Жизненный цикл товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших аспектов организации предпринимательской деятельности это выбор сферы деятельности. Но при выборе сферы деятельности необходимо учитывать этап своего развития того или иного конкретного товара или услуги. От этого этапа зависит эффективность работы предприятия, суммы издержек (в частности на маркетинговые исследования) и перспективы развития бизнеса.
Целью данной работы является изучение сущности жизненного цикла товара и его практическое применение

Содержание

I. Введение 1
II. Теоретическая часть 2
1. Товар 2
1.1 Понятие товара 2
1.2 Товар с точки зрения маркетинга 2
1.3 Методы создания новых товаров 4
2. Жизненный цикл товара 6
2.1 Понятие жизненного цикла 6
2.2 Стадии жизненного цикла товара 8
2.3 Кривая жизненного цикла товара 10
2.4 Маркетинговые стратегии, используемые на разных стадиях жизненного цикла. 13
2.5 Управление жизненным циклом товара 15
III. Практическая часть. 17
3.1 Общая характеристика предприятия 17
3.2 Жизненный цикл товара в компании «ООО Кофе Сиржипи» 18
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия 20
IV. Заключение. 21
V. Список литературы. 22

Работа содержит 1 файл

Жизненный Цикл Товара.docx

— 181.90 Кб (Скачать)

Жизненный цикл товара (англ. Life cycle product) - это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.

Концепция жизненного цикла товара описывает  сбыт продукта, прибыль, конкурентов  и стратегию маркетинга с момента  поступления товара на рынок и  до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левитом  в 1965г. Концепция исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более  совершенным или дешевым товаром. В маркетинге не существует понятия вечного товара.

Понятие жизненного цикла товара применяется  как к классам товаров (телевизоры), так и к подклассам (цветные  телевизоры)  и даже к определенной модели или торговой марке (цветные телевизоры "Электроника"). Хотя многие экономисты говорят преимущественно о жизненном цикле только товара, почти отрицая наличие  жизненного цикла у классов и подклассов товаров. Конкретная модель товара более четко следует традиционному жизненному циклу товара.

Когда мы говорим о жизненном цикле  товара (ЖЦТ), то имеем в виду следующее:

  • срок жизни товара ограничен;
  • объем продаж продукта включает несколько этапов, для каждого из которых характерны специфические задачи, возможности и проблемы;
  • на разных стадиях ЖЦТ прибыль, которую приносит товар, варьируется;
  • каждая стадия ЖЦТ требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.

Жизненный цикл товара характеризует конкретные закономерности развития оборота, и прибыли фирмы на конкретном рынке во времени, то есть динамику поведения конкурентоспособного товара на рынке. Жизненный цикл товара в этом случае выступает как идеальная модель реакции рынка на товарное предложение фирмы. Модель жизненного цикла иллюстрирует, что всякий товар как продукт труда имеет ограничение по периоду продолжительности жизни, в процессе которого он проходит несколько этапов (разработку, внедрение, рост, насыщение и спад), каждый из которых открывает перед компанией новые возможности, но ставит достаточно сложные проблемы.

Каждый  этап ЖЦТ требует особого подхода  к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и  управления персоналом.

Маркетинговая деятельность фирмы должна основываться на особенностях поведения товара на отдельных фазах ЖЦ, учитывая важные характеристики (динамика спроса (продаж), покупательское поведение потребителей, тенденции формирования ассортимента, динамика цен, прибыли, конкуренции).

Но нужно  учитывать и ряд проблем ЖЦТ:

  • сложность идентификации, на каком этапе ЖЦТ находится в настоящее время товар;
  • сложность определения момента перехода товара на следующий этап;
  • сложность определения факторов, влияющих на перемещение товаров по этапам.

Исследования показывают, что:

  • трудно предсказать, когда начнется следующая стадия, как долго она продлиться и каких уровней достигнет сбыт;
  • этап продукта в жизненном цикле не может быть точно определен;
  • четыре основных фазы цикла не разделяются на четкие этапы. В определенные моменты может оказаться, что продукт достиг зрелости, когда он фактически достиг временной стабилизации на этапе роста.
  • Форма кривой жизненного цикла остается более или менее одинаковой для большинства продуктов. Однако протяженность по времени и интенсивность перехода из одной стадии в другую имеют большие различия в зависимости от специфики продукта и рынка.
  • Нужно выбрать правильный момент для выхода на рынок с новым продуктом. Кроме того, для компании, предлагающей потребителям различные продукты, желательно, чтобы эти продукты находились на разных стадиях жизненного цикла.
  • Если Ваш товар цикличен, то надо стараться запускать следующий товар в производство во время фазы роста первого товара, чтобы не оказалось пробелов в реализации.
  • Прогнозируя реализацию (и планируя производство) товаров, надо учесть, что почти у всех товаров есть сезонность.

Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков. На российском нетребовательном рынке он значительно  более длительный, чем, например, в  США, Японии, Германии с их развитым конкурентным рынком. Различия в стадиях  жизненного цикла обусловлены также  особенностями его применения и  национальными обычаями.

2.2 Стадии жизненного цикла товара

Жизненные циклы товаров очень разнообразны, но почти всегда можно выделить основные фазы. В классическом жизненном цикле  товара  можно выделить пять стадий или фаз:

Внедрение или выход  на  рынок. Это  фаза появления нового товара на рынке. Иногда в виде пробных продаж. Начинается с момента распространения товара и поступления его в продажу. На  этой стадии товар еще является новинкой. Технология еще недостаточно освоена. Производитель не определился в выборе производственного процесса.        Модификации товара отсутствуют. Цены на товар обычно несколько повышены. Объем реализации  очень мал и увеличивается медленно. Сбытовые сети  проявляют осторожность по отношению к товару.  Темп роста продаж тоже невелик, торговля часто убыточна, а конкуренция - ограничена. Конкуренцию на этой фазе могут составить только товары-заменители. Целью  всех маркетинговых мероприятий является создание рынка нового товара. Фирма несет большие расходы, так как на  этой фазе большие издержки производства, а расходы на стимулирование сбыта достигают обычно наивысшего уровня. Потребителями здесь являются новаторы, готовые идти на риск в апробировании нового товара. На этой фазе очень высока  степень  неопределенности.  Причем: чем революционнее инновация, тем выше  неопределенность.

Фаза  роста. Если товар требуется на рынке, то сбыт начнет существенно расти. На этом этапе  обычно происходит признание товара  покупателями  и быстрое увеличение спроса на него. Охват рынка увеличивается. Информация о  новом товаре передается новым покупателям. Увеличивается число модификаций продукта. Конкурирующие фирмы обращают внимание на этот товар и предлагают свои аналогичные. Прибыли довольно высоки, так как рынок приобретает значительное число продуктов, а конкуренция очень ограничена. Посредством интенсивных мероприятий по стимулированию сбыта емкость рынка значительно увеличивается. Цены слегка снижаются, так как производитель производит  большой объем продукции по опробованной технологии. Маркетинговые расходы распределяются на возросший объем продукции. Потребителями на этом этапе являются люди, признающие новизну. Растет число повторных и многократных покупок.

Фаза  зрелости. Характеризуется тем, что большинство покупателей уже приобрело товар. Темпы роста продаж падают. Товар переходит в разряд традиционных. Появляется большое количество модификаций и новых марок. Увеличивается качество товара и отлаженность производства. Совершенствуется сервис. Достигается максимум объема продаж. Снижается прибыль предприятия. Прибыль растет медленно. Появляются запасы товара на складе, обостряется конкуренция. Ценовая конкуренция. Продажи по сниженным ценам. Слабые конкуренты уходят с рынка. Мероприятия по стимулированию сбыта достигают максимума эффективности. Потребители здесь - медленно признающие люди и консерваторы. Этот этап является самым протяженным по времени.

Фаза  насыщения.   Рост продаж прекращается. Цена сильно снижается. Но, несмотря на снижение цены и использование других мер воздействия на покупателей, рост продаж прекращается. Охват рынка  очень высок. Компании стремятся увеличить  свой   сектор  на  рынке. Сбытовая сеть тоже уже  не увеличивается. Технология едина. На этом  этапе  высока вероятность повторного технологического совершенствования товара и технологии. Часто этот этап соединяют с этапом зрелости по той причине, что четкого различия между ними  нет.

