Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:26, курсовая работа
Образование, и, прежде всего высшее, играет исключительно важную и всё возрастающую роль в современной жизни нашей цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов
4. Преподаватели ВУЗов
на первое место поставили
снижение качества подготовки
абитуриентов- 100% опрошенных. Однако 97,3%.
признали отсутствие
Выводы:
1. Проблемы, вызванные "массовостью"
высшего образования
2. Все категории опрашиваемых
выделили следующие его
Для определения того, насколько результаты моего микроисследования по выявлению проблем высшего образования и последствий "образовательного бума"соотносятся с выводами серьезных учёных, работающих в этой области. Я обратилась к исследованиям учёных: Е.Г. Зборовского "Образование: от XX к XXI в. ", Попова А. Д "Демографическая база профессионального образования: современное состояние", М.В. Арапова"Бум высшего образования": масштабы, причины и следствия; к материалам ежегодного форума Европейской ассоциации высшего образования и др. Я увидела много совпадающих позиций по проблемам высшего образования. Одна из главных проблем, обсуждаемых в научной среде - соответствие качества образования, предъявляемым требованиям.
3. Проблемы высшего образования
3.1 Проблемы высшего образования, связанные с его массовостью
3.1.1 Проблемы качества высшего образования
1. Так как качество
образования в значительной
2. Проблема, связанная с
возросшим уровнем культурно-
Высшая школа ожидает (а иногда и прямо требует), что дома у студента имеется компьютер. Сейчас компьютер в доме есть по оценкам торговли - у 70%студентов.
Но приобретение программного обеспечения за его настоящую стоимость, в несколько раз превышающую стоимость самого компьютера, для студентов совершенно нереально.
3. Отмечается также, что качество подготовки студентов зависит от материальной базы ВУЗов, состоянием библиотек, которые не переоснащались на протяжении десятилетий и пришли в ветхое состояние, но положение начинает несколько меняться: в 2005 году доля совокупных расходов на образование составила 5,4% от ВВП.
4. Проблемой является
и то, что большинство коммерческих
ВУЗов (их более400) располагают
слабой учебной базой, ибо
5. Г.Е. Зборовский отмечает
такую проблему, как колоссальные потери
среди профессорско-
3.1.2 Проблема
взаимоотношений между
Эта проблема видится учёными одной из "сквозных" проблем высшего образования. По исследованиям Г. Зборовского, преподаватели (123преподавателя, работавших на 25 кафедрах вуза УГППУ), проблем взаимоотношения не видят, считают их партнёрскими, а студенты (700 студентов четырех факультетов университета, обучающихся по 15 специальностям УГППУ) не удовлетворены стилем коммуникации: грубостью, некорректным поведением части преподавателей, унижением личного достоинства студентов.
Приведённые данные свидетельствуют в том, что проблемы взаимоотношений основных субъектов образовательного процесса в вузе реально существуют и накладывают свою печать на многие стороны его функционирования.
3.1.3 Платность
получения высшего образования
тоже рассматривается как
Платность получения высшего образования тоже рассматривается как серьёзная проблема. На протяжении последних лет оно становится всё более платным. Доля государственных расходов на высшее образование оставалась в течение последнего десятилетия практически неизменной, колеблясь в пределах11-13% консолидированного бюджета, или от 3,06 до 4,81% ВВП. Впрочем, фактически расходы снижались из-за сокращения объема самого ВВП (в 2002 г. он составлял 78% от уровня 1992 г), тогда как рост числа студентов продолжался. Причем на эти темпы (от 5 до 17% в год) не повлиял даже кризис 1998 года. Наоборот, максимум роста (17%) пришелся как раз на 1999 г. Контрольные цифры приема за счет федерального бюджета при этом колеблются незначительно (по всем формам обучения: 1995 г. - 531,9 тыс., 1997 г. - 565,3 тыс., 1999 г. - 564,3тыс., 2000 г. - 586,8 тыс. человек; по очной форме обучения: 1995 г. - 355,9тыс., 1997 г. - 378,1 тыс., 1999 г. - 379,3 тыс., 2000 г. - 396,0 тыс.человек).
Сегодня в высшей школе обучается 4 млн 72 тыс. студентов, за последние 10лет их общая численность выросла более чем на 1 млн чел. Рост произошел в основном за счет "платных", или внебюджетных студентов. Если в 2000году государство оплачивало образование 2 млн 707 тыс. человек, то за свой(точнее сказать, негосударственный) счет обучались 1 млн 365 тыс. студентов. Значительная часть из них до сих пор располагает слабой материально-технической"и учебной базой для качественного ведения образовательного процесса. Не трудно рассчитать среднее количество студентов в государственном и негосударственном вузе. Если в первом на один вуз приходится около 6,5 тыс.студентов, то во втором - только около 1,5 тыс.
