Зарубежный опыт управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Образование, и, прежде всего высшее, играет исключительно важную и всё возрастающую роль в современной жизни нашей цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов

Работа содержит 1 файл

соц.обр..docx

— 71.59 Кб (Скачать)

1. Высшее  образование сегодня

 

1.1 Роль  высшего образования. Модели социального  старта

Образование, и, прежде всего  высшее, играет исключительно важную и всё возрастающую роль в современной  жизни нашей цивилизации. Интеллектуальный потенциал нации, который в первую очередь создается системой образования, становится определяющим фактором прогрессивного развития стран и народов. Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества: каким оно будет, и какое место будет занимать в жёсткой конкурентной борьбе в мире, что будут представлять собой его граждане. Решение актуальных проблем высшего образования и науки в современной России органично связано с обеспечением безопасности страны, созданием благоприятных возможностей для устойчивого развития общества и творческой самореализации его граждан.

Одна из наиболее значимых функций высшего образования  состоит в формировании элитарных  групп студенчёского контингента, а это может осуществляться лишь в рамках качественно высокого, а  не "среднего"высшего образования. Между тем оно существует во всех развитых странах. Элитарных специалистов готовят в Кембриджском и Оксфордском, Гарвардском и Ельском университетах, Массачусетском и Калифорнийском технологических институтах. В России также на протяжении многих лет ряд ведущих вузов Москвы, С. - Петербурга (Ленинграда), Новосибирска, Екатеринбурга (УРГУ, УРГЮА)выполнял эту же функцию. Именно из элитарных групп студентов возникает интеллектуальная элита общества (наиболее способные и талантливые молодые люди).

Велико влияние высшего  образования на социальную структуру, прежде всего,на такую ее разновидность, как профессиональная структура. Общеизвестно, что выбор профессии для молодого человека является основой его самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, я думаю, прежде всего, необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценить возможность коррекции несоответствий между своими психологическими особенностями и требованиями избираемой профессии, прогнозировать своё дальнейшее трудоустройство, изучая ситуацию на рынке труда.

Модели социального старта выпускников исследовала О. Богословская -доцент Российского университета дружбы народов. Она приводит в своей статье результаты всероссийского психологического мониторинга "Социальное развитие молодёжи" (2003-2004гг.), осуществлённого Центром социологии молодёжи института социально-политических исследований Российской Академии наук в 12регионах Российской Федерации под руководством профессора В.И. Чупрова. Было выделено условно три типовые модели социального старта.

Первую модель избирают представители  молодёжи, чьи жизненные планы  ориентированы на ценности высшего  образования (30% -40%).

Вторую модель избирает большая  часть молодёжи, которая свой социальный старт также связывает с получением образования, но конкретные его формы  после окончания школы не определяет (50%). Поведение этой группы часто  зависит от"обстоятельств", к которым могут быть отнесены и уровень знаний, полученных в школе, и наличие денег у родителей для оплаты учёбы на коммерческой основе, и многое другое.

Только 10% - сторонники третьей  модели. Они однозначно исключают  для себя продолжение учёбы и  направляют свою активность на поиск  подходящей работы. Основным критерием в данной категории является уровень оплаты. Содержание и даже условия труда принимаются во внимание в последнюю очередь. Профессор Чупров косвенно к сторонникам этой модели относит и часть молодёжи с так называемым "отложенным стартом", для которой досуговая деятельность более приоритетна, чем трудовая. Большинство из них рассчитывают на случайные заработки и на помощь родителей. Таким образом, исследования показали, что на получение высшего образования без каких бы то ни было вариантов сориентировано более 40% выпускников школ. Что же заставляет молодых людей с разным уровнем подготовки и зачастую не сделавших ещё окончательный выбор по поводу будущего дела жизни стремиться в ВУЗ?

 

2. "Синдром  высшего образования"

 

2.1 Мотивации  получения высшего образования  среди студентов и учащихся (на  примере выпускных классов МОУ  СОШ№93)

Для выявления мотивации  получения высшего образования  мною было проведено социологическое  исследование. В качестве респондентов мной было взято 100человек, проживающих  в г. Екатеринбурге: 20 - родителей учащихся 11-х классов(100%), 30 - студентов финансово-юридического института 2-го курса (100%), 50 -школьников (11-х классов МОУ СОШ №93) - 100% (31-девочек, 19-мальчиков).

Всем респондентам была предложена анкета №1, состоящая из 2-х вопросов и вариантов ответов к ним (приложение стр.).

