Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа
В этих условиях возникает вопрос: кто должен решать проблемы оздоровления национальной экономики? Окружающий нас мир? Мировое экономическое сообщество в целом? У всех полно своих проблем. Мы, и только мы сами в полном ответе за наше будущее – станет оно цивилизованным, рационально процветающим или нет. В этом движении вперед неоценимую услугу принесут стране наличие хорошо развитой рыночной структуры и грамотная конкурентная стратегия на мировых рынках.
Целью данной работы является системное изложение основных понятий и принципов конкурентной стратегии современного товаропроизводителя на примере ОАО «СтанкоГомель».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы конкурентной стратегии в рыночной конъюнктуре 5
1.1. Понятие «конкурентная стратегия»……………..…………………….….. 5
1.2. Тактика и типы конкурентного поведения в рыночной конъюнктуре … 6
2. Анализ производственно-экономической деятельности и рыночной конъюнктуры ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»………………………………….….
22
2.1 Анализ производственно-экономических показателей предприятия...… 22
2.2 Анализ рыночной конъюнктуры……………………….……………….…. 27
3. Разработка методики исследования конкуренции на рынке ……………… 36
3.1 Разработка методики………………………………………..…………….... 36
3.2 Разработка мероприятия по совершенствованию рыночной деятельности и его экономическое обоснование………………………………..……….. 43
Заключение……………………………………………………………................ 39
Список использованных источников………………………………………..… 41
В
текущей пятилетке в
– общие кризисные явления в мировом машиностроении;
– низкая покупательская способность потенциальных потребителей станочной продукции;
– повышение конкуренции на потенциальных рынках сбыта;
– постоянный рост цен на сырье, материалы и комплектующие и вынужденное увеличение цен на выпускаемую продукцию.
Из внутренних проблем следует
отметить высокий уровень
Стратегия развития предприятия на перспективу основывается на маркетинговой ориентации производства.
Основными рынками сбыта являются: Россия, Германия, Украина, Республика Беларусь. В качестве перспективных рынков сбыта рассматриваются: Израиль, Иран, Турция, Австралия, страны Балтии, США, Вьетнам.
В 2007 году изменилась структура поставок продукции. Если в 2005 году на внутренний рынок было поставлено 63,0 %, а на экспорт 37,0 % произведенной продукции, в 2006 году – соответственно 70,8 % и 29,2 %, то по оценке в 2007 году на экспорт будет поставлено 43,1 %. В 2008 году – до 50 %.
Предприятие в 2005-2006 годах не выполняло установленное задание по росту объемов производства потребительских товаров по ряду причин: низкая конкурентоспособность на российском рынке (по ценовому фактору производимые заводом ТНП уступают российским аналогам на 15-20 %) и насыщенность внутреннего рынка.
Основная задача предприятия – обеспечить устойчивое положение на рынках сбыта.
Приоритетным направлением
Потребителями
обрабатывающих центров с ЧПУ
являются ведущие предприятия
Таблица 2.1 Показатели деятельности ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» за 2007 – 2009 гг.
Показатели | ед. изм. | 2007 г. | 2008 г. | 2009г. | Изменение | Темпы роста, | |||
(+,-) | % | ||||||||
2008
г от
2007 г |
2009г. от
2008 г |
2008г. к
2007 г |
2009г. к
2008 г | ||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1. Выпуск товарной продукции: | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |
1.1. В действующих ценах | млнруб. | 30306,0 | 35155,0 | 27531,0 | 4849,0 | -7624,0 | 116 | 78,3 | |
1.2. В сопоставимых ценах | млнруб. | 32560,0 | 34966,0 | 26762,0 | 2406,0 | -8204,0 | 107,4 | 76,5 | |
2. Выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг): | млнруб. | 27990,0 | 37436,0 | 22381,0 | 9446,0 | -15055,0 | 133,7 | 59,7 | |
3. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг): | млнруб. | 25215,0 | 32805,0 | 19997,0 | 7590,0 | -12808,0 | 130,1 | 60,9 | |
4. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг): | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |
4.1. В сумме, млн руб. | млнруб. | 2733,0 | 4312,0 | 2236,0 | 1579,0 | -2076 | 157,8 | 51,8 | |
4.2. В процентах к выручке от реализации (рентабельность продаж) | % | 9,8 | 11,5 | 9,9 | 1,7 | -1,6 | 117,3 | 86,0 | |
5. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов | млнруб. | -541,0 | -2521,0 | -506,0 | -1980,0 | -2015 | 466 | 20 | |
6. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов | млнруб. | -793,0 | -87 | -705,0 | 706,0 | -618,0 | 11 | - | |
7. Прибыль (убыток) за отчетный период | млнруб. | 1399,0 | 1704,0 | 1025,0 | 305,0 | -679,0 | 121,8 | 60,1 | |
8. Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли | млнруб. | 699,0 | 917,0 | 939,0 | 218,0 | -22 | 131,2 | 2,3 | |
9. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | млнруб. | 723,0 | 785,0 | 223,0 | 62,0 | -562 | 108,6 | 28,4 |
Продолжение таблицы 2.1 | ||||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
10.
