Исследование конкурентоспособности продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования управления качеством и конкурентоспособностью продукции отечественных товаропроизводителей в условиях трансформационных изменений в конкурентной среде, обусловленных активным вхождением на рынок новых конкурентов, в том числе и зарубежных, а также ростом и качественным усложнением запросов потребителей.

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретические основы и значение качества и конкурентоспособности продукции

1.1 Экономическая сущность качества и конкурентоспособности продукции предприятия

1.2 Методика проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции предприятия

1.3 Методологические основы управления качеством продукции

Выводы по Разделу 1

Раздел 2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции на предприятии ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии"

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии

2.2 Анализ качества продукции предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии"

2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии"

Выводы по Разделу 2

Раздел 3. Мероприятия по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия

3.1 Оценка имеющихся резервов повышения качества продукции на предприятии

3.2 Оценка имеющихся резервов повышения конкурентоспособности продукции на предприятии

Рис.3.2 Анализ конкурентов

В таблице 3.2 представим оценку конкуре6нтов предприятия ЧП ППП "ИСО-Энерготехнологии".

3.3 Предлагаемые мероприятия по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия

Выводы по Разделу 3

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 38.15 Кб (Скачать)

Однако этот экономический  показатель при всей его важности не исчерпывает полностью понятия  конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит  от вида и сложности изделия в  техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой  точности оценки, цели исследования и  других внешних факторов. 

Таким образом, конкурентоспособность  определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес  для покупателя (и, естественно, гарантируют  удовлетворение данной потребности). Все  характеристики изделия, выходящие  за рамки этих интересов, рассматриваются  при оценке конкурентоспособности  как не имеющие к ней отношения  в данных конкретных условиях. 

1.2 Методика проведения  анализа качества и конкурентоспособности  продукции предприятия  

В силу многоаспектности применения категории "конкурентоспособность" в различных отраслях знаний в  научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу. 

Так, Романов А.Н. предлагает следующее определение  конкурентоспособности:". под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого  товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих  товаров-аналогов" [16, с.167]. 

Словари дают следующие  толкования этого слова: 

1) "конкурентоспособность  товара - совокупность потребительских  свойств товара, определяющая его  отличие от других аналогичных  товаров по степени и уровню  удовлетворения потребности покупателя  и затратам на его приобретение  и эксплуатацию" [3, с.107]; 

2) "конкурентоспособность  товара - способность продукции быть  более привлекательной для потребителя  (покупателя) по сравнению с другими  изделиями аналогичного вида  и назначения, благодаря лучшему  соответствию своих качественных  и стоимостных характеристик  требованиям данного рынка и  потребительским оценкам" [18, с.106]. 

По моему мнению, все эти определения имеют  один общий недостаток, представляя  конкурентоспособность как совокупность, то есть сумму, всех свойств товара и, не учитывая того, что потребителя  больше интересует соотношение: "качество/цена потребления". 

Определение, данное Горбашко Е.А., а именно: "…конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления", - более точно отражает сущность данной категории [8, с.7]. 

Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности  продукции. 

Технические показатели продукции определяются оценкой  соответствия его технического уровня, качества и надежности современным  требованиям, которые выдвигаются  потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при  достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса  как у нас в стране, так и  за рубежом. 

Основные требования потребителей к техническим показателям  находят отражение в национальных и международных стандартах. 

Под стандартизацией  понимают разработку и установление технических показателей (норм) для  принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки  и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным  документом. Стандарты включают в  себя полную характеристику продукции  и содержат технические условия  на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки  и хранения. При оценке качества продукции, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский  параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность продукции  к нулю. 

В каждой стране существует своя система стандартизации продукции, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники  и технологии. 

Вместе с тем  по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую экономику  и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретают  развитие международной стандартизация продукции и достижение соответствия национальных стандартов международным  требованиям качества продукции. 

Международные стандарты  устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных норм и  правил различных стран. В этих целях  функционирует специально созданная  Международная организация стандартизации (ISO - International Organisation for Standardisation). 

Международный координационный  центр по стандартизации - постоянно  действующее Совещание правительственных  должностных лиц при Европейской  Экономической Комиссии ООН. Совещание  разрабатывает рекомендации правительствам стран-членов относительно стандартизации товаров, наиболее важных для международной  торговли. 

Качество товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим  методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов, аппаратов, реактивов и других технических  средств. 

Техническая конкурентоспособность  товаров - показатель весьма гибкий я  динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых  производителей той или иной продукции. 

качество конкурентоспособность  продукция управление 

Коммерческие условия. К основным показателям, определяющим коммерческие условия конкурентоспособности  продукции, относятся: 

Ценовые показатели; 

Показатели, характеризующие  условия поставок и платежей за поставляемую продукцию; 

Показатели, характеризующие  особенности действующей на рынке  производителей и потребителей налоговой  и таможенной системы; 

Показатели, отражающие степень ответственности продавцов  за выполнение обязательств и гарантий. 

