Использование новых форматов в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:25, научная работа

Описание работы

Сегодня ритейлеры всего мира постепенно переходят от экстенсивного пути развития к интенсивному. Региональная экспансия, захват новых торговых площадей уже не дает такой прибыли, как несколько лет назад. Перспективные операторы ищут пути повышения эффективности бизнеса и диверсификации рисков. Крупные игроки стремятся развивать все основные форматы продуктового ритейла – гипермаркет, дискаунтер, супермаркет и удобный магазин.

Актуальность данной работы определяет ситуация на современном этапе развития различных форматов розничной торговли. На протяжении нескольких последних лет игроки российского розничного рынка начали активно прорабатывать и развивать новый формат – удобный магазин. Прототипом данного формата являются магазины convenience store, имеющие две модели развития. Первая, так называемая «американская модель», во главу угла ставит удобство. Как правило, это небольшие магазины с небольшим ассортиментом товаров первой необходимости, фаст-фудом и услугами, например печать фото. Магазины традиционной американской модели располагаются на дорогах и бензоколонках. Вторая – европейская модель convenience store, которая подразумевает небольшой супермаркет. Фактически эта модель создана для удобства покупки продуктов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1 Методология развития формата convenience store и магазинов при АЗС в его составе ……………………………………………………………………..
6
Концепция convenience store……………………………………………. 6
1.2 История возникновения и развития удобных магазинов при АЗС зарубежом и в России………………………………...................................
7
2 Особенности организации и технологии продаж в магазине при АЗС…………………………………………………………………………….
12
2.1 Потребительский сегмент и ассортимент магазинов при АЗС………... 12
2.2 Организация торговой площади и мерчандайзинг в магазине при АЗС…………………………………………………………………………...
16
3 Исследование факторов конкурентоспособности магазинов при АЗС.. 26
3.1 Характеристика объектов исследования……………………………….. 26
3.2 Анализ анкеты опроса потребителей магазина при АЗС 30
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список литературы…………………………………………………………... 40
Приложение

Работа содержит 1 файл

МАГАЗИН ПРИ АЗС ШАРГАЕВА Ю..docx

— 694.74 Кб (Скачать)

  

3 Исследование факторов конкурентоспособности магазинов при АЗС

           3.1 Характеристика объектов  исследования 

       В настоящее время рынок нефтепродуктов Кубани растет и развивается. Сегодня в Краснодарском крае насчитывается около 1500 стационарных автозаправочных станций. Основными розничными операторами рынка выступают такие компании как ООО «ТНК-ВР», ОАО «ГАЗПРОМ», ОАО «Роснефть Кубаньнефтепродукт», ООО «Лукойл-Югнефтепродукт»и др.

       Исследование  факторов конкурентоспособности  магазинов  при АЗС проводилось на заправках  ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» и ОАО «Роснефть Кубаньнефтепродукт».

       «ЛУКОЙЛ» – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, основными видами деятельности которой являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции.

              

       Рисунок 4 - АЗС «ЛУКОЙЛ» в г.Сочи. 

       «Лукойл-Югнефтепродукт»  дочернее общество данной компании в  Южном федеральном округе, образовано в 1998 году. Сегодня в регионе деятельности компании находится более 150 АЗС, на большинстве из которых есть магазины сопутствующих товаров.

       Все АЗС компании имеют единый корпоративный  дизайн (оформление по стандарту организации в бело-красной цветовой гамме).

          

       Рисунок 5- Магазин при АЗС №45 «ЛУКОЙЛ».

       «Роснефть» – один из лидеров российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности «Роснефти» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий России.

       ОАО «Роснефть Кубаньнефтепродукт» дочернее общество данной компании, функционирующее на территории Краснодарского края. В своем составе имеет более 250  АЗС.

       В 2007 году «Роснефть» обновила дизайн своих  АЗС, направив цветовое оформление на экологическую линию: появились заправки «Подсолнух» с одноименными магазинами.

       Исследование  конкурентоспособности магазинов  проводилось на автозаправочных станциях ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» АЗС №2 и ОАО «Роснефть Кубаньнефтепродукт» АЗС №19, расположенных на федеральной трассе  Краснодар-Новороссийск Абинском районе, ст. Холмской.  

             

       Рисунок 6- АЗС «Роснефть» и магазин «Подсолнух».

