Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа
Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей. Вместе с тем предстоит еще изыскать и привести в действие нераскрытые резервы эффективной организации управления, более полного использования всех видов ресурсов, задействовать методы стимулирования труда. Решению этих задач может помочь освоение передовых методов управления в развитых капиталистических странах.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНАХ ЕС 5
2. ОПЫТ США В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
3. ОПЫТ ЯПОНИИ В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
По своим параметрам этот технопарк представляет крупную региональную инновационную систему, его характерная черта - научная ориентированность. Заслуживают внимания принципы организации, обустройства технопарка «София- Антиполис». Применяются следующие критерии отбора компаний: научно- исследовательский характер деятельности; отсутствие загрязняющих и шумовых факторов; общая сумма инвестиций, тип и количество планируемых рабочих мест; пропорция занимаемой земли с количеством планируемых рабочих мест. В бюджете технопарка доля государства составляет около 30 %, региона Лазурный берег - более 40 %.
В Великобритании традиционно организационные формы инновационной деятельности состоят из следующих элементов: университетов и политехнических институтов, государственных НИИ и лабораторий (отраслевых), исследовательских ассоциаций, НИИ, работающих по заказу, НИИ и лабораторий корпораций и фирм. В определенной степени эти организационные формы аналогичны тем, которые функционируют в США и РФ. Однако в Великобритании также получили развитие исследовательские ассоциации по отраслям и видам продукции (например, Британская исследовательская ассоциация по керамике), многие из которых расположены в регионах (графствах). В соответствии с государственным документом «Стратегия по науке и инновациям» в Великобритании в регионах стимулируется распространение сотрудничества университетов и бизнеса, поддерживается коммерциализация передовых технологий, совершенствуется научная и технологическая база.
Все это осуществляется под эгидой Министерства торговли и промышленности во взаимодействии с региональными агентствами по развитию на основе консультации заинтересованных участников на национальном и региональном уровнях. При этом главную роль играют регионы (графства), на уровне которых в основном и осуществляется связь с бизнесом.
В организационном плане в Великобритании, как и во многих европейских странах, в регионах создаются и функционируют научные и технологические парки с широким спектром функций и разнообразными структурами. Например, Кембриджский технопарк представляет собой группу исследовательских организаций и наукоемких, высокотехнологичных производственных фирм, которые размещены недалеко от известного университета и используют преимущества от взаимодействия с ним. В технопарке функционируют 65 высокотехнологичных организаций и предприятий, где работают более 5 тыс. научно-технических сотрудников. Этот парк можно отнести к научно-ориентированным, хотя в его составе имеются производственные предприятия опытно-внедренческого типа.
К научно-ориентированным
относится Херионт-Уоттский научный
парк, где разрешено только проведение
научно-исследовательских
Необходимо подчеркнуть, что по структуре собственности технопарки (научные парки) Великобритании отличаются от многих европейских. Так, частным технопаркам принадлежит 11 % собственности, университетским - 27 %, партнерству между общественными организациями без участия университета - 19 %, партнерству между университетом и общественно-частными структурами - 43 %. Таким образом, университеты в организации и функционировании инновационной системы, в том числе региональной, играют огромную роль.
За последние 10-15 лет Великобритания существенно пересмотрела свою стратегию в отношении центров трансфера технологий. Одной из особенностей сложившейся в Великобритании общей схемы передачи технологий являлось создание консорциумов (клубов) промышленных компаний, образовательных учреждений и научных организаций для проведения совместных исследований на ранних стадиях НИОКР. Министерство торговли и промышленности оказывало поддержку более чем 100 подобным учреждениям в различных областях техники и новых технологий (от квантовой электроники до биотехнологий), большинство из которых являются региональными. Основные задачи подобных организационных структур - установление связей между университетами, научными лабораториями и заинтересованными промышленными компаниями, а также распространение информации по регионам о новых перспективных технологиях.
Важную роль в обеспечении процесса передачи высоких технологий играют технологические посредники между продавцами и покупателями новых технологических разработок. Крупнейшей структурой такого рода является «Британская технологическая группа» (British Technology Group - BTG). Основная сфера ее деятельности - содействие передаче новых перспективных идей и разработок из университетов и различных исследовательских учреждений госсектора в промышленность на основе продажи лицензий. BTG проводит экспертизу экономической эффективности предложений ученых, финансирует на коммерческой основе некоторые наиболее перспективные инновационные проекты, осуществляет патентование изобретений английских специалистов за границей.
Определенный интерес представляет опыт формирования инновационных систем в регионах относительно небольших европейских стран (Бельгия, Финляндия и др.).
В Бельгии общая тенденция в развитии инновационной деятельности заключается в передаче все большего объема полномочий регионам. Региональные власти осуществляют собственную научно-техническую политику и управляют соответствующими организациями. Отличительная черта региональной инновационной составляющей - создание в рамках промышленного кластера региональных центров бизнеса и инноваций, каждый из которых должен обслуживать около 20 новых предприятий. Примером является Центр бизнеса и инноваций «Innotek» провинции Антверпен (Фландрия). Цели создания этого центра: стимулирование инноваций на новых и существующих малых и средних предприятиях; развитие внутреннего потенциала региона как части региональной стратегии развития. Номинальными членами центра являются крупные предприятия, научно-исследовательские центры и институты, правительственные структуры, общественные коммерческие и некоммерческие организации, университет Кемпен.
