Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:25, научная работа
Сегодня ритейлеры всего мира постепенно переходят от экстенсивного пути развития к интенсивному. Региональная экспансия, захват новых торговых площадей уже не дает такой прибыли, как несколько лет назад. Перспективные операторы ищут пути повышения эффективности бизнеса и диверсификации рисков. Крупные игроки стремятся развивать все основные форматы продуктового ритейла – гипермаркет, дискаунтер, супермаркет и удобный магазин.
Актуальность данной работы определяет ситуация на современном этапе развития различных форматов розничной торговли. На протяжении нескольких последних лет игроки российского розничного рынка начали активно прорабатывать и развивать новый формат – удобный магазин. Прототипом данного формата являются магазины convenience store, имеющие две модели развития. Первая, так называемая «американская модель», во главу угла ставит удобство. Как правило, это небольшие магазины с небольшим ассортиментом товаров первой необходимости, фаст-фудом и услугами, например печать фото. Магазины традиционной американской модели располагаются на дорогах и бензоколонках. Вторая – европейская модель convenience store, которая подразумевает небольшой супермаркет. Фактически эта модель создана для удобства покупки продуктов.
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Методология развития формата convenience store и магазинов при АЗС в его составе ……………………………………………………………………..
6
Концепция convenience store……………………………………………. 6
1.2 История возникновения и развития удобных магазинов при АЗС зарубежом и в России………………………………...................................
7
2 Особенности организации и технологии продаж в магазине при АЗС…………………………………………………………………………….
12
2.1 Потребительский сегмент и ассортимент магазинов при АЗС………... 12
2.2 Организация торговой площади и мерчандайзинг в магазине при АЗС…………………………………………………………………………...
16
3 Исследование факторов конкурентоспособности магазинов при АЗС.. 26
3.1 Характеристика объектов исследования……………………………….. 26
3.2 Анализ анкеты опроса потребителей магазина при АЗС 30
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список литературы…………………………………………………………... 40
Приложение
График 5 - Удовлетворенность потребителей ассортиментом магазина при АЗС
В магазине при АЗС клиенты
в первую очередь обращают
внимание на следующие факторы,
Таблица 3- Распределение первоочередного внимания клиентов магазина при АЗС.
Ассортимент товаров | Качество обслуживания | Удобство расположения торгового оборудования, дизайн | Уровень гигиены | Цены на товары | |
Количество клиентов «ЛУКОЙЛ»,% | 25% | 26% | 9% | 23% | 17% |
Количество клиентов «Роснефть» | 19% | 34% | 12% | 18% | 17% |
Основным важным критерием для потребителей данных магазинов является качество обслуживания. Действительно, персонал магазина при АЗС должен быть специально подготовлен и компетентен в отношении вопросов по автопродукции, кроме того обслуживание должно проходить максимально быстро и подтверждать статус «удобства» магазина. На удобство расположения торгового оборудования и дизайн помещения в первую очередь обращает внимание наименьшее количество респондентов.
Причины совершения покупок в данных магазинах отражены на графике 6.
График 6 – Причины совершения покупок.
Причиной совершения покупок 41% респондентов называют возможность рационального использования времени при совершении покупок в данных магазинах, 27% - быстроту и удобство совершения покупок, 17% - удобный режим работы и 15% возможность получения квалифицированной консультации.
Таким образом, в результате исследования было установлено что, большинство автомобилистов предпочитают осуществлять заправку своих автомобилей на АЗС имеющих в своем составе магазин. Основная причина совершения покупок в данных магазинах – это рациональное распределение времени клиентов АЗС, заправка автомобиля и покупка товаров может осуществляться одновременно. Большинство опрошенных посещают данный магазин регулярно и лишь немногие только при крайней необходимости. Чаще всего на АЗС приобретают продовольственные товары. Основная часть респондентов удовлетворена существующим ассортиментом и в первую очередь обращает внимание на качество обслуживания.
На основе проведенного исследования выработаны следующие рекомендации по повышению конкурентоспособности магазина:
1.Магазин при АЗС – магазин формата convenience stores, поэтому рекомендуется круглосуточный режим работы данных торговых точек.
