Зарубежный опыт инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей. Вместе с тем предстоит еще изыскать и привести в действие нераскрытые резервы эффективной организации управления, более полного использования всех видов ресурсов, задействовать методы стимулирования труда. Решению этих задач может помочь освоение передовых методов управления в развитых капиталистических странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ ЕС 5
2. ОПЫТ США В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
3. ОПЫТ ЯПОНИИ В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Зарубежный опыт инновационного менеджмента.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Программа: «Корпус консультантов  из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives — SCORE) предлагает систему  бесплатного консультирования по техническим, организационным и финансовым проблемам начинающих и действующих предпринимателей на различных этапах развития их предприятий. При этом консультирование и практическое наставничество может осуществляться непосредственно на предприятиях. В рамках этой программы действует 11500 добровольных консультантов, сотрудничающих со всеми центрами поддержки МСП в различных районах страны. Реализация этой программы обеспечивает передачу опыта высококвалифицированных специалистов молодому поколению предпринимателей, одновременно способствуя быстрейшему освоению новых технологий в различных сферах предпринимательства. Деятельность консультантов SCORE частично финансируется из бюджета агентства АМБ.

В настоящее время  для обеспечения широкого доступа  к информации об инновационных разработках  в сфере малого бизнеса по инициативе Правительства и под управлением  «Национального научного фонда США» создан портал «Инновационные исследования малого бизнеса». На этом портале в оперативном режиме представлена информация о тематических планах всех соучредителей программ SBIR и STTR, а также приводятся данные обо всех исследовательских организациях страны. Кроме того, на портале действует поисковый сайт, позволяющий пользователям найти данные об успешно завершенных НИОКР по заданной тематике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Опыт  Японии в поддержке инновационной деятельности

 

Японский опыт поддержки  и развития инновационной деятельности отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. За короткий исторический период, Япония вошла в число лидеров мировой экономики, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. Успешность реформирования японской экономики во многом определялась быстротой и адекватностью реакции государственных органов управления на изменения, происходящие на глобальных и внутренних рынках. Начиная с 50-х годов прошлого века, Япония пошла по пути стремительного экономического развития, основанного сначала на использовании зарубежных патентов и «ноу-хау». Начиная с 80-х годов, экономическая политика страны была направлена на создание собственного научно-исследовательского потенциала и организацию крупных исследовательских центров, ориентированных на решение приоритетных задач НТП. В Японии еще в 1983 г. была принята концепция, направленная на развития технополисов, и последующий опыт показал, что темпы их экономического роста значительно превышают средние показатели по стране. Для развития национальных технопарков правительством страны разработаны специальные программы:

  1. «План развития технополисов», предполагающий предоставление субсидий, низкопроцентных займов для венчурного бизнеса, снижение оплаты за аренду промышленных мощностей и зданий.
  2. «План размещения научного производства», предполагающий территориальную концентрацию региональных производств и их объединение по специализации.
  3. «План базовых исследований», способствующий развитию предприятия на начальных этапах его существования.

Очень высока роль местного самоуправления, которая заключается  в возможности предоставления дополнительных льгот участникам проектов, включая  освобождение от местных налогов, выделение  целевых дотаций и займов из местных  бюджетов. Для привлечения иностранных инвестиций в создание технопарка на о.Кьюшу (производство микроэлектроники, средств связи и компьютерных технологий), муниципальные власти выдавали инвесторам займы до $10 млн. под 1%-8% годовых на срок до 10 лет (при отсрочке первых выплат на 2 года).

Сначала было создано  более 100 технопарков, обеспечивших образование  исследовательских комплексов, которые  способствовали быстрому развитию деловых  и научно-технических связей. Технопарки становились центрами взаимодействия университетов и исследовательских институтов с промышленностью при активной государственной поддержке на различных уровнях власти. Около 70% японских технопарков создавались для поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в регионах, при этом 58% от их общего числа ориентировано на производство высокотехнологичной продукции. По функциональному принципу их можно разделить на:

  • научно-исследовательские парки (41%) для внедрения в производство разработок национальных исследовательских институтов;
  • научные парки (33%) для создания новых высокотехнологичных предприятий;
  • инновационные центры (26%) по содействию МСП в реализации НИОКР.

