Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: на примере фирмы ООО «Альфа тур» показать необходимость и значение анализа маркетинговой среды предприятия в принятии управленческих решений. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить важнейшие факторы маркетинговой среды предприятия.
Рассмотреть способы формирования информации для анализа маркетинговой среды.
Рассмотреть основные приемы и методы анализа значимых характеристик маркетинговой среды.
Выполнить анализ маркетинговой среды на примере туристской фирмы ООО «Альфа тур».
Дать оценку эффективности управленческих решений фирмы ООО «Альфа тур» с позиций маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЦЕЛИ ЕЁ АНАЛИЗА 6
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.1 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.2 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНУТРЕНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15
3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15
3.2 АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ ООО «АЛЬФА ТУР» 20
3.3 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ ООО «АЛЬФА ТУР» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Темп роста выручки составил 105,2
%, но темп роста себестоимости
продукции превысил темп роста
выручки и составил 105,4%, это
показывает, что в доле выручки
увеличилась доля затрат, а доля
прибыли снизилась.
Таблица 3.1
Анализ основных показателей деятельности ООО «Альфа тур» за 2008-2009гг.
Наименование показателей | Значение показателей | Темп роста, % | |
2008г. | 2009г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Выручка от продажи услуг, тыс. руб. | 41935 | 44105 | 105,2 |
2.Среднесписочная численность персонала, чел | 5 | 5 | 100,0 |
3.Среднегодовая выработка на 1 работающего, тыс.руб. (стр.1: стр.2) | 8387 | 8821 | 105,2 |
4.Фонд оплаты труда работающих, тыс. руб. | 378 | 396 | 104,8 |
5.Среднемесячная заработная плата 1 работающего, руб. | 6300 | 6600 | 104,8 |
6.Себестоимость проданных услуг, тыс. руб. | 40995 | 43209 | 105,4 |
7.Валовая прибыль, тыс. руб. | 940 | 900 | 95,7 |
8.Административно- |
148 | 111 | 75,0 |
9.Прибыль от продаж, тыс. руб. | 792 | 789 | 99,6 |
10.Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. | 792 | 789 | 99,6 |
11.Чистая прибыль, тыс. руб. | 602 | 631 | 104,8 |
12.Затраты
на 1 руб. выручки от продаж
услуг, коп.(.стр.6+стр.8/стр. |
98,1 | 98,2 | 100,1 |
13. Рентабельность услуги, % (стр9/(стр6+стр8) | 1,92 | 1,82 | 94,8 |
14. Рентабельносьть продаж ,% (стр9/стр1) | 1,89 | 1,79 | 94,7 |
Численность сотрудников не изменилась, но рост заработной платы персонала и рост фонда оплаты труда на 4,8% связан с решением руководства о мотивации персонала и поддержать работников в сложной экономической ситуации. Также в течение 2009 года снизилась рентабельность услуг и продаж на 5,2% и 5,3% соответственно. Прибыль с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию, немного возросла - на 0,1%, несмотря на опережающий темп рост себестоимости над темпом роста прибыли от продаж. Это произошло благодаря указанным выше антикризисным управленческим решениям руководства. Кроме того, налог на прибыль в 2009 году снизился с 24 до 20%, поэтому темп роста чистой прибыли, составивший 104,8% не является результатом эффективного маркетинга. Наблюдается также негативная тенденция изменения структуры выручки от продаж.
Игнорирование анализа маркетинговой среды туристской фирмы с учетом негативных тенденций динамики основных экономических показателей деятельности может представлять серьезную угрозу для организации в будущем. Причины сложившейся ситуации в том, что турфирма в лице руководства никогда не проводила маркетинговые исследования среды своего функционирования, а планирование на предприятии если и осуществляется, то на основе предыдущего опыта сотрудников. Все это вызвано отсутствием знаний в области маркетинга, невозможностью или нежеланием нанять специалиста в области маркетингового планирования и прогнозирования. Кроме того, отсутствие профессионального маркетингового образования мешает директору воспользоваться результатами анализа маркетинговой среды фирмы, выполненного студентами – практикантами, проходящими практику на туристской фирме ООО «Альфа тур». Игнорирование подобного рода информации при росте спроса и в стабильных условиях функционирования рынка обходилось для туристской фирмы без существенных финансовых убытков. Но в условиях экономического кризиса игнорирование маркетинговой информации может привести к серьезным финансовым потерям.
Анализ потребителей ООО «Альфа тур» показал, что в последние годы изменилась география мест отдыха и туризма, поскольку значительная часть курортов оказалась в странах ближнего зарубежья, и стала менее доступной. На изменении географии мест отдыха сильно сказалось снижение уровня доходов населения. Это привело к сокращению радиуса рекреационных поездок и повышению привлекательности пригородного отдыха. Значительные изменения произошли в структуре зарубежного туризма. За последние годы наблюдается резкое увеличение поездок российских граждан за границу в разнообразные шопинг - туры и бизнес туры. В то же время поток иностранных туристов в Россию значительно сократился. В таких условиях для руководства туристских организаций особое значение приобретает управленческое решение по формированию своего портфеля услуг. Чтобы сформировать эффективный портфель услуг следует ориентироваться на потребительские предпочтения.
