Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 02:55, курсовая работа
В основе деятельности торгового предприятия должна лежать ассортиментная политика, то есть заранее определенный курс действий или наличие заранее обдуманных принципов поведения, по которым осуществляется подбор товаров в предприятии (оптовом или розничном). Отсутствие ассортиментной политики или неудачно избранная политика ведут к неустойчивости структуры ассортимента под воздействием случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентно способностью и коммерческой эффективностью товара.
Введение
Во
всех операциях по организации торгово-
В
основе деятельности торгового предприятия
должна лежать ассортиментная политика,
то есть заранее определенный курс действий
или наличие заранее обдуманных принципов
поведения, по которым осуществляется
подбор товаров в предприятии (оптовом
или розничном). Отсутствие ассортиментной
политики или неудачно избранная политика
ведут к неустойчивости структуры ассортимента
под воздействием случайных или преходящих
текущих факторов, потере контроля над
конкурентно способностью и коммерческой
эффективностью товара. Разработка и осуществление
товарной политики требуют наличия стратегии
развития торговой фирмы на базе хорошего
знания рынка и особенностей его изменения.
Только на основе изучения рынка и перспектив
его развития торговая фирма (оптовая
или розничная) получает исходную информацию
для решения вопросов, связанных с формированием,
управлением ассортиментом и его совершенствованием.
Сущность планирования ассортимента,
его формирования и управления им заключается
в том, чтобы предприниматель своевременно
предлагал в магазинах определенную совокупность
товаров, которая бы по объему, числу разновидностей,
качеству наиболее полно удовлетворяла
требованиям покупателей. Формирование
ассортимента предшествует разработка
предприятием ассортиментной концепции,
которая, с одной стороны, должна обеспечивать
соответствие концептуальным основам
формирования инфраструктуры торговли.
Основные
принципы формирования
ассортимента. Ассортиментная
политика
Ассортимент – это совокупность товаров различных видов, сортов, наименований, сочетающихся по какому – либо определенному признаку. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения.
В основе всей деятельности торгового предприятия должна лежать ассортиментная политика, то есть заранее определенный курс действий или наличие заранее обдуманных принципов поведения, по которым осуществляется подбор товаров в предприятии (оптовом или розничном). Эта политика должна обеспечить предприятию конкурентоспособность, нахождение определенных товаров ниш (сегментов) для предлагаемых товаров, а также те объем и структуру товарооборота, которые необходимы и достаточны для рентабельной работы.
Осуществление ассортиментной политики или неудачно избранная политика ведут к неустойчивости структуры ассортимента под воздействием случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Неустойчивость структуры ассортимента ни в коем случае нельзя отождествлять с гибким ассортиментом. Гибкость в формировании ассортимента, его обновляемость и совершенствование являются неотъемлемыми частями ассортиментной политики.
Разработка
и осуществление товарной политики
требуют наличия стратегии
Только на основе изучения рынка и перспектив его развития торговая фирма (оптовая или розничная) получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, управлением ассортиментом и его совершенствованием.
К решению задач торговой политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом его действия в будущем. Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях. Стратегия – это долговременный курс товарной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач. Товарная стратегия разрабатывается на три – пять лет и в течение данного времени, как правило, остается неизменной.
Сущность
планирования ассортимента, его формирования
и управления им заключается в
том, чтобы предприниматель
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, которая, с одной стороны, должна обеспечивать соответствие концептуальным основам формирования инфраструктуры розничной торговли, утвержденной в 2000г. Минторгом Российской Федерации, а с другой – должен создать каждому предприятию условия рентабельной работы.
Как известно, Концепция Минторга РФ в части розничной торговли исходит, прежде всего, из того, что формирование ассортимента в торговле продовольственными товарами должно идти по пути универсализации, а в торговле непродовольственными – за счет преимущественного развития специализированных и узкоспециализированных магазинов. Такому формированию ассортимента должно способствовать рекомендованной Концепцией увеличение доли в розничном товарообороте стационарной сети магазинов, а также формирование торговых сетей, крупных универсальных магазинов, торговых центров и торговых комплексов.
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития ассортимента: разнообразие видов и разновидностей, степень обновления ассортимента, уровень и соотношение цен на товары и т.д. Цель ассортиментной концепции – сориентировать предприятие на торговлю товарами, наиболее соответствующими структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.
Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены также важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, фасоны, модели, цены маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам, а в его оптимальном разнообразии по определенным существенным признакам (например, типы телевизоров, наборы предметов кухонного обихода, целесообразные градации цен и т. д.) с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозироваться должны лишь тенденция развития ассортимента и ассортиментная структура спроса.