«Innоtek» является членом европейской сети из 160 центров инноваций и бизнеса (BIC) - EBN (European Business Network). Это позволяет поддерживать высокое качество выполнения проектов, иметь обширные контакты в других европейских странах для осуществления трансфера технологий и информационного обмена, участвовать в международных проектах EC.
Этот центр занимается интенсивным внедрением новых инновационных проектов на малых предприятиях, маркетинговыми исследованиями рынков сбыта, делает технико-экономические обоснования новых разработок, помогает предприятиям в поиске партнеров для новых проектов и в вопросах финансирования. Например, «In^te^» осуществляет такие проекты, как внедрение альтернативных источников энергии при строительстве (здания с солнечными панелями), предупредительные и сигнальные системы, цифровое диалоговое телевидение и т.д. Основные научные исследования в этом центре осуществляются университетом Кемпен, преобладают прикладные исследования по 10 направлениям: управление энергоресурсами, экология, защита окружающей среды, биомедицина, пищевая промышленность, информационные технологии, социальное обеспечение и его экономические аспекты, геронтология и др. Вся научная деятельность сосредоточена вокруг проектов, которые получают финансирование из средств либо специализированных государственных фондов (в том числе фондов Евросоюза), либо бизнес-структур (в том числе крупных промышленных предприятий), которые заинтересованы в инновациях.
Все инновационные структуры
Бельгии, включая центры инноваций
и бизнеса, относятся к промышленно-
C точки зрения вопроса
формирования инновационной
В течение 8-10 лет после развала СССР Финляндия превратилась в одну из инновационно развитых стран3. Такое положение было достигнуто за счет: развития фундаментальных и поисковых исследований, финансируемых преимущественно государством в университетах; создания сети региональных центров трансфера технологий; развития элементов инновационной инфраструктуры в регионах (губерниях); участия по линии глобальных сетей.
За 5-6 лет была создана сеть центров трансфера технологий, целью которых стал анализ технологических преимуществ всех губерний Финляндии, включая Лапландию. В результате были определены конкурентные преимущества страны и ее регионов, правительство выделило деньги на стимулирование конкретных разработок. Сейчас, например, в Лапландии инновационной технологией, приносящей доход, является производство оленины.
Основными элементами подсистемы инновационной инфрастуктуры в губерниях (регионах) являются бизнес-инновационные, телекоммуникационные и торговые сети, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры и др. В Финляндии уделяется большое внимание развитию региональных технопарков, которые рассматриваются как один из важнейших элементов инновационной инфраструктуры страны и губерний, который способствует углублению сотрудничества государственных исследовательских центров и университетов с промышленностью.
Одним из основных критериев
оценки эффективности деятельности
технопарков является количество новых
высокотехнологичных
На базе 20 университетов
в Финляндии муниципальными органами
власти созданы 22 технопарка, которые
в большинстве принадлежат
Примером успешного развития в регионе (губернии) новых наукоемких производств является Савония. Этот регион имел слабый экономический сектор по ряду причин: недостаток человеческих ресурсов, энергии, сырья, транспортных коммуникаций. Он традиционно относился территориям, которые живут за счет сельского хозяйства или туризма. Технопарк «Microteknia» в г.Куопио был организован с целью координации действий по развитию технологий в этом регионе. На начальном этапе (этап создания инфраструктуры) финансирование осуществлялось только за счет бюджета региона Савония. Часть средств на развитие инфраструктуры была выделена решением Европейской комиссии по программе развития экономики территорий стран Евросоюза.
Сейчас в «Microteknia»
работает более 2300 экспертов из 200 компаний,
среди которых «Siemens» и друг
Инновационные системы
в регионах Финляндии в основном
относятся к промышленно-
На основе анализа формирования инновационных систем в регионах рассмотренных и некоторых других европейских стран можно сделать следующие выводы.
По-видимому, в «чистом» виде ни одна из зарубежных моделей не может быть использована в регионах России при формировании и развитии региональных инновационных систем. Причем этот вывод относится и к опыту создания инновационных систем в регионах (штатах, провинциях) США и Китая, данные о которых не включены в текст настоящей статьи. При создании и развитии региональных инновационных систем в РФ могут быть использованы лишь отдельные элементы механизмов инновационного развития, функционирующих за рубежом.
Одним из важнейших направлений в экономике США является активизация инновационной деятельности с целью создания научно-технического базиса для всестороннего развития страны в ХХI веке. Одним из основных движителей технического прогресса являются предприятия сектора МСП, инновационная активность которых подтверждается тем, что количество нововведений, приходящихся на одного научного сотрудника в них в 4 раза выше, чем в крупных организациях. При этом число нововведений на 1 доллар затрат на НИОКР в секторе МСП — в 24 раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Кроме того, инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов, выданных на одного работника, почти в 16 раз превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Следует отметить, что малые предприятия, имея ограниченные ресурсные возможности, проявляют высокую активность в инновационной сфере деятельности, которая связана с большими рисками. В целях обеспечения благоприятных условий для успешной деятельности инновационных МСП, Правительством США в 1982 г. был принят федеральный закон. «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе» с последующими изменениями от 1992 г.4, основными целями которого являются:
Информация о работе Зарубежный опыт инновационного менеджмента