Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:01, курсовая работа
Исследование рынка — одна из разновидностей маркетинговых исследований, изучает все аспекты бизнес-среды. Здесь задаются вопросы о конкурентах, структуре рынка, правительственных постановлениях, экономических тенденциях, технических достижениях и многих других факторах, которые составляют бизнес-среду Иногда этот термин приписывается финансовому анализу компаний, индустрий или секторов. В этом случае финансовый анализ предоставляет результат инвестиционным консультантам или потенциальным инвесторам, базируясь на проведённом исследовании.
ВВЕДЕНИЕ
4
1 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ РЫНКА
5
1.1 Характеристика данного товара
5
1.2. Оценка объемов рынка в натуральном и стоимостном выражении
6
1.3. Анализ структуры рынка
13
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЕ. РАЗРАБОТКА ОПРОСНОГО ЛИСТА
17
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
32
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка к курсовой работе содержит: 32с., 20 рис., 17табл., 5 источников, 2 приложения
Объектом исследования является рынок майонеза Украины
Цель работы: Проанализировать рынок майонеза Украины. Провести собственное исследование регионального рынка майонеза, определить приверженность к торговым маркам, основную категорію потребителей и т.д
Методы исследовани : анализ литературных и статистических источников, личный опрос потребителей, опрос в местах продаж
Результат курсовой работы – проанализирован рынок майонеза, конкурентная середа, изучены основне производители и потребители, изучена приверженность потребителей к торговым маркам.
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИ,
ОПИСАТЕЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ, ЛИЧНЫЙ
ОПРОС, ВЫБОРКА, МАЙОНЕЗ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
4 |
1 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ РЫНКА |
5 |
1.1 Характеристика данного товара |
5 |
1.2. Оценка объемов рынка в натуральном и стоимостном выражении |
6 |
1.3. Анализ структуры рынка |
13 |
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЕ. РАЗРАБОТКА ОПРОСНОГО ЛИСТА |
17 |
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ |
19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
30 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговое исследование — форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике. Маркетинговое исследование – то сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения неопределённости при принятии управленческих решений.
В дополнение к маркетинговым исследованиям, категория бизнес-исследований включает в себя:
Исследование рынка — одна из разновидностей маркетинговых исследований, изучает все аспекты бизнес-среды. Здесь задаются вопросы о конкурентах, структуре рынка, правительственных постановлениях, экономических тенденциях, технических достижениях и многих других факторах, которые составляют бизнес-среду Иногда этот термин приписывается финансовому анализу компаний, индустрий или секторов. В этом случае финансовый анализ предоставляет результат инвестиционным консультантам или потенциальным инвесторам, базируясь на проведённом исследовании.
Исследование продукта — отвечает на вопрос, какой продукт можно произвести на базе доступных технологий и какие продукты и технологии могут быть разработаны в ближайшем будущем
В данной работе проводилось исследование рынка майонеза.
Во время составления отчета использовались такие инструменты как Microsoft office и Google поиск.
Часть 1. Анализ динамики и структуры рынка
Соусы являются важным продуктом питания для многих украинцев. Большинство потребителей понимает, что соусы менее полезны для организма, чем овощей или фрукты, но все же соусы дешевле овощей, не требуют затрат времени на приготовление и удобны в хранении. Данные преимущества позволяют рынку соусов Украины развиваться, несмотря на финансовый кризис и замедление роста доходов потребителей в Украине
Рассматривая рынок соусов, стоит отметить, что он состоит из довольно разных продуктов, которые показывают различную динамику. Так, например, объем производства и потребления майонеза в Украине постоянно сокращается. Майонез ассоциируется в сознании потребителей с нездоровой пищей, которая вредит здоровью, именно поэтому значительная часть покупателей старается сократить потребление данного продукта. В свою очередь потребления кетчупов и соусов в Украине растет.
