Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение западноевропейской модели менеджмента и особенностей ее развития на современном этапе. Задачей исследования является определение лучших достижений в западноевропейской модели, которые будут наиболее эффективны при введении своего бизнеса и, при этом, быть отличным руководителем, не проиграв в «конкурентной борьбе», то есть добиться высочайшего качества, не потерять своих клиентов или не разориться.
Иерархия на швейцарских предприятиях - не только концепция организации; она никоим образом не подавляет индивидуальность и низшие по уровню звенья. В швейцарских компаниях даже уборщица является достойным и уважаемым членом трудового коллектива. Это важно, поскольку для швейцарских руководителей необходимо хорошо знать людей, чтобы принимать правильные управленческие решения. Швейцарский шеф не должен играть в начальника, он точно такой же человек, как и его подчиненные. Этому не мешает даже то, что в Швейцарской Конфедерации до 80% директоров — выходцы из высших слоев или верхушки среднего класса. Соответственно дистанция между шефом и его подчиненными не слишком велика, даже с точки зрения социальной иерархии. Швейцарский шеф должен быть прост в общении с сослуживцами, доступен, и даже рукопожатия с подчиненными становятся для него негласной обязанностью. Руководитель и даже просто старший по должности должен уважать своих сотрудников, поддерживать благоприятную атмосферу в трудовом коллективе, быть компетентным. Он должен много и продуктивно работать, подавая положительный пример всему коллективу. [20. с. 224]
1.3 Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе
В понятие европейской модели включают совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы. Но каждое европейское государство имеет свои исторические, культурные и экономические пути развития. В соответствии с этими процессами развивались и закреплялись национальные черты менеджмента этих стран. В этой связи европейская модель представляется как совокупность национальных моделей. [15. с. 112]
Для западноевропейской модели характерно, что должности организуются в иерархическую структуру в соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находится в подчинении вышестоящей. Объем власти и объем полномочий по мере движения вверх по уровням иерархии возрастает. Отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется на экзамене или в соответствии с опытом и обучением.
Все административные (управленческие) акты и решения оформляются в письменном виде. Ведение записей есть память организации, обеспечивающая преемственность во времени. При назначении руководителей набирают людей, которые могли бы иметь полную самостоятельность и ответственность в рамках своих знаний и опыта. Последние в свою очередь должны ставиться в соответствие целям организации.
Деятельность по управлению персоналом считается одной из важнейших в организации, поэтому ей обязательно занимается кто-то из членов правления. В связи с этим в европейских организациях нет глобальной политики в области управления персоналом. Важная особенность европейских фирм состоит в том, что они, как правило, выдвигают на высшие должности людей из своих рядов, крайне редко прибегая к найму со стороны.
Менеджеры не являются собственниками организации, они – наемные сотрудники, они работают только в интересах самой организации, а не в интересах отдельных персон и групп. Они работают в соответствии с четкими правилами и процедурами, что должно гарантировать надежность и предсказуемость их поведения. Формальные установки, которые определяют и контролируют поведение всех работников во время работы, способствуют обеспечению трудовой дисциплины и контролю для достижения поставленных целей. В конечном итоге гарантируют стабильность организации. [23. с. 14]
Европейская модель содержит в себе особенности оплаты труда. Затраты на персонал подразделяются на собственно заработную плату как основные и дополнительные, уходящие на предоставление сотрудникам социальных благ, а также повышение квалификации. В договоре закрепляется неразглашение сведений о зарплате другим работникам компании. В крупных организациях практикуется ротация сотрудников по разным должностям, но с сохранением заработной платы.
Особый тип отношений между предпринимателями и работниками составляет социальное партнерство, при котором достигается между ними социальный мир, а возникающие конфликты разрешаются цивилизованными методами. Социальное партнерство не исключает возможности требований наемных работников о повышении заработной платы, изменений режима работы и условий труда, снижения налогов и т. п. В европейских странах с рыночной экономикой отношения социального партнерства складывались естественным путем на протяжении длительного периода времени.
Для обмена опытом в европейских странах создаются ассоциации работников служб по управлению персоналом, которые пользуются большой популярностью. [14 с. 68]
В последнее время в западноевропейских странах больше внимания стало уделяться коллективной работе. Четко очерчены управленческие группы, за каждой из которых закреплен круг решаемых вопросов.
В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатываются новые способы привлечения работников к «участию в управлении». Заслуживает внимания система «соучастия», сформировавшаяся в ФРГ. Она состоит из трех элементов: создание «производственных советов» на предприятиях, включение представителей наемных работников в наблюдательные советы и включение «рабочих директоров» в советы управляющих.
