Исследование конкурентоспособности продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования управления качеством и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителей в условиях трансформационных изменений в конкурентной среде, обусловленных активным вхождением на рынок новых конкурентов, в том числе и зарубежных, а также ростом и качественным усложнением запросов потребителей.

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретические основы и значение качества и конкурентоспособности продукции

1.1 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции предприятия

1.2 Методика проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции предприятия

1.3 Методологические основы управления качеством продукции

Выводы по Разделу 1

Раздел 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии"

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии

2.2 Анализ качества продукции предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии"

2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии"

Выводы по Разделу 2

Раздел 3. Мероприятия по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия

3.1 Оценка имеющихся резервов повышения качества продукции на предприятии

3.2 Оценка имеющихся резервов повышения конкурентоспособности продукции на предприятии

Рис.3.2 Анализ конкурентов

В таблице 3.2 представим оценку конкуре6нтов предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии".

3.3 Предлагаемые мероприятия по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия

Выводы по Разделу 3

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 38.15 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 

Раздел 1. Теоретические  основы и значение качества и конкурентоспособности  продукции 

1.1 Экономическая  сущность качества и конкурентоспособности  продукции предприятия 

1.2 Методика проведения  анализа качества и конкурентоспособности  продукции предприятия 

1.3 Методологические  основы управления качеством  продукции 

Выводы по Разделу 1 

Раздел 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции  на предприятии ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии" 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия ЧП  ППП "ИСО-Энерготехнологии 

2.2 Анализ качества  продукции предприятия ЧП ППП  "ИСО-Энерготехнологии" 

2.3 Анализ конкурентоспособности  продукции предприятия ЧП ППП  "ИСО-Энерготехнологии" 

Выводы по Разделу 2 

Раздел 3. Мероприятия  по улучшению качества и конкурентоспособности  продукции предприятия 

3.1 Оценка имеющихся  резервов повышения качества  продукции на предприятии 

3.2 Оценка имеющихся  резервов повышения конкурентоспособности  продукции на предприятии 

Рис.3.2 Анализ конкурентов 

В таблице 3.2 представим оценку конкуре6нтов предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии". 

3.3 Предлагаемые мероприятия  по улучшению качества и конкурентоспособности  продукции предприятия 

Выводы по Разделу 3 

Заключение 

Список использованных источников 

Введение  

Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования  управления качеством и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителей в условиях трансформационных изменений  в конкурентной среде, обусловленных  активным вхождением на рынок новых  конкурентов, в том числе и  зарубежных, а также ростом и качественным усложнением запросов потребителей. 

Для предприятий  эта проблема имеет особое значение в силу: а) высокой социальной значимости продукции; б) все более ужесточающейся конкуренции между самими производителями; высокой вероятности агрессивной  маркетинговой политики со стороны  зарубежных производителей в результате вступления Украины в ВТО. 

С усилением конкуренции  на рынке, и, как следствие, борьбы за потребителя, управление конкурентоспособностью продукции стало первостепенной задачей товаропроизводителя, решение  которой усложняется низким уровнем  эффективности деятельности предприятий  и сравнительно низким платежеспособным спросом покупателей, что не стимулирует  создание выгодных конкурентных позиций  отечественной продукции, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. 

Особое значение в управлении качеством и конкурентоспособностью имеют предпочтения потребителей, их мотивы, ценности, стимулы и т.д., влияющие на процесс совершения покупки  и выбор товара. Следовательно, необходимы соответствующие реальной ситуации методы оценки конкурентоспособности  продукции. 

Целью дипломной  работы является разработка теоретических  положений и методических рекомендаций по выявлению системы факторов, обоснованию  критериев и показателей, дальнейшему  развитию методов оценки качества и  конкурентоспособности продукции, применяемых в процессе управления на изучаемом предприятии и предложения  мероприятий направленных на повышение  качества и конкурентоспособности  продукции предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии", которое является объектом исследования в данной работе. 

Достижение поставленной цели вызвало необходимость постановки и решения в работе следующих  задач: 

выявить основные практические и теоретические проблемы управления качеством и конкурентоспособностью продукции на предприятии; 

разработка мероприятий  направленных на повышение качества и конкурентоспособности продукции  предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии". 

Предмет исследования дипломной работы - методы оценки, применяемые  в процессе управления качеством  и конкурентоспособностью продукции. 

Объект исследования дипломной работы - предприятие ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии". 

