Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 15:09, курсовая работа
Цель курсовой работы: на примере фирмы ООО «Альфа тур» показать необходимость и значение анализа маркетинговой среды предприятия в принятии управленческих решений. Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Определить важнейшие факторы маркетинговой среды предприятия.
Рассмотреть способы формирования информации для анализа маркетинговой среды.
Рассмотреть основные приемы и методы анализа значимых характеристик маркетинговой среды.
Выполнить анализ маркетинговой среды на примере туристской фирмы ООО «Альфа тур».
Дать оценку эффективности управленческих решений фирмы ООО «Альфа тур» с позиций маркетинга.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 .ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1СТРУКТУРА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЦЕЛИ ЕЁ АНАЛИЗА 6
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.1 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
2.2 АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ВНУТРЕНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15
3.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «АЛЬФА ТУР» 15
3.2 АНАЛИЗ РЫНКА И ОСНОВНЫХ КОНКУРЕНТОВ ООО «АЛЬФА ТУР» 20
3.3 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ ООО «АЛЬФА ТУР» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации). Маркетинговый срез внутренней среды включает в себя всю деятельность организации, которая связана с реализацией продукта. К ней, по большему счету, относится стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке и выбор рынков сбыта и систем распределения.
Итак,
маркетинговый анализ управленческой
ситуации требует сбора и обработки
информации. В связи с этим, данный этап
анализа маркетинговой среды выполняет
функцию восприятия организацией внешней
и внутренней среды. Информация о состоянии
основных факторов внешней среды и положении
дел в организации поступает к менеджерам
и специалистам, которые классифицируют,
анализируют информацию и сравнивают
реальные значения контролируемых параметров
с запланированными или прогнозируемыми,
что в свою очередь позволяет им выявить
проблемы, которые следует решать.
Анализ внешней среды - это процесс, посредством которого разрабатываются стратегии, определяющие внешние по отношению к организации факторы, чтобы выделить возможности и угрозы для фирмы, то есть анализ внешней среды включает анализ возможностей и угроз [20] (табл.2.1).
Таблица 2.1
Возможности и угрозы внешней среды
Возможности внешней среды | Угрозы внешней среды |
|
|
Результаты анализа внешней среды дают организации время для прогнозирования возможностей и для составления плана действий на случай непредвиденных обстоятельств, а так же время для разработки системы раннего предупреждения на случай угроз, чтобы нейтрализовать эти угрозы или свести ущерб от них к минимуму.
Важнейшим
направлением анализа маркетинговой
среды фирмы является изучение конкурентов
и условий конкуренции в
Для сравнительного конкурентного анализа в первую очередь необходимо определить наиболее важные факторы, определяющие успех в исследуемой отрасли. Примерами таких факторов могут быть реклама, качество продукта, конкурентоспособность цены, управление, финансовое состояние, лояльность клиентов/покупателей, глобальный рост и доля рынка. Факторы успеха ранжируются по сильным и слабым сторонам компании: 4 – основное преимущество, 3 – второстепенное преимущество, 2- второстепенный недостаток, основной недостаток, либо каждому фактору дается экспертная оценка по определенной балльной шкале. Завершающим шагом является определение результата, который подсчитывается с помощью суммирования произведений соответствующего веса на ранг или суммирования балльной оценки факторов.
Кроме анализа внешней среды и получения данных о возможностях и угрозах, руководство организации должно оценить свои внутренние силы, позволяющие воспользоваться предоставленными возможностями и предотвратить угрозу.
Внутренняя
среда организации является источником
ее жизненной силы. Она заключает
в себе тот потенциал, который
дает возможность организации
Изучение внутренней среды так же, как и изучение макросреды должно быть направлено на раскрытие тех возможностей и угроз, которые скрываются внутри организации. Сильные стороны служат базой, на которую руководитель организация опирается при принятии решений, и которую он должен стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны должны быть объектом пристального внимания со стороны руководства. Оно должно делать все возможное, чтобы избавиться от наибольшего числа слабых сторон. Анализ внутренней среды организации заключается в определении её сильных и слабых сторон (табл.2.2).
