Зарубежный опыт управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Образование, и, прежде всего высшее, играет исключительно важную и всё возрастающую роль в современной жизни нашей цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов

Работа содержит 1 файл

соц.обр..docx

— 71.59 Кб (Скачать)

выборе определенного масштаба для сравнения.

стр. 32

момент, когда проводился опрос; сейчас фактическая стоимость  достигает уже 700 - 750 долл.).

Высшее образование быстро дорожает: в период 2000 - 2003 гг. рост стоимости  различных образовательных

услуг (в том числе профессионального  образования) составил от 15 до 30% в год, то есть существенно

опережал инфляцию [Образование... 2003]. А падение рентабельности высшего  образования, сократившейся

вдвое в 2002 г. по сравнению  с 2001 г. и находящейся на уровне 4,4%, предсказывает дальнейший быстрый

рост стоимости образования.

Это приведет к свертыванию  платного государственного и коммерческого  образования. Хотя в связи с

повышением уровня жизни  доступность платных форм образования  в последние годы несколько выросла,

оно по-прежнему остается за пределами возможностей большинства  молодых людей. Проведенный в 2002 г.

опрос показал, что для 42,4% из них платное образование сопряжено  с необходимостью отказывать себе во

всем и для 44,8% недоступно вообще [Положение... 2002, с. 4]; очень близкие  данные приводятся в

[Проблемы... 2003, с. 19].

Кроме того, в целом по стране негосударственное образование  явно не выдерживает конкуренции  с

государственным, пользующимся поддержкой бюджета. Определенный успех негосударственного

образования, который дал  ему возможность к 2003 г. захватить 12% рынка услуг в области высшего

образования, связан с тем, что коммерческие вузы приступили к широкой подготовке специалистов по

дефицитным "рыночным" специальностям (экономистов, юристов  и проч.), но в конце концов спохватились

и государственные вузы. Многие из них, формально занимаясь  подготовкой кадров для промышленности,

живут в основном за счет обучения студентов "модным" профессиям на платных отделениях, а профильные

студенты, подготовка которых  и обеспечивает экономическую "остойчивость" вуза, не находят работы по

специальности [Обзор... 2002]6 . Вопрос, почему студенты выбирают неперспективные профессии, обсудим

ниже, а пока постараемся  ответить на другой, более важный. Зачем  население в целом идет на огромные

жертвы, мобилизуя собственные  средства на то, чтобы дать молодому поколению высшее образование?

Причины

В самом общем виде ответ, конечно, очевиден: бум высшего образования - конструктивный и при этом

очень индивидуалистический ответ населения на экономические реформы. Насколько эффективна и

рациональна эта приспособительная  реакция - другое дело. Но нужно иметь  в виду: если речь идет о

стратегии, о благе следующих  поколений, то выбор у населения  невелик. Абсолютное большинство

предпочло инвестировать  в человеческий капитал, потому что  другие возможности инвестирования до сих

пор крайне ограничены, а  культурная традиция, национальные "истории  успеха" довольно прочно

связывают шансы на достижение экономического благополучия с получением образования.

Естественно, что в условиях растущего расслоения общества население, включая и молодежь, первое место

среди ценностей отдает материальному  достатку. По данным [Проблемы... 2003] 56%

одиннадцатиклассников поставили его на первое место, что вдвое превосходит число молодых людей,

отдавших предпочтение семейным ценностям. По другим данным [Молодежь... 2000, с. 38] материальные

мотивы имеют еще большую  значимость (70%). Если сформулировать тот  же вопрос в чуть менее

определенной форме (о  стремлении к успеху), то среди студентов  государственных вузов, обучающихся

бесплатно, 93% ориентировано  на успех, среди обучающихся в государственных вузах на платной основе

таких 95,9%, а в негосударственных - 96,4%. Вывод

6 При этом, как отмечает [Соломатин, 2001], происходит перекрестное субсидирование, из средств

"штатников" вуз финансирует некоторые из своих институциональных расходов.

стр. 33

очевиден - стремление к успеху выступает одним из основных факторов, влияющих на решение продолжать

образование [Положение... 2002, с. 139].