Результаты опроса представлены на рис. и рис. Необходимость высшего образования школьники и студенты признали однозначно - 100%. Однако, взрослые разделились на две группы: за (90%) и против (10%) (приложение стр.).

Второй вопрос касался  мотивации молодёжи во что бы то ни стало получить именно высшее образование (приложение стр. рис.). По этому вопросу среди различных социальных групп выявились различия.

1. "Взрослые". Наиболее  важным мотивом получения высшего  образования, для опрошенных взрослых, оказался вариант ответа "д" (высшее образование позволит сделать карьеру) - 75%. Необходимость самореализации родители ставят на второе место - 50%. Потом идёт мнение, что высшее образование придаст уверенность в себе - 33,3%. Получение образования для отсрочки от армии, важно для 30,1% респондентов (наверное речь идёт уже о своих детях). В варианте "другое" 7,4% опрошенных написали,что высшее образование предупреждает возможность увольнения с работы, Этот вариант вообще предложили только взрослые. Также в вариант другое они отнесли то, что высшее образование - это возможность ещё 5-6 лет занять своего ребёнка привычным ему делом - учёбой, "держать при себе, пока он не повзрослеет". Остальные варианты (мне нужен диплом, неважно какой; для меня это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6 лет) респонденты- родители оставили без внимания.

2. Студенты же на первое  место среди мотивов поставили  то, что в будущем это принесет  хорошие деньги - 73,3%. Вторым, но не  менее значимым, идёт желание  самореализоваться - 60%. Затем следует вариант ответа "д" (высшее образование позволит сделать карьеру) - 56,6%. Только 36,6% студентов ответили, что высшее образование придаст мне уверенность в себе. Получение отсрочки от армии волнует24,5% респондентов (наверное, юношей). Никто не ответил на вариант другое (0%),а также: мне нужен диплом, неважно какой - 0%; для меня это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6 лет - 0%.

3. Для школьников самым  популярным вариантом ответа  оказался вариант"а" (мне нужен диплом, неважно какой) - 24%. Мнение, что высшее образование позволит сделать карьеру и, что оно придаст уверенность в себе занимает второе место - 7,6%. Следующим, но не менее значимым для учащихся является желание зарабатывать хорошие деньги - 6,2%. Только 4,2% хотят самореализоваться. Вариант ответа "б" (чтобы получить отсрочку от армии) отметил всего 1% всех респондентов - школьников. Остальные мотивации(для меня это возможность без особых усилий учиться и не работать целых 5-6лет; вариант другое) учащиеся посчитали ненужным указывать - 0%.

Также я решила подробнее  исследовать Анкету №2, проанализировав  один из предложенных мной вариантов  ответа на второй вопрос, а именно - мне нужен диплом, неважно какой. Респондентами были школьники профильного и общеобразовательного классов. В первом случае так ответило 35% мальчиков и33,7% девочек. Следовательно, девочки больше ориентированы на жизненные цели. В общеобразовательном классе ситуация сложилась противоположная - 65% -мальчиков, 63,3% - девочек. Наверное, это из-за того, что женский пол сильнее рассчитывает на помощь родителей или удачный брак.

Проанализировав данный опрос, я пришла к выводу:

1. Старший контингент (родители  и студенты) опрошенных подходят  более осознанно к выбору жизненных  ценностей.

2. У категории родителей  желание самореализоваться и с помощью высшего образования стать более уверенными в себе постепенно пропадает (наверное, этого в жизни они уже добились), тогда, как у молодого поколения оно только набирает свои обороты.

3. Очевидно, что стартовые  позиции молодёжи и выбор стратегий  поведения во многом определяются  образовательным статусом родителей,  уровнем материального благосостояния  семьи. Родители, не имеющие высшего  образования, желают, чтобы дети его получили: это позволит достичь им более высоких позиций. Родители, имеющие высшее образование, не мыслят, чтобы образовательный статус ребёнка был ниже, чем у его родителей.

4. Мотивации школьников  зависят, но не сильно от  профиля из обучения.

Кроме того, с помощью  ниже предложенной анкеты я попыталась выявить и сравнить представления  учащихся выпускных 11-х классов МОУ  СОШ №93 (50школьников - 100%) и студентов 2-го курса финансово-юридического института (30студентов - 100%) о своей будущей  работе (анкета №2).