1.  Уровень цены  производства непосредственным  образом определяет ценовую конкурентоспособность  продукции. Понятно, что чем  ниже этот уровень, тем при  прочих равных условиях выше  конкурентоспособность производимой  продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее  изготовителя в соперничестве  с другими производителями аналогичной  продукции. И наоборот, более высокий  уровень цены снижает ценовую  конкурентоспособность товаров,  сводя ее нередко к нулю. С  учетом данных условий и формируется  ценовая политика в борьбе  за повышение конкурентоспособности  производимых товаров. 

Такая же картина  просматривается и с выполнением  условий поставок и платежей. Чем  эти условия более гибкие, чем  более они соответствуют интересам  покупателей, тем предпочтительнее товар в конкурентном соперничестве  с другими аналогичными товарами на рынке. В первую очередь это  касается сроков и форм поставок товаров  и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществляемые поставки. 

Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые  на себя изготовителем продукции  гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные  сроки товаров высокого качества и надежности. 

Организационные условия  приобретения и использования продукции  потребителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей  его конкурентоспособности. К ним  относятся: 

Обеспечение максимально  возможного приближения продавцов  товара к покупателям, влияющего  на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены; 

Доставка товара до мест потребления не только крупным  оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В  основе экономичной доставки продукции  лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными  тарифами и другими основополагающими  документами в этой области; 

Расширение послепродажного  сервиса, оказываемого потребителям с  гарантийным и послегарантийным обслуживанием. В настоящее время  покупатель предъявляет продавцу продукции  обязательное требование: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому  организация сильной сервисной  службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой любой  промышленной фирмы, желающей успешно  выступить на рынке. Организация  сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы: 

1) хорошо подготовленная  стратегия, определяющая наиболее  оптимальный уровень сервиса  для каждого сегмента рынка; 

2) умелое использование  рекламы, доносящей до покупателя  все преимущества сервиса и  гарантирующей прочную связь  клиента с покупателем; 

3) четкая система  поставки запчастей; 

4) система правил  вызова сотрудников сервисной  службы к клиенту; 

5) обучение персонала,  связанное с доведением до  каждого исполнителя стандартов  обслуживания. 

Сервис подразделяется на предпродажный и послепродажный, а последний - на гарантийный и  послегарантийный. 

Предпродажный сервис заключается в устранении неполадок, вызванных транспортировкой продукции, в приведении ее в рабочее состояние, опробовании, демонстрации покупателю изделия в работе и т.д. В период послегарантийного сервиса фирма-продавец ведет планово-предупредительные  ремонты и капитальный ремонт, снабжает запасными частями, дает консультации по эффективному использованию техники. По желанию покупателя производятся модернизация проданной продукции  и дополнительное обучение персонала. Задача послегарантийного ремонта - сократить простои оборудования, увеличить межремонтные сроки, повысить безопасность эксплуатации и, в конечном счете, завоевать устойчивое положение  на рынке, добиться конкурентоспособности  производимой продукции. 

Развитие рекламы  и технической информации на высоком  качественном и организационном  уровнях. Необходимо помнить, что главным  элементом рекламы, определяющим ее эффективность для товара производственного  назначения, является, прежде всего, содержательность рекламного текста, его информативность  и доказательность, безусловная  достоверность в отличие от рекламы  для товаров индивидуального  потребления. В ней рекламный  текст, более эмоциональный, несложный  для восприятия, зачастую приукрашенный, а "имидж" товара, его образ  нередко не связан, в общем, с его  потребительскими свойствами. Главная  цель рекламной работы - привлечь к  товару максимум деловых людей и  повысить его конкурентоспособность [20, с.39]. 

Формирование спроса и стимулирование сбыта - ФОССТИС  как ключевое направление в конкурентной борьбе за прочное место на рынке  сбыта товара. Формирование спроса (ФОС) заключается в том, чтобы  сообщить потенциальному покупателю о  существовании товара, осведомить его  о потребностях, которые удовлетворяются  этим товаром, максимально снизить  недоверие к товару со стороны  покупателей и довести до них  гарантии защиты интересов покупателей  в случае, если они не будут удовлетворены  покупкой. Главная задача организации  ФОС - введение на рынок нового товара, обеспечение его конкурентоспособности  и намеченного объема продаж. 

Задача же стимулирования сбыта (СТИС) - побуждение покупателя к  последующим покупкам данного товара, к приобретению больших партий, регулярным коммерческим связям. Деятельность по организации стимулирования сбыта  особенно важна, когда на рынке имеется  много конкурирующих между собой  товаров, мало отличающихся по своим  потребительским свойствам, а СТИС обещает покупателю ощутимую выгоду за счет предлагаемых скидок при условии  покупки больших партий товара, регулярности покупок определенного числа  изделий ("бонусные" скидки). При  стимулировании сбыта часто используются послепродажные, сопутствующие "подарки", бесплатное распространение образцов товара, бесплатная передача товара во временное пользование "на пробу" за реализацию крупных партий товара, прием подержанного изделия в  качестве первого взноса за новую  вещь. Большое значение имеет организация  презентаций, пресс-конференций и  других организационных мер по введению нового товара на рынок и обеспечению  его конкурентоспособности. 

Экономические условия  потребления. По экономическим условиям потребления конкурентоспособность  к основным показателям следует  отнести: 

Информация о работе Исследование конкурентоспособности продукта