Зарубежный опыт инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей. Вместе с тем предстоит еще изыскать и привести в действие нераскрытые резервы эффективной организации управления, более полного использования всех видов ресурсов, задействовать методы стимулирования труда. Решению этих задач может помочь освоение передовых методов управления в развитых капиталистических странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ ЕС 5
2. ОПЫТ США В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
3. ОПЫТ ЯПОНИИ В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Зарубежный опыт инновационного менеджмента.doc

— 236.50 Кб (Скачать)
  1. Стимулирование технологических инноваций;
  2. Использование потенциала МСП для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР;
  3. Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями;
  4. Помощь частному сектору в коммерциализации научно технических достижений, по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам;
  5. Вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках.

В рамках этого закона был разработан ряд национальных программ, финансируемых из государственного бюджета, которые предоставили инновационным МСП и изобретателям широкие возможности в реализации их разработок. Для стимулирования инновационной деятельности на различных предприятиях законодательством США предусмотрено исключение из налогообложения многих затрат (приобретение документации, оборудования, изготовление опытных образцов, проведение испытаний, оплата патентных услуг и др.).

В целях удовлетворения национальной потребности в специальных  исследованиях и разработках, а также для обеспечения более успешной деятельности инновационных предприятий, занятых научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками (далее НИОКР), в США реализуются комплекс различных по масштабам научно-технических программ. В ряду наиболее эффективных мероприятий федерального масштаба, можно назвать такие программы как «Программа Инновационных исследований в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research — SBIR) и «Программа Трансферта технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer Program — STTR). Обе эти программы координируются отделом технологий «Администрации Малого Бизнеса» (далее — агентство АМБ).

Программа SBIR служит для  привлечения инновационных идей малого бизнеса для решения научно-технических проблем по тематике 10 крупнейших федеральных министерств и национальных агентств. В их числе: Министерство сельского хозяйства; Министерство торговли; Министерство обороны; Министерство образования; Министерство энергетики; Министерство здравоохранения и обслуживания населения; Министерство транспорта; Агентство защиты окружающей среды; Национальное управление по аэронавтике и космонавтике; Национальный научный фонд и Комиссия по атомной энергии. Каждая из этих организаций может субсидировать свыше $100 млн. для выполнения НИОКР силами малых предприятий. Эти организации, являясь участниками SBIR, сами определяют размеры и виды финансовой поддержки будущих разработчиков и готовят тематические планы НИОКР, оценивают перспективность предпринимательских предложений и проводят конкурсы по распределению субсидий, грантов или контрактов. SBIR — является конкурсной программой финансирования инновационной деятельности МСП, связанной с исследованиями и разработкой научно-технических проблем государственной важности и обладающих значительным коммерческим потенциалом. Процесс реализации работ по тематике SBIR, а также размер финансовой поддержки основываются на квалификационной оценке малого предприятия, оригинальности инновационного предложения, его промышленных достоинствах и коммерческих перспективах.

Малые предприятия, претендующие на участие в программе SBIR должны соответствовать следующим жестким  критериям:

  • Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своём управлении.
  • Предприятие должно быть прибыльно работающим.
  • На предприятии должны работать профессиональные исследователи, разработчики и аналитики, их количество может достигать 2/3 от общего числа занятых.
  • Количество занятых не должно превышать 500 работающих.

Инновационные проекты  малых предприятий, получив на конкурсной основе соответствующие субсидии или  гранты, приступают к реализации своих  проектов. Программой SBIR предусмотрено  следующие три фазы развития инновационных  проектов:

I фаза является начальным этапом инновационной разработки и базируется на предложениях федеральных агентств по тематике НИОКР с размером субсидий или грантов до $100 тыс. На этом этапе определяются ориентировочные данные о предполагаемых результатах, путях их достижения, анализируется техническая осуществимость и экономическая целесообразность разработки. Эта работа длится примерно 6 месяцев и преследует следующие цели:

    1. Подтверждение способности МСП к проведению НИОКР;
    2. Подтверждение осуществимости инновационного решения;
    3. Получение достаточных результатов для заключения о целесообразности дальнейшего проведения работ и значительного увеличения капиталовложений во II фазе, в расчёте на повышение экономической эффективности проекта.

