Анализ маркетинговой среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы по маркетингу - получить компетентную подготовку по системному анализу рыночной ситуации предприятия на примере фитнес-клуба «Ника».

На основе поставленной цели решаются следующие задачи:

- получение навыков по сбору информации, используя не только внутренние, но внешние источники;

- умение обрабатывать полученные данные в табличную форму;

- приемы проведения анализа полученной рыночной информации;

- способность принимать управленческие решения по улучшению товарного ассортимента и обслуживания клиентов.

Работа содержит 1 файл

!!!!!КУРСОВАЯ!!!!!!!!.docx

— 251.65 Кб (Скачать)

     Для заполнения таблицы использовалась информация из следующих источников: http://www.arhperspectiva.ru/news/5961, http://www.arhangelskstat.ru, http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2004N2/p37-38.htm, http://www.gks.ru/wps/.

     Проанализировав приведенные выше данные, можно выделить два основных сегмента, имеющие общие цели,  в сотрудничестве с которыми заинтересована компания. Характеристика выделенных сегментов представлена в таблице 8. 
 
 
 

    6 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТОВ И ПОВЕДЕНИЯ  ПОКУПАТЕЛЕЙ, 

 ВЫБОР  СЕГМЕНТА ПО КРИТЕРИЯМ

    Емкость рынка – максимальный объем продаж, совершаемый на определенном рынке  при сложившихся ценах и уровне доходов населения в определенный момент времени. Определим потенциальную  емкость рынка в стоимостном  выражении:

    Ер = Количество покупателей * Норма потребления * Цена средняя

    Рассчитаем  показатели емкости рынка.

     Количество  покупателей с двух выбранных  сегментов:

     17222+45156 = 62378 чел.

     Норма потребления: 1/12 (абонемент, как правило, покупают раз в месяц)

     Средняя цена реализации = 900 руб.

     Ер = 62378*1/12*700 = 3638717 рублей

     Зная  размер потенциальной емкости рынка  и количество конкурентов, их объемы продаж, можно рассчитать долю рынка, то есть отношение объема продаж компании к суммарному объему продаж всех участников, действующих на данном рынке, или  реальную емкость рынка:

     Объем продаж (годовой)= 1*12*700*20=168000 рублей, где

     1-как часто покупают абонемент  в месяц;

     20-средняя численность занимающихся

     dр = *100 % = (168000/3638717)*100% = 4,6%

     Характеристика  выбранных сегментов представлена в таблице 8. 

Таблица 8 – Характеристика  сегментов

Характеристика Занимающиеся  для получения удовольствия Активно занимающиеся
Общая Лица, в возрасте от 20 до 24 лет Лица, в возрасте от 25 до 39 лет
Специфика Эта группа клиентов, как правило, занимаются, когда есть свободное время с целью снятия напряжения, стресса, получения удовольствия Эта группа клиентов, как правило, активно занимаются йогой для улучшения деятельности сердечно-сосудистого аппарата, снижения веса
Потребности Потребители этого сегмента хотят получить доступную и качественную услугу Для этой группы клиентов большее значение имеет комфортность на занятии, уровень обслуживания, индивидуальный подход
Изменение обслуживания Проведение  акций, а также введение скидок учащимся Снизить число  занимающихся в группе до 10 человек, чтобы уделялось больше внимания.

     Далее необходимо оценить выбранные сегменты по критериям, указанным в таблице  9.

Таблица 9 – Критерии для отбора сегмента

Критерий Характеристика
Занимающиеся  для получения удовольствия Активно занимающиеся
1. Количественный 17222 45156
2. Доступность  Данная услуга доступна обоим сегментам, так как у клуба удачное месторасположение, он находится в центре города, до него можно легко добраться.
3. Существенность Сегмент является Сегмент является
Продолжение таблицы 9
Критерий Характеристика
Занимающиеся  для получения удовольствия Активно занимающиеся
   существенным  для фирмы, он может расти,  но необходимо ввести скидки  учащимся и постоянным клиентам  существенным  для  фирмы. Он также может  расти. Покупатели имеют доход  выше среднего, поэтому ориентированы  на оказание дополнительных услуг.
4. Прибыльность Данный сегмент  приносит небольшую прибыль, так  как частота покупки абонемента может снижаться из-за нехватки денег. Данный  сегмент приносит достаточную прибыль за счет регулярного приобретения абонементов.
5. Эффективность  работы на сегменте Работа на данном сегменте недостаточна эффективна, так как для него важное значение имеет цена, фирма не предоставляет скидки. Работа  на данном сегменте недостаточна эффектна, так как потребитель обладает доходом выше среднего и ему важно наличие дополнительных услуг, а у фирмы их недостаточно.
6.Защищенность  сегмента от конкуренции Сегмент слабо  защищен от конкуренции, так как  есть и другие фитнес-клубы, оказывающие данную услугу, но при этом у них действуют скидки. Сегмент слабо защищен, так как есть клубы, предлагающие большой выбор дополнительных услуг.

     Таким образом, по результатам проведенного сегментирования были выбраны группы потребителей, в сотрудничестве с  которыми заинтересована компания, а  также произведена оценка данных сегментов по наиболее существенным критериям.