Среднегодовая стоимость |
млнруб. | 34469,0 | 34561,0 | 34623,0 | 92,0 | 62,0 | 100,3 | 0,1 |
11. Фондоотдача (стр. 1.1: стр. 10 табл. 2.1) | руб. | 1,03 | 1,2 | 1,3 | 0,2 | 0,1 | 116,5 | 108,3 |
12. Среднесписочная численность работников | чел. | 1384,0 | 1392,0 | 1394,0 | 8,0 | 2,0 | 100,6 | 100,1 |
13. Производительность труда (стр. 1.2: стр. 12 табл.2.1) | млнруб. | 21,3 | 25,1 | 27,5 | 3,8 | 2,4 | 117,8 | 109,5 |
14. Средняя заработная плата на 1 работника | тыс.руб. | 546,6,0 | 855,4 | 932,5 | 308,8 | 77,1 | 156,5 | 109 |
Анализируя данные таблицы 2.1, можно сделать вывод, что выпуск товарной продукции с 2007 года по 2009 год в действующих и сопоставимых ценах снизился. В 2008 году по сравнению с 2007 годом объем товарной продукции увеличился в действующих ценах на 4849,0 млн руб. или 16,0 %, в сопоставимых ценах – на 2406,0 млн руб. или 7,4 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение объемов выпуска товарной продукции в действующих ценах на 7624,0 млн руб. или на 78,3%, в сопоставимых ценах – на 8204 млн руб. или 76,5 %. Снижение объемов производства связано с мировым финансовым кризисом, который непосредственно отразился на всех предприятиях РБ, а также на предприятиях всего мира.
Наблюдается увеличение выручки от реализации в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 9446,0 млн руб. или 33,7 %, но в 2009 году по сравнению с 2008 годом – наблюдается снижение на 15055,0 млн руб. или на 59,7 %.
Опираясь на данные таблицы 2.1 можно сделать вывод, что себестоимость реализованной продукции возросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 7590 млн руб. или на 30,1 %, в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается снижение в размере 12808 млн руб. или 60,9 %.
Прибыль от реализации продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 1579 млн руб. или 57,8 %, рентабельность продаж соответственно увеличилась на 17,3 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 2076 млн руб. или 51,8 %, рентабельность продаж соответственно снизилась на 0,86 %. На протяжении 2007–2009 гг. в организации наблюдается наличие убытка от операционных доходов и расходов и убытка от внереализационных доходов и расходов, что негативно сказывается на величине прибыли за отчетный период. Прибыль за отчетный период в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 305 млн руб. или на 21,8 %. В 2009 году по сравнению с 2008 годом прибыль за отчетный период снизилась на 679 млн руб. или 60,1 %
В
период с 2007 по 2009 год наблюдается увеличение
среднесписочной численности работников
с 1384 до 1394 человек, производительность
труда увеличилась в 2008 году по сравнению
с 2007 годом – с 21,3 до 25,1 млн руб., т. е. на
3,8 млн руб. или на 17,8 %. В 2009 году по сравнению
с 2008 годом – с 25,1 до 27,5 млн руб., т. е. на
2,4 млн руб. или на 9,5 %.
2.2.
Анализ рыночной конъюнктуры
Как известно, формы монополистической конкуренции, олигополии и монополии относятся к несовершенной конкуренции. Для Белоруссии и объекта исследования в большей мере характерна олигополия.
Для оценки силы конкуренции в отрасли применяют различные методики.
С 1968 по 1984 г. департамент юстиции США применял четырехдольный показатель, характеризующий силу конкуренции в отрасли:
,
где Vj – объем продаж продукции данной ассортиментной группы i-й фирмой, i = 1, 2, 3, 4;
Vp – объем рынка данной ассортиментной группы продукции.
При значении CR4 больше 0,75 вводились ограничения на слияние фирм. Этот показатель рассчитывался также для 8, 20 и 50 фирм. В Германии, Англии, Канаде он рассчитывается для 3, 6 и 10 фирм.
В США довольно часто применяется индекс Хербиндала – Хершмана (ИХХ), который определяется по формуле:
(2.2)
где Д – доля на рынке i-й фирмы, доли единицы.
Если показатель Ih больше 0,18, речь идет о низкой интенсивности (силе) конкуренции и высокой концентрации рынка, что требует вмешательства государства для нормализации ситуации на рынке. Если в этой ситуации слияние фирм ведет к увеличению индекса на 0,05 (или на 50 пунктов из 1000), то такое слияние запрещается антитрестовским законодательством США.
Безопасный, с точки зрения монополизации, рынок (ИХХ менее 1000) предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм. Причем доля крупнейших из них не может превышать 31 %, двух крупнейших – 44, трех – 54 и четырех – 63 %.
Большее количество факторов конкурентной борьбы учитывает обобщающий показатель интенсивности конкуренции, который определяется по формуле:
где Up – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий рентабельность рынка;
ид – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий доли конкурентов на данном рынке;
UT – показатель интенсивности конкуренции, учитывающий темпы роста объема продаж;
,
где Rp – рентабельность рынка, доли единицы;
П – прибыль рынка, денежная единица;
Vp – объем рынка, денежная единица.
где n – количество конкурирующих фирм на данном рынке продукции (услуг);
Дi – доля i-ro конкурента на рынке, доли единицы.
где 140 и 70 – предельные значения годовых темпов роста объемов продаж;
Тр – годовой темп роста объема продаж на рассматриваемом товарном рынке без учета инфляции, %.
Расчет силы конкуренции на конкретном товарном рынке позволяет определить его форму и сделать анализ параметров в соответствии с рекомендациями, приведенными в табл. 2.2.
Информация о работе Анализ рыночной конъюнктуры ОАО "Станкогомель"