II фазой является дальнейшим  расширением инновационной разработки, начатой и успешно развивавшейся в I фазе. Величина субсидии (или гранта) определяется на конкурсной основе, исходя из научных и технических достоинств разработки по I фазе, может составлять не более $750 тыс. Предприятия, не принимавшие участия в I фазе или не получившие положительного результата не допускаются к участию в конкурсе на продолжение работ по II фазе. На этом этапе длительность работ не превышает 2-х лет. В течение II фазы завершаются все исследовательские и проектные работы с оценкой их коммерческого потенциала.

III фаза программы SBIR является периодом внедрения  результатов II фазы из лабораторной  практики в рыночную среду  и завершается масштабным коммерческим  применением. Однако, программа SBIR не предоставляет государственных средств для поддержки работ на этой фазе. В этой связи, при посредничестве SBIR, для финансирования работ по III фазе применяются такие механизмы как:

    1. Создание венчурных предприятий и заключение контрактов с частными предприятиями на производство новых продуктов и услуг;
    2. Организация партнерских отношений с донорскими предприятиями и привлечение средств частных инновационных фондов;
    3. Заключение контрактов с государственными агентствами на производство продуктов и процессов, которые будут использованы федеральным правительством;
    4. Активное содействие администрации программы SBIR в изыскании источников финансирования в других федеральных агентствах, в частном секторе или в структурах поддержки МСП.

По данным агентства  АМБ, ежегодно в рамках программы SBIR реализуется свыше 6 тыс. проектов на общую сумму более $2 млрд. при этом успешно завершают II фазу не более 1/3 от общего количества проектов.

Важнейшую задачу по совершенствованию  технологий выполняет программа STTR, которая стимулирует малые предприятия к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Эта программа даёт возможность МСП получить финансовую и техническую помощь в создании совместных предприятий и/или временных объединений, ориентированных на разработку новых технологий от первоначальной идеи и до полной их реализации. Основными заказчиками исследований по этой программе с общим годовым бюджетом более $1 млрд. являются крупнейшие правительственные ведомства США. Департамент технологий агентства АМБ осуществляет координацию программы STTR на всех этапах её реализации. Программа STTR финансируется из бюджетных средств, направляемых на выполнение НИОКР, имеющих важное значение для дальнейшего развития страны. Эти средства предназначаются участникам инновационных разработок — малым предприятиям и некоммерческим исследовательским институтам, которые не имеют достаточных средств для выполнения дорогостоящих и длительных НИОКР. Ежегодно по этой программе реализуется около 1000 инновационных технологических проектов. Основной упор делается на практическое применение теоретических разработок в виде новых продуктов и высоких технологий, востребованных рынком. При этом малые предприятия могут получать высокие прибыли от коммерциализации их разработок, что в свою очередь стимулирует экономическое развитие США. Важность выполняемых работ, накладывает следующие квалификационные требования ко всем участникам программы STTR:

Для малых предприятий:

    1. Предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своём управлении.
    2. Предприятие должно работать с прибылью.
    3. Ведущие исследователи могут не состоять в штате предприятия.
    4. Размер предприятия ограничен 500 работниками.

Для некоммерческих исследовательских  институтов:

  1. Институт должен располагаться на территории США.
  2. Нет ограничений по численности занятых.

Соответствовать одному из трёх следующих определений:

  1. Быть некоммерческим колледжем или институтом.
  2. Являться местной некоммерческой исследовательской организацией.
  3. Быть научно-исследовательским центром, финансируемым из федерального бюджета.

В соответствии с тематикой  НИОКР, администрация программы STTR рассматривает предложения возможных  участников конкурса инновационных  проектов. Исходя из оценки новизны  и будущего рыночного потенциала проектов, производится отбор предложений для участия в конкурсах на получение субсидий или грантов. В программе STTR предусмотрены следующие три фазы реализации инновационных проектов, прошедших конкурс:

I фаза — является  начальным этапом, предусматривающим финансирование проекта в пределах $100 тыс. в течении 1 года с целью проведения научных исследований оценки возможности технической и коммерческой реализации конструкторской идеи или технологии.

II фаза — предусматривает  финансирование в пределах $500 тыс., рассчитана на 2 года и является развитием результатов, достигнутых на I фазе. За этот период осуществляется завершение НИОКР, по результатам которых оценивается коммерческий потенциал разработки. К участию в конкурсе на получение финансирования по этой фазе, допускаются только разработки, успешно завершенные по I фазе.