Таблица 2.2
Сильные и слабые стороны организации
Сильные стороны организации | Слабые стороны организации |
|
|
После составления списка возможных сильных и слабых сторон проводится их по парное сравнение и выявляются факторы, требующие первостепенного внимания, а также факторы, на которые следует опираться, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы. Для этого чаще всего строится матрица SWOT: сильные стороны деятельности предприятия – S; слабые стороны –W; возможности со стороны внешней среды - O и угрозы - T. SWOT – анализ обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности.
SWOT-анализ означает изучение факторов силы (Strength) и слабости (Weakness) фирмы в отношении рассматриваемой СБЕ, а также возможностей (Opportunity) и угроз (Thread) для фирмы в связи с открытием активности на соответствующем сегменте рынка. SWOT-анализ дополняется анализом прошлой деятельности (если таковая имеется), что позволяет установить существующую стратегию и обнаружить тенденции развития ситуации [12,52].
Таким образом, анализ маркетинговой среды – процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Главным же объектом изучения для маркетологов является рынок. Только изучив своего потребителя, организация сможет добиться роста продаж, а при правильном сервисе и послепродажном обслуживании, даже расширить свой круг постоянных клиентов. Давно уже не секрет, что во всем мире от рынка производителей перешли к рынку потребителей, и теперь именно потребитель диктует производителю свои требования, к котором необходимо прислушиваться, а иначе пропадет спрос на товар, а следовательно, и прибыль организации.
Туристская фирма ООО «Альфа тур» существует на рынке туристских услуг с 2001 года и осуществляет деятельность по оказанию туристских услуг потребителям туристского продукта, как въездного, так и выездного туризма. Основные виды деятельности туристской фирмы ООО «Альфа тур»: автобусные туры, бизнес-туризм, визовая поддержка, горнолыжный отдых, детский отдых, индивидуальные туры, корпоративные мероприятия, круизы, лечение и оздоровление, пляжный отдых, событийный туризм, экскурсии.
У
директора и собственника фирмы
отсутствует профессиональное образование
в сфере менеджмента и
Рис. 3.1 Организационная структура туристской фирма ООО «Альфа тур»
Приоритетной задачей персонала является поддержка имиджа ООО «Альфа тур». От того, как будет продан турпродукт, зависит положительное мнение, сложившееся у клиента о фирме. Туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу. Менеджеры занимаются организацией отдыха по направлениям, составляют туристские пакеты, занимаются оформлением документов, страхованием, ведут непосредственную работу с клиентами (туристами). Также в обязанности менеджера входит общение с принимающими компаниями, обсуждение условий, в которых будут размещаться клиенты, а также бронирование мест и заказывание билетов.
Сотрудники
туристской фирмы ООО «Альфа тур»
имеют необходимые технические
средства для эффективной работы.
У предприятия имеется
Руководство при принятии решений полагается лишь на интуицию, опыт и знания о том, что произошло в сходных ситуациях ранее. Используются также неформальные методы:
-вербальная
информация – информация, получаемая
из теле- радиопередач, от поставщиков,
потребителей, конкурентов, на выставках,
в профессиональных
-письменная
информация – газеты, журналы,
справочники, информационные
Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Альфа тур» показал пренебрежение маркетинговым подходом в организации деятельности предприятия (табл. 3.1). Чтобы в условиях кризиса не нести убытки и увеличить показатели рентабельности, руководство решило сократить затраты на маркетинг и резко на 25% сократило затраты на коммерческую деятельность, что и позволило на ближайший год сохранить стабильную прибыль от продаж. Но организация практически никак не позиционирует себя на рынке туристских услуг. Нет подробной информации ни в СМИ, ни в сетях Интернет. Игнорирование и экономия на рекламе неизменно приведет к сокращению потребителей туристской услуги, и как следствие к снижению конкурентоспособности фирмы. Кризис – это не время экономить на маркетинге.