Анализ маркетинговой среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: на примере фирмы ООО «Альфа тур» показать необходимость и значение анализа маркетинговой среды предприятия в принятии управленческих решений. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить важнейшие факторы маркетинговой среды предприятия.
Рассмотреть способы формирования информации для анализа маркетинговой среды.
Рассмотреть основные приемы и методы анализа значимых характеристик маркетинговой среды.
Выполнить анализ маркетинговой среды на примере туристской фирмы ООО «Альфа тур».
Дать оценку эффективности управленческих решений фирмы ООО «Альфа тур» с позиций маркетинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 .ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6

1.1СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЦЕЛИ ЕЁ АНАЛИЗА 6

1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ 8

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11

2.1 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11

2.2 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНУТРЕНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 12

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15

3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15

3.2 АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ ООО «АЛЬФА ТУР» 20

3.3 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ ООО «АЛЬФА ТУР» 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34

Работа содержит 1 файл

Анализ маркетинговой среды организации.docx

— 84.35 Кб (Скачать)
 

     Таким образом, туристское агентство ООО  «Альфа тур» осуществляет свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, что требует необходимость учитывать  не только месторасположение фирмы, но и тщательного анализа ряда других маркетинговых факторов внешней  и внутренней среды организации.

     Ближайшим  конкурентом  ООО «Альфа тур» является турфирма «Парфенон». Но так как  спектр оказываемых услуг достаточно различен, то ООО «Альфа-тур» следует  более эффективно анализировать  маркетинговую среду функционирования  и  ориентироваться на лидера ООО  «Интурист-Омск».

3.3 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ ООО «АЛЬФА ТУР»

     Перечень  факторов маркетинговой макро- и  микросреды среды туристской фирмы  ООО «Альфа тур»  представлен  в таблице 3.5.

     С помощью SWOT – анализа выделяются парные комбинации, которые должны учитываться при разработке маркетинговой стратегии организации (Приложение 1).  Необходимо иметь в виду, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может стать для организации дополнительной сильной стороной, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

     Поле  «Сила и угрозы» предполагает возможность устранения угроз сильными сторонами предприятия. Главная  угроза для предприятия - угроза изменения  во вкусах потребителей и возрастающее давление со стороны существующих конкурентов. Благодаря многопрофильности деятельности предприятия и правильным решениям руководства данную угрозу возможно избежать.

     Поле  «Слабость и возможности» позволяет  за счет появившихся возможностей преодолеть имеющиеся слабые стороны, такую  как отсутствие командного духа у коллектива, преодолеть при помощи улучшения качества обслуживания клиентов.

     Поле  «Слабости и угрозы» позволяет  отследить возможные варианты сочетания  слабых сторон и угроз предприятия  и своевременно принять управленческие решения по устранению этих неблагоприятных  явлений. К примеру, отсутствие четкой стратегии на предприятии и изменение  во вкусах потребителей.

     Таблица3.5

     Факторы маркетинговой среды туристской фирмы ООО «Альфа тур» 2008-2009гг.

     Внешняя

     среда

     Возможности:      Угрозы:       
1. увеличение темпов роста рынка

2. улучшение  качества обслуживания клиентов

3. обслуживание  дополнительных групп потребителей

1. неблагоприятные  изменения в темпах роста курсов  валют

2. возрастающее  давление существующих конкурентов

3. изменения  во вкусах потребителей

     Внутренняя 

     среда

     Сильные стороны:      Слабые  стороны:       
1. многопрофильность деятельности

2. наличие навыков  и профессионализма у сотрудников

3. гибкая ценовая  политика

1. отсутствие  видения

2. неэффективная  реклама

3. значительное  влияние фактора сезонности на  прибыль

4. отсутствие  командного духа у коллектива

 
 

     В результате   SWOT – анализа определены проблемы и  степень их значимостью для фирмы.  Соответственно можно определить главные направления управленческих решений в сфере маркетинга с целью повышения эффективности деятельности организации в настоящем и ее успешного развития в будущем:

  1. Разработка будущего видения  предприятия с целью улучшения качества обслуживания клиентов;
  2. Обучение  персонала и директора фирмы профессиональным приемам в сфере маркетинга;
  3. Привлечение новых клиентов туристской фирмы средствами рекламы в сетях Интернет;
  4. Формирование командного духа у работников для повышения стрессоустойчивости персонала и способности противостоять усилению давления со стороны существующих конкурентов;
  5. Снижение сезонного фактора с помощью многопрофильности деятельности организации.