Мощный импульс развитию инновационной деятельности был  дан в 1999 г. в связи с принятием  нового «Закона о малом и среднем  предпринимательстве» (Small and Medium Enterprise Basic Law. Act No. 154 of 1963: Amended in December 3, 1999). В этом законе термин «инновационный бизнес» трактуется как существенное улучшение деятельности малого предприятия путем разработки новых продуктов или их производства, создания и оказания новых видов услуг, осуществления и внедрения новых методов производства продуктов или их продажи, а также применение новых способов оказания услуг, либо использование новых методов управления предприятием или применение других новшеств в бизнесе.

Для экономического стимулирования инновационной деятельности, наряду с различными формами финансовой и научно-технической поддержки (увеличение грантов, повышение размеров предоставляемых кредитов, при одновременном  увеличении финансовой помощи для обучения персонала и технического консультирования, компенсация расходов на патентование и др.), приняты дополнительные меры по исключению из налогообложения сумм, затрачиваемых на НИОКР, включая затраты на оборудование и изготовление опытных образцов и демонстрационных моделей. Правительством предусмотрено предоставление специальных налоговых льгот и преференций при создании совместных инновационных МСП на базе университетов, научно-исследовательских институтов и центров технологического развития.

Реформирование системы  поддержки инновационной деятельности сфокусировано на ускорении коммерциализации результатов НИОКР и разработок в области информационных технологий (далее — ИТ) с целью быстрого продвижения новых товаров и  услуг на мировые рынки. В этой связи приняты меры усиленного бюджетного финансирования наиболее перспективных НИОКР и ИТ, а так же предусматриваются специальные меры финансовой поддержки перспективных НИОКР с многолетними периодами исследований. Так по правительственным заказам на НИОКР финансирование было увеличено на 35%. Одновременно была увеличена финансовая поддержка на коммерциализацию НИОКР в частной промышленности на 27% и увеличена на 23% помощь молодым исследователям. С целью стимулирования создания при университетах дочерних МСП для трансферта технологий в промышленность из бюджета было выделено $550 млн., что позволит через 3 года создать 1000 новых дочерних инновационных компаний. Ожидается, что в течение ближайших 5 лет в 10 раз увеличить количество патентов, выдаваемых университетам.

Правительством намечены 4 важнейших стратегических направления  НИОКР ( наука о жизненных процессах, информационные технологии — ИТ, изучение окружающей среды, нанотехнологии и  разработка новых материалов), которые  позволят Японии занять лидирующее положение в этих областях науки и технологии. Для достижения этих целей на 30% увеличены инвестиции.

Особое место в совершенствовании  и развитии инновационной деятельности занимают вопросы использования  и охраны прав интеллектуальной собственности (способы распространения интеллектуальной собственности, усиление защиты информации, признание важности роли изобретателей, снижение затрат на регистрацию патентов и ускорение их выдачи, предотвращение промышленного шпионажа и хищений интеллектуальной собственности, противодействие выпуску поддельной продукции и др.). В целях совершенствование всей инфраструктуры обеспечения прав интеллектуальной собственности и выполнения всех международных стандартов в области технологии защиты, хранения и контроля распространения информации были пересмотрены: «Закон о патентовании», «Закон о товарных знаках», «Закон о патентной прокуратуре» и ряд сопутствующих правовых и нормативных актов. Это позволило начиная с 2010 г. создать условия для обеспечения и защиты прав интеллектуальной собственности в соответствии с высочайшими мировыми стандартами.

Меры по усилению конкурентоспособности  Японской промышленности на мировых  рынках предусматривают:

  1. Реализацию новых программ финансирования НИОКР, нацеленных на обеспечение преемственности между стадией исследований и этапом последующей разработки рыночного продукта в целях ускоренной коммерциализации передовых разработок.
  2. Поведение кардинального улучшения системы налогообложения для инновационных МСП, предусматривающее: исключение из налогообложения затрат на НИОКР; предоставление налоговых каникул; ускоренное списание инвестиций на НИОКР и льготное налогообложение НИОКР, проводимых совместно с университетами. На 50% будет снижена стоимость патентных услуг для МСП и они будут на 3 года освобождены от оплаты патентных пошлин. Предоставляемые налоговые льготы будут стимулировать создание совместных инновационных предприятий на базе университетов и НИИ.
  3. Усиление защиты прав интеллектуальной собственности и принятие комплекса рекомендаций по обеспечению сохранности коммерческих секретов. Осуществление правового обеспечения мер по соблюдению коммерческих тайн и по усилению борьбы с их нарушителями. Сокращение времени процедур патентования. Учреждение специального органа для рассмотрения дел о производстве подделок в других странах с участием представителей государства и предпринимателей.
  4. Реформирование университетов и усиление системы общего образования, а также расширение возможностей академических структур и университетов в осуществлении межведомственных и междисциплинарных исследований и НИОКР.
  5. Увеличение гибкости в распределении финансовых ресурсов на основе расширения конкурсного отбора заявок на финансирование.
  6. Активное содействие созданию новых МСП, ориентированных на инновационную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями научно-технологического развития. Для этого будут значительно повышены верхние пределы предоставляемых кредитов, увеличена финансовая помощь, предоставляемая для обучения персонала и технического консультирования.

