Зарубежный опыт инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей. Вместе с тем предстоит еще изыскать и привести в действие нераскрытые резервы эффективной организации управления, более полного использования всех видов ресурсов, задействовать методы стимулирования труда. Решению этих задач может помочь освоение передовых методов управления в развитых капиталистических странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ ЕС 5
2. ОПЫТ США В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
3. ОПЫТ ЯПОНИИ В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Зарубежный опыт инновационного менеджмента.doc

— 236.50 Кб (Скачать)


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

 

Происходящие в нашей  стране преобразования нацелены на повышение  эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей. Вместе с тем предстоит еще изыскать и привести в действие нераскрытые резервы эффективной организации управления, более полного использования всех видов ресурсов, задействовать методы стимулирования труда. Решению этих задач может помочь освоение передовых методов управления в развитых капиталистических странах.

Особую важность в  этом плане представляет ознакомление с японскими методами управления, повышенный интерес к которым проявляется практически во всем мире.

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного(американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения на японских предприятиях, значительно отличаются от американских.

Во-вторых, результаты, полученные на японских предприятиях (например, темпы  роста производительности труда), свидетельствуют  о том, что используемые там методы управления персоналом достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает все  большее внимание зарубежных исследователей, которые, изучая японские методы управления персоналом, рассматривают возможность их использования в своих странах.

Исследователи японской экономики, в том числе и один из известных за рубежом специалистов по японскому менеджменту Уильям Оучи, считают, что успехи японской экономики главным образом стали следствием оформления и функционирования специфической японской системы управления. При внимательном и тщательном изучении японского менеджмента оказалось, что японская система управления - это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из рационализаторских японских методов управления представляют собой адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту. В связи с этим изучение японской модели управления, основных её принципов, её корней и истоков, представляет определённый интерес для исследования, и является актуальным с точки зрения попытки внедрения или адаптации некоторых основополагающих принципов японской системы, в управленческую систему российских предприятий.

Вся активная деятельность по изучению японского управления отражает общую встревоженность делового мира и научных кругов США и  Западной Европы по поводу их отставания от Японии в такой решающей области, как управление.

Цель работы – исследовать  сущность и особенности зарубежного  опыта управления инновациями.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность  европейского опыта управления  инновациями.

2. Провести анализ  американской практики инноваций.

3. Описать японский  опыт инновационного менеджмента.

1. Инновационная деятельность в странах ЕС

 

Германия, Англия, Франция  – эти страны являются ведущими в составе Евросоюза. Особенностями  стран Евросоюза являются: дороговизна рабочей силы  и природных ресурсов, земли; высокая плотность народонаселения; высокий технологический уровень производства и информатизации; уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям; государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; индикативное планирование инновационной деятельности; развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; высокий уровень концентрации кооперирования производства. И, как следствие, в этих странах высокое качество жизни населения.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной  деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

  • выработка единого антимонопольного законодательства;
  • использование системы ускоренной амортизации оборудования;
  • льготное налогообложение НИОКР;
  • поощрение малого наукоемкого бизнеса;
  • прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;
  • стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной  политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном уровне, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана – «Кооперация между странами в области инноваций» – предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями – специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне.

Второй раздел плана  посвящен координации реализации инновационной  политики. Третий – созданию системы  передачи информации по инновациям и  технологиям, совершенствованию патентной  системы, унификации и стандартизации. Четвертый – мероприятиям по повышению  инновационного потенциала менее развитых стран (Греция, Ирландия).

Стимулирование  инновационной деятельности в Евросоюзе  осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в  мировой практике.

В странах ЕС приоритетными  задачами являются развитие в регионах наукоемких производств и инновационное расширение сферы услуг. В связи с важностью этих задач в Евросоюзе разработана специальная программа RITTS (Regional Innovation and Technology Transfer Strategies and Infrastructures Project) - программа развития региональных стратегий и инфраструктур трансфера технологий и инновационной деятельности, охватывающая 21 регион. Содержание работ состоит в оценке существующих условий для развития инновационных процессов в субсидируемом регионе, разработке предложений по формированию и оптимизации региональной стратегии, политики, инфраструктуры, которая будет способствовать их реализации, в целях поддержки инноваций и трансфера технологий. Проекты финансируются из бюджета Инновационной программы и относятся к конкретному региону, учитывают только его нужды1.

При региональных торгово-промышленных палатах создаются региональные агентства научно-технической информации (ARIST), специализирующиеся на информационно-аналитической  работе в области науки, технологии и экономики. Помимо обычного набора консультационно-информационных услуг агентства осуществляют для своих клиентов мониторинг деятельности конкурентов в трех направлениях - технологическом, экономическом и коммерческом.

В каждой стране ЕС имеется  свой подход к развитию инновационной системы в регионах, учитывающий традиционное размещение исследовательских и образовательных учреждений, объектов промышленности и другие особенности.

В Германии в этом плане для федеральных земель (регионов) характерны два основных типа региональных инновационных систем: 1) земли, имеющие очень большой инновационный потенциал; 2) земли, имеющие средний инновационный потенциал с уклоном трансфера технологий и тенденций размещения высокотехнологичных предприятий.

