Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение западноевропейской модели менеджмента и особенностей ее развития на современном этапе. Задачей исследования является определение лучших достижений в западноевропейской модели, которые будут наиболее эффективны при введении своего бизнеса и, при этом, быть отличным руководителем, не проиграв в «конкурентной борьбе», то есть добиться высочайшего качества, не потерять своих клиентов или не разориться.
В середине 1960-х гг. реформа Л. Эрхарда была признана «экономическим чудом Германии», но, несмотря на общую высокую оценку реформы, процесс восстановления хозяйства с акцентированными социальными мерами оказался экономически эффективным только до тех пор, пока