Анализ ассортимента продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Товарная политика определяет план действий товаропроизводителя или торгового посредника на основе наличия у него чётко сформулированной программы действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождению для товаров оптимальных ниш (сегментов), разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведёт к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или переходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть.
1.1. Понятие товарной политики в маркетинге……………………………………..5
1.2. Понятие и планирование товарного ассортимента…………………………….6
1.3. Управление ассортиментом и направления в сфере инноваций.……………...9
Глава II. Общая характеристика ОАО «Белгородасбестоцемент»…………...16
Глава III. Комплексный анализ внешней среды.
3.1. Диагностика общехозяйственной конъюнктуры рынка……………………….23
3.2. Анализ товарного рынка конкурентов………………………………………….28
3.3. Анализ спроса…………………………………………………………………….36
Глава IV. Анализ внутренней среды.
4.1. Финансово – экономическое состояние предприятия…………………………38
4.2. Анализ ассортимента продукции………………………………………………..43
4.3. Оценка конкурентоспособности ……………………………………………….47
4.4. SWOT анализ…………………………………………………………………….49
Глава V. Стратегические мероприятия по управлению ассортиментом продукции ОАО «Белгородасбестоцемент» …………………………………….52
Заключение 54
Список литературы 56

Работа содержит 1 файл

Курсовик по маркетингу.doc

— 578.50 Кб (Скачать)
 
    1. Управление ассортиментом и направления в сфере инноваций.
 

    Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определённую совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли бы требованиям определённых категорий покупателей.

    Формирование ассортимента является  проблемой определенных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоёмкими»  и обычными товарами. При формировании ассортимента возникают вопросы, связанные с ценой, качеством, гарантией, сервисом, собирается ли производитель занять позиции лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями. Суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей.

    Ассортиментная концепция может  рассматриваться как своего рода  программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая её часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная – систему мер по её достижению за определённый период. Этой программе придаёт комплексный характер включение в неё вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.

    Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности – научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов. Для достижения конечной цели – оптимизации ассортимента с учётом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удаётся, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

      Задачи планирования и формирования  ассортимента состоят, прежде  всего, в том, чтобы подготовить  «потребительскую» спецификацию  на изделие, передать её проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведён до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.

    Управление ассортиментом обычно  подчинено руководителю службы  маркетинга. В определённых случаях  целесообразно создание постоянного органа под председательством генерального директора, в который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача – принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая изъятие нерентабельных видов продукции, её отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утверждённые программы и планы. 

Направления обновления ассортимента. Направления развития товарного предложения. 

Развитие  товарного предложения предприятия, которое означает выпуск нового конкретного продукта, может быть охарактеризовано с двух позиций. Первая – характеристика новизны по отношению к существующему товарному ассортименту предприятия. Вторая – рыночная характеристика новизны по уровню удовлетворения потребностей потребителей. Соответствующая классификация при двух градациях по каждому признаку приводит к четырём классам. Классификация служит основой для разработки стратегий по предложенной матрице разработки товара.

   1. Новизна по отношению к предприятию рассматривается по отношению к товарным рынкам, на которых уже работает предприятие. Новизна может или отсутствовать, или присутствовать. В терминах рынка и маркетинга соответствующие направления развития товарного ассортимента предприятия – специализация и диверсификация:

Специализация, или углубление специализации, означает, что с выпуском нового  для предприятия товара оно продолжает освоение прежнего товарного рынка, т.е. не выходит за пределы отрасли, например, телевизоров или автомобилей;

Диверсификация, или расширение специализации, означает выход предприятия на новый для него рынок, включение в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия, что позволяет снизить уязвимость предприятия. Другими словами, речь идёт о выходе за пределы отрасли или нескольких отраслей, в которых работает предприятие.

   Специализация предприятия может  происходить по двум различным  направлениям:

  1. наращивание, или расширение, ассортимента заключается в переходе к новым для предприятия ассортиментным группам, оставаясь на том же рынке, или в той же отрасли, например тканей или моющих средств. При наращивании предприятие выходит за пределы того, что производится в настоящее время;
  2. насыщение, или углубление товарного ассортимента происходит за счёт добавления ассортиментных позиций в существующие на предприятии ассортиментные группы. Новинка не должна быть очень похожей на уже выпускаемые изделия, чтобы потребитель мог уверенно отличать одну товарную единицу от другой.

Диверсификация может быть трёх видов, первые два вида относятся к однородной, а третий – к неоднородной диверсификации:

  1. горизонтальная (или концентрическая)  – на том же уровне, направлена на близкие отрасли. Выпускаются товары близкого назначения: чай и кофе, автомобили и мотоциклы;
  2. вертикальная – направлена на предварительные или последующие ступени производственного процесса: сырой кофе и растворимый кофе, текстиль и одежда;
  3. сторонняя (или конгломеративная, или латеральная) – предложение малородственного продукта без различимой вещественной взаимосвязи, например участие Pepsi-Cola в производстве спортивного инвентаря.

2. Новизна продукции по отношению к рынку в целом проявляется в удовлетворении новой потребности или в удовлетворении прежней потребности на более высоком уровне. Как правило (исключением является новое применение товара), степень новизны удовлетворения потребности напрямую зависит от степени новизны товара в смысле заложенных научных идей, инженерных, конструкторских и технологических решений.

      Важный элемент товарной политики – своевременное внесение в товар изменений, которые повышают его потребительскую ценность или расширяют круг его возможных покупателей. Это может произойти выведения на рынок новых товаров. Такая политика рассчитана на определённый сегмент рынка, сформировавшийся круг покупателей, так как они доверяют торговой марке. Другой стратегический подход к проведению товарной политики состоит в осуществлении модификации товара.

