Западноевропейская модель менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение западноевропейской модели менеджмента и особенностей ее развития на современном этапе. Задачей исследования является определение лучших достижений в западноевропейской модели, которые будут наиболее эффективны при введении своего бизнеса и, при этом, быть отличным руководителем, не проиграв в «конкурентной борьбе», то есть добиться высочайшего качества, не потерять своих клиентов или не разориться.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

Иерархия на швейцарских предприятиях - не только концепция организации; она никоим образом не подавляет индивидуальность и низшие по уровню звенья. В швейцарских компаниях даже уборщица является достойным и уважаемым членом трудового коллектива. Это важно, поскольку для швейцарских руководителей необходимо хорошо знать людей, чтобы принимать правильные управленческие решения. Швейцарский шеф не должен играть в начальника, он точно такой же человек, как и его подчиненные. Этому не мешает даже то, что в Швейцарской Конфедерации до 80% директоров — выходцы из высших слоев или верхушки среднего класса. Соответственно дистанция между шефом и его подчиненными не слишком велика, даже с точки зрения социальной иерархии. Швейцарский шеф должен быть прост в общении с сослуживцами, доступен, и даже рукопожатия с подчиненными становятся для него негласной обязанностью. Руководитель и даже просто старший по должности должен уважать своих сотрудников, поддерживать благоприятную атмосферу в трудовом коллективе, быть компетентным. Он должен много и продуктивно работать, подавая положительный пример всему коллективу. [20. с. 224]

 

1.3 Особенности развития западноевропейской модели менеджмента на современном этапе

 

В понятие европейской модели включают совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы. Но каждое европейское государство имеет свои исторические, культурные и экономические пути развития. В соответствии с этими процессами развивались и закреплялись национальные черты менеджмента этих стран. В этой связи европейская модель представляется как совокупность национальных моделей. [15. с. 112]

Для западноевропейской модели характерно, что должности организуются в иерархическую структуру в соответствии с формальными полномочиями, каждая должность находится в подчинении вышестоящей. Объем власти и объем полномочий по мере движения вверх по уровням иерархии возрастает. Отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется на экзамене или в соответствии с опытом и обучением.

Все административные (управленческие) акты и решения оформляются в письменном виде. Ведение записей есть память организации, обеспечивающая преемственность во времени. При назначении руководителей набирают людей, которые могли бы иметь полную самостоятельность и ответственность в рамках своих знаний и опыта. Последние в свою очередь должны ставиться в соответствие целям организации.

Деятельность по управлению персоналом считается одной из важнейших в организации, поэтому ей обязательно занимается кто-то из членов правления. В связи с этим в европейских организациях нет глобальной политики в области управления персоналом. Важная особенность европейских фирм состоит в том, что они, как правило, выдвигают на высшие должности людей из своих рядов, крайне редко прибегая к найму со стороны.

Менеджеры не являются собственниками организации, они – наемные сотрудники, они работают только в интересах самой организации, а не в интересах отдельных персон и групп. Они работают в соответствии с четкими правилами и процедурами, что должно гарантировать надежность и предсказуемость их поведения. Формальные установки, которые определяют и контролируют поведение всех работников во время работы, способствуют обеспечению трудовой дисциплины и контролю для достижения поставленных целей. В конечном итоге гарантируют стабильность организации. [23. с. 14]

Европейская модель содержит в себе особенности оплаты труда. Затраты на персонал подразделяются на собственно заработную плату как основные и дополнительные, уходящие на предоставление сотрудникам социальных благ, а также повышение квалификации. В договоре закрепляется неразглашение сведений о зарплате другим работникам компании. В крупных организациях практикуется ротация сотрудников по разным должностям, но с сохранением заработной платы.

Особый тип отношений между предпринимателями и ра­ботниками составляет социальное партнерство, при котором дос­тигается между ними социальный мир, а возникающие конфлик­ты разрешаются цивилизованными методами. Социальное парт­нерство не исключает возможности требований наемных работ­ников о повышении заработной платы, изменений режима работы и условий труда, снижения налогов и т. п. В европейских странах с рыночной экономикой отношения социального партнерства складывались естественным путем на протяжении длительного периода времени.

Для обмена опытом в европейских странах создаются ассоциации работников служб по управлению персоналом, которые пользуются большой популярностью. [14 с. 68]

В последнее время в западноевропейских странах больше внимания стало уделяться кол­лективной работе. Четко очерчены управленческие группы, за каждой из которых закреплен круг решаемых вопросов.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатываются новые способы привлечения ра­ботников к «участию в управлении». Заслуживает внимания система «соучастия», сформировав­шаяся в ФРГ. Она состоит из трех элементов: создание «производ­ственных советов» на предприятиях, включение представителей наемных работников в наблюдательные советы и включение «ра­бочих директоров» в советы управляющих. 

