |
2 |
4 |
Славолия |
10 |
20 |
Другое |
6 |
12 |
Всего |
50 |
100 |
Рисунок 3.2. – Самая покупаемая торговая марка
Таблица 3.4 – При приверженности сколько куплено за 3 раза
Ответ сколько куплено,шт | ||||||||
При ответе |
Щедро |
Макмай |
Чумак |
Верес |
Славолия |
Кальве |
Торчин |
Другое |
Щедро |
12 |
1 |
1 |
1 |
||||
МакМай |
34 |
4 |
1 | |||||
Чумак |
1 |
12 |
2 |
|||||
Верес |
4 |
2 |
||||||
Славолия |
1 |
3 |
24 |
1 |
||||
Кальве |
1 |
2 |
1 |
5 |
||||
Торчин |
3 |
1 |
14 |
|||||
Другое |
1 |
1 |
1 |
15 | ||||
Всего |
14 |
43 |
14 |
7 |
32 |
6 |
17 |
16 |