 

Ожидается, что принимаемые  меры позволят в ближайшее пятилетие  увеличить в 2 раза число вновь  создаваемых высокотехнологичных  МСП.

Координацию деятельности всей национальной инфраструктуры поддержки  и развития МСП осуществляет государственно «Агентство малого и среднего предпринимательства» (Small and Medium Enterprise Agency — SMEA), которое одновременно реализует общую стратегию правительства в части инновационной деятельности в секторе МСП. Это агентство активно взаимодействует с рядом крупных государственных и независимых организаций, научных центров и исследовательских институтов, среди которых важнейшую роль играет агентство «Организация поддержки МСП и инновационного развития регионов Японии» (Organization for SME and Regional Innovation of Japan — SMRJ). В структуре SMRJ действуют 9 институтов совершенствования технологий и управления МСП, 4 технопарка и ряд бизнес-инкубаторов. В них ежегодно около 4 тысяч специалистов и руководителей малых предприятий получают теоретическую и практическую подготовку по всем вопросам предпринимательской деятельности.

Основываясь на опыте  США и развитых Европейских стран, агентство SMRJ совместно с Японской ТПП постепенно расширяет практику помощи стартующим и развивающимся  МСП, привлекая для консультаций пенсионеров из числа высококвалифицированных специалистов. Для всесторонней поддержки инновационных МСП агентство SMRJ, во взаимодействии с администрациями префектур и с местными торгово-промышленными палатами, создали: «Венчурные центры поддержки предпринимательства — ВЦПП»; «Муниципальные центры поддержки МСП — МЦПП» и «Региональные центры поддержки МСП — РЦПП». Руководители и штатные сотрудники этих центров назначаются из числа местных предпринимателей и менеджеров с большим и успешным опытом работы. К настоящему времени в государственную инфраструктуру инновационной поддержки и развития МСП входят 8 венчурных, 59 региональных и 261 муниципальных центров поддержки МСП, а также ряд исследовательских институтов, информационных служб и кредитно-финансовых организаций.

Венчурные центры поддержки  МСП (ВЦПП) предоставляют сложные  услуги для высокотехнологичных  и интенсивно развивающихся МСП (отбор перспективных проектов, стратегия  выхода на фондовый рынок, патентование, финансовый менеджмент, юридическое и техническое консультирование при реализации сложных и рискованных проектов). Кроме того, ВЦПП проводят лекции и семинары по широкому спектру тем (венчурный бизнес, рынок ценных бумаг, методы управления, инновационная деятельность, новые технологии и др.), а также предоставляют бизнес-инкубаторам и технопаркам консультантов по планированию бизнеса, по расширению сети продаж, защите авторских прав и по другим сложным вопросам. Одновременно ВЦПП собирают сведения о выдающихся предпринимателях, об инновациях, об эффективных методах ведения бизнеса и успешных результатах применения нововведений с целью дальнейшего распространения прогрессивного опыта.

Региональные центры поддержки предпринимательства (РЦПП) расположены в каждой из 47 префектур и в 10 крупнейших городах страны. Эти центры реализуют программы поддержки МСП, ориентированные на потребности соответствующих префектур или крупных городов, а также консультируют предпринимателей об имеющихся ресурсах поддержки (финансы, технологии, материалы, производственные площади, оборудование, специалисты и др.). Наряду с этим, в РЦПП осуществляются программы обучения предпринимателей и проводятся семинары по широкой тематике (менеджмент, технологии, логистика, внешняя торговля и др.). Все РЦПП во взаимодействии с торгово-промышленными ассоциациями и местными торгово-промышленными палатами оказывают широкий спектр услуг для стартующих и действующих предпринимателей.

Информация о работе Зарубежный опыт инновационного менеджмента