Типичным и ярким  представителем первого типа является земля Баден- Вюртенберг, где сосредоточено 14 исследовательских институтов, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования, 14 институтов прикладных исследований, более 60 исследовательских центров промышленных компаний, 9 университетов, 39 технических колледжей и т.д. Этот регион можно отнести к научно-ориентированным. Факторы высоких темпов его инновационного развития - это не только наличие мощного потенциала региональной инновационной системы, но и сложившийся тип отношений между ее участниками: инновационная система земли Баден-Вюртенберг характеризуется высокой степенью автономности, целенаправленности, независимости и коммерциализации.

Ко второму типу можно  отнести федеральную землю Саар, где имеются достаточная научная поддержка и инфраструктурное обеспечение. В этом регионе (земле), как и в других, эффективно реализуется инновационная политика. Инновационный комплекс земли Саар, значительно уступая по масштабности первому типу, включает 2 университета, 8 специализированных организаций, в том числе для поддержки инновационной деятельности, и 5 центров, которые содействуют созданию новых, высокотехнологичных предприятий и предоставляют льготные условия аренды.

Система поддержки инновационного развития правительством Саар через Торгово-промышленную палату включает следующие направления: прямая финансовая поддержка инновационных проектов малых и средних предприятий как часть технологической программы земли Саар; создание благоприятных условий для деятельности учреждений в области консалтинга и трансфера технологий; создание и укрепление организаций, на базе которых ведутся работы, направленные на коммерческую реализацию результатов, укрепление университетских подразделений технологического профиля в целях формирования среды, благоприятной для размещения в Сааре высокотехнологичных предприятий2.

При этом постоянно реализуются  локальные программы. Например, программа  оказания помощи малым и средним  предприятиям в реализации перспективных  проектов; программа «Исследование и технология» направлена на разработку перспективных для рынка новых видов продукции и технологических процессов. Эту землю (регион) можно отнести к промышленно-ориентированным.

Во Франции традиционно сформировалась более централизованная структура инновационных исследований. Франция, в отличие от многих европейских стран, отказывается от проведения глобальной политики в сфере науки и технологий с помощью административно-правовых рычагов и занимается перестройкой инфраструктуры с целью создания наиболее благоприятных условий для кооперации науки и производства. Во Франции создан мощный комплекс поисковых и прикладных исследований. Инновационная политика этой страны развивается по нескольким направлениям: поддержка инновационной деятельности малых и средних предприятий, снятие ограничений на пути венчурных инвестиций, стимулирование кооперации между научными организациями, вузами и промышленными предприятиями.

Несмотря на относительную  централизованность научно-технической  деятельности четко просматривается и региональный подход в инновационной сфере. При этом в зависимости от особенностей регионов (провинций, департаментов) реализуются различные региональные инновационные стратегии: например, в экономически развитом регионе Лион, где функционируют промышленные зоны и научные парки, используется стратегия консолидации, в промышленно развитом регионе (провинции) Сан-Дизье - стратегия диверсификации. Стратегия создания, которая предусматривает формирование научных парков, развитие инновационной инфраструктуры и т.д., используется в промышленно слаборазвитом районе Лазурный берег в департаменте Приморские Альпы.

Продвижением инноваций  в промышленность призвано заниматься Инновационное агентство Франции, которое находится в двойном  подчинении - Министерству промышленности и Министерству научных исследований. Для агентства характерна децентрализованная структура с широким представительством на региональном уровне.

В правовом плане основой  инновационной политики является закон  Франции об инновациях и исследованиях от 12 июля 1999 г., действие которого направлено на трансфер результатов исследований, финансируемых государственным сектором экономики, в промышленность и создание малых инновационных предприятий. Во Франции наибольшее развитие получили различные системы поддержки инновационной деятельности. На региональном уровне созданы специализированные структуры инновационной деятельности (технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства и центры трансфера технологий). Министерством научных исследований Франции создано более 150 специализированных центров региональных инноваций и трансфера технологий. Каждый центр специализируется в определенной области знаний и отрасли производства.

В отдельных регионах (провинциях, департаментах) Франции  инновационное развитие в рамках формирования современных НИС осуществляется посредством создания технопарков высоких технологий, причем они формируются не только в промышленно-развитых департаментах, но и там, где экономика имела монопродукговую ориентацию (например, виноделие, туризм), а продукция высоких технологий составляла менее 2-3 % ВРП. В качестве примера можно привести эффективно функционирующий технопарк высоких технологий «София-Антиполис» около Ниццы (регион Лазурный берег, департамент Приморские Альпы).

При создании технопарка «София-Антиполис» решались следующие задачи: переход от традиционной модели моноориентированной экономики (туризм) к модели инновационной экономики; новые технологии становятся базой для роста экономики региона; отработка механизмов взаимодействия структур разного уровня - государственного, регионального, местного, а также механизма бюджетного инвестирования и субсидирования, направленного на стимуляцию инновационной деятельности компаний. Технопарк в своем развитии прошел несколько этапов, последний из которых завершился реализацией новой стратегии развития, основанной на диверсификации поисковых и прикладных исследований (2001-2006).

К 2007 г. технопарк «София-Антиполис» являлся одним из крупнейших в  Европе. В нем функционировали 1300 крупных и мелких компаний, НИИ и университетов (около 1000 фирм являются компаниями с иностранным капиталом), было создано около 27000 рабочих мест. Основные направления деятельности технопарка - информационные технологии, биотехнологии, науки о Земле. В 2007 г. продукция высоких технологий составила 50 % ВРП департамента Приморские Альпы (против 3 % до создания технопарка).

Информация о работе Зарубежный опыт инновационного менеджмента