Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:25, научная работа
Сегодня ритейлеры всего мира постепенно переходят от экстенсивного пути развития к интенсивному. Региональная экспансия, захват новых торговых площадей уже не дает такой прибыли, как несколько лет назад. Перспективные операторы ищут пути повышения эффективности бизнеса и диверсификации рисков. Крупные игроки стремятся развивать все основные форматы продуктового ритейла – гипермаркет, дискаунтер, супермаркет и удобный магазин.
Актуальность данной работы определяет ситуация на современном этапе развития различных форматов розничной торговли. На протяжении нескольких последних лет игроки российского розничного рынка начали активно прорабатывать и развивать новый формат – удобный магазин. Прототипом данного формата являются магазины convenience store, имеющие две модели развития. Первая, так называемая «американская модель», во главу угла ставит удобство. Как правило, это небольшие магазины с небольшим ассортиментом товаров первой необходимости, фаст-фудом и услугами, например печать фото. Магазины традиционной американской модели располагаются на дорогах и бензоколонках. Вторая – европейская модель convenience store, которая подразумевает небольшой супермаркет. Фактически эта модель создана для удобства покупки продуктов.
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Методология развития формата convenience store и магазинов при АЗС в его составе ……………………………………………………………………..
6
Концепция convenience store……………………………………………. 6
1.2 История возникновения и развития удобных магазинов при АЗС зарубежом и в России………………………………...................................
7
2 Особенности организации и технологии продаж в магазине при АЗС…………………………………………………………………………….
12
2.1 Потребительский сегмент и ассортимент магазинов при АЗС………... 12
2.2 Организация торговой площади и мерчандайзинг в магазине при АЗС…………………………………………………………………………...
16
3 Исследование факторов конкурентоспособности магазинов при АЗС.. 26
3.1 Характеристика объектов исследования……………………………….. 26
3.2 Анализ анкеты опроса потребителей магазина при АЗС 30
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список литературы…………………………………………………………... 40
Приложение
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Методология развития формата convenience store и магазинов при АЗС в его составе …………………………………………………………………….. | 6 |
|
6 |
1.2 История
возникновения и развития удобных
магазинов при АЗС зарубежом и в России………………………………............ |
7 |
2 Особенности организации
и технологии продаж в магазине при
АЗС……………………………………………………………………… |
12 |
2.1
Потребительский сегмент и |
12 |
2.2
Организация
торговой площади и мерчандайзинг в магазине
при АЗС……………………………………………………………………… |
16 |
3 Исследование факторов конкурентоспособности магазинов при АЗС.. | 26 |
3.1
Характеристика объектов |
26 |
3.2 Анализ анкеты опроса потребителей магазина при АЗС | 30 |
Заключение…………………………………………………… |
38 |
Список
литературы…………………………………………………… |
40 |
Приложение |
Сегодня ритейлеры всего мира постепенно переходят от экстенсивного пути развития к интенсивному. Региональная экспансия, захват новых торговых площадей уже не дает такой прибыли, как несколько лет назад. Перспективные операторы ищут пути повышения эффективности бизнеса и диверсификации рисков. Крупные игроки стремятся развивать все основные форматы продуктового ритейла – гипермаркет, дискаунтер, супермаркет и удобный магазин.
Актуальность данной работы определяет ситуация на современном этапе развития различных форматов розничной торговли. На протяжении нескольких последних лет игроки российского розничного рынка начали активно прорабатывать и развивать новый формат – удобный магазин. Прототипом данного формата являются магазины convenience store, имеющие две модели развития. Первая, так называемая «американская модель», во главу угла ставит удобство. Как правило, это небольшие магазины с небольшим ассортиментом товаров первой необходимости, фаст-фудом и услугами, например печать фото. Магазины традиционной американской модели располагаются на дорогах и бензоколонках. Вторая – европейская модель convenience store, которая подразумевает небольшой супермаркет. Фактически эта модель создана для удобства покупки продуктов.
