Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является детальное изучение факторов, формирующих привлекательность рынка, методов и процесс оценки привлекательности рынка.
Задача данной курсовой работы является оценить привлекательность рынка веб-разработок для новой фирмы, разработать стратегию для фирмы, оценить эффективность действий.
Введение………………………………………………………………………………….4
1 Факторы, формирующие привлекательность рынка для фирмы…………...………5
2 Методы и процесс оценки привлекательности рынка………………………….…12
2.1 Матрица «привлекательность-конкурентоспособность»……….…………….12
2.2 Стратегический анализ привлекательности отрасли с применением матричной модели Артур Д.Литтл………………….…………………………16
2.3 Метод SPACE…………..…...…..……………………………………………….18
2.4 Процесс оценки привлекательности рынка……….……………….……….….20
3 Оценка привлекательности рынка веб-разработок……………………………..….23
3.1. Определение привлекательности рынка веб-разработок…………….………23
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий ………29
Заключение……………………………………………………………………………...34
Литература……………………
3 этап. Установить значение веса для каждого из факторов. Значения весов определяют относительный ранг (значимость, важность) каждого из факторов. При установлении значений весов надлежит помнить, что сумма весов всех факторов не может превышать 1.
4 этап. Внести в приведенную таблицу оценки для каждого из отдельных факторов с целью дифференциации степени воздействия каждого из факторов. В качестве шкалы возможных оценок принимаются цифровые баллы.
Для
конкретного предприятия и
5 этап. Вычислить для каждого фактора взвешенное значение, умножая вес этого фактора на его оценку.
6 этап. Вычислить суммарное взвешенное значение для всех факторов.
7 этап. По результатам анализа выводиться итоговая оценка, характеризующая общую привлекательность рынка, товара и конкурентную позицию фирмы на этом рынке.
Результаты анализа
8 этап. Анализ матрицы позволяет оценить содержимое портфеля продуктов, а также, опираясь на позиции каждого продукта, сформулировать стратегию для будущих периодов[5].
3
ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЫНКА
ВЕБ-РАЗРАБОТОК
Бушующий кризис неожиданно оказался снисходителен к некоторым ИТ-отраслям. Например, к рынку веб-разработок. Студии ощутили рост спроса на свою продукцию: государственные и не очень предприятия резко прозрели и поняли, что Сеть — мощный, но при этом — сравнительно недорогой инструмент маркетинга.
Список ключевых игроков на рынке не меняется уже несколько лет, только уходят некоторые — прихода новых игроков должного уровня или с новыми подходами не наблюдается.
Объем рынка веб-разработок Беларуси компания Astronim оценивает в 3-4 миллиона долларов в год. Это суммарная оценка по оборотам десятка ведущих студий, где-то 50/50 + объем фрилансовых и обязательно затраты предприятий на собственно внутренние разработки интернет-проектов.
Структура рынка представляет собой: 3-5 лидеров, второй эшелон, фрилансеры (но не студенты!) по всем направлениям работ.
Десятка ключевых игроков — Астроним, Ред График, веб-лаборатория Атлант, Студия Дмитрия Борового, Пикселхед, Новый Сайт… В кризис подтянулись сюда с разовыми «белорусскими» интернет-проектами и оффшорные ИТ-структуры, которым на Западе работы стало значительно меньше [6].
По оценке ADline на 03.04.2010 в Беларуси 92 студий веб-разработчиков, а темп роста рынка составил 135% [7].
9 декабрь 2009 первая в Беларуси конференция "Продвижение сайтов в белорусском интернете "Перезагрузка", прошедшая в Минске. В конференции, организованной компанией Webcom Media, приняло участие более 350 белорусских специалистов в области интернет-маркетинга и поисковой оптимизации.
По
итогом данной конференции и проведенных
маркетинговых исследований было выяснено,
что на белорусском рынке 44% компаний
работают меньше 2 лет, 37% от 2 до 4 лет
и 19% больше 7 лет. При этом в 69% компаний
до 5 сотрудников, в 19% от 6 до 10 сотрудников
и только в 12% больше 20% [8].
3.1.