Майоне́з (фр. mayonnaise) — холодный соус, очень популярный продукт питания среди наших граждан. Без майонеза не обходится ни один праздник. Среднестатистический украинец съедает примерно 2 кг майонеза и кетчупа в год.[1]
Майонезный рынок считается достаточно гибким и подвижным. Холодные соусы не выпускают “на склад” (из-за небольших по сравнению с другими видами масложировой продукции сроков хранения). Они изготавливаются под заказ торговли, отслеживающей потребности покупателей.
По данным операторов рынка, традиционно продажи майонеза увеличиваются накануне праздников: осенью и зимой лучше “идут” высокожирные марки, а весной и летом — с пониженным содержанием жиров. Средняя рентабельность производства белых соусов составляет 5-8%.
В целом, по словам экспертов, отечественный рынок данной продукции на грани перенасыщения. Основанием для такого вывода послужило: уменьшение темпов роста производства, стабилизация уровня импорта, вытеснение с рынка дешевых некачественных сортов, появление и продвижение мощных национальных брендов.[2]
Дальнейшее же развитие рынка
зависит от маркетинговых усилий
компаний, которые будут поддерживать
уже существующие ТМ и, возможно, выводить
на рынок новые. Маркетологи утверждают,
что сегодня майонез потребляют
уже 95% совершеннолетнего населения
Украины. Основные надежды по приросту
продукции специалисты
Емкость рынка майонеза оценить сложно. Но об объемах выпуска с некоторой претензией на точность говорить можно. Хотя и следует при этом учитывать, что полностью отсутствуют данные о том, сколько у каждой компании образовалось “переходящих остатков”, сколько тонн продуктов майонезной группы с просроченным сроком годности было утилизировано.
При измерении основных параметров
рынка обычно опираются на две
величины: объем производства майонеза
и объем его потребления
Объем производства майонеза и эмульгированных соусов в Украине в 2005 г. составил 159 597 тонн. В течение 2005 – 2007 гг. выпуск данного вида продукции имел четко выраженную тенденцию к увеличению темпов роста: с 4,7 % в 2006 году до 9,8% в 2007-м. Затем идет сокращение: если в 2008 году совокупный выпуск майонезов снизился на 4%, то в 2009 году, в сравнении с 2008-м, этот показатель добавил еще на 7%.
Рисунок 1.1 - Динамика производства майонеза и эмульгированных соусов на территории Украины в 2005 - 2009 гг.
Объем производства майонеза в Украине в 2007 г. составил 183,5 тыс. т: за последние 5 лет этот показатель остался максимальным, поскольку объем рынка упал на 14% в натуральном выражении. Однако последние три года характеризуются стабильностью: объем рынка за период 2009-2011 гг. остается в пределах 170 тыс. т. При этом в денежном выражении на протяжении 2008-2011 гг. выпуск данного вида продукции имел явно выраженную тенденцию к увеличению – более чем в два раза: это объясняется удорожанием сырья.
По данным госстата данные по производству были следующими
Рисунок 1.2 – Данные по производству майонеза в 2007-2011 годах[3]
Заданная динамика объемов производства майонеза и эмульгированных соусов в Украине в 2005-2009 годах характерна и для потребления этого вида продукции. Так, потребление майонеза в 2005 году составило 164 150 тонн. В период с 2005 по 2007 год, в связи с ростом доходов украинцев, спрос на майонез заметно увеличился, составив в 2007 году 191 790 тонн. Начиная с 2008 года, из-за финансового кризиса, повлекшего за собой инфляцию и резкое сокращение покупательной способности населения, потребление майонеза и эмульгированных соусов начало заметно сокращаться. В 2008 году, по отношению к 2007-му, снижение данного показателя составило 2,2%, а в 2009-м, против 2008, объем потребления этой продуктовой группы уменьшился на 9,8%, составив 163тыс тонн.
Рисунок 1.3 - Динамика потребления майонеза и эмульгированных соусов на территории Украины в 2005 – 2009 гг.