III фаза — является  периодом перехода результатов  инновационной разработки II фазы  из стадии лабораторного применения  в рыночную сферу. На этом  этапе STTR не осуществляет финансовой  поддержки в коммерциализации разработки. Поиск необходимых средств для этого должны осуществлять сами МСП в частном секторе или у других федеральных агентств, не являющихся участниками финансирования программы STTR.

Агентство АМБ играет роль основного координатора программ SBIR и STTR, осуществляя руководство и контроль реализации всех проектов. В целях привлечения частного капитала для коммерциализации завершённых инновационных проектов, агентство АМБ разработало компьютеризированную систему поиска потенциальных источников капитала, заинтересованных в реализации конкурсных проектов программы SBIR и STTR.

Эффективность инновационных разработок сектора МП определяется в рамках национальной программы «Исследования  о результативности НИОКР в малом  бизнесе», координируемой департаментом технологий агентства АМБ. Отчеты по этой программе обобщают ежегодную оценку объёмов федеральных капиталовложений в НИОКР, проводимых в секторе МСП и их результативности (за исключением программ SBIR и STTR). Кроме того, в рамках этой программы, 18 федеральных агентств, каждое из которых располагает ежегодным бюджетом на НИОКР до $20 млн., проводят конкурсы на размещение в секторе МСП различных контрактов на специальные исследования и разработки. В рамках этой программы агентство АМБ формирует реестр инновационных МСП, успешно участвовавших в реализации различных НИОКР. Такой реестр позволяет ускорить процесс поиска и отбора наиболее перспективных инновационных предприятий для выполнения НИОКР по заявкам правительственных и частных организаций. Кроме того, сам факт зачисления в этот реестр является мощным свидетельством инновационной эффективности МСП, что способствует их рыночному успеху.

Другим действенным  механизмом финансирования инновационной  деятельности МСП, является программа  «Инвестиционные компании малого бизнеса» (Small Business Investment Company — SBIC), которая служит для обеспечения МСП рисковым и инвестиционным капиталом в период их старта, роста и последующего расширения. Эта программа реализуется и координируется агентством АМБ и в настоящее время в США действует свыше 400 инвестиционных компаний — SBICs, которые, используя свой собственный капитал и привлекая заимствованные средства, осуществляют различные виды инвестиций в МСП по приемлемым ставкам на основании гарантийных обязательств агентства АМБ. С учётом привлечения частных инвестиций, общий капитал этой программы достигнет $21 млрд. Практически все SBICs являются частными коммерческими предприятиями. Они предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Программа SBIC предназначена для финансирования всех типов производственных и обслуживающих предприятий. Многие SBICs ориентированы на предоставление венчурных инвестиций в инновационные МСП, ориентированные на проведение НИОКР и производство новых продуктов и услуг. Это обусловлено тем, что инвесторы исходят из уверенности в высоком потенциале роста этих предприятий. Так по данным «Национальной ассоциации венчурного капитала США» (NVCA), в рамках программы SBIC, рисковые капиталовложения позволили создать более 75000 новых рабочих мест на МСП с высокотехнологичным производством. Самым распространённым видом финансовой поддержки в рамках программы SBIC, являются инвестиции объёмом до $750 тыс. (в некоторых случаях инвестиции могут быть увеличены на 50-70%), по которым агентство АМБ может предоставлять гарантии. Инвестиции предоставляются сроком до 10 лет для вложения в активную часть фондов (оборудование, технологии и т.п.) и до 25 лет для вложения в здания и сооружения. Побудительным стимулом для деятельности SBICs является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий.

К числу достаточно активных механизмов содействия освоения новых  технологий, в том числе и в  инновационных МСП можно отнести  и две следующие программы.

Программа: «Деловые информационные центры» (Business Information Center — BIC) направлена на поддержку деятельности около 400 информационных центров, которые содействуют применению новейших высокотехнологичных методов работы в малом бизнесе на основе использования современной аппаратуры, коммуникационных систем и программного обеспечения. В этих центрах ведется бесплатное консультирование и обучение начинающих и действующих предпринимателей силами «Корпуса консультантов из числа бывших топ-менеджеров» (Service Corps of Retired Executives — SCORE) и специалистами из других партнерских и общественных организаций, сотрудничающих с агентством АМБ.

Информация о работе Зарубежный опыт инновационного менеджмента