Доля бюджетных студентов в общем контингенте составляла в 2000 г.66,5%,сократившись за последние два учебных года на 11,9% до 54,6%. В 2001/02учебном году доля бюджетников составила 53,4% от общего количества зачисленных на первый курс. В 2002/03 у. г. (учитывая негосударственные вузы, в которых обучалось 12%студентов), общее количество лиц, получающих платное образование, составило г. - 3,03 млн. или 50,9% от общей массы студентов, а в 2005/2006 у.г. - 53%. (приложение стр. рис)
Две трети расходов на образование сейчас несут домохозяйства. На ближайшие годы эта тенденция (по прогнозам), скорее всего, сохранится, а возросшая потребность молодежи в получении высшего образования (при условии ее платежеспособности) найдет свое отражение в увеличении численности платных студентов. Сегодня в РФ помимо 600 государственных существует более 400негосударственных вузов. Учёные считают, что в этой ситуации есть и свои плюсы: с увеличением спроса на образование ещё более вырастут требования, предъявляемые к его качеству. А значит, если в планируемой перспективе оно будет представляться на платной основе, нужно постоянно улучшать вузовские стандарты образования и качество подготовки выпускников.
3.2 Проблемы
связанны с процессами
Учёными выделяются существенные проблемы, связанные с процессами глобализации и интернационализации. По мере увеличения интеграционных процессов в Европе совершенно необходимым становится создание единого европейского образовательного пространства с целью подготовки профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Интернационализация образования требует гарантий качества, минимальных стандартных требований, критериев профессионализма, аккредитации и т.д.
На двадцать четвёртом
ежегодном форуме Европейской ассоциации
высшего образования - EAIR были выявлены
следующие основные условия для
продвижения в европейское
1. Наличие двух уровней высшего образования - бакалавриата и магистратуры.
2. Наличие кредитной системы в построении курса обучения и в учебных планах.
3. Преподавание хотя бы
части учебных курсов на
4. Аккредитация вуза
Принцип ступенчатости, селективности в подготовке заслуживает внимания, но пока предлагаемые подходы не согласуются с подготовкой специалистов в российских вузах. Ряд факторов ограничивает многоуровневость высшего образования. Среди них: невостребованность бакалавров и магистров и в хозяйственной сфере, и в государственных учреждениях; нет определённости в уровне подготовки; большая часть бакалавров из-за длительных сроков обучения предпочитает получить диплом специалиста, а не диплом магистра. В европейский университетах более короткие сроки обучения бакалавров, но они связаны с углублённой профилированной и общекультурной подготовкой в 12 - и даже13-летней общеобразовательной школе. Переход на двухступенчатую систему если и оправдан, то должен осуществляться, по крайней мере, в течение 10-15 лет.
При этом каждый вуз должен
решать, под какие дипломы он готов
вести обучение. Заметим также, что
необходимость получения
Ещё более болезненно отразятся на отечественной науке и культуре отказ от двухстепенной научной квалификации и переход на европейские степени доктора философии. Могут быть утрачены целые направления научных исследований, особенно фундаментальная тематика.
Кредитная система же получила широкое распространение в США и многих европейских вузах в последние десятилетия. Она представляет собой весьма гибкую систему учета прохождения студентами всего курса обучения и отдельных дисциплин. Каждый учебный курс обозначается определенной условной единицей, которая, как правило, предполагает определенное количество аудиторных часов этого курса в семестр (обычно 3 часа). За время обучения каждый студент для получения диплома о высшем образовании должен набрать определенное количество таких условных единиц-кредитов с соблюдением определенного количества кредитов по блокам дисциплин. Кредитная система позволяет получать эти "условные единицы" не только в своем вузе, но и в других учебных заведениях, в том числе и зарубежных.
Начало XXI века открывает
новую эру для развития высшего
образования. Еще в конце прошлого
столетия назрела необходимость
в интеграции и гармонизации университетского
и неуниверситетского образования
во всем мире и, особенно, в европейских
странах. По мере увеличения интеграционных
процессов в Европе и развития
Европейского сообщества становилось
все более очевидным, что интеграция
в сфере образования начинает
серьезно отставать от интеграции в
сфере экономики, политики, права
и культуры и что совершенно необходимым
становится создание единого европейского
образовательного пространства. Помимо
этого европейским сообществом
осознавалась необходимость обмена
образовательным и научным
С развитием процессов
глобализации и интернационализации
экономики и бизнеса перед
высшим образованием встали новые цели
- подготовка профессиональных кадров,
способных эффективно работать в
изменившихся условиях глобального
рынка. Интернационализация
Самая известная форма
интернационализации высшего
Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Студенческий обмен рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников. Помимо более или менее организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне программ.