В условиях розничной экономики ассортиментная политика – важная часть общей стратегии торговли. Предприятия розничной торговли ведут постоянный поиск путей оптимизации ассортимента при его планировании и анализе его эффективности и используют следующие показатели: широта, глубина, полнота, устойчивость, сбалансированность ассортимента.
Широта ассортимента определяется количеством групп товаров, предлагаемых магазином. Она зависит от ассортиментного профиля магазина.
Глубина ассортимента – количество видов и разновидностей внутри групп товаров, имеющихся в магазине. По товарам сложного ассортимента глубина определяется по моделям, размерам, полноте, расцветкам и другим показателям.
Полнота ассортимента определяется с помощью коэффициента полноты рассчитываемого путем отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров предусмотренных перечнем магазина.
Иногда случайные факторы (например, разовое нарушение графика доставки) оказывают сильное влияние на этот коэффициент, и он не отражает реальное состояние дел. Поэтому более объективным показателем является коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента (Куст), который рассчитывается по формуле:
Куст=Рф1+Рф2+…Рфn
Рn * n
где Рф1, Рф2,...,Рn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок; Рn – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; n – количество проверок, проведенных в анализируемом периоде.
В зависимости от целей анализа коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать по всему ассортименту или по какой-то отдельной группе и даже виду товара. При этом учитываются только те товары, которые для данного магазина предусмотрены ассортиментным перечнем.
Сбалансированность ассортимента – это рациональные пропорции различных товарных групп и товаров, соответствующие общей ассортиментной политике магазина или фирмы, которой он подчинен.
Фактическая глубина ассортимента и ее динамика могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота ассортимента зависит от торговой площади магазина, объема товарооборота, финансовой устойчивости, авторитета торговой фирмы на рынке товаров и услуг.
Для повышения социального уровня торгового обслуживания коммерческие работники магазина должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. Этот показатель существенно влияет на качество торгового обслуживания и поднимает престиж магазина у покупателей.
Для характеристики эффективности коммерческой деятельности отдельной фирмы или их совокупности по городу действенным показателем может быть степень обновления ассортимента. Данный показатель может быть определен коэффициентом обновления и имеет большое значение в работе с непродовольственными товарами. Коэффициент обновления ассортимента - это доля товаров (в %), ежегодно заменяемых на новые образцы.
Для оперативной работы коммерческих служб (пополнение и регулирование ассортимента торговой фирмы) может быть рекомендован такой показатель, как доля новых товаров (продуктов, изделий) в объеме новых поступлений.
Ассортиментная политика магазинов может быть различной, некоторые предприниматели включают в ассортимент своих магазинов только популярные у покупателей группы товаров или даже отдельные товары, что приводит к сокращению товарных запасов, повышению оборачиваемости товаров и прибыли. Однако при этом сужается ассортимент и многие покупатели, не сумевшие купить нужные им товары, обращаются в другие магазины с более широким ассортиментом товаров, покупая там и другие товары. Сокращение ассортимента, таким образом, приводит к снижению товарооборота и по другим товарам, имеющимся в продаже, что ухудшает экономические показатели фирмы.
Другие магазины, имея в ассортименте сравнительно редко покупаемые товары, в какой-то мере ухудшают экономическую эффективность за счет замедления товарооборачиваемости. Но, привлекая покупателей более широким ассортиментом, они в результате увеличивают товарооборот и прибыль. Как уже отмечалось, широта и глубина ассортимента определяется общей стратегией, которую избрала для себя торговая фирма или определенный магазин. Фирма, имеющая несколько магазинов, может по-разному строить ассортиментную политику в различных своих магазинах (в зависимости от их размещения, покупательских потоков и фирм-покупателей).
Описанные выше особенности формирование ассортимента в розничной сети характерны для торгового развития страны.
Однако переход торговли нашей страны на работу в условиях рынка заставляет наиболее прогрессивных и опытных предпринимателей искать пути продуманного и проведенного зарубежной торговлей опыта построения ассортимента.
При формировании ассортимента некоторые зарубежные маркетологи по “поведению” товаров различают следующие группы:
1. Товары-“лидеры” определяют успех фирмы, обеспечивают широкую клиентуру и большую прибыль. Обычно это товары-новинки, получившие уже признание покупателей.
Информация о работе Формирование товарного ассортимента. Ассортиментная политика