Исследование конкурентоспособности продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования управления качеством и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителей в условиях трансформационных изменений в конкурентной среде, обусловленных активным вхождением на рынок новых конкурентов, в том числе и зарубежных, а также ростом и качественным усложнением запросов потребителей.

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретические основы и значение качества и конкурентоспособности продукции

1.1 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции предприятия

1.2 Методика проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции предприятия

1.3 Методологические основы управления качеством продукции

Выводы по Разделу 1

Раздел 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии"

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии

2.2 Анализ качества продукции предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии"

2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии"

Выводы по Разделу 2

Раздел 3. Мероприятия по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия

3.1 Оценка имеющихся резервов повышения качества продукции на предприятии

3.2 Оценка имеющихся резервов повышения конкурентоспособности продукции на предприятии

Рис.3.2 Анализ конкурентов

В таблице 3.2 представим оценку конкуре6нтов предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии".

3.3 Предлагаемые мероприятия по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия

Выводы по Разделу 3

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 38.15 Кб (Скачать)

Энергоемкость и  экономичность в потреблении  сырья на единицу выпускаемой  продукции или совершаемой работы; 

Стоимость сырья  и эксплуатационных материалов; 

Уровень безотходности  используемых технологий; 

Надежность, периодичность  и стоимость ремонтов, стоимость  запасных частей; 

Численность обслуживающего персонала и его квалификация. 

Путем совокупного  подсчета затрат на оплату энергии  и сырья, оценки стоимости обслуживания и ремонтов, расчет расходов на оплату обслуживающего персонала и других статей затрат определяются совокупные издержки потребления товара. Для  готовой продукции, и прежде всего  для машин и оборудования, издержки потребления определяются на весь период эксплуатации, а для сырьевых товаров - на единицу их веса, объема и стоимости. 

В результате воздействия  всей совокупности приведенных выше показателей складывается полная цена потребления товара, решающим образом  влияющая на его конкурентоспособность. 

Полная цена потребления  складывается из цены, уплаченной потребителем при приобретении товара, и издержек потребления. При этом учитываются  выплачиваемые покупателем таможенные пошлины, налоги и сборы, а также  выплаты по полученным кредитам. 

Общая эмпирическая формула конкурентоспособности  товара имеет вид: 

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание (1.1) 

Конкурентоспособность продукции - понятие относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается  только на рынке при сопоставлении, как с характеристиками, так и  с условиями продажи и сервиса  аналогичных товаров-конкурентов. 

При оценке конкурентоспособности  экспортируемых отечественных товаров  необходимо учитывать наличие таких  факторов, как недостаточность технической  и экономической информации, так  как изготовителями в основном используются проспекты и каталоги конкурентов; длительность сроков и частые сбои при исполнении заказов; отсутствие достаточно развитых и приближенных к иностранным потребителям сетей  сбыта товара; отсутствие объективной  оценки уровня издержек потребления  у конкурентов и т.д. Влияние  этих факторов должно быть по возможности  сведено к минимуму. 

На рынке продукции  конкурентоспособность рассматривается  с точки зрения потребителя. При  этом совершенно очевидно, что покупателя прежде всего интересует эффективность  потребления (Эп), определяемая как  отношение суммарного полезного  эффекта, т.е. суммарных потребительских  свойств товара (Р) к полным затратам на приобретение и использование  товара (С). Следовательно, условия конкурентоспособности  товара со стороны потребителя принимают  вид: 

Эп = P/С ® max (1.2) 

В этих условиях изготовитель никогда не забывает о своих собственных  интересах. Рентабельность его собственной  деятельности - основное условие коммерческого  успеха. Для обеспечения преимуществ  поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису  производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. 

Обеспечение конкурентоспособности  продукции предполагает необходимость  ее количественной оценки. 

Практически по каждому  анализируемому товару должна быть своя методика оценки конкурентоспособности, которая бы учитывала особенности  формирования соответствующего товарного  рынка и основные тенденции научно - технического прогресса. 

Оценка конкурентоспособности  продукции производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. Базой  сравнения могут быть следующие  параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных  товаров, величина полезного эффекта [19, с.14]. 

Начальным этапом оценки конкурентоспособности продукции  является определение цели исследования. Если целью исследования является необходимость  определения положения данного  товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным  параметрам. При исследовании, ориентированном  на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изменении конъюнктуры  рынка, о товарах, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем  законодательстве и другие. 

Следовательно, совокупность качественных и стоимостных характеристик  товара, способствует созданию превосходства  данного товара перед товарами конкурентами в удовлетворении конкретной потребности  покупателя, позволяет количественно  оценить конкурентоспособность  товара. 