В январе 2010 года на предприятии ВАО «Интурист – Омск» был проведен опрос существующих и потенциальных потребителей туристских услуг в г. Омске, результаты которого находятся в свободном доступе в сетях Интернет (табл.3.2). Сегментация потребителей туристских услуг показала, что основными потребителями туристской услуги являются люди в возрасте 25-45 лет с доходами выше среднего уровня. Данный контингент чаще путешествует с семьей нежели в одиночку. Распределение туристов по половому признаку показало, что клиентами чаще всего становятся женщины - около 60% опрошенных, доля мужчин составляет 40% от числа опрошенных.
Самый высокий уровень
Таблица 3.2
Сегментация потребителей туристских услуг г. Омска
Характеристики потребителей услуг | «Альфа-тур» | Конкуренты | |
«Интурист-Омск» | «Парфенон» | ||
Тип потребителя | Туристы,
Семейные пары, холостые люди, ЧП, студенты, школьники |
Туристы,
Семейные пары с детьми, холостые люди, ЧП, студенты, школьники |
Туристы,
студенты, школьники |
Возраст | 25-40 | 20-55 | 20-40 |
Уровень достатка | Выше среднего | Высокий | Средний |
На основе сегментации рынка по потребителям можно сделать вывод, что ООО «Альфа-тур» должна и может принимать семейные пары со средним и выше среднего уровня доходов. Фирма должна и может предоставлять туры для молодоженов, для семейного отдыха, так как для них предлагаются недорогие автобусные туры по Европе, различные лагеря и прочие программы.
По результатам опроса выполнена также сегментация рынка потребителей туристских услуг по видам туризма. Наибольшей популярностью у жителей города Омска является пляжный и культурно-познавательный туризм, однако не меньшим спросом пользуются и другие виды туризма (табл. 3.3).
Анализ структуры портфеля видов туристских услуг ООО «Альфа Тур» свидетельствует о его неэффективности (графа 4 табл3.3).
Представленная маркетинговая информация должна быть принята к рассмотрению руководством ООО «Альфа Тур» при формировании своего портфеля у
Таблица 3.3
Сегментация потребителей туристских услуг по видам туризма
Вид туризма | Часто | Обычно | Редко | Структура портфеля видов туристских услуг ООО «Альфа Тур», в % к итогу |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Лечебный | + | - | - | 10 |
Спортивный | - | - | + | 15 |
Познавательный | + | - | - | 12 |
Пляжный | + | - | - | 20 |
Приключенческий | - | + | - | 15 |
Религиозный | - | - | + | 8 |
Фестивальный | - | - | + | 10 |
Оздоровительный | + | - | - | 10 |
Итого | х | х | х | 100 |
Для формирования эффективного портфеля услуг туристской фирме следует ориентироваться на выявленные потребительские предпочтения
Турфирме необходимо формировать пакет туристских услуг таким образом, чтобы он удовлетворял наибольшее количество как существующих, так и потенциальных ее клиентов. Ориентация на потребителя одна из основополагающих идей в системе маркетинга. Ориентируясь на данную стратегию и в дальнейшем, организация сможет эффективно развиваться, увеличивая долю рынка за счет положительных рекомендаций своих постоянных клиентов. Такой портфель туристских услуг позволит значительно увеличить прибыль, повысить эффективность, конкурентоспособность фирмы.
Туристская фирма ООО «Альфа тур» располагается на одной из центральных улиц города ул. К. Маркса, 4 в здании Дома профсоюзов. Это весьма оживленный участок города, рядом располагается остановка общественного транспорта. Кроме ООО «Альфа тур» в данном здании осуществляют свою деятельность такие туристские организации как: ООО «Агентство туризма Транстур», «Аква-СИБтревел», ВАО «Интурист-Омск», ООО «Парфенон», помимо которых осуществляют свою деятельность представительства баз отдыха, санаториев и домов отдыха таких как «Колос», «Русский лес», «Курорт Белокуриха». Чтобы успешно функционировать в столь жестких условиях конкуренции, ООО «Альфа тур» необходимо постоянно проводить мониторинг основных конкурентов, что к сожалению не осуществляется на предприятии в связи с отсутствием у персонала необходимых навыков и понимания значимости данной работы. По результатам опроса потребителей туристских услуг, выполненного студентами-практикантами в январе 2010 года, дан сравнительный анализ основных конкурентов ООО «Альфа тур» по 10 бальной шкале (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Сравнительная оценка основных конкурентов ООО «Альфа тур»
Факторы конкурентоспособности | «Интурист-Омск» | «Альфа-тур» | «Парфенон» |
1 | 2 | 3 | 4 |
Наружная реклама и информация | 10 | 7 | 7 |
Интерьер офиса | 8 | 6 | 7 |
Внешний вид менеджеров | 10 | 8 | 8 |
Энтузиазм и отзывчивость | 10 | 8 | 8 |
Профессионализм | 10 | 10 | 10 |
Знание направлений | 8 | 9 | 10 |
Предоставление каталогов | 10 | 10 | 7 |
Предоставление калькуляции тура | 10 | 7 | 10 |
Условия оплаты | 5 | 5 | 5 |
Использование компьютера | 10 | 10 | 9 |
Использование каталогов | 10 | 10 | 8 |
Объяснение деталей туров | 10 | 10 | 10 |
Соответствие запросу клиента | 10 | 9 | 10 |
Диапазон потребителей | 10 | 8 | 6 |
Общий бал | 131 | 117 | 115 |