Целесообразным также
является проведение сравнительного анализа
емкости украинского рынка
Рисунок 1.4 - Сравнительная характеристика динамики объемов производства и потребления майонезной продукции в Украине за І полугодие 2009 и 2010
Следует также обратить внимание на превышение объемами реализации майонезов на территории Украины объемов производства, что обеспечивается за счет преобладания импорта данного вида продукции над экспортом.Спросу на майонезную продукцию в нашей стране характерна сезонность в рамках года. Наибольшая доля покупок в годовом объеме приходится на IV квартал и колеблется в рамках 27-28%. Наименьший удельный вес потребления майонеза и эмульгированных соусов в натуральном выражении в суммарном годовом объеме наблюдается в I квартале – в среднем находится на уровне 22%.
Относительно динамики роста объемов импорта и экспорта майонезной продукции в Украине в 2005-2009 годах, следует отметить отсутствие характерных тенденций. На протяжении указанного периода в нашу страну майонезы активнее ввозились, чем вывозились: объемы импорта в натуральных единицах измерения более чем вдвое превышают объемы экспорта. Позитивной тенденцией отличается динамика экспорта майонезной продукции – увеличение на 17% в 2009 году на фоне существенного снижения импорта (29%) и потребления (9,8%).
Одним из факторов, обуславливающих такую ситуацию, является закрытие в Украине некоторыми импортерами соусов своих представительств в период кризиса.
Рисунок 1.5 - Динамика импорта и экспорта майонеза и эмульгированных соусов в Украине в 2005-2009 гг.
Импорт майонезов и
В нашу страну майонезы и эмульгированные соусы импортируют производители из более 27 стран. При этом основными поставщиком является Польша – удельный вес импорта продукции из этой страны в общем объеме импорта по итогам І полугодия 2010 года составил 34%. Значительная доля принадлежит импортерам из Германии (24%), России (20%) и Австрии (9,4%).
Более скромными поставщиками являются Нидерланды, Великобритания, Чехия, Израиль. Количество товаров из других стран этой продуктовой группы на отечественный рынок не превышает 7%.[2]
Проверим имеющиеся данныес помощью формулы: Vp=Vпр- Vэ+Vи
Таблица 1.1 – Баланс рынка майонеза на Украине в 2007-2009 годах.
2007 |
2008 |
2009 | |
Объем производства, тыс.дол. |
183558 |
176233 |
163607 |
Объем экспорта, тыс.дол |
5315,7 |
5381,5 |
6303,2 |
Объем импорта, тыс. дол |
13547,8 |
16674,7 |
11765,7 |
Объем внутреннего рынка(потребление) |
191790 |
187526 |
169069 |
Vp2007=Vпр- Vэ+Vи = 183558- 5315,7+13547,8=191790
Vp2008 = 176233-5381,5+16674,7= 187526
Vp2009 = 163607-6303,2+11765,7=169069
Хорошо видно, что в натуральном выражении рынок имеет четкую тенденцию к снижению. Наглядно, эти расчеты представлены на рисунке 1.1. и 1.2. Как уже говорилось ранее, майонез ассоциируется в сознании потребителей с нездоровой пищей, которая вредит здоровью, именно поэтому значительная часть покупателей старается сократить потребление данного продукта. Что касается оценки рынки в стоимостном выражении, то оптово-отпускные цены производителей за последние 5 лет выросли в два раза и в 2011 г. достигли среднего показателя 17грн/кг. Цены на импортную продукцию выросли на 9%, что связано с нестабильным курсом валют. Экспортные цены в два раза превышают цены производителей. Такая разница позволяет получать хорошую прибыль от внешних рынков за счет выгодной конкуренции с местными производителями.
Объем рынка в стоимостном выражении определим как произведение объема рынка в натуральном выражении на среднюю цену натуральной единицы измерения. Среднюю цену 1 кг майонеза в 2007-2009 г определим с помощью индексов изменения цен. Согласно статистическому сборнику за 2011 год, индекс изменения цен на майонез составил 1,067, значит средняя цена 1 кг майонеза составит :