     Наиболее  удачные маркетинговые решения  помогает принять руководителю поле «Сила и возможности», позволяющее  использовать сильные стороны предприятия  для того, чтобы получить отдачу от возможностей. Например, при появлении  возможности обслуживания дополнительных групп потребителей, предприятие  при наличии навыков и профессионализма у сотрудников, а также многопрофильности  деятельности сможет не только завоевать  новую потребительскую нишу, но и  закрепиться на ней.

     Анализ  маркетинговой среды  туристской фирмы ООО «Альфа тур» позволил выявить следующие ошибки руководства фирмы и их причины:

     1) Чтобы сэкономить в условиях  экономического кризиса,  руководство  пренебрегая анализом конкурентной  позиции и маркетинговым подходом  в управлении организацией в  целом,  приняло поспешное решение  сократить издержки на маркетинг.  Это  помогло на ближайший  срок сохранить  положение  предприятия на рынке, а также  благодаря снижению налога на  прибыль получить рост чистой  прибыли по сравнению с предыдущим  годом. Но такая ситуация противоречит  современному маркетинговому подходу  к  управлению. Снижение  расходов  на маркетинг и рекламу непосредственно  приводит к убыткам в долгосрочной  перспективе и к снижению доли  на рынке в пользу тех конкурентов, которые увеличили инвестиции в свою продукцию и фирму.

     2)  Рост себестоимости услуг, опережающий  по темпам роста выручку от  продаж,  свидетельствует об ошибочных  управленческих решениях руководства  фирмы. Чтобы эффективно развивать  свою организацию в будущем,  необходим регулярный анализ  маркетинговой среды организации,  а  руководитель должен обладать  необходимым набором профессиональных  маркетинговых знаний.

     3) Отсутствие маркетингового ценообразования.  На предприятиях туристской отрасли  в начале 2010 года произошел значительный  рост на стоимость оказания  туристских услуг. Кроме фактора  сезонности данное явление вызвано  желанием туристских фирм компенсировать  рост себестоимости. Но данный  принцип противоречит маркетинговому  ценообразованию. Согласно законам  маркетинга, увеличивать цену можно  только тогда, когда это связано  с увеличением некоторой выгоды для потребителя.

     Можно заключить, что в ООО «Альфа тур» отсутствует маркетинговое видение  ее развития. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься анализом маркетинговой среды и планированием на профессиональном уровне. Далеко не все организации способны избрать стратегически выгодный для себя рынок. Ошибочно оценивая свои потенциальные возможности действовать в течение длительного времени в относительно стабильных условиях, они  рискуют оказаться в чуждой для них стратегической зоне хозяйствования. Причем в данном случае речь идет не просто об обладании ресурсами или возможностях их приобретения. Огромное значение в управлении организацией имеет анализ маркетинговой среды и его качество.

     Руководство  туристской фирмы ООО «Альфа тур» не осуществляет анализ маркетинговой  среды,  пренебрегая маркетинговым  подходом в организации своей деятельности, что может представлять серьезную угрозу для развития и существования организации в будущем.

              В связи с этим, основные  рекомендации руководству «Альфа-тур» связаны с необходимостью  использования в управлении организацией средств маркетинга:

     1. Сотрудникам организации необходимо получить образование в сфере маркетинга, что  позволит им овладеть методами анализа маркетинговой среды, формировать маркетинговую  информацию и регулярно  осуществлять анализ потребностей клиентов. Полученные  знания позволят эффективно и профессионально осуществлять  продвижение  своего товара на туристском рынке.