       Сравнительная характеристика магазинов данных АЗС  представлена в таблице 1. Из данной таблицы видно, что по большинству критериев сравнения магазины схожи: удобство расположения торгового оборудования, уровень гигиены, качество обслуживания клиентов и др.

     Ассортимент магазинов состоит из схожих товарных групп, основные из них – напитки, снэки, сигареты, шоколад, автотовары, автохимия, автоаксессуары, товары для пикника.

     В категории товары для пикника  на АЗС «Роснефть» представлен более  широкий список наименований: древесный  уголь, наборы одноразовой посуды, средства от укусов насекомых и др.

     Таблица 1- Сравнительная характеристика магазинов при АЗС

Критерий  сравнения «ЛУКОЙЛ» «Роснефть»
1. Товары  и полки в чистом состоянии + +
2. Товары  выставлены лицевой стороной и хорошо видны покупателю + +
3. Ценники  имеются на всех товарах и  хорошо видны + +
4. Удобство расположения торгового оборудования, + +
      5.Находить  необходимый товар легко и  удобно - +
6. Пол,  двери, окна в чистом состоянии + +
7. Освещение,  холодильное оборудование исправно + +
8.Наличие  справочных материалов по горюче-смазочным материалам, автохимиии + имеются в наличии, но не доступны покупателю
9. Опрятный  вид персонала, форма одежды соответствует фирменному стилю + +
10. Обслуживающий  персонал приветлив, вежлив по отношению к покупателям + +
12. Обслуживание  клиентов происходит быстро + +
13. Возможность  получения консультации при покупке товара + +
14.Наличие  терминала по оплате сотовой  связи и т.д. - +
15.Наличие  вендинговых аппаратов по продажи  кофе, чая и т.д. + -
16.Время  работы    с 8:00 до 20 круглосуточно
 

       Представленный  в магазинах ассортимент автомасел различен, в основном на каждой из АЗС предлагаются фирменные масла нефтяных компаний.

       В магазине при АЗС «ЛУКОЙЛ» по сравнению  с конкурентом  нет терминала  для оплаты телефонных счетов, а  на АЗС «Роснефть» отсутствуют вендинговые аппараты торговли.

       Продажа товаров в магазине на АЗС «ЛУКОЙЛ» осуществляется только через прилавок, в магазине «Роснефть» преобладает  метод самообслуживания наряду с продажей через прилавок.

       Кассовый  узел  в  данных магазинах не связан с продажей и отпуском топлива  и обособлен от кассы оператора  заправки. В торговом зале работает один продавец. 

       3.2 Анализ анкеты  опроса потребителей  магазина при АЗС 

       Конфуций  сказал: «Открыть магазин легко, а  вот не дать ему закрыться - уже искусство». Магазин, как и товар, можно рассматривать как совокупность некоторых характеристик, имеющих различную степень важности с точки зрения потребителя. Эти характеристики могут помочь торговцу определить концепцию магазина при его создании или определить конкурентоспособность уже существующего магазина. К таким характеристикам относятся:

       · ассортимент товаров, рассматриваемый  с точки зрения его ширины (разнообразия товарных групп) и глубины (количества моделей одного товарного ряда);

       · комплекс услуг, в том числе: помощь при выборе товара, помощь при примерке, финансовые услуги (открытие кредита), разного рода дополнительные услуги (обмен валюты, обеспечение парковки автомобиля и др.);

       · уровень цен и динамика их изменения  в соответствии с изменением различных  факторов внешней среды (цены конкурентов, сезонность и т.д.);

       · место расположения магазина, его  доступность, от которых зависит  время похода за покупками;

       · время работы магазина и время  пребывания в нем, зависящее от легкости обнаружения нужных товаров, длины очереди в кассы;

       · уровень обслуживания (квалификация персонала);

       · атмосфера магазина, которая зависит  от того, как оформлен интерьер, от уровня гигиены, расстановки товаров, освещения и т.д.

       Перечисленные характеристики служат потребителям в  качестве критериев при сравнении торговых точек. Задача торговца - творчески и новаторски выбрать концепцию магазина, т.е. набор его атрибутов, отвечающих ожиданиям целевого сегмента покупателей и выделяющих магазин в ряду других торговых точек, обеспечивая его конкурентоспособность.[8]

       Методика  оценки конкурентоспособности магазинов при АЗС включает следующие три этапа:

       1. Анкетный опрос покупателей на  выходе из магазина.

