Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:25, научная работа
Сегодня ритейлеры всего мира постепенно переходят от экстенсивного пути развития к интенсивному. Региональная экспансия, захват новых торговых площадей уже не дает такой прибыли, как несколько лет назад. Перспективные операторы ищут пути повышения эффективности бизнеса и диверсификации рисков. Крупные игроки стремятся развивать все основные форматы продуктового ритейла – гипермаркет, дискаунтер, супермаркет и удобный магазин.
Актуальность данной работы определяет ситуация на современном этапе развития различных форматов розничной торговли. На протяжении нескольких последних лет игроки российского розничного рынка начали активно прорабатывать и развивать новый формат – удобный магазин. Прототипом данного формата являются магазины convenience store, имеющие две модели развития. Первая, так называемая «американская модель», во главу угла ставит удобство. Как правило, это небольшие магазины с небольшим ассортиментом товаров первой необходимости, фаст-фудом и услугами, например печать фото. Магазины традиционной американской модели располагаются на дорогах и бензоколонках. Вторая – европейская модель convenience store, которая подразумевает небольшой супермаркет. Фактически эта модель создана для удобства покупки продуктов.
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Методология развития формата convenience store и магазинов при АЗС в его составе ……………………………………………………………………..
6
Концепция convenience store……………………………………………. 6
1.2 История возникновения и развития удобных магазинов при АЗС зарубежом и в России………………………………...................................
7
2 Особенности организации и технологии продаж в магазине при АЗС…………………………………………………………………………….
12
2.1 Потребительский сегмент и ассортимент магазинов при АЗС………... 12
2.2 Организация торговой площади и мерчандайзинг в магазине при АЗС…………………………………………………………………………...
16
3 Исследование факторов конкурентоспособности магазинов при АЗС.. 26
3.1 Характеристика объектов исследования……………………………….. 26
3.2 Анализ анкеты опроса потребителей магазина при АЗС 30
Заключение……………………………………………………………………. 38
Список литературы…………………………………………………………... 40
Приложение
3 Исследование факторов конкурентоспособности магазинов при АЗС
3.1 Характеристика объектов
исследования
В
настоящее время рынок
Исследование факторов конкурентоспособности магазинов при АЗС проводилось на заправках ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» и ОАО «Роснефть Кубаньнефтепродукт».
«ЛУКОЙЛ» – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, основными видами деятельности которой являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции.
Рисунок
4 - АЗС «ЛУКОЙЛ» в г.Сочи.
«Лукойл-Югнефтепродукт»
Все АЗС компании имеют единый корпоративный дизайн (оформление по стандарту организации в бело-красной цветовой гамме).
Рисунок 5- Магазин при АЗС №45 «ЛУКОЙЛ».
«Роснефть» – один из лидеров российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности «Роснефти» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий России.
ОАО «Роснефть Кубаньнефтепродукт» дочернее общество данной компании, функционирующее на территории Краснодарского края. В своем составе имеет более 250 АЗС.
В 2007 году «Роснефть» обновила дизайн своих АЗС, направив цветовое оформление на экологическую линию: появились заправки «Подсолнух» с одноименными магазинами.
Исследование
конкурентоспособности
Рисунок 6- АЗС «Роснефть» и магазин «Подсолнух».
Сравнительная характеристика магазинов данных АЗС представлена в таблице 1. Из данной таблицы видно, что по большинству критериев сравнения магазины схожи: удобство расположения торгового оборудования, уровень гигиены, качество обслуживания клиентов и др.
Ассортимент магазинов состоит из схожих товарных групп, основные из них – напитки, снэки, сигареты, шоколад, автотовары, автохимия, автоаксессуары, товары для пикника.
В категории товары для пикника на АЗС «Роснефть» представлен более широкий список наименований: древесный уголь, наборы одноразовой посуды, средства от укусов насекомых и др.
Таблица 1- Сравнительная характеристика магазинов при АЗС
Критерий сравнения | «ЛУКОЙЛ» | «Роснефть» |
1. Товары и полки в чистом состоянии | + | + |
2. Товары выставлены лицевой стороной и хорошо видны покупателю | + | + |
3. Ценники имеются на всех товарах и хорошо видны | + | + |
4. Удобство расположения торгового оборудования, | + | + |
5.Находить необходимый товар легко и удобно | - | + |
6. Пол, двери, окна в чистом состоянии | + | + |
7. Освещение, холодильное оборудование исправно | + | + |
8.Наличие справочных материалов по горюче-смазочным материалам, автохимиии | + | имеются в наличии, но не доступны покупателю |
9. Опрятный вид персонала, форма одежды соответствует фирменному стилю | + | + |
10. Обслуживающий персонал приветлив, вежлив по отношению к покупателям | + | + |
12. Обслуживание клиентов происходит быстро | + | + |
13. Возможность получения консультации при покупке товара | + | + |
14.Наличие терминала по оплате сотовой связи и т.д. | - | + |
15.Наличие
вендинговых аппаратов по |
+ | - |
16.Время работы | с 8:00 до 20 | круглосуточно |
Представленный в магазинах ассортимент автомасел различен, в основном на каждой из АЗС предлагаются фирменные масла нефтяных компаний.
В магазине при АЗС «ЛУКОЙЛ» по сравнению с конкурентом нет терминала для оплаты телефонных счетов, а на АЗС «Роснефть» отсутствуют вендинговые аппараты торговли.
Продажа товаров в магазине на АЗС «ЛУКОЙЛ» осуществляется только через прилавок, в магазине «Роснефть» преобладает метод самообслуживания наряду с продажей через прилавок.
