Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:06, курсовая работа
Цель данной работы выявить и определить сущность маркетинга образовательных услуг в период развития современной экономики, в период кризисной ситуации, и в целом модернизации современного образования.
Предметом данной работы является сущность образовательных услуг в системе управления и маркетинга деятельности образовательных учреждений.
Введение
Глава 1. Особенности маркетинга образовательных услуг
1.1. Сущность и особенности маркетинга в сфере образования
1.2 Содержание и функции маркетинга образовательных услуг
Глава 2. Специфика осуществления PR-деятельности в сфере образовательных услуг на примере НОУ «Мой мир»
2.1.Использование средств PR в маркетинге образовательных услуг
2.2. Осуществление PR-деятельности в сфере образовательных услуг на примере НОУ «Мой мир»
Заключение
Список литературы
В
целом функции маркетинга определяют
исследование и прогноз структуры
рынка образовательных услуг, а
также определение
Специфика маркетинга образовательных услуг иногда проявляется как специфика научных, интеллектуальных услуг.
Существует особенность, вытекающая из самой сущности образовательных услуг и прежде всего это выражено в исключительности так называемого исходного материала сферы образования - субъекта обучающегося, которая определяет фактически важную роль в рыночном интересе образовательных услуг, а также технологий и условий их оказания.
Если отрешиться на некоторое время от субъекта образовательных услуг, такого как ВУЗ, и перейти на субъект среднего образовательного учреждения, где более интересным является проследить сущность образовательных услуг, можно выявить, что активность по предложению образовательных услуг в подобных учреждениях ограничена географическими параметрами, то есть рассматривается по территориальному признаку принадлежности.
Решающим
субъектом образовательных
Учреждения высшей школы и дополнительного образования не только определяют себя свободнее от этих факторов, но и при этом имеют ряд серьезных дополнительных стимулов для развития маркетинга образовательных услуг в целом. Прежде всего, кадровый потенциал, это преподаватели и научные сотрудники, а также связи и возможности в отношении с другими образовательными учреждениями, в том числе - зарубежными. Целевые установки учреждений этого уровня образования неизбежно сильнее ориентированы на запросы предприятий, организаций и учреждений, которые будут в дальнейшем использовать выпускников.
В общей сложности нельзя утверждать, что в дошкольном, среднем, высшем и дополнительном образовании имеет место какой-то особый, однородный маркетинг. Основные элементы маркетинга весьма родственны во всех этих сферах, да и решают они одни и те же проблемы.
Формально функции маркетинга товаров и маркетинга услуг совпадают, т.е. они включают маркетинговые исследования рынка, маркетинговое планирование и организацию маркетинга, в том числе маркетинговый контроль и аудит. Отличия обнаруживаются при содержательном наполнении каждой из перечисленных функций, ибо услуга как предмет маркетинговых усилий достаточно специфична, что хорошо видно из общей модели процесса маркетинга услуг.
Центральное место в процессе маркетинга образовательных услуг занимает разработка комплекса маркетинга. Он включает в себя: услуги как товар, цену услуги, каналы распределения услуг и систему продвижения услуг на рынок.
Выделяют четыре уровня услуги - товара:
l) услуга - основной продукт, т.е. комбинация различных услуг, решающая проблемы клиента;
- услуги - сопутствующие товары, т.е. услуги, необходимые потребителям для того, чтобы использовать основной продукт;
- услуги - дополнительные товары, которые поддерживают основной товар, придают ему дополнительную пользу и помогают отличить от конкурирующих с ним;
4)
услуга как товар в
Разработка услуги как элемента комплекса маркетинга услуг – это чаще всего разработка новой услуги, а в более широком смысле - нового продукта.
Процесс разработки нового услуги включает:
1. Генерирование идей. При этом следует иметь в виду, что главными источниками идей новых услуг являются сотрудники учреждения, потребители, конкуренты, дистрибьюторы и поставщики.
2. Отбор идей. Главная цель такого отбора - найти хорошие идеи и как можно скорее избавиться от плохих.
3. Разработка и проверка концепции нового услуги. При этом следует различать идею, концепцию и имидж услуги. Идея продукта - представление о продукте, который менеджеры учреждения могли бы предложить рынку. Концепцией продукта является пробная версия идеи, выраженная в значимых потребительских терминах. Имидж продукта представляет собой восприятие потребителями фактического или потенционального услуги.