Публицисты и многие из работников образования считают, что  важным мотивом при получении  высшего

образования является "бегство  от армии". Действительно, данные о  тендерной структуре студенчества в

период войны в Чечне  показывают, что доля обучающихся  на дневных отделениях вузов (а только они дают

отсрочку от армии) среди  мужчин призывного возраста составила 65% (для сравнения: среди женщин того

же возраста - 55%) [Полетаев, Савельева, 2001]. Тем не менее фактор отсрочки (наряду с другими

элементами социального  принуждения: требуют родители; сейчас все учатся) при всей его важности не

играет решающей роли. Ведущим, по результатам социологических  исследований, является стремление к

жизненному успеху (в провинции  сильнее, чем в Москве). В 1992 г. образование  среди факторов,

определяющих материальное неравенство в Российской Федерации, стояло на шестом месте (ведущим был

регион проживания), в 2001 г. образование было уже на втором месте, уступая только региону проживания

[Архангельская, 2004, с. 94].

Высшее образование стало  существенным фактором получения не только прилично оплачиваемой, но и

вообще какой-либо работы. "Из общего числа безработных  выпускников 23,4% - лица, окончившие школу,

26,2% - учреждения начального  профобразования, 35,1% - средние специальные  учебные заведения и только

15,4% - высшие учебные заведения" [Положение... 2002, с. 62].

Среди мотивов получения  высшего образования, выявленных социологами, есть и культурная

наследственность (наличие  высшего образования у матери [Проблемы... 2003, с. 62]), и уровень

благосостояния семьи, и  несколько других. Но парадоксальным образом не рассматривается мотив, который

вполне очевиден для работодателей: предлагая место претендентам с высшим образованием, они чуть не в

каждом объявлении подчеркивают, что это будет "работа в офисе", то есть "чистое" занятие, исключающее

физический труд и пребывание под открытым небом. Бегство молодежи от "грязной работы", естественно,

приводит к заполнению этих рабочих мест иммигрантами, а следовательно - к консервации здесь архаичных

условий труда и низких зарплат.

Но раз уж мы перешли  от причин, побуждающих молодежь стремиться к высшему образованию, к

факторам, определяющим состояние  рынка труда, выделим основное: состояние  этого рынка сейчас зависит

от потребителя, то есть в  основном от частного капитала. И если труд дешев по сравнению с другими

факторами производства, то зачем в условиях оживления экономики  и перспектив ее роста нанимать

специалистов с минимально необходимой квалификацией? Наши работодатели не знают еще понятия over

qualified, которое относится к человеку со знаниями, избыточными по отношению к его занятиям.

Если молодежь, используя  помощь родителей, стремится заручиться пропуском в средний класс, то бизнес,

нанимая людей с высшим образованием даже там, где оно не особенно и нужно, приобретает людей  с

потенциалом роста. Встречаются объявления, где на должности менеджеров среднего (или даже высшего

звена) приглашаются выпускники физического факультета МГУ или  Физтеха. Но в 75 - 80% объявлений не

уточняется даже профиль  образования, существенно только его наличие, а также знание английского языка,

владение компьютером (иногда определенными пакетами программ) и  предельный возраст, который имеет

тенденцию к снижению. По нашим подсчетам7 при найме на должности руководителей разного ранга

требование высшего образования  присутствует примерно в 70% объявлений. Разница в зарплате,

предлагаемой руководителям в объявлениях, где эксплицитно сформулировано такое требование и где его

нет, составляет свыше 500 долл. В объявлениях, предлагающих работу экономистам, бухгалтерам,

банковским работникам, юристам  и т.д., медиана заработка для  лиц с выс-

7 Обработано свыше 1000 объявлений из Москвы и Московской области.

стр. 34

шим образованием составляет 600 долл., а без него - 400 долл., причем от последних обычно требуется

несколько лет стажа работы по специальности.

Здесь и лежит ответ  на вопрос, почему молодежь выбирает явно бесперспективные специальности. Ничего

иррационального в ее поведении нет. Так и будет, пока роль играет не содержание образования, а

удостоверенный дипломом определенный потенциал развития: из инженера-механика выходит продавец

садового инвентаря, из инженера-электронщика - продавец бытовой техники, а педагог  идет в страховые

агенты. Если студент видит, что, выбирая специальность, он ошибся, то, кроме надежды на

нетребовательность рынка  труда, остается еще возможность  поменять специальность или получить второе

высшее образование.