Теоретической и  методологической основой работы послужили  результаты фундаментальных и прикладных научных работ. В качестве научных  заделов использовались труды ученых по проблемам управления конкурентоспособностью, методам оценки конкурентоспособности, работы отечественных и зарубежных авторов, освещающих научно-практический опыт разработки указанных проблем. 

Решение исследовательских  задач проводилось с использованием отечественных законодательных  норм, программных документов государственных  органов власти, законодательных и нормативных актов по вопросам реформирования и повышения эффективности производства пищевых продуктов. 

В процессе исследования использовались методы: анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, сравнения, маркетинговых исследований, экономико-статистический и др. 

Научная и прикладная новизна работы состоит в разработке теоретических и методических положений  управления качеством и конкурентоспособностью продукции предприятий в части  систематизации факторов, обоснования  критериев, показателей и развития методов оценки, что позволяет  учитывать особенности поведения  потребителей. 

Практическая значимость работы. Полученные теоретические и  научно-методические результаты исследования доведены до конкретных практических рекомендаций по повышению качества и конкурентоспособности продукции  предприятия с учетом особенностей поведения потребителей на основе развития соответствующих методов оценки. В частности, реализация рекомендаций по совершенствованию сбытовой сети, стимулирования потребителей, политики коммуникаций и методов ценообразования. 

Дипломная работа состоит  из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и  приложений. 

Раздел 1. Теоретические  основы и значение качества и конкурентоспособности  продукции 1.1 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности  продукции предприятия  

Конкуренция как  основа рыночной экономики - это мощный стимул экономического роста. 

Главное содержание конкуренции - борьба за "кошелек" потребителя на основе полного удовлетворения потребностей. Для успешного конкурентного  противоборства предпринимателю необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень. Поэтому  конкуренция между предпринимателями  есть не что иное, как продвижение  новых, более качественных товаров  и услуг, новых идей, новых разработок. Жизнь показывает, что именно благодаря  конкуренции и на ее основе государства  с рыночной экономикой характеризуются  более интенсивным продвижением вперед, когда результат объективно зависит не только от набора технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и от условий их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж  фирмы, риск и т.д.). Конкуренция является ключевым моментом конструкции рыночной экономики [28]. 

Существуют следующие  несхожие рыночные ситуации: чистая конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая  конкуренция и олигополия. 

Для правильного  выбора стратегии конкуренции каждой организации необходимо владеть  методикой оценки своей конкурентоспособности, а также учитывать те существенные отличительные характеристики, которые  свойственны самому рынку товаров  и услуг, и присущим ему конкурентным отношениям. Проблема качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные  причины наших экономических  и социальных трудностей, снижающихся  темпов экономического развития за последние  десятилетия, с одной стороны, и  причины повышения эффективности  производства и уровня жизни в  развитых странах Запада, с другой, - это качество создаваемой и выпускаемой  продукции. 

Конкурентоспособность и качество, - концентрированное  выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и  услуги [28]. 

Качество - синтетический  показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять  процессом формирования качества в  рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной  деятельности, экономического благополучия страны [8, c.116]. 

Фактор конкуренции  носит принудительный характер, заставляя  производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности. 

В условиях развитого  конкурентного рынка маркетинг  становится эффективным средством  решения проблемы качества и конкурентоспособности  товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет  либо снижает его возможности. 

Происходящий в  Украине с большими трудностями  переход к рыночной экономике  заставляет по-новому взглянуть на проблему качества исходя из того, что  если не сегодня, то завтра развитой конкурентный рынок будет диктовать уровень  и динамику развития качества продукции, определять конкурентоспособность  ее изготовителей. 

Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более  того, важной составной частью конкурентоспособности  товара является уровень затрат потребителя  за время его эксплуатации. 

Иначе говоря, под  конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими  в условиях широкого предложения  конкурирующих товаров-аналогов. И  поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих  предприятий, объединений, фирм, равно  как и стран, в которых они  базируются. Любой товар, находящийся  на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно  соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. 

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного  сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая  товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное  к конкретному рынку и времени  продажи. И поскольку у каждого  покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных  потребностей, конкурентоспособность  приобретает еще и индивидуальный оттенок. Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного  назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления. Цена потребления обычно значительно  выше продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок службы транспорта продажная цена занимает не более 20%, грузового автомобиля - 15%, магистрального самолета 10-12%, бытового холодильника - примерно 10%), поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления  за весь срок его службы у потребителя [20, c.25]. 

Информация о работе Исследование конкурентоспособности продукта