Анализ привлекательности рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является детальное изучение факторов, формирующих привлекательность рынка, методов и процесс оценки привлекательности рынка.
Задача данной курсовой работы является оценить привлекательность рынка веб-разработок для новой фирмы, разработать стратегию для фирмы, оценить эффективность действий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….4
1 Факторы, формирующие привлекательность рынка для фирмы…………...………5
2 Методы и процесс оценки привлекательности рынка………………………….…12
2.1 Матрица «привлекательность-конкурентоспособность»……….…………….12
2.2 Стратегический анализ привлекательности отрасли с применением матричной модели Артур Д.Литтл………………….…………………………16
2.3 Метод SPACE…………..…...…..……………………………………………….18
2.4 Процесс оценки привлекательности рынка……….……………….……….….20
3 Оценка привлекательности рынка веб-разработок……………………………..….23
3.1. Определение привлекательности рынка веб-разработок…………….………23
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий ………29
Заключение……………………………………………………………………………...34
Литература……………………

Работа содержит 1 файл

макарова, ваоиант 6.doc

— 416.00 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     Учреждение  образования

     "ВЫСШИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ"

     ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПОЧТЫ

     КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 

     АНАЛИЗ  ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  РЫНКА

     Пояснительная записка 

     к курсовой работе

     по дисциплине

       «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ» 
 

     Выполнила студентка гр. МС842                                         О.К.Макарова                                                      

     Руководитель                                                                          И.Г.Рокшина                            

     Минск 2010

 

     СОДЕРЖАНИЕ  

     Введение………………………………………………………………………………….4

     1 Факторы, формирующие привлекательность рынка для фирмы…………...………5

      2 Методы и процесс оценки привлекательности рынка………………………….…12

        2.1 Матрица «привлекательность-конкурентоспособность»……….…………….12

      2.2 Стратегический анализ привлекательности отрасли с применением матричной модели Артур Д.Литтл………………….…………………………16

        2.3 Метод SPACE…………..…...…..……………………………………………….18

        2.4 Процесс оценки привлекательности рынка……….……………….……….….20

      3 Оценка привлекательности рынка веб-разработок……………………………..….23

        3.1. Определение привлекательности  рынка веб-разработок…………….………23

        3.2 Расчет экономической  эффективности предложенных мероприятий  ………29

     Заключение……………………………………………………………………………...34

     Литература………………………………………………………………………………35

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Данная  курсовая работа посвящена изучению теоретических основ привлекательности  рынка с помощью портфельного анализа и применение полученных знаний на практике.

     На  сегодняшний день оценке привлекательности рынка отводится все большее и большее значение. Это связано с тем, что рыночная ситуация, характерная для рынков развитых стран, определяющаяся большим числом продавцов, предлагающих однотипные товары и услуги. Постепенно к данным методикам оценки рыночной ситуации переходят и странны Европы с переходной экономикой.

     Целью курсовой работы является детальное изучение факторов, формирующих привлекательность рынка, методов и процесс оценки привлекательности рынка.

     Задача  данной курсовой работы является оценить привлекательность рынка веб-разработок для новой фирмы, разработать стратегию для фирмы, оценить эффективность действий.

     Под стратегией будем понимать общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.

     Объектом  анализа привлекательности рынка  является измерение и прогнозирование  объемов продаж, жизненного цикла  и потенциальной прибыли для  фирмы.

     Предметом анализа привлекательности рынка для фирмы будет выступать услуги предоставляемые фирмой.

 

      1ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ  РЫНКА ДЛЯ ФИРМЫ 

     Термин  «привлекательность рынка» широко распространен в теории и практике бизнеса. Говоря о ключевых словах «привлекательность» и «рынок», необходимо отметить, что их сочетание придает этому термину особый смысл, который часто трактуется неоднозначно.

     Рынок — условное место купли-продажи конкретного товара в определенных по интенсивности условиях конкуренции с соблюдением этических и правовых норм и правил.

     В русском языке же «привлекательность - свойство быть привлекательным, заманчивость, очаровательность».

     Исходя  из приведенных определений, можно  предположить, что рассматриваемый  в качестве привлекательного объект должен обладать преимущественными по сравнению с другими объектами свойствами, заключать в себе явные или ожидаемые выгоды для исследователя или лица, принимающего решение о его предпочтении или выборе [1].

     Для определение привлекательности  рынка каждый волен использовать любые необходимые средства и упражнения, главное, чтоб они учитывали все возможные факторы, которые влияют на рынок и его привлекательность для компании.

     В основе почти всех методик оценки рынка, которые используются сейчас, лежит концепция пяти сил Портера.