В переходный период, когда  экономика набирает обороты, с таким  отношением к человеческому капиталу

еще можно мириться, в  избыточном образовании рабочей  силы есть и положительные стороны: это условие

быстрого роста. Но только необходимое условие, а отнюдь не достаточное.

Существует иллюзия, что  как только будет достигнут определенный образовательный уровень (например,

половина населения страны обзаведется дипломами о высшем или среднем образовании), так  сразу

возникнет новая экономика, основанная на знании [Плаксий, 2004, с. 65]. Похоже, что миф об "экономике

знаний" приходит на смену  мифу об "информационном обществе". Чтобы знания как-то могли повлиять на

состояние экономики, должен складываться механизм их эффективного использования. Но пока есть только

робкие разговоры о  венчурном предпринимательстве  и т.п. Высшее образование в современной России

растет слишком  быстрыми темпами по сравнению с  возможностями экономики и при  этом не ускоряет

развития экономики. Поэтому я говорю именно о буме высшего образования. Он может служить образцом

неустойчивого (unsustainable) развития, то есть развития, при котором побочные отрицательные эффекты

сопоставимы, если не перевешивают положительные.

Последствия бума

В России первой жертвой  бурного роста терциарного образования стало среднее образование8 . Средняя

школа de facto превратилась в подготовительную площадку для поступления в вуз, причем качество

обучения в ней всеми - учащимися, родителями, самими учителями  и даже социологами - оценивается

только с этой точки  зрения. Меньше 1 % учащихся считают  для себя достаточным среднее  образование или

получение специальности  на краткосрочных курсах (водителя, парикмахера, секретаря и т.п.) [Проблемы...

2003, с. 12]. Престиж и удовлетворенность начальным профессиональным образованием еще ниже.

Попытки объективным образом  сравнить уровень отечественного среднего образования с уровнем

образования за рубежом приводят к результатам, которым наше общество отказывается верить: Россия

оказывается в самом хвосте ранжированного списка, опережая разве  что страны Южной Америки. Анализ

самих тестов показывает, что  дело не в заговоре русофобов. Эти  тесты предполагают наличие знания,

которое заведомо есть у  наших детей, но его нужно использовать для самостоятельного решения задач,

встающих перед каждым человеком в современном обществе. Наши же школьники нацелены на другое, ибо

с точки зрения подготовки к высшей школе эти задачи неинтересны  и в нашей школе о них  ничего не

говорят. В результате наши подростки не в состоянии комбинировать минимум школьных знаний с

обычным здравым смыслом.

Учащегося, например, просят приблизительно оценить площадь  Антарктиды. Ее причудливая береговая

линия изрезана массой заливов, но в целом эта часть света  выглядит, как гигантская запятая. Карта  с

масштабом и линейка дают возможность це-

8 Хотя справедливости ради нужно отметить, что это произошло еще в советский период.

стр. 35

ликом вписать изображение  в какую-нибудь простую геометрическую фигуру или разбить ее на части  и

поступить аналогичным образом  с каждой из них. Если какой-то способ измерения предложен, то задача

считается решенной даже при  ошибках в вычислениях. Выбор  приближения - совершенно субъективен, он

диктуется воображаемой целью, простотой вычислений, представлениями  учащегося о точности. Но как раз

соотнести свои субъективные представления и "объективное" школьное знание и оказывается сложным  для

наших подростков [Арапов, 2002].

Если исключить нишу самого низкоквалифицированного труда, то выпускникам средней школы,

учреждений среднего и  высшего профессионального образования  сейчас приходится конкурировать на

рынке труда за одни и те же рабочие места. Результат, конечно, предсказуем. Немало случаев, когда

высшего образования требуют  даже от курьера, называя его для  благозвучия "помощником юриста". По

этой же причине провалом кончилась попытка ввести двуступенное высшее образование: бакалавры не

востребованы рынком, он не отличает их от выпускников техникумов9 . Но, конечно, в первую очередь бум

оказал негативное влияние  на само высшее образование.

С начала XIX в., когда впервые  встал вопрос о месте высшего  образования в системе знания, в обществе и

государстве, когда И. Фихте  и Ф. Шлейермахер спорили по поводу модели университета, а посредником в

их споре выступал В. фон  Гумбольдт, у спорящих не было разногласий  по поводу того, что высшее

образование готовит элиту. Естественно, что под образованием понималось тогда гуманитарное

Информация о работе Зарубежный опыт управления персоналом