Результаты опроса представлены в диаграмме приложения (рис). На вопрос, какой респонденты - школьники представляют свою будущую работу, самым престижным является ответ, что работа будет хорошо оплачиваемой - 76,8%. Потом идёт мнение, что она будет обеспечивать хорошие социальные гарантии: получение жилья, устройство детей в ясли, сад, проведение лечения и отдыха, занятий спортом - 51,9%.36,9% видят свою работу престижной, признанной и востребованной обществом. Следующей, но не менее важной характеристикой идёт то, что профессия будет соответствовать способностям и наклонностям - 36,6%. Также учащиеся хотят видеть свою работу такой, какая сможет предоставлять возможность регулярно выезжать по делам службы за границу - 19,3%. Некоторые отметили желание, чтобы их будущий род занятий мог представлять самостоятельность и независимость -14,6%. И совсем немногие отметили вариант другое (характеризоваться гигиеническими и невредными для здоровья условиями труда; не требовать особого физического труда; если будет возможность, предпочел бы вообще не работать; не требовать полной отдачи сил и времени) - 4,6%.

Студенты же на первое место, как и школьники, поставили то, что работа будет хорошо оплачиваемой - 76,3%. Потом идёт желание иметь  работу, которая могла бы обеспечивать хорошие социальные гарантии: получение  жилья, устройство детей в ясли, сад, проведение лечения и отдыха, занятий  спортом - 51,6%. Почти столько же выбрали  вариант ответа "б" (соответствовать  моим способностям и наклонностям) - 51%.37,5% стремятся получить работу, которая представляла самостоятельность и независимость. Лишь 15,8% хотят иметь нужную обществу профессию. Для 10,7% всех респондентов важна возможность выезжать за границу по делам службы. В отличие от учащихся, на вариант другое студенты дали большее количество ответов (работа должна быть: творческой, интересной, требующей умственного напряжения, инициативы; характеризоваться гигиеническими и невредными для здоровья условиями труда; предоставлять возможность многочисленных контактов с людьми; предполагать благоприятные взаимоотношения с клиентами; обеспечивать возможность повышения профессионального мастерства и развития способностей; не требовать особого физического труда; предполагать требовательный и справедливый стиль управления)- 10,3%.

Вывод:

1. Во многом у студентов  и учащихся мнение о своей  будущей работе совпадает. Доминирующее  желание жить благополучно, более  разнообразно, но при этом не затрачивая много сил и времени.

2. Однако, есть и небольшие  расхождения, так как студенты  более реалистично и осознанно  подходят к выбору будущей  профессии, для них желание  самореализации более значимо

 

2.2 Проблемы  высшего образования, вызванные его массовостью

Мне кажется, что тяга к  знаниям, к повышению своего образовательного уровня - это всегда хорошо, но не породила ли массовость высшего образования  некоторые проблемы? Их я попыталась выявить с помощью социологического опроса. В качестве респондентов мною было взято 68 человек: это студенты Финансово -юридического института 4-го курса - 30чел. (100%); преподаватели различных ВУЗов - 8 чел. (100%); родители учащихся - 20 чел. (100%); школьные учителя -10 чел. (100%). Я предложила им анкету №3 (приложение стр.)

1. Недостаточное качество  преподавания отметили 63,3% опрошенных  студентов. Высокую стоимость  образования отметили 97,3% всех респондентов.42,1% студентов отметили существование  большого количества малочасовых курсов. Однако особый интерес представляет вариант другое: 59,9% отметили существование формализации отношений между студентами и преподавателями, совмещающими преподавание в нескольких ВУЗах; невозможность встречаться с преподавателями в ВУЗе после занятий для получения консультации или отработки задолженности, некорректное, не партнёрское отношение некоторых преподавателей к студентам, а также недостаточность материальной базы ВУЗа.

2. Среди родителей недостаточное  качество высшего образования  видят 22%опрошенных. Высокая стоимость  получения высшего образования  пугает 97,5%.Существование "калейдоскопа" предметов кажется проблемой  -35%.Вариант другое отметило 63% (формализация отношений между студентами и преподавателями, недостаточная оплата преподавателей и как следствие -совмещение преподавания сразу в нескольких ВУЗах, занятия в две смены; родителей также волнуют возможные трудности с трудоустройством после окончания учёбы).

3. Школьные учителя снижение  качества высшего образования  поставили на первое место  -82%. Потом идёт вариант другое (формализация отношений между студентами и преподавателями, которые совмещают преподавание в нескольких ВУЗах - 65,9%. Высокую платность высшего образования отметило 64,7%.Существование большого количества предметов, несоответствующих данной профессии они отметили - 32%).

Информация о работе Зарубежный опыт управления персоналом