Спад.  Спад является периодом резкого снижения продаж и прибыли. Сбыт может упасть до нуля или оставаться на очень низком  уровне. Основная причина: появление нового, более совершенного товара или изменение предпочтений потребителей. Многие фирмы уходят с рынка. Ассигнования на стимулирование сбыта уменьшаются или совсем прекращаются. Потребители теряют интерес к товару, а их число сокращается. Основная масса потребителей - консерваторы с низкой платежеспособностью. На этом этапе товар целесообразно снять с производства во избежание больших финансовых потерь. Первой задачей компании является выявление товаров, перешедших на этап упадка, посредством регулярного анализа тенденций продаж, доли рынка, издержек и прибыли. Затем руководство в отношении каждого товара, находящегося в стадии упадка, должно решить, поддерживать ли его, «собрать последний урожай», или поставить на нем крест.

2.3 Кривая жизненного цикла товара

Жизненный цикл товара и его стадии можно  изобразить графически.

Для этого  на оси X отложим время, а на оси Y - объем продажи товара в данный момент времени    

На рисунке  показана традиционная кривая жизненного цикла товара. Она описывает отчетливые периоды внедрения, роста, зрелости, насыщения  и  спада.

Существуют также идеальная  кривая:

    

и наихудшая  кривые жизненного цикла товара:

    

Данные  графики не  являются математически  точными. На графиках кривые объемов  продаж до  некоторого момента опускаются  ниже  нуля. Конечно, этого не может быть, так как это означало бы то, что фирма покупает  свой товар. Так схематично обозначаются материальные затраты фирмы на разработку нового товара, т.е. покупку других товаров (рабочая сила, технологии и т.д.)

В зависимости  от специфики отдельных видов  товаров, особенностей спроса на них  существуют различные виды ЖЦТ, различающиеся  как по продолжительности, так и  по форме проявления отдельных фаз.

Виды  кривых жизненного цикла товара:

1) Кривая  бум  описывает очень популярный  продукт со стабильным сбытом на протяжении  долгого времени. Примером такого товара может быть напиток "Пепси". В случае с такой кривой жизненного цикла товара фирма производит товар и получает прибыль длительное время.

2) Кривая  увлечения. Она описывает товар с быстрым взлетом и падением сбыта. Часто такую кривую имеет модный, популярный товар. В  качестве примера такого товара можно привести некогда модные очки-лисички, которые сейчас нельзя даже встретить в продаже.

3) Кривая продолжительного увлечения. Описывает также популярный товар, однако этот товар по-прежнему предпочитает часть потребителей.

4) Кривая  сезонности. Кривая такого товара,  который хорошо продается в течение определенных периодов времени. Таким товаром может быть: зимняя или летняя одежда, новогодние сувениры и многое другое.

5) Кривая  нового старта или ностальгии. Спрос на этот товар падает, но через некоторое время возобновляется. Примером может быть возвращение  к женским туфлям на  платформе, которые были популярны в 70-х годах.

6) Кривая  провала. Характеризует товар,  который почти сразу перестает  пользоваться спросом у покупателей.

2.4 Маркетинговые стратегии, используемые на разных стадиях жизненного цикла.

Маркетинговая тактика на различных стадиях  жизненного цикла товара

параметры маркетинга тактические решения маркетинга на стадиях:
внедрения роста зрелости насыщения, спада
цель  маркетинга привлечение внимания новаторов расширение  сбыта и ассортиментных групп поддержание отличительных  преимуществ приостановление падения, оживление спроса
товар основной расширение  номенклатуры выведение на рынок  новых товаров уход с рынка
объем продаж рост быстрый рост стабильность сокращение
потребители авангардисты рынок обеспеченных лиц массовый рынок позднее большинство, консерваторы
цена низкая или  высокая цена выше, чем  на стадии внедрения скидки и  технические действия в отношении  цены соответствует изменению спроса
сбыт распределение товара ограничена, концентрация на одном  сегменте быстрое расширение сбыта. Выход на новые сегменты интенсивный сбыт избирательное распределение товара
продвижение товара на рынок значительные  усилия максимальные  усилия ослабление  усилий, но обеспечение достаточной  прибыли снятие товара с производства
сервис контроль, по возможности  централизованный контроль, по возможности  децентрализованный контроль, осуществляемый сервисными службами использование сервиса в целях создания новых  возможностей для продаж
конкуренция незначительная  возрастающая острая незначительная

Информация о работе Жизненный цикл товара