4.
Разработка стратегии
5.
Бизнес-анализ, который включает
обзор прогнозов объемов
-
Разработка продукта, когда создается
образец продукта в
-
Пробный маркетинг. На этой
стадии продукт и программа
маркетинга вводятся в более
реалистическую рыночную
8. Коммерциализация, т.е. стадия, на которой услуга внедряется в рынок.
Если попытаться кратко изложить ценовую политику предприятия сферы услуг, то она сводится к решению двух комплексов задач:
1) выбор метода ценообразования;
2) разработка ценовой стратегии.
Наиболее известные методы ценообразования на услуги:
- затратное ценообразование, когда цена формируется по формуле: «затраты плюс прибыль»;
- ценообразование
по целевой прибыли или
- ценообразование
с ориентацией на запросы
-
ценообразование, основанное
Основные ценовые стратегии на рынке образовательных услуг:
-
престижное ценообразование,
- ценовая политика «снятие сливок», что возможно при ограничении доступа на рынок услуг конкурентов или при успешных рыночных нововведениях;
- ценовая политика «прорыва на рынок», что сильно напоминает демпинговые цены, устанавливаемые на услуги для вытеснения конкурентов с рынка;
-
ценообразование на набор
- скидки за объем услуг, что способствует более полной загрузке предприятий сферы услуг;
6)
скидки, предлагаемые в зависимости
от времени покупки (чаще
7)
дискриминационное
8)
психологическое
9) ценовое стимулирование сбыта, что чаще всего связано с установлением различных скидок и льгот.
Каналы распределения как элементы комплексов маркетинга услуг представляют собой совокупность независимых организаций, вовлеченных в процессе удовлетворения спроса на услуги и делающие их доступными для потребителей. Специалисты в области маркетинга услуг называют следующие функции канала распределения:
1)
информация - сбор и представление
результатов исследований о
2) продвижение - создание и распространение в рекламных целях убедительной информации относительно предложения услуг;
3)
контакт - приобретение предполагаемых
потребителей и установление
с ними соответствующих
4)
адаптация - формирование и приспособление
предложения услуг
5) переговоры - согласование предложения и спроса на услуги;
6)
физическое распределение - фактическое
предоставление услуг
7)
финансирование - использование ресурсов
для покрытия расходов на
8) взятие риска - принятие финансовых рисков, включая компенсацию потерь из-за неполной загрузки производителей услуг.
Особенности выбора канала распределения образовательных услуг определяются следующими факторами:
-
высокая степень
- совместимость процессов производства и потребления услуг;
- сложность выбора поставщиков услуг;
-
сложность оценки качества
-
инерционность в потреблении
услуг (достаточно часты
- сложность гарантии цены и гарантии уровня сервиса;
- сложность поддержания постоянного контакта с лицами, принимающими решения по закупкам услуг;
- сложность контроля качества услуг;
- связанность услуг с другими товарами и услугами.
С учетом этого основными формами взаимодействия участников канала распределения услуг могут быть:
1)
конкурирующие отношения,
2)
субстантивированные отношения,
-
комплементарные отношения,
-
качественные отношения,
Процесс принятия решений по управлению каналом сбыта образовательных услуг можно представить в форме четырех последовательных итераций (рис. 1).
Рис
1 – Основные решения по управлению
каналом сбыта
При отборе участников канала сбыта услуг руководство учреждения - должно оценить потенциальные возможности развития каждого участника канала, его прибыль, доходность, способность кооперации и репутацию. При этом учреждение должна постоянно мотивировать участников своих каналов сбыта, включая не только своих сотрудников, но и независимых посредников. Для обеспечения эффективного функционирования канала сбыта необходимо регулярно оценивать работу своих посредников и помогать им рекомендациями. С изменением покупательной модели потребителей услуг, расширением рынков сбыта, усложнением товаров и услуг, возникновением новых конкурентов возникает потребность в модификации структуры канала сбыта, что необходимо использовать для создания творческой структуры каналов распределения услуг.
Информация о работе Использование средств PR в маркетинге образовательных услуг