     Таким образом, невозможные варианты  изменения рыночного предложения могут быть отнесены к следующим двум направлениям:

  1. инновации – предложение потребителям качественно новых продуктов. Подлинные инновации или предлагают качественно новое удовлетворение потребности (видеокамера вместо кинокамеры), или удовлетворяет новую потребность (магнитофон для записи). Для конкретного предприятия, которое осуществляет инновационную политику на некотором рынке, инновация всегда означает диверсификацию;
  2. модификации – незначительное изменение потребительских свойств имеющегося на рынке товара. Модификация проводится с целью более полного удовлетворения потребностей (выход на новый сегмент рынка) и улучшения конкурентного положения товара (изменение позиционирования продукта). Модификация возможна с помощью вариации и дифференциации (дифференцинирования):
    • вариация состоит в изменении свойств продукта, причём продукт – прототип исключается из производственной программы. Очевидно, что вариация была возможна, лишь когда прототип выпускался данным предприятием. Как правило, вариация применяется для улучшения позиционирования продукта;
    • дифференциация означает модификацию прототипа, который при этом остаётся на рынке и не исключается из производственной программы, если он производился на данном предприятии. Как правило, дифференцирование применяется с целью удовлетворения потребностей отдельных новых сегментов рынка. Дифференциация товара позволяет, осуществляя стратегию сегмента, увеличивать объём сбыта и, следовательно, размер предприятия. Однако применение такого направления в ассортиментной стратегии – дорогостоящее дело, связанное с необходимость расширения производственных мощностей и перестройки сбытовой сети.
 

Способы осуществления инновационной  политики.

    Компания  может заполучить новинки двумя  способами:

    1. путём приобретения со стороны, т. е., купив целиком какую-то фирму, патент или лицензию на производство перспективного товара;
    2. благодаря собственным усилиям, создав у себя отдел исследований и разработок.

   Разработка нового товара начинается  с поиска идей для новинки.  Такие поиски должны проводиться систематически, а не от случая к случаю, иначе фирма может найти десятки идей, но большинство из них не подойдёт с точки зрения специфики её деятельности. Цель деятельности по формированию идей заключается в выработке как можно большего их числа. Цель последующих этапов – сократить это число. Первым важным шагом на этом пути является отбор идей. Цель отбора – как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи и оставить наиболее перспективные. Теперь уцелевшие после отбора идеи необходимо превратить в замыслы товаров.

   Важно провести чёткое различие  между идеей, замыслом и образом  товара:

  • идея товара представляет собой общее представление о возможном товаре, который фирма могла бы, по её мнению, предложить рынку;
  • замысел товара – проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями;
  • образ товара – представление, сложившиеся у потребителей о реально существующем товаре.

 

  

       
 
 
 
 
 
 

II. Глава. Общая характеристика ОАО «Белгородасбестоцемент».

2.1. Полное и сокращенное наименование предприятия - ОАО «БЕЛАЦИ»

Открытое  акционерное общество «Белгородский  комбинат асбестоцементных изделий».

БЕЛАЦИ  – одно из крупнейших предприятий России по производству асбестоцементных изделий. За высокое качество выпускаемой продукции ОАО «Белгородасбестоцемент» удостоено статуса «Лидера Российской экономики» (сертификат № 002362 АВ, 1995 г.), международного приза «Золотой меркурий» США (1996 г.), приза «Золотая пальма» (1997 г.)., а также является победителем пятого Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия» 17 декабря 2001 года. В 2008 году отметил 55 лет. 
Адрес: РОССИЯ, 308002, Г. Белгород ул. Мичурина 104, тел. 26-2367, 26-26-73.

2.2. Организационно-правовая форма предприятия

Открытое  акционерное общество 

2.3. Историческая справка.

 

      История комбината начинается с 1953 года пуском в эксплуатацию трубного завода на 4 технологические линии общей проектной мощностью 3840 усл. км. труб.

     За 1953-1980 гг. на трубном заводе осуществлены мероприятия по модернизации оборудования, повышению его производительности совершенствованию технологического процесса. С установкой конвейеров гидротермальной обработки труб и станков типа РТ (1968-73) завершён процесс создания поточной линии.

    Рациональное размещение оборудования позволило на существующих площадях смонтировать в 1973 году 5-ю технологическую линию СМА-172.

     В 1979 году была закончена реконструкция рекуператорного отделения, которая предусматривала установку рекуператоров СМ-922 вместо малоэффективных ранее действующих, что позволило уменьшить потери сырья и повысить качество продукции. В 1979-1988 гг. одновременно с заменой кровли завода была осуществлена реконструкция части основного оборудования, систем освещения, вентиляции, замена инженерных сетей. В 1981 году закончена реконструкция заготовительного отделения с внедрением автоматизированной дозировки асбеста. В 1980-81 гг. внедрены УКАМ (установки контроля асботрубных машин).

   Осуществление перечисленных мероприятий  позволило достичь самого большого в отрасли объёма продукции с 1-й технологической линии.

В 1987г. была заменена физически и морально устаревшая технологическая линия  АИМ-3 по производству трёхметровых труб, на высокопроизводительную линию СМА-256 по производству четырёх метровых труб диаметром 100-150 мм.

    В 1988 году закончены работа по замене технологической линии АТМ-4 на более эффективную линию СМА-243 по производству пяти метровых труб и запланирована (1989г.) аналогичная замена ещё одной линии. Также в 1988 году были начаты работы по внедрению системы автоматического управления агрегатами заготовительного отделения (САУ) с частичной реконструкцией этого участка, которые закончены в 1989 году.

    В 1954 году вступил в строй шиферный завод № 1 на три технологические линии производства асбестоцементных листов “ВО” общей мощностью 90 млн. усл. пл. в год.

Информация о работе Анализ ассортимента продукции