Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: на примере фирмы ООО «Альфа тур» показать необходимость и значение анализа маркетинговой среды предприятия в принятии управленческих решений. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить важнейшие факторы маркетинговой среды предприятия.
Рассмотреть способы формирования информации для анализа маркетинговой среды.
Рассмотреть основные приемы и методы анализа значимых характеристик маркетинговой среды.
Выполнить анализ маркетинговой среды на примере туристской фирмы ООО «Альфа тур».
Дать оценку эффективности управленческих решений фирмы ООО «Альфа тур» с позиций маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЦЕЛИ ЕЁ АНАЛИЗА 6
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.1 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.2 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНУТРЕНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15
3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15
3.2 АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ ООО «АЛЬФА ТУР» 20
3.3 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ ООО «АЛЬФА ТУР» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Таким
образом, туристское агентство ООО
«Альфа тур» осуществляет свою деятельность
в условиях жесткой конкуренции,
что требует необходимость
Ближайшим
конкурентом ООО «Альфа тур» является
турфирма «Парфенон». Но так как
спектр оказываемых услуг достаточно
различен, то ООО «Альфа-тур» следует
более эффективно анализировать
маркетинговую среду
Перечень факторов маркетинговой макро- и микросреды среды туристской фирмы ООО «Альфа тур» представлен в таблице 3.5.
С помощью SWOT – анализа выделяются парные комбинации, которые должны учитываться при разработке маркетинговой стратегии организации (Приложение 1). Необходимо иметь в виду, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может стать для организации дополнительной сильной стороной, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
Поле
«Сила и угрозы» предполагает
возможность устранения угроз сильными
сторонами предприятия. Главная
угроза для предприятия - угроза изменения
во вкусах потребителей и возрастающее
давление со стороны существующих конкурентов.
Благодаря многопрофильности
Поле «Слабость и возможности» позволяет за счет появившихся возможностей преодолеть имеющиеся слабые стороны, такую как отсутствие командного духа у коллектива, преодолеть при помощи улучшения качества обслуживания клиентов.
Поле «Слабости и угрозы» позволяет отследить возможные варианты сочетания слабых сторон и угроз предприятия и своевременно принять управленческие решения по устранению этих неблагоприятных явлений. К примеру, отсутствие четкой стратегии на предприятии и изменение во вкусах потребителей.
Таблица3.5
Факторы маркетинговой среды туристской фирмы ООО «Альфа тур» 2008-2009гг.
Внешняя
среда |
Возможности: | Угрозы: | |
1.
увеличение темпов роста рынка
2. улучшение качества обслуживания клиентов 3. обслуживание
дополнительных групп |
1. неблагоприятные
изменения в темпах роста 2. возрастающее
давление существующих 3. изменения во вкусах потребителей | ||
Внутренняя
среда |
Сильные стороны: | Слабые стороны: | |
1.
многопрофильность деятельности
2. наличие навыков
и профессионализма у 3. гибкая ценовая политика |
1. отсутствие
видения
2. неэффективная реклама 3. значительное влияние фактора сезонности на прибыль 4. отсутствие командного духа у коллектива |
В результате SWOT – анализа определены проблемы и степень их значимостью для фирмы. Соответственно можно определить главные направления управленческих решений в сфере маркетинга с целью повышения эффективности деятельности организации в настоящем и ее успешного развития в будущем:
Наиболее
удачные маркетинговые решения
помогает принять руководителю поле
«Сила и возможности», позволяющее
использовать сильные стороны предприятия
для того, чтобы получить отдачу
от возможностей. Например, при появлении
возможности обслуживания дополнительных
групп потребителей, предприятие
при наличии навыков и
Анализ маркетинговой среды туристской фирмы ООО «Альфа тур» позволил выявить следующие ошибки руководства фирмы и их причины:
1)
Чтобы сэкономить в условиях
экономического кризиса, руководство
пренебрегая анализом
2)
Рост себестоимости услуг,
3)
Отсутствие маркетингового
Можно заключить, что в ООО «Альфа тур» отсутствует маркетинговое видение ее развития. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься анализом маркетинговой среды и планированием на профессиональном уровне. Далеко не все организации способны избрать стратегически выгодный для себя рынок. Ошибочно оценивая свои потенциальные возможности действовать в течение длительного времени в относительно стабильных условиях, они рискуют оказаться в чуждой для них стратегической зоне хозяйствования. Причем в данном случае речь идет не просто об обладании ресурсами или возможностях их приобретения. Огромное значение в управлении организацией имеет анализ маркетинговой среды и его качество.
Руководство туристской фирмы ООО «Альфа тур» не осуществляет анализ маркетинговой среды, пренебрегая маркетинговым подходом в организации своей деятельности, что может представлять серьезную угрозу для развития и существования организации в будущем.
В связи с этим, основные рекомендации руководству «Альфа-тур» связаны с необходимостью использования в управлении организацией средств маркетинга:
1. Сотрудникам организации необходимо получить образование в сфере маркетинга, что позволит им овладеть методами анализа маркетинговой среды, формировать маркетинговую информацию и регулярно осуществлять анализ потребностей клиентов. Полученные знания позволят эффективно и профессионально осуществлять продвижение своего товара на туристском рынке.
2.
Сформировать постоянную
3.
Для увеличения сегмента рынка
туристской организации,
Перечисленные
рекомендации помогут организации
поднять свой менеджмент на новый
высокий уровень и позволят ООО
«Альфа тур» не только оставаться
рентабельной организацией, но и в
дальнейшем эффективно развиваться
и повышать свою конкурентоспособность. От
предлагаемых мероприятий ожидается не
только экономический, но и социальных
эффект, который заключается в том,
что в туристской фирме ООО «Альфа
тур» повысится профессионально-
Руководители многих российских предприятий, особенно в сфере малого бизнеса, в силу отсутствия профессиональных знаний и кадров, либо от нежелания тратить время и деньги на маркетинг, недооценивают значение анализа маркетинговой среды на своем предприятии и лишают таким образом свою фирму представления о том, в каком направлении должна развиваться их организация и в какой нише функционировать в будущем, а следовательно, не используют всех возможностей внутренней и внешней среды.
Для предприятия в условиях жесткой рыночной конкуренции, а особенно в условиях экономического кризиса, существует по большому счету два варианта дальнейшего развития. Первый вариант включает в себя сокращение издержек и затрат, массовые увольнения персонала, сокращение рекламы, снижение качества продукции и услуг, ухудшение сервиса, нерыночный рост цен. Второй способ направлен на увеличение прибыли и на повышение конкурентоспособности предприятия, а не на сокращение расходов. Добиться этого помогут следующие средства маркетинга: стратегия, сегментирование, позиционирование, ценообразование, формирование конкурентных преимуществ, изучение потребителей, продакт- и бренд-менеджмент, управление ассортиментом. И это лишь неполный перечень тех методов, которые принимаются профессиональными маркетологами для увеличения прибыли организации и завоевания собственной рыночной ниши.