Определение привлекательности
рынка веб-разработок
Исходя из имеющихся данных, выделим факторы, формирующие привлекательность рынка и конкурентоспособность фирмы. В качестве внешних факторов, связанных с привлекательностью рынка веб-разработок выделим: потенциал роста рынка, количество конкурентов, легкость доступа на рынок, требуемые капиталовложения, форма рынка, стадия жизненного цикла услуги; а внутренние факторы, отражающие положение фирмы в данном секторе экономики или степень конкурентоспособности фирмы: время работы компании на рынке, количество сотрудников, известность компании, качество обслуживания, стоимость оказания услуг, срок выполнения проекта.
Установим значение веса для каждого из факторов при помощи оценки экспертов путем определения относительных рангов каждого из факторов(6 - самый значимый фактор, 1 – менее важный). Результаты представлена в таблицах 7 и 8.
По
собранным данным рассчитаем средневзвешенную
оценку (СВ) и вес показателей(ВП) по формулам
(1) и (2) и результаты представим в таблицах
7 и 8.
,
где Ав - значение оценки полученной при проведении анкетирования
в – количество опрошенных экспертов
(в=8)
,
где
п – количество оцениваемых критериев
(п=6)
Таблица
7 – Оценка экспертов значимости факторов
конкурентоспособности фирмы
Критерии оценки | Оценка экспертов | ПАв | СВ | ВП | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Время работы компании на рынке, лет | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 10368 | 3,18 | 0,16 |
Количество сотрудников, чел. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1,00 | 0,05 |
Известность компании | 6 | 6 | 4 | 2 | 2 | 5 | 6 | 6 | 103680 | 4,24 | 0,21 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Качество обслуживания | 5 | 4 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 648000 | 5,33 | 0,26 |
Стоимость оказания услуг, у.е. | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 2 | 60000 | 3,96 | 0,20 |
Продолжение таблицы 7
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Срок выполнения проекта, недель | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1728 | 2,54 | 0,13 |
Итого: | 823777 | 20,23 | 1,00 |
Таблица
8 – Оценка экспертов значимости факторов
привлекательности рынка
Критерии оценки | Оценка экспертов | ПАв | СВ | ВП | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
Темп роста рынка, % | 6 | 5 | 4 | 6 | 6 | 3 | 4 | 6 | 311040 | 4,86 | 0,24 |
Количество конкурентов, | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 6 | 5 | 3 | 135000 | 4,38 | 0,22 |
Легкость доступа на рынок | 4 | 6 | 6 | 3 | 5 | 5 | 6 | 4 | 259200 | 4,75 | 0,24 |
Требуемые капиталовложения | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 | 1 | 3456 | 2,77 | 0,14 |
Форма рынка | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 5 | 120 | 1,82 | 0,09 |
Стадия жизненного цикла услуги | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 16 | 1,41 | 0,07 |
Итого: | 708832 | 19,99 | 1,00 |
Для
представления данных в виде таблицы
6 также необходимо разработать шкалу
оценки критериев (таблицы 9 и 10)
Таблица
9 – Шкала оценки привлекательности рынка
Критерии оценки | Шкала оценки | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Темп роста рынка, % | <3 | 4-7 | 8-11 | 12-15 | >15 |
Количество конкурентов, | <25 | 26-50 | 51-75 | 76-100 | >100 |
Легкость доступа на рынок | отсутствует | низкая | средняя | выше среднего | высокая |
Требуемые
капиталовло-
жения |
высокие | выше среднего | средние | низкие | отсутствуют |
Форма рынка | монополия | олигополия | - | монопсони-ческая конкуренция | совершенная конкуренция |
Стадия жизненного цикла услуги | спад | зрелость | рост | внедрение | разработка |
Таблица
10 – Шкала оценки конкурентоспособности
Критерии оценки | Шкала оценки | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Время работы компании на рынке, лет | < 2 | 2-3 | 4-5 | 6-7 | > 8 |
Количество сотрудников, чел. | < 4 | 4-9 | 10-14 | 15-20 | > 20 |
Известность компании | отсутствует | низкая | средняя | выше среднего | высокая |
Качество обслуживания | плохое | неудовлетворительное | удовлетво-рительное | хорошее | отличное |
Стоимость оказания услуг, у.е. | >5000 | 3001-5000 | 1701-3000 | 1001-1700 | <1000 |
Срок выполнения проекта, недель | >10 | 8-9 | 6-7 | 4-5 | <4 |