По мнению экспертов, развитие формата удобный магазин в России только начинает свои обороты, но имеет свои преимущества и перспективы. Зачастую небольшие по площади торговые точки на пересечении людских потоков остаются невостребованными со стороны крупных операторов торговли, несмотря на то, что таят в себе возможность получения достойных прибылей. Такой категорией для ритейла остаются российские бензоколонки, через которые регулярно проезжают миллионы людей. Все автомобилисты и их попутчики являются потенциальными клиентами и покупателями многих непрофильных для автозаправочного комплекса товаров, однако подход к данному сегменту потребителей и возможность удовлетворения их потребностей в настоящее время остается вопросом открытым, недостаточно исследованным.
Магазин при АЗС - явление для современного человека достаточно привычное, но для розничной торговли из всех так или иначе освоенных существующих на Западе розничных форматов, пожалуй, последний и единственный, который в России представлен пока достаточно слабо. Рост числа АЗС наблюдается повсеместно, а значит, растет возможность распространения таких магазинов и получения прибыли не только от продажи топлива, как основного реализуемого товара на АЗС, но и сопутствующих и потребительских товаров способных удовлетворить такой сегмент покупателей как автомобилисты.
По мнению экспертов, иметь магазин при автозаправке выгодно вдвойне. Во-первых, повышается доверие потребителя: клиент многофункционального автозаправочного комплекса уже привык к комфорту, и при выборе между обычной и многофункциональной заправками он, скорее всего, отдаст предпочтение второму варианту, чтобы не тратить дополнительное время на посещение магазина или мойку машины в дороге. Во-вторых (что отчасти является следствием первого), за счет дополнительного сервиса растет и общая выручка автозаправки. Однако, несмотря на все возможные преимущества магазинов при АЗС, существует ряд проблем и вопросов, с которыми приходится сталкиваться их владельцам, как на начальном этапе создания торговой точки, так и на протяжении всего времени ее функционирования.
Сегодня перечень услуг предоставляемых автомобилистам в местах продажи топлива достаточно широк. К нему можно отнести услуги кафе, мойки, подкачку шин, протирку стекол, возможность пропылесосить салон автомобиля. Именно применение сопутствующего сервиса повышает конкурентоспособность организации и превращает обычную автозаправочную станцию в автозаправочный комплекс.
Современный человек не упустить возможность сделать несколько дел одновременно, если для этого созданы комфортные условия: заправить автомобиль, пополнить счет мобильного телефона, купить бутылку воды в дорогу и др. Именно поэтому специалисты отмечают большой потенциал магазинов на АЗС, которые в идеале должны удовлетворять конкретную потребность потребителя, возникшую в данный момент.
Целью работы является определение и анализ факторов конкурентоспособности удобных магазинов при АЗС, разработка и формулирование рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности данных магазинов. Для достижения этих целей были поставлены следующие исследовательские задачи:
- определить содержание понятия удобный магазин;
- изучить историю возникновения и развития удобных магазинов при АЗС;
-
выявить особенности
-
провести исследование по выявлению
факторов конкурентоспособности удобных
магазинов на основе данных, полученных
в результате анкетирования потребителей
на АЗС ООО «Роснефть Кубаньнефтепродукт»
и ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт».