     Целевыми  потребителями являются лица в возрасте от 20 до 24 лет и от 25-39 лет. Для клиентов важна возможность приобретения дополнительных услуг, а также гибкой системы скидок. Фирме необходимо уделять внимание работе именно на этих сегментах, разрабатывая предложения, наилучшим образом отвечающие потребностям потенциальных клиентов. 
 
 

      7 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

    Позиционирование  – это обеспечение товару, не вызывающего сомнений, четко отличного  от других товаров, желаемого места  на рынке и в сознании целевых  потребителей. 

     Для качественного позиционирования важно  определить позиции, на которые ориентирован выбранный сегмент, например: местоположение клуба (близость к дому или месту работы, учебы) - данный фактор может являться значимым для потенциальных клиентов фирмы, потребитель будет посещать  именно  тот фитнес-клуб,  который расположен  для них ближе; цена – так как большинство потенциальных клиентов имеют средний уровень дохода, данный критерий будет играть большую роль в выборе клуба; это могут быть также качество обслуживания, режим работы и другие  позиции.

    Опираясь  на данные таблицы сравнительного и оценочного анализа конкурентов построим схему позиционирования услуг конкурентов (рисунок 1).

      

            Рисунок 1 – Карта позиционирования  услуг конкурентов

      По  рисунку видно, что фитнес-клуб «Ника» занимает преимущественное положение  по отношению к своим конкурентам. У фирмы цены предпочтительнее, чем  у конкурентов и расположение клуба более выгодно. «Пятый элемент» заявляет о себе, что он один из немногих клубов, где есть практически все. Да, у него огромный выбор услуг, но все же расположен он далеко от центра, и чтобы до него добраться, нужно время, которого порой так не хватает, да и цены у него не такие низкие. Вряд ли студент сможет себе это позволить. Что касается фитнес-клуба «Палестра», то  местоположение у него выгоднее, чем у «Пятого элемента», но цены у них практически одинаковые.

    На  следующем рисунке представлены предпочтения клиентов.

      

             Рисунок 2 - Карта потребительских  предпочтений

     Большинство хотят посещать фитнес-клуб, который  удобнее всего расположен по отношению  к их дому, месту работе или учебе,  а также при невысоком уровне цен.

     Сводная карта позиционирования услуг конкурентов  и потребительских предпочтений представлена на рисунке 3. 
 
 

      

                                 Рисунок 3 – Сводная карта

     По  сводной карте видно, что предлагаемая услуга соответствует большей части  потребителей фитнес-клуба.

     Фитнес-клуб «Ника» пользуется доверием своих клиентов. Он продолжает развиваться, добавляя все  новые направления в фитнесе, отвечающие последним тенденциям в моде фитнес индустрии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      8 АНАЛИЗ МАКРО-МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ

      Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства фирмы устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

     Макро-маркетинговая среда фирмы представлена факторами широкого плана и включает в себя основные силы, приходящие в столкновение с интересами фирмы: политические, экономические, социально-культурные, природные, демографические и научно-технические. Эти силы могут открыть компании новые возможности, либо грозить новыми опасностями. Они не поддаются контролю, однако компания должна внимательно следить за такими факторами, приспосабливаться к происходящим изменениям, защищаться от возможных угроз.

     Проводя исследования факторов макросреды, очень  важно иметь в виду два принципиальных момента.

     Во-первых, все факторы макро-маркетинговой среды взаимосвязаны между собой и активно влияют друг на друга. Поэтому их анализ необходимо вести не по отдельности, а системно, в комплексе.

     Во-вторых, степень воздействия факторов макросреды на различные предприятия неодинакова  и зависит от их размеров, территориального расположения, особенностей деятельности.

      Характеристика  составляющих макросреды компании включает:

- описание  политико-правовых факторов;

- описание  экономических факторов;

- описание  социально-культурных факторов;

- описание  природных факторов;

- описание  научно-технических факторов;

- описание  демографических факторов.

    Это факторы маркетинговой среды, которые  мало подвержены влиянию фирмы и  носят, во многом, форс-мажорный характер, так среди составляющих этих факторов можно выделить:

    Политико-правовой фактор представлен законами, государственными учреждениями и группами влияния, которые воздействуют на компании и людей и ограничивают их деятельность.

    Демографический фактор: демография - наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д. Демографические данные представляют большой интерес для маркетологов, поскольку многое могут рассказать о населении, то есть о потребителях, образующих рынки. [1]

    Экономический фактор: одна из важнейших характеристик рынка - покупательная способность населения. Общий уровень платежеспособного спроса зависит от текущих доходов населения, уровня цен, сбережений, долгов и доступности кредита. Тенденции в изменении доходов и структуре расходов имеют большое значение для маркетинга.

     Природный фактор: к нему следует относить состояние природной среды, сокращение запасов природных ресурсов доступность сырья, их дефицит, климатические особенности и изменения, загрязнение среды, энергия, вмешательство государства в рациональное использование ресурсов, геодезические (ландшафт, рельеф) и т.д. Маркетологи должны быть готовыми к появлению новых угроз и возможностей, которые несут с собой сокращение запасов природных ресурсов, удорожание энергоносителей, рост загрязнения окружающей среды и ориентацию государства на ее защиту.

    Научно-технический фактор: научно-техническая среда – силы, которые создают новые технологии, открывающие новые возможности развития товара на рынке. Технологическая среда стремительно меняется. Маркетологи должны внимательно следить за тенденциями в технологическом развитии.

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия