Использование новых форматов в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:25, научная работа

Описание работы

Сегодня ритейлеры всего мира постепенно переходят от экстенсивного пути развития к интенсивному. Региональная экспансия, захват новых торговых площадей уже не дает такой прибыли, как несколько лет назад. Перспективные операторы ищут пути повышения эффективности бизнеса и диверсификации рисков. Крупные игроки стремятся развивать все основные форматы продуктового ритейла – гипермаркет, дискаунтер, супермаркет и удобный магазин.

Актуальность данной работы определяет ситуация на современном этапе развития различных форматов розничной торговли. На протяжении нескольких последних лет игроки российского розничного рынка начали активно прорабатывать и развивать новый формат – удобный магазин. Прототипом данного формата являются магазины convenience store, имеющие две модели развития. Первая, так называемая «американская модель», во главу угла ставит удобство. Как правило, это небольшие магазины с небольшим ассортиментом товаров первой необходимости, фаст-фудом и услугами, например печать фото. Магазины традиционной американской модели располагаются на дорогах и бензоколонках. Вторая – европейская модель convenience store, которая подразумевает небольшой супермаркет. Фактически эта модель создана для удобства покупки продуктов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Методология развития формата convenience store и магазинов при АЗС в его составе ……………………………………………………………………..
6
Концепция convenience store……………………………………………. 6
1.2 История возникновения и развития удобных магазинов при АЗС зарубежом и в России………………………………...................................
7
2 Особенности организации и технологии продаж в магазине при АЗС…………………………………………………………………………….
12
2.1 Потребительский сегмент и ассортимент магазинов при АЗС………... 12
2.2 Организация торговой площади и мерчандайзинг в магазине при АЗС…………………………………………………………………………...
16
3 Исследование факторов конкурентоспособности магазинов при АЗС.. 26
3.1 Характеристика объектов исследования……………………………….. 26
3.2 Анализ анкеты опроса потребителей магазина при АЗС 30
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список литературы…………………………………………………………... 40
Приложение

Работа содержит 1 файл

МАГАЗИН ПРИ АЗС ШАРГАЕВА Ю..docx

— 694.74 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

   
Введение………………………………………………………………………. 3
  1 Методология развития формата  convenience store и магазинов при АЗС в его составе ……………………………………………………………………..  
6
    1. Концепция convenience store…………………………………………….
6
1.2 История возникновения и развития  удобных магазинов при АЗС  зарубежом и в России………………………………...................................  
7
2 Особенности организации и технологии продаж в магазине при      АЗС…………………………………………………………………………….  
12
2.1 Потребительский сегмент и ассортимент  магазинов при АЗС………... 12
2.2 Организация торговой площади и мерчандайзинг в магазине при АЗС…………………………………………………………………………...  
16
3 Исследование факторов конкурентоспособности магазинов при АЗС.. 26
3.1 Характеристика объектов исследования……………………………….. 26
3.2 Анализ анкеты опроса  потребителей магазина при  АЗС 30
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список  литературы…………………………………………………………... 40
Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Введение

         Сегодня ритейлеры всего мира постепенно переходят от экстенсивного пути развития  к интенсивному. Региональная экспансия, захват новых торговых площадей уже не дает такой прибыли, как несколько лет назад. Перспективные операторы ищут пути повышения эффективности бизнеса и диверсификации рисков. Крупные игроки стремятся развивать все основные форматы продуктового ритейла – гипермаркет, дискаунтер, супермаркет и удобный магазин.

       Актуальность  данной работы определяет ситуация на современном этапе развития различных форматов розничной торговли. На протяжении нескольких последних лет игроки российского розничного рынка начали активно прорабатывать и развивать новый формат –   удобный магазин. Прототипом данного формата являются магазины convenience store, имеющие две модели развития. Первая, так называемая «американская модель», во главу угла ставит удобство. Как правило, это небольшие магазины с небольшим ассортиментом товаров первой необходимости, фаст-фудом и услугами, например печать фото. Магазины традиционной американской модели располагаются на дорогах и бензоколонках. Вторая – европейская модель convenience store, которая подразумевает небольшой супермаркет. Фактически эта модель создана для удобства покупки продуктов.