2.Рациональное
использование времени
3.Наличие в ассортименте магазина при АЗС товаров для автолюбителей (автохимия, автоаксессуары) требует специальных знаний от продавца. Для того чтобы персонал имел возможность предоставить квалифицированную консультацию по данной категории товаров необходимо специальное обучение и подготовка кадров.
4.
Необходимо проводить более
5.Формировать ассортимент магазина необходимо с учетом смены сезонов, местоположения заправки, потребительского сегмента, площади торгового помещения.
Заключение
Помните у Льюиса Керола Алисе приходилось видеть кота без улыбки, но улыбку без кота она видела впервые. Начиная говорить о магазине при АЗС, можно задать вопрос а существует ли магазин при АЗС без самой АЗС. Оказывается и такое есть, существует такое понятие как «дорожные магазины» в которые могут заехать водители быстро без очереди (как в супермаркете) приобрести необходимые продукты, быстро перекусить. Ирландская сеть дорожных магазинов «7Eleven» насчитывает тысячи магазинов по всему миру рассчитывает на целевую группу клиентов, как за рулем, так и тех которые находятся «в дороге». Если товары представленные на АЗС нашей страны можно найти и в обычном супермаркете, в «7Eleven» ассортимент следующий: оригинальные сэндвичи, напитки, закуски и дорожные мелочи. Конкурентное преимущество АЗС и дорожных магазинов также и график работы. Дело в том, что на западе в магазине при АЗС можно купить продукты питания 24 часа в сутки. Такой возможности нету в других торговых точках: в супермаркетах и дворовых магазинчиках. Поэтому АЗС становится центром ночной торговли в городе и за его пределами.[15]
В нашей стране все немного иначе и магазин при АЗС формируется в отдельный особый формат convenience stores несколько последних лет. Нет четких выработанных стандартов, компетентных кадров и опытных ритейлеров способных организовать эффективную работу данных магазинов. Кроме того возникают сложности и в отношении поставщиков продукции в удаленные на значительное расстояние друг от друга торговые объекты. Сегодня в России ритейл при АЗС является сопутствующим и опыта в его ведении пока не хватает.
Исследование, проведенное в данной работе, и его результаты подтверждают необходимость присутствия данного формата ритейла на отечественном рынке. Жизнь не стоит на месте, время ускоряет ход и магазины при АЗС, как и остальной сопутствующий сервис на заправке, призваны помочь потребителю рационально использовать и распределять время на совершение покупок.
Список литературы
1. Федеральный закон от 7.02.1992 г №2300-1 «О защите прав потребителей».
2. Богомолова, И.П., Хохлов, Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов/ И.П.Богомолова, Е.В.Хохлов// Маркетинг в России и за рубежом.- 2005.-№1.- С 113-119.
3. Кент Т., Омар О. Розничная торговля: Учебник для студентов вузов. /Т.Кент, О.Омар; пер. с анг. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2007. – 719 с.
4. Основы розничной торговли: Пер. с англ./ М. Леви, Б. А. Вейтц. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
5. Мильберг Б.Е. Определение потребностей покупателей и достижение конкурентных преимуществ (взгляд из региона) // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — №6.
6. Монин А.А. Ритейл в России. Особенности национальной розницы. /А.А. Монин. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 204 с.
7. Ньюмэн Э. Кален П. Розничная торговля: организация и управление\пер. с анг. под ред. Ю. Каптуревского – СПб.: Питер, 2005. – 416 с.
8. Павлова, Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности магазина (сервиса)/ Н.Н.Павлова// Маркетинг в России и за рубежом.- 2005.-№1.- С 120-123.
9. Семин О.А., Сайдашева В.А., Панюкова В.В. Искусство торговать или секреты мерчандайзинга / Дело и Сервис, 2006. – 112с.
10.
Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Мерчендайзинг
(+CD). /С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова - СПб.:
Питер, 2008. – 256 с.
11. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — №4.
12. Ферни Д. Принципы розничной торговли. \ Джон Ферни, Сюзана Ферни, Кристофер Мур \ пер. с анг. У. Сапциной. – М.% ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. – 416 с.
13. Чкалова О.В., Семенычева Е.А. Выбор месторасположения для торгового предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. — №1
14. Журнал «Современная АЗС».
15.
Интернет ресурс «Riteil.ru».
Информация о работе Использование новых форматов в розничной торговле