Как отмечают специалисты, в применяемых теоретических  и методических подходах оценки конкурентоспособности  не нашел отражения тот факт, что  конкурентоспособность товара можно  оценивать с двух позиций: с точки  зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится тот или иной вид продукции. 

Для оценки конкурентоспособности  продукции можно использовать аналитические  и графические методы оценки. К  аналитическим методам можно  отнести: 

·  Модель Розенберга; 

·  Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности; 

·  Оценка конкурентоспособности  на основе уровня продаж; 

·  Модель с идеальной  точкой; 

·  Методика Гребнева. 

Графические методы оценки конкурентоспособности включают: 

·  Матрица БКГ; 

·  Модель "Привлекательность  рынка - преимущества в конкуренции"; 

·  Построение карт стратегических групп; 

·  Матрица Портера. 

Модель Розенберга исходит из того, что потребители  оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей [10, с.32]. 

Она выражается формулой: 

Аj = j Iij, (1.3) 

где Аj - субъективная пригодность товара (отношение к  товару); 

Vj - важность мотива  для потребителя; 

Iij - субъективная  оценка пригодности товара для  удовлетворения мотива i. 

С точки зрения работы с товаром использование модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения  с идеальными характеристиками. 

Положительной стороной данного метода является то, что  каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что  значительно облегчает сравнение  их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт. 

При расчете интегрального  показателя конкурентоспособности  определяют отдельные показатели конкурентоспособности  товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов: 

Qi = , (1.4) 

где Qi - показатель конкурентоспособности  по i-му параметру; 

Pi - величина i-го параметра  товара; 

Pi0 - величина i-го  параметра для товара-эталона. 

Рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (сводный  индекс конкурентоспособности): 

К = , (1.5) 

где n - число оцениваемых  параметров; 

αi - вес i-го параметра. 

Очевидно, чем ближе  К приближается к единице, тем  ближе по набору оценочных параметров данный товар соответствует эталонному образцу. Можно сформировать некий  гипотетически идеальный товар, наделив его лучшими параметрами  товаров данной группы. Тогда К  характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала. 

При оценке конкурентоспособности  конкретного товара его можно  сравнить с подобными продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых  также было проведено подобное сравнение  с эталонным образцом, и сделать  вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то К<1 означает, что анализируемый  товар уступает образцу по конкурентоспособности; при К>1 - превосходит. При равной конкурентоспособности К=1. 

При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый  товар были аналогичными по значению и условиям использования и предназначались  для одной группы потребителей [6, с.27]. 

Особенность модели с идеальной точкой заключается  в том, что в нее введена  добавочная компонента - идеальная  величина характеристики товара: 

Qj = k |Bjk - Ik|r, (1.6) 

где Qj - оценка потребителями  марки j; 

Wk - важность характеристики k (k=1,…,n); 

Bjk - оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей; 

Ik - идеальное значение  характеристики k марки j с точки  зрения потребителей; 

r - параметр, означающий  при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую  граничную пользу. 

Смысл этой формулы: товар следует предпочесть другому  в случае, если его удаление от идеальной  точки меньше [10, с.64]. 

Преимущества метода заключаются в том, что он дает представление об идеальном, с точки  зрения потребителя, продукте. 

Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины. 

При оценке конкурентоспособности  на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности - это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В  этом случае критерием конкурентоспособности  может служить относительная  доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом: 

B0i = , (1.7) 

где М0 - объем продаж данного товара за определенный период; 

М1 - объем продаж товара-конкурента за тот же период. 

Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что  в основе оценки лежит экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными  взглядами экспертов. 

Положительной стороной данного метода является то, что  в данном методе учитывается влияние  различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых. 

Алгоритм расчета  конкурентоспособности товара Гребнева включает следующие этапы: 

1. Разработка на  основе знания рынка и требований  к товару совокупность показателей  его качества. 

2. Выбор из этой  совокупности несколько важнейших  показателей (параметров качества). 

3. Получение количественных  характеристик значимости (ai) каждого  из i-го параметра путем опроса  эксперта. 

4. Формирование модели  эталона, т.е. образца товара  в разрезе выбранных параметров  с позиции покупателей, с заданием  его количественных оценок. 

5. Разработка количественных  оценок тех же самых параметров  качества по своему изделию  и по изделию конкурентов. 

6. Оценка уровня  качества или потребительского  эффекта своего товара и товара  конкурентов по формулам: 

К = , (1.8) 

К = , (1.9) 

Где n - количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию  конкурента; 

Информация о работе Исследование конкурентоспособности продукта