Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: на примере фирмы ООО «Альфа тур» показать необходимость и значение анализа маркетинговой среды предприятия в принятии управленческих решений. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить важнейшие факторы маркетинговой среды предприятия.
Рассмотреть способы формирования информации для анализа маркетинговой среды.
Рассмотреть основные приемы и методы анализа значимых характеристик маркетинговой среды.
Выполнить анализ маркетинговой среды на примере туристской фирмы ООО «Альфа тур».
Дать оценку эффективности управленческих решений фирмы ООО «Альфа тур» с позиций маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЦЕЛИ ЕЁ АНАЛИЗА 6
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.1 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.2 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНУТРЕНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15
3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15
3.2 АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ ООО «АЛЬФА ТУР» 20
3.3 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ ООО «АЛЬФА ТУР» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЦЕЛИ ЕЁ АНАЛИЗА 6
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.1 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.2 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНУТРЕНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15
3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15
3.2 АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ ООО «АЛЬФА ТУР» 20
3.3 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ ООО «АЛЬФА ТУР» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 34
Слабая
конкурентоспособность
Уменьшение
прибыли и падение объема продаж
в компаниях современной
Сокращение расходов на квалифицированные маркетинговые исследования во время кризиса приводит только к тому, что в трудной ситуации компания не будет знать, что происходит на ее рынке, что ее потребители хотят купить и на чем можно заработать сегодня. Снижение затрат на серьезный маркетинговый консалтинг во время кризиса приводит к тому, что во время трудностей в фирме будет отсутствовать квалифицированная разработка управленческих решений. Руководители многих организаций часто не обращают внимание на изменения внешней среды, на желания и потребности своих клиентов, а ведут свой бизнес по шаблонам, сформированным еще во времена, когда в России рыночные отношения, конкуренция и знания о рынке были практически не сформированы. Но общество очень быстро перешло в сферу потребления, и зачастую сформировать продукт, еще недостаточно, чтобы его продать, теперь в современных условиях спрос рождает предложение, а не иначе. Более того, потребитель в современном мире стал избирательным и притязательным, для удовлетворения его потребностей уже недостаточно массового производства, необходимы такие услуги, которые удовлетворяли именно его потребности, желания и предпочтения. Квалифицированная разработка управленческих решений должна базироваться на анализе маркетинговой среды организации осуществляться с позиций профессионального маркетинга.
Для того чтобы успешно функционировать на рынке и быть конкурентоспособными, компаниям необходимо осуществлять своевременный маркетинговый анализ среды. Для этого необходимы знания законов рынка, умение владеть методами маркетингового анализа.
В связи с этим, тема курсовой работы имеет как теоретическую, так и практическую значимость и весьма актуальна в сложившейся экономической обстановке как на мировом экономическом рынке, так и для каждого предприятия в отдельности.
Объектом изучения является туристская фирма ООО «Альфа тур», занимающаяся предоставлением туристских услуг. Предмет изучения: маркетинговая среда фирмы и приемы ее анализа.
Цель курсовой работы: на примере фирмы ООО «Альфа тур» показать необходимость и значение анализа маркетинговой среды предприятия в принятии управленческих решений. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
В ходе исследования применялись такие методы и приемы анализа, как теоретический анализ, экономико-статистический анализ, SWOT-анализ, конкурентный анализ и метод сравнения, способы табличного и графического отражения аналитических данных.
Теоретической
и методологической основой для
проведения исследования послужили
действующие законодательные и
нормативные акты, учебники, методические
рекомендации и учебные пособия
российских и зарубежных авторов, таких
как А.С. Большакова, Фатхутдинов Р.
А., Т.Н. Парамонов, Ф. Котлер, П. Друкер,
а также материалы периодической литературы,
электронные ресурсы Интернета.
Информационной основой исследования
послужили Устав и учредительные документы,
статистическая и бухгалтерская отчетность
ООО «Альфа тур» за 2008-2009 годы, результаты
маркетинговых исследований, проведенных
в январе 2010г. студентами, проходящими
практику в туристской фирме.
По определению Ф. Котлера «маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества». [15,102] В маркетинговой среде фирмы выделяют две части: внешнюю среду и внутреннюю среду маркетинга. Факторы внешней среды в свою очередь подразделяются на микросреду и макросреду (табл.1.1). К макросреде относятся более широкие социальные факторы, которые влияют на микросреду. Микросреда характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес, например, характеристика рынка туристских услуг или рынка транспортных услуг. К микросреде относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов.
Таблица 1.1
Факторы макросреды | Факторы Микросреды |
|
|
Факторы внешней маркетинговой среды
Внешняя маркетинговая среда отличается значительной подвижностью и, как правило, неподвластна активному воздействию со стороны отдельной фирмы. Анализ внешней макросреды маркетинга представляется важным не только в процессе поиска наиболее выгодных и оптимальных для бизнеса сегментов рынка, но и при разработке оперативных и стратегических планов деятельности фирмы на уже освоенных рынках.
В отличие от факторов микросреды, которые, воздействуя на предприятие, одновременно испытывают встречное влияние с его стороны, воздействие на предприятие сил макросреды носит односторонний характер и предприятие должно приспособиться к ним. С точки зрения маркетинга, все факторы окружающей среды, создающие совокупность условий существования предприятия, распределяются следующим образом:
- контролируемые факторы - главным образом факторы внутренней среды, которую составляют службы фирмы, и которые могут зависеть в той или иной мере от действий самой фирмы;
- неконтролируемые факторы - факторы внешней среды, которые могут быть полностью независимыми от самого предприятия и которые следует учитывать, предвидеть и по возможности влиять на них. Это отношения с поставщиками, потребителями, конкурентами, посредниками.
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Основные элементы внутренней среды организации:
Таким образом, анализ маркетинговой среды включает в себя три блока:
Для
обеспечения эффективной
Таким образом, конечной целью маркетингового анализа является получение информации для разработки маркетинговой стратегии предприятия и принятия стратегических управленческих решений.
Руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение, что требует постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов. Отслеживание внешней среды включает в себя сбор информации о социальных, культурных, демографических, экономических, политических, государственных и технологических трендах. Для осуществления анализа маркетинговой среды, положения фирмы в конкуренции должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
Изучение элементов внешней среды не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или же в каком состоянии они находятся на данный момент времени. Необходимо также выявить те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов, и попытаться предсказать направление развития этих факторов. Это позволит предвидеть угрозы и возможности, которые могут ожидать организацию в будущем.
Формирование информации о компонентах общего и конкурентного окружения из внутренних источников следует проводить на основе изучения различных документов и материалов подразделений предприятия, имеющих какие-либо контакты с внешней средой, а также на основе экспертных опросов сотрудников. При сборе внешней «вторичной» информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet. Для получения исчерпывающей информации о потребителях, конкурентах и других субъектах рынка, относящихся к микросреде предприятия, следует также собирать «первичную» информацию с помощью методов наблюдения, опросов и экспериментов.