Кассовый
узел в данных магазинах не связан
с продажей и отпуском топлива
и обособлен от кассы оператора
заправки. В торговом зале работает
один продавец.
3.2
Анализ анкеты
опроса потребителей
магазина при АЗС
Конфуций сказал: «Открыть магазин легко, а вот не дать ему закрыться - уже искусство». Магазин, как и товар, можно рассматривать как совокупность некоторых характеристик, имеющих различную степень важности с точки зрения потребителя. Эти характеристики могут помочь торговцу определить концепцию магазина при его создании или определить конкурентоспособность уже существующего магазина. К таким характеристикам относятся:
· ассортимент товаров, рассматриваемый с точки зрения его ширины (разнообразия товарных групп) и глубины (количества моделей одного товарного ряда);
· комплекс услуг, в том числе: помощь при выборе товара, помощь при примерке, финансовые услуги (открытие кредита), разного рода дополнительные услуги (обмен валюты, обеспечение парковки автомобиля и др.);
· уровень цен и динамика их изменения в соответствии с изменением различных факторов внешней среды (цены конкурентов, сезонность и т.д.);
· место расположения магазина, его доступность, от которых зависит время похода за покупками;
· время работы магазина и время пребывания в нем, зависящее от легкости обнаружения нужных товаров, длины очереди в кассы;
· уровень обслуживания (квалификация персонала);
· атмосфера магазина, которая зависит от того, как оформлен интерьер, от уровня гигиены, расстановки товаров, освещения и т.д.
Перечисленные характеристики служат потребителям в качестве критериев при сравнении торговых точек. Задача торговца - творчески и новаторски выбрать концепцию магазина, т.е. набор его атрибутов, отвечающих ожиданиям целевого сегмента покупателей и выделяющих магазин в ряду других торговых точек, обеспечивая его конкурентоспособность.[8]
Методика оценки конкурентоспособности магазинов при АЗС включает следующие три этапа:
1. Анкетный опрос покупателей на выходе из магазина.
2.
Определение степени
3.
Выработка рекомендаций по
Исследование
факторов конкурентоспособности
Цель исследования: определить степень влияния на выбор АЗС наличия на ней магазина, причину посещения данных магазинов, степень удовлетворенности покупателей ассортиментом и качеством обслуживания.
Общее количество анкет -50, количество заполненных анкет – 50.
Половозрастная характеристика, уровень дохода потребительского сегмента представлены в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что основную долю респондентов (48%) составляют молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Преобладающее число опрошенных (68%) имеет низкий уровень доходов, что связанно с показателем возраста большинства респондентов: уровень дохода молодых людей в нашей стране зачастую ниже среднего. Количество мужчин превышает количество женщин практически в 5 раз, т. к. основная масса автомобилистов это представители мужского пола.
Таблица 2- Характеристика сегмента потребителей
1.Возраст | от 18 до 30 лет | от 40 до 50 лет | от 50 лет и выше |
48% | 30% | 22% | |
2.Уровень дохода | низкий (до 15 тыс. руб) | средний (от15 до 30 тыс. руб) | высокий (от 30 тыс. руб и выше) |
68% | 24% | 8% | |
3.Пол | женский | мужской | |
16% | 84% |
Большинство автомобилистов 97% отдают предпочтение конкретным компаниям при выборе автозаправки и стараются приобретать топливо только на фирменных АЗС. Остальные 3% не выделяют отдельные фирмы и предпочитают покупку топлива в удобном для них месте.
Степень влияние наличия магазина на выбор АЗС отражена на графике 3.
График 3- Влияние наличия магазина на выбор АЗС.
Из диаграммы видно, что 89% автомобилистов выбирают АЗС только с магазином, тогда как для 11% его наличие не имеет значения. Для выяснения причины столь резкого разделения предпочтений обратимся к следующим вопросам анкеты.
Только 6% из общего количества респондентов никогда не совершали покупки в магазинах на заправках, остальные 94% делают это с различной степенью регулярности.
Как
показано на диаграмме более 40% опрошенных
приобретают товары в магазинах на
АЗС по необходимости, что объясняется
спецификой данного формата: удобный магазин
должен удовлетворять потребности, возникающие
в данный момент. При этом весомая доля
потребителей (36,1%) делает покупки в данных
магазинах регулярно, каждый раз при покупке
топлива, однако, 29,7% респондентов крайне
редко отовариваются на заправках. Этот
показатель подтверждает мнение специалистов
об особенностях менталитета потребителя,
его не готовность воспринять данные торговые
объекты как способ комфортного, быстрого
и удобного совершения покупок.
График 4 - Частота совершения покупок в магазине при АЗС.
Доля приобретения продовольственных товаров в магазине при АЗС значительно выше, чем непродовольственных. Так чаще всего продовольственные товары приобретает более 70% опрошенных, а не продовольственные около 30%. Несмотря на это значительную часть прибыли магазин получает именно от продажи автохимии и смазочных материалов, так стоимость данной группы товаров на несколько порядков выше продовольственной продукции.
Мнения респондентов по поводу ассортимента на исследуемых объектах различны. Так большинство клиентов магазина на АЗС «ЛУКОЙЛ» (87%) удовлетворены представленным ассортиментом, остальные (13%) советуют обратить внимание на сезонные товары и представить их в большем количестве (летом - больше охлаждающих напитков, зимой горячего кофе и чая), а также увеличить количество молочной продукции (питьевые йогурты, кефир). Распределение мнений клиентов « Роснефти» не сильно отличаются от мнений конкурирующей АЗС: 93% полностью удовлетворены ассортиментом магазина, 7% хотят видеть здесь еще, и свежую выпечку и даже хлеб.
Информация о работе Использование новых форматов в розничной торговле