1 Методология развития формата convenience stores и магазинов при АЗС в его составе
1.1 Концепция convenience stores
Удобный магазин или convenience stores (англ. convenience — удобство) чаще всего магазин самообслуживания или торгующий через прилавок с площадью 150 - 350 кв.м., который предлагает отобранный ассортимент товаров повседневного спроса. Часто работает по принципу 24/7, то есть круглосуточно без выходных, в том числе по праздникам. Ассортимент удобного магазина включает в себя около 4 000 продуктов, сюда входят вино-водочные изделия, бакалейные товары и сыро-молочные продукты, и порядка 1 000 сопутствующих товаров. Характеризуется высоким уровнем обслуживания и тем, что многих покупателей продавцы знают по именам. Цены могут быть завышены, покупатель платит за удобство и быстроту покупки. К таким магазинам относятся магазины на заправке, на вокзале и т.п.[3]
Концепция
convenience store появилась в США. Первый магазин
в 1927 году в Техасе открыла Southland Ice Company
(позже переименована в 7-Eleven). После Второй
мировой войны "соседский" формат
активно стал развиваться в Японии и Западной
Европе. На сегодняшний день крупнейшие
рынки convenience store - США и Япония, где в формате
convenience store работают 33 и 43 сетевых ритейлера
соответственно. В Европе и Америке развитие
"соседских" магазинов пошло в принципиально
разных направлениях. В Старом Свете большинство
convenience store - это небольшие по размеру подразделения
крупных ритейлеров, в США- подразделения
производителей или продавцов горюче-смазочных
материалов. Это обстоятельство стало
определяющим в концепции современных
"соседских" магазинов США. Типичный
американский convenience store сегодня - это магазин
на большой трассе, почти всегда рядом
с АЗС. На продажи бензина, автомасел и
автоаксессуаров приходится около 65% выручки
convenience store. Продукты не самая значимая
часть в ассортименте таких магазинов:
лучше всего в них продаются софтдринки,
пиво, табак и сладости. В 1980-x в большинстве
магазинов для удобства посетителей были
установлены СВЧ-печи для самостоятельного
разогревания еды и факсы. В США более
60% таких магазинов - это семейные предприятия,
принадлежащие представителям нацменьшинств
(индейцы, корейцы, негры) и работающие
по франчайзингу. Более двух третей convenience
store сосредоточено в городах с населением
менее 75 тыс. человек.[15]
1.2
История возникновения и развития
удобных магазинов при АЗС зарубежом и
в России
АЗС стали неотъемлемой частью нашего пейзажа, как символ доминирования автомобиля в обществе двадцать первого столетия. Как фаст-фуд, мотели и гипермоллы, АЗС являются порождением новой культуры – культуры мобильности. Один из современных философов говорил что, АЗС представляет собой “Point of Pause” (Точка Паузы) в современной культуре постоянного движения.
Интересна история сервисов на АЗС и в первую очередь, магазинов при АЗС. В России магазины при АЗС стали массово появляться только в конце двадцатого столетия и до сих пор рассматриваются как приложение к основному бизнесу, пришедшее к нам с Запада. На Западе ситуация развивалась с точностью наоборот – АЗС начала века начинались именно как «АЗС при магазине». Дальнейшая история привела к выделению АЗС из связки с магазином в самостоятельный бизнес. Это было связано с бумом строительства междугородних шоссе, где профессиональным автомобилистам и путешественникам не нужен был «городской» сервис, а требовался особый «трассовый» - автосервис, мотели для отдыха, фаст-фуд или просто заправка - «наливайка».
Сейчас можно четко разделить все мировые АЗС на «городские» и «трассовые». Заправочные комплексы, расположенные на трассах, предлагают, как правило, более широкий перечень услуг. Некоторые из них помимо кафе и магазина имеют в своем составе мотель, где за небольшую плату можно отдохнуть, принять душ, посетить бар. В последнее время такие АЗС стали включать в ассортимент сервисов информационные услуги и доступ в Интернет, в том числе беспроводной. При высокой конкуренции для привлечения клиентов операторы используют и нетрадиционные методы. Например, на одном из канадских шоссе работает станция, к которой примыкает маленький зоопарк; водители с детьми стараются заправляться именно здесь. Возле другой станции (на этом же шоссе) разместилась пекарня, предлагающая огромный ассортимент выпечки с яблоками. Так что направления развития здесь определяются не только законами бизнеса, но и наличием фантазии и выдумки.
Связку «магазин - АЗС» на Западе сегодня можно встретить у таких розничных гигантов, как Wal-Mart, Albertsons, Kroger, Safeway, 7-Eleven, Costco, Sam's Club и других, которые используют продажу топлива как дополнительную услугу.
Для европейских АЗС продажа продуктов питания и сопутствующих товаров стала отдельной статьей доходов, приносящей порой большую прибыль, чем продажа топлива, на сегодняшний день соотношение доходов составляет примерно 60% к 40% соответственно. В Австралии и Великобритании были случаи, когда магазины при АЗС давали до 90% от всей прибыли АЗК. Более того, сейчас в этих странах наблюдается тенденция, когда владельцы крупных сетей супермаркетов, таких как Metro и Teska, скупают автозаправки у операторов топливного рынка. В этом случае уже продажа нефтепродуктов становится сопутствующим бизнесом.
Информация о работе Использование новых форматов в розничной торговле