     По  мнению экспертов, развитие  формата удобный магазин в России только начинает свои обороты, но имеет свои преимущества и перспективы. Зачастую небольшие по площади торговые точки на пересечении людских потоков остаются невостребованными со стороны крупных операторов торговли, несмотря на то, что таят в себе возможность получения достойных прибылей. Такой категорией для ритейла остаются российские бензоколонки, через которые регулярно проезжают миллионы людей. Все автомобилисты и их попутчики являются потенциальными клиентами и покупателями многих непрофильных для автозаправочного комплекса товаров, однако подход к данному сегменту потребителей и возможность удовлетворения их потребностей  в настоящее время остается  вопросом открытым, недостаточно исследованным.

       Магазин при АЗС - явление для современного человека достаточно привычное, но для розничной торговли  из всех так или иначе освоенных существующих на Западе розничных форматов, пожалуй, последний и единственный, который в России представлен пока достаточно слабо. Рост числа АЗС наблюдается повсеместно, а значит, растет возможность распространения таких магазинов и получения прибыли не только от продажи топлива, как основного реализуемого товара на АЗС, но и   сопутствующих и потребительских товаров способных удовлетворить такой сегмент покупателей как автомобилисты.

       По  мнению экспертов, иметь магазин  при автозаправке выгодно вдвойне. Во-первых, повышается доверие потребителя: клиент многофункционального автозаправочного комплекса уже привык к комфорту, и при выборе между обычной и многофункциональной заправками он, скорее всего, отдаст предпочтение второму варианту, чтобы не тратить дополнительное время на посещение магазина или мойку машины в дороге. Во-вторых (что отчасти является следствием первого), за счет дополнительного сервиса растет и общая выручка автозаправки. Однако, несмотря на все возможные преимущества магазинов при АЗС, существует ряд проблем и вопросов, с которыми приходится сталкиваться их владельцам, как на начальном этапе создания торговой точки, так и на протяжении всего времени ее функционирования.

       Сегодня перечень услуг предоставляемых  автомобилистам в местах продажи  топлива достаточно широк. К  нему можно отнести услуги кафе, мойки, подкачку шин, протирку стекол, возможность пропылесосить салон автомобиля. Именно применение сопутствующего  сервиса повышает конкурентоспособность организации и  превращает обычную автозаправочную станцию в автозаправочный комплекс.

       Современный человек не упустить возможность сделать несколько дел одновременно, если для этого созданы комфортные условия: заправить автомобиль, пополнить счет мобильного телефона, купить бутылку воды в дорогу и др. Именно поэтому специалисты отмечают  большой потенциал магазинов на АЗС, которые в идеале должны удовлетворять конкретную потребность потребителя, возникшую в данный момент.

       Целью работы является определение и анализ факторов конкурентоспособности удобных магазинов при АЗС, разработка и формулирование рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности данных магазинов. Для достижения этих целей были поставлены следующие исследовательские задачи:

       - определить содержание понятия  удобный магазин;

       - изучить историю возникновения  и развития удобных магазинов  при АЗС;

       - выявить особенности организации   и технологии продаж в магазинах  при АЗС;

       - провести исследование по выявлению факторов конкурентоспособности удобных магазинов  на основе данных, полученных в результате анкетирования потребителей на АЗС ООО «Роснефть Кубаньнефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт».  

            
 

            1 Методология развития формата convenience stores и магазинов при АЗС в его составе

            1.1 Концепция  convenience stores

       Удобный магазин или convenience stores (англ. convenience — удобство) чаще всего  магазин самообслуживания или торгующий через прилавок с площадью 150 - 350 кв.м., который предлагает отобранный ассортимент товаров повседневного спроса. Часто работает по принципу 24/7, то есть круглосуточно без выходных, в том числе по праздникам. Ассортимент удобного магазина включает в себя около 4 000 продуктов, сюда входят вино-водочные изделия, бакалейные товары и сыро-молочные продукты, и порядка 1 000 сопутствующих товаров. Характеризуется высоким уровнем обслуживания и тем, что многих покупателей продавцы знают по именам. Цены могут быть завышены, покупатель платит за удобство и быстроту покупки. К таким магазинам относятся магазины на заправке, на вокзале и т.п.[3]

       Концепция convenience store появилась в США. Первый магазин в 1927 году в Техасе открыла Southland Ice Company (позже переименована в 7-Eleven). После Второй мировой войны "соседский" формат активно стал развиваться в Японии и Западной Европе. На сегодняшний день крупнейшие рынки convenience store - США и Япония, где в формате convenience store работают 33 и 43 сетевых ритейлера соответственно. В Европе и Америке развитие "соседских" магазинов пошло в принципиально разных направлениях. В Старом Свете большинство convenience store - это небольшие по размеру подразделения крупных ритейлеров, в США- подразделения производителей или продавцов горюче-смазочных материалов. Это обстоятельство стало определяющим в концепции современных "соседских" магазинов США. Типичный американский convenience store сегодня - это магазин на большой трассе, почти всегда рядом с АЗС. На продажи бензина, автомасел и автоаксессуаров приходится около 65% выручки convenience store. Продукты не самая значимая часть в ассортименте таких магазинов: лучше всего в них продаются софтдринки, пиво, табак и сладости. В 1980-x в большинстве магазинов для удобства посетителей были установлены СВЧ-печи для самостоятельного разогревания еды и факсы. В США более 60% таких магазинов - это семейные предприятия, принадлежащие представителям нацменьшинств (индейцы, корейцы, негры) и работающие по франчайзингу. Более двух третей convenience store сосредоточено в городах с населением менее 75 тыс. человек.[15] 
 

       1.2 История возникновения и развития  удобных магазинов при АЗС зарубежом и в России 

       АЗС стали неотъемлемой частью нашего  пейзажа, как символ доминирования автомобиля в обществе двадцать первого столетия. Как фаст-фуд, мотели и гипермоллы, АЗС являются порождением новой культуры – культуры мобильности. Один из современных философов говорил что, АЗС представляет собой “Point of Pause” (Точка Паузы) в современной культуре постоянного движения.

       Интересна история сервисов на АЗС и в  первую очередь, магазинов при АЗС. В России магазины при АЗС стали массово появляться только в конце двадцатого столетия и до сих пор рассматриваются как приложение к основному бизнесу, пришедшее к нам с Запада. На Западе ситуация развивалась с точностью наоборот – АЗС начала века начинались именно как «АЗС при магазине». Дальнейшая история привела к выделению АЗС из связки с магазином в самостоятельный бизнес. Это было связано с бумом строительства междугородних шоссе, где профессиональным автомобилистам и путешественникам не нужен был «городской» сервис, а требовался особый «трассовый» - автосервис, мотели для отдыха, фаст-фуд или просто заправка - «наливайка».

       Сейчас  можно четко разделить все  мировые АЗС на «городские» и «трассовые». Заправочные комплексы, расположенные на трассах, предлагают, как правило, более широкий перечень услуг. Некоторые из них помимо кафе и магазина имеют в своем составе мотель, где за небольшую плату можно отдохнуть, принять душ, посетить бар. В последнее время такие АЗС стали включать в ассортимент сервисов информационные услуги и доступ в Интернет, в том числе беспроводной. При высокой конкуренции для привлечения клиентов операторы используют и нетрадиционные методы. Например, на одном из канадских шоссе работает станция, к которой примыкает маленький зоопарк; водители с детьми стараются заправляться именно здесь. Возле другой станции (на этом же шоссе) разместилась пекарня, предлагающая огромный ассортимент выпечки с яблоками. Так что направления развития здесь определяются не только законами бизнеса, но и наличием фантазии и выдумки.

       Связку  «магазин - АЗС» на Западе сегодня можно встретить у таких розничных гигантов, как Wal-Mart, Albertsons, Kroger, Safeway, 7-Eleven, Costco, Sam's Club и других, которые используют продажу топлива как дополнительную услугу.

     Для европейских АЗС продажа продуктов питания и сопутствующих товаров стала отдельной статьей доходов, приносящей порой большую прибыль, чем продажа топлива, на сегодняшний день соотношение доходов составляет примерно 60% к 40% соответственно. В Австралии и Великобритании были случаи, когда магазины  при АЗС давали до 90% от всей прибыли АЗК. Более того, сейчас в этих странах наблюдается тенденция, когда владельцы крупных сетей супермаркетов, таких как Metro и Teska, скупают автозаправки у операторов топливного рынка. В этом случае уже продажа нефтепродуктов становится сопутствующим бизнесом.

Информация о работе Использование новых форматов в розничной торговле