Представительство рабочих в советах, комитетах и других органах имеет место и в других западноевропейских странах - во Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии, Австрии и др.
Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволяет изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения. [17. с. 50]
Европейская модель определяет три необходимых условия эффективного менеджмента:
1. Положительный настрой руководителя (доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на успех);
2. Верно выбранный тон (условия коммуникации);
3. Выбор правильной частотности влияния, так как для успешной мотивации необходима оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном состоянии человека, когда он наиболее расположен чувствовать, желать, формировать впечатление.
Западноевропейские компании имеют общие с американскими фирмами черты в использовании принципа децентрализации управления, т.е. каждое подразделение вольно проводить собственную политику. Западноевропейские фирмы охвачены процессами концентрации и централизации под влиянием научно-технического прогресса.
В последние десятилетия западноевропейские фирмы произвели реорганизацию управления с использованием американского опыта. Они отошли от узкой специализации производства. В рамках компаний создаются производственные отделения или группы подразделений по различным сферам деятельности. Однако в них все же сохраняются свои особенности.
В частности, производственные отделения в западноевропейских компаниях играют большую роль. В децентрализованной форме управления они координируют деятельность входящих в них дочерних компаний, которые наделены оперативно-хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью. Дочерние же компании выступают одновременно и центрами прибыли, и центрами ответственности. В рамках закрепленной за ними товарной номенклатуры они сами ведут научные исследования, находят потребителей продукции, осуществляют ее производство и сбыт, используя экономические методы управления. Производственные отделения контролируют и координируют деятельность закрепленных за ними дочерних компаний по научным исследованиям, производству, сбыту, финансам.
Между отдельными компаниями устанавливаются производственные связи, и тогда западноевропейские концерны (германские, французские, шведские) называются «промышленными группами».
Но весьма важную роль в 20-м столетии сыграла теория государственного регулирования, получившая наиболее яркое отражение в немецкой и шведской моделях управления. [19. с. 89]
2. Применение западноевропейской модели менеджмента на примере торгового предприятия ООО «Акрополь»
2.1. Общая характеристика предприятия
«Акрополь» - это общество с ограниченной ответственностью, учреждённое несколькими физическими лицами, находящееся по адресу: г. Невельск ул. Рыбатская 1, предприятие является юридическим лицом. Зарегистрировано администрацией Невельского района г. Невельска 26 марта 2000г. за № 225.
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для реализации товаров народного потребления, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством РФ.
Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля.
Предприятие заключает сделки (договоры, контракты) со многими предприятиями Сахалинской области на поставку товаров народного потребления. Предприятие может закупать товары у разных российских юридических и физических лиц.
Структурноеподразделение | Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации | Количество | Тарифная ставка | Надбавки, руб | Всего, руб | |||||||||
Северная надбавка,50% | Районныйкоофициент,1,4 | |||||||||||||
наименование | код | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
Администрация | 01 | Генеральный директор | 1 | 35000 | 17500 | 14000 | 66500 | |||||||
01 | Финансовый директор | 1 | 30000 | 15000 | 12000 | 57000 | ||||||||
01 | Коммерческий директор | 1 | 30000 | 15000 | 12000 | 57000 | ||||||||
Финансовый директор | 02 | Главный бухгалтер | 1 | 32000 | 16000 | 12800 | 60800 | |||||||
02 | Бухгалтер | 2 | 28500 | 14250 | 11400 | 54150 | ||||||||
Коммерческий директор | 03 | Маркетолог | 1 | 15500 | 7750 | 6200 | 29450 | |||||||
Отдел продаж | 03 | Начальник отдела продаж | 1 | 25000 | 12500 | 10000 | 47500 | |||||||
03 | Продавец-консультант | 5 | 19000 | 9500 | 7600 | 36100 | ||||||||
03 | Продавец- кассир | 3 | 18000 | 9000 | 7200 | 34200 | ||||||||
Отдел закупок | 03 | Менеджер по закупкам | 1 | 20000 | 10000 | 8000 | 38000 | |||||||
03 | Кладовщик | 2 | 13000 | 6500 | 5200 | 24700 | ||||||||
Юридический отдел | 04 | Юрист | 1 | 20000 | 10000 | 8000 | 38000 | |||||||
Отдел кадров | 05 | Кадровик | 1 | 14000 | 7000 | 5600 | 26600 | |||||||
20 | 570000 |
Продукция | Товарооборот, тыс. руб | ||
2008г. | 2009г. | ||
Фактический | Плановый | ||
Продовольственные | 4121 | 4245 | 4500 |
Непродовольственные | 1930 | 1855 | 1700 |
Итого | 6051 | 6100 | 6200 |