     Даная концепция была представлена профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером в его книге Competitive Strategy. М. Портер называет пять сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции организации в конкурентной борьбе:

  • угроза появления продуктов-заменителей (склонность потребителей к покупке продуктов-заменителей, сравнение цены и качеств продуктов-заменителей, стоимость переключения на продукт-заменитель для потребителя, уровень восприятия дифференциации продукта);
  • угроза появления новых игроков (наличие барьеров входа (лицензии, патенты, авторские права, и т. д.), необходимость затрат на дифференциацию продукта, стоимость бренда, стоимость переключения или невозвратные издержки, стартовые затраты для новых игроков, доступ к дистрибуции, преимущества в себестоимости, преимущества в положении на кривой приобретения знаний, ожидаемые ответные действия старых игроков, реакция правительства и/или других регуляторов рынка);
  • рыночная власть поставщиков (сравнение стоимости переключения поставщиков и стоимости переключения компании, степень дифференциации сырья и исходных материалов, наличие заменителей поставщиков, сравнение концентрации поставщиков и концентрации компании, солидарность рабочей силы (например деятельность профсоюзов), угроза интеграции вперед поставщиками может повлиять на возможность компании интеграции назад, сравнение стоимости сырья и исходных материалов и продажной цены продукта компании);
  • рыночная власть потребителей (концентрация потребителей к уровню концентрации компании, степень зависимости от существующих каналов дистрибуции, количество потребителей, сравнение стоимости переключения потребителя и стоимости переключения компании, доступность информации для потребителей, возможность вертикальной интеграции (построение холдингов с вертикальной интеграцией), доступность существующих продуктов-заменителей, ценовая чувствительность потребителей, отличительные преимущества продуктов компании (уникальность));
  • уровень конкурентной борьбы ( количество конкурентов,  уровень роста рынка, критерии насыщения рынка, барьеры выхода из отрасли, отличительные черты конкурентов, уровень затрат конкурентов на рекламу, амбиции первых лиц и акционеров конкурентов) [2].

     В качестве основных критериев отбора привлекательных сегментов М.Дж. Крофт рассматривал следующие факторы (таблица 1) 

Таблица 1 – Критерии привлекательности сегментов М.Дж. Крофта 

Группы  критериев Факторы
1 2
1.Количественные  параметры сегмента
  • количество покупателей в сегменте, доля сегмента;
  • емкость сегмента, доля емкости сегмента;
  • скорость изменения сегмента (наличие тенденции к росту или сокращению количества покупателей в сегменте).
2.Структурная  привлекательность сегмента
  • интенсивность конкуренции;                           
  • возможность замены товара или услуги на принципиально новые товары или услуги, удовлетворяющие те же потребности;
  • сила позиции поставщиков и покупателей.
 
 

Продолжение таблицы 1

 1 2
3.Цели  и ресурсы предприятия  
  • совпадение  долгосрочных целей предприятия  с текущими целями деятельности на конкретном рыночном сегменте;
  • прибыльность сегмента (ожидаемая рентабельность, уровень дохода и т. п.);
  • доступность сегмента (возможности хранения и транспортировки товаров, проведения необходимой коммуникационной политики и т. п.);
  • обеспеченность предприятия необходимыми ресурсами;
  • конкурентоспособность предприятия[3].
 

     McKinsey предложил для оценки привлекательности  рынка аналитическую модель. Первоначально для построения модели GE/McKinsey использовались 40 переменных по любому виду бизнеса. Позже их число сокращалось, и к 1980 году таких переменных осталось только 15. Шесть из этих 15 переменных были использованы для оценки рыночной привлекательности, а оставшиеся 9 были сгруппированы по двум факторам - рыночная позиция и конкурентная мощь (табл. 2). 

Таблица 2 - Характеристика переменных сильных сторон организации и привлекательности рынка, используемых в модели GE/McKinsey 

Характеристики  сильных сторон организации Характеристики  рыночной привлекательности
Относительная доля рынка 

Рост  доли рынка 

Охват дистрибьюторской сети

Эффективность сети дистрибьюции

Квалификация  персонала 

Преданность потребителя продукции организации 

Технологические преимущества

Патенты, ноу-хау 

Маркетинговые преимущества

Гибкость

Темпы роста  рынка 

Дифференциация  продукции 

Особенности конкуренции

Норма прибыли в отрасли 

Ценность  потребителя 

Преданность потребителя торговой марке

 

     Дэй предлагал выбрать из стандартного списка GE/McKinsey только те факторы, которые  являются детерминантами прибыльности отрасли или относительной прибыльности. 

Таблица 3 – Характеристики привлекательности бизнеса и сильные стороны конкурентной позиции предложенные Дэйем 

Привлекательность бизнеса Сильные стороны  конкурентной позиции
Факторы рынка: размер (в стоимостном и натуральном выражении) величина рынка продукта темпы роста рынка стадия жизненного цикла разнообразие рынка эластичность цен покупательная способность цикличность (сезонность) спроса  Позиция на рынке: относительная доля рынка темп изменения доли колебания доли в зависимости от сегмента воспринимаемая дифференциация качества, цен и обслуживания ассортимент имидж организации
Экономические и технологические  факторы: интенсивность инвестирования природа инвестирования (условия, рабочий капитал, арендные договора) способность противостоять инфляции мощность индустрии уровень и срок использования технологии барьеры входа и выхода в отрасли доступ к источникам сырья  Экономическая и технологическая  позиция: относительная позиция по издержкам уровень использования мощностей технологическая позиция запатентованные технология, изделия, процессы
Конкурентные  факторы: тип конкурентов, структура конкуренции, угроза появления продуктов-заменителей, ощущаемые изменения среди конкурентов Способности: сильные стороны системы управления, сильные стороны системы маркетинга, система распределения, трудовые отношения 

Информация о работе Анализ привлекательности рынка