Представительство ра­бочих в советах, комитетах и других органах имеет место и в дру­гих западноевропейских странах - во Франции, Бельгии, Голлан­дии, Норвегии, Австрии и др.

Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволяет изучать поведение людей с точ­ки зрения воздействия на них группового поведения. [17. с. 50]

Европейская модель определяет три необходимых условия эффективного менеджмента:

1.     Положительный настрой руководителя (доверие к под­чиненным и интерес к делу как установка на успех);

2.     Верно выбранный тон (условия коммуникации);

3.     Выбор правильной частотности влияния, так как для ус­пешной мотивации необходима оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном со­стоянии человека, когда он наиболее расположен чувствовать, желать, формировать впечатление.

Западноевропейские компании имеют общие с американ­скими фирмами черты в использовании принципа децентрализа­ции управления, т.е. каждое подразделение вольно проводить собственную политику. Западноевропейские фирмы охвачены процессами концентрации и централизации под влия­нием научно-технического прогресса.

В последние десятилетия западноевропейские фирмы про­извели реорганизацию управления с использованием американ­ского опыта. Они отошли от узкой специализации производства. В рамках компаний создаются производственные отделения или группы подразделений по различным сферам деятельности. Од­нако в них все же сохраняются свои особенности.

В частности, производственные отделения в западноевро­пейских компаниях играют большую роль. В децентрализованной форме управления они координируют дея­тельность входящих в них дочерних компаний, которые наделены оперативно-хозяйственной, финансовой и юридической само­стоятельностью. Дочерние же компании выступают одновремен­но и центрами прибыли, и центрами ответственности. В рамках закрепленной за ними товарной номенклатуры они сами ведут научные исследования, находят потребителей продукции, осуще­ствляют ее производство и сбыт, используя экономические мето­ды управления. Производственные отделения контролируют и координируют деятельность закрепленных за ними дочерних компаний по научным исследованиям, производству, сбыту, фи­нансам.

Между отдельными компаниями устанавливаются произ­водственные связи, и тогда западноевропейские концерны (гер­манские, французские, шведские) называются «промышленными группами».

Но весьма важную роль в 20-м столетии сыграла теория государственного регулирования, получившая наиболее яркое отражение в немецкой и шведской моделях управления. [19. с. 89]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Применение западноевропейской модели менеджмента на примере торгового предприятия ООО «Акрополь»

2.1. Общая характеристика предприятия

 

«Акрополь» - это общество с ограниченной ответственностью, учреждённое несколькими физическими лицами, находящееся по адресу: г. Невельск ул. Рыбатская 1, предприятие является юридическим лицом. Зарегистрировано администрацией Невельского района г. Невельска 26 марта 2000г. за № 225.

Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для реализации товаров народного потребления, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и законодательством РФ.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля.

Предприятие заключает сделки (договоры, контракты) со многими предприятиями Сахалинской области на поставку товаров народного потребления. Предприятие может закупать товары у разных российских юридических и физических лиц.

Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль.

На предприятии созданы следующие фонды: уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.

Управление деятельностью предприятия осуществляется одним из его учредителей, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты.

 

Штатное расписание ООО «Акрополь»:

 

Структурное

подразделение

Должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации

Количество
штатных единиц

Тарифная ставка
(оклад) и пр., руб

Надбавки, руб

Всего, руб
(гр. 5 + гр. 6 + гр. 7)

Северная надбавка,

50%

Районный

коофициент,

1,4

наименование

код

1

2

3

4

5

6

7

8

Администрация

01

Генеральный директор

1

35000

17500

14000

66500

 

01

Финансовый директор

1

30000

15000

12000

57000

 

01

Коммерческий директор

1

30000

15000

12000

57000

Финансовый директор

02

Главный бухгалтер

1

32000

16000

12800

60800

 

02

Бухгалтер

2

28500

14250

11400

54150

Коммерческий директор

03

Маркетолог

1

15500

7750

6200

29450

Отдел продаж

03

Начальник отдела продаж

1

25000

12500

10000

47500

 

03

Продавец-консультант

5

19000

9500

7600

36100

 

03

Продавец- кассир

3

18000

9000

7200

34200

Отдел закупок

03

Менеджер по закупкам

1

20000

10000

8000

38000

 

03

Кладовщик

2

13000

6500

5200

24700

Юридический отдел

04

Юрист

1

20000

10000

8000

38000

Отдел кадров

05

Кадровик

1

14000

7000

5600

26600

20

 

 

 

570000

 

Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размеры оплаты труда работников предприятия установлены согласно штатному расписанию.

Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ.
Хозяйственно-финансовая деятельность предприятия ООО «Акрополь» представлена абсолютными, относительными и средними показателями. Она характеризуется следующими данными:
 

Продукция

Товарооборот, тыс. руб
2008г.
2009г.
Фактический
Плановый
Продовольственные
4121
4245
4500
Непродовольственные
1930
1855
1700
Итого
6051
6100
6200

Информация о работе Западноевропейская модель менеджмента