       2. Определение степени удовлетворенности  покупателей на основе обработки  анкет оценки магазина.

       3. Выработка рекомендаций по повышению  конкурентоспособности магазина.

       Исследование  факторов конкурентоспособности магазинов  при АЗС проводилось на основе анкетного опроса клиентов автозаправок ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» и ОАО «Роснефть Кубаньнефтепродукт». Вопросы анкеты представлены в приложении.

       Цель  исследования: определить степень влияния  на выбор АЗС наличия на ней магазина, причину посещения данных магазинов, степень удовлетворенности покупателей ассортиментом и качеством обслуживания.

       Общее количество анкет -50, количество заполненных  анкет – 50.

       Половозрастная  характеристика, уровень дохода  потребительского сегмента представлены в таблице 2.

       Из  таблицы 2 видно, что основную долю респондентов (48%) составляют  молодые люди  в возрасте от 18 до 30 лет. Преобладающее число опрошенных (68%) имеет низкий уровень доходов, что связанно с показателем возраста большинства респондентов: уровень дохода молодых людей в нашей стране зачастую ниже среднего. Количество мужчин  превышает количество женщин практически в 5 раз, т. к. основная масса автомобилистов это представители мужского пола.

Таблица 2- Характеристика сегмента потребителей

       
1.Возраст от 18 до 30 лет от 40 до 50 лет от 50  лет и выше
  48% 30% 22%
2.Уровень  дохода низкий (до 15 тыс. руб) средний (от15 до 30 тыс. руб) высокий (от 30 тыс. руб  и выше)
  68% 24% 8%
3.Пол женский мужской  
  16% 84%  
 

       Большинство автомобилистов 97% отдают предпочтение конкретным компаниям при выборе автозаправки и стараются приобретать  топливо только на фирменных АЗС. Остальные 3% не выделяют отдельные фирмы и предпочитают покупку топлива в удобном для них месте.

       Степень влияние наличия магазина на выбор АЗС отражена на графике 3.

          

       График 3- Влияние наличия магазина на выбор АЗС.

       Из  диаграммы видно, что 89% автомобилистов выбирают АЗС только с магазином, тогда как для 11% его наличие  не имеет значения. Для выяснения причины столь резкого разделения предпочтений обратимся к следующим вопросам анкеты.

       Только 6% из общего количества респондентов никогда  не совершали покупки в магазинах  на заправках, остальные 94% делают это с различной степенью регулярности.

       Как показано на диаграмме более 40% опрошенных приобретают товары в магазинах на АЗС по необходимости, что объясняется спецификой данного формата: удобный магазин должен удовлетворять потребности, возникающие в данный момент. При этом весомая доля потребителей (36,1%) делает покупки в данных магазинах регулярно, каждый раз при покупке топлива, однако, 29,7% респондентов крайне редко отовариваются на заправках. Этот  показатель подтверждает мнение специалистов об особенностях менталитета потребителя, его не готовность воспринять данные торговые объекты как способ комфортного, быстрого и удобного совершения покупок. 

          

          График 4 - Частота совершения покупок в магазине при АЗС.

       Доля  приобретения продовольственных товаров  в магазине при АЗС значительно  выше, чем непродовольственных. Так чаще всего продовольственные товары приобретает более 70% опрошенных, а не продовольственные около 30%. Несмотря на это значительную часть прибыли магазин получает именно от продажи автохимии и смазочных материалов, так стоимость данной группы товаров на несколько порядков выше продовольственной продукции.

       Мнения  респондентов по поводу ассортимента на исследуемых объектах различны. Так большинство клиентов магазина на АЗС «ЛУКОЙЛ» (87%)  удовлетворены представленным ассортиментом, остальные (13%) советуют обратить внимание на сезонные товары и представить их в большем количестве (летом - больше  охлаждающих напитков, зимой горячего кофе и чая), а также увеличить количество молочной продукции (питьевые йогурты, кефир). Распределение мнений клиентов « Роснефти» не сильно отличаются от мнений  конкурирующей АЗС: 93% полностью удовлетворены ассортиментом магазина, 7% хотят видеть здесь еще, и свежую выпечку и даже хлеб.

Информация о работе Использование новых форматов в розничной торговле