     2. Сформировать постоянную клиентскую  базу.  При наличии маркетинговой   информации возможно  будет формировать  базу постоянных клиентов  и  использовать ее для рассылки  информационных сообщений, рекламы  новых услуг, поздравлений  клиентов  с важными датами. Формирование  постоянной клиентской базы потребует  времени и небольших материальных  затрат для массовой рассылки  информационных сообщений, однако  результат не заставит себя  ждать. Такие мероприятия усилят  положительный эффект от впечатления  о взаимодействии с туристским  агентством и настроят потребителя  на дальнейшее сотрудничество.

     3. Для увеличения сегмента рынка  туристской организации, необходимо  развивать рекламу фирмы, но  учитывая малый бюджет фирмы,  следует разработать и подобрать  оптимальный план по рекламе  туристских услуг организации.  Предлагается размещение информации о своих предложениях в Интернете в виде web-сайта. Любая организация, если она заинтересована в своих клиентах, должна иметь собственный сайт в Интернете. Такой сайт может выполнять множество функций, самая распространенная из которых - продвижение фирмы на рынке.  Web-сайт - это не только визитка фирмы, но и тонкий маркетинговый инструмент, позволяющий выяснять интересы целевой аудитории, укреплять имидж фирмы, продвигать торговую марку, привлекать потенциальных клиентов и партнеров. Сайт компании ООО «Альфа тур» будет использоваться для рекламы, получения общего представления о фирме, распознавания бренда, обеспечения связей с широкой публикой, официальных сообщений для печати, прямого сбыта, поддержки заказчика и технической помощи.

     Перечисленные рекомендации помогут организации  поднять свой  менеджмент на новый  высокий уровень и позволят ООО  «Альфа тур»   не только оставаться рентабельной организацией, но и в  дальнейшем эффективно развиваться  и повышать свою конкурентоспособность. От предлагаемых мероприятий ожидается не только экономический, но и социальных эффект, который заключается в  том, что в  туристской фирме ООО «Альфа тур» повысится профессионально-квалификационный уровень, будут созданы условия для социальной адаптации персонала, улучшатся условия труда и повысится уровень  организационной культуры. Данные мероприятия не только повысят конкурентоспособность и эффективность деятельности фирмы, но они являются малозатратными и универсальными, а в связи с этим,  могут быть использованы  в практической деятельности на любом другом малом предприятии туристской отрасли. Ключами к успеху в перечисленных направлениях являются удачно разработанный сайт и эффективный анализ маркетинговой среды, осуществляемый на регулярной основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Руководители  многих российских предприятий, особенно в сфере малого бизнеса, в силу отсутствия профессиональных знаний и  кадров, либо от нежелания тратить  время и деньги на маркетинг, недооценивают  значение анализа маркетинговой  среды на  своем  предприятии  и лишают таким образом свою фирму  представления о том, в каком  направлении должна развиваться  их организация и в какой нише функционировать в будущем, а  следовательно, не используют всех возможностей внутренней и внешней среды.

     Для предприятия в условиях жесткой  рыночной конкуренции, а особенно в  условиях экономического кризиса, существует по большому  счету  два  варианта дальнейшего развития. Первый вариант  включает в себя сокращение издержек и затрат, массовые увольнения персонала, сокращение рекламы, снижение качества продукции и услуг, ухудшение сервиса, нерыночный рост цен. Второй способ направлен на увеличение прибыли и на повышение конкурентоспособности предприятия, а не на сокращение расходов. Добиться этого помогут следующие средства маркетинга: стратегия, сегментирование, позиционирование, ценообразование, формирование конкурентных преимуществ, изучение потребителей, продакт- и бренд-менеджмент, управление ассортиментом. И это лишь неполный перечень тех методов, которые принимаются профессиональными маркетологами для увеличения прибыли организации и завоевания собственной рыночной ниши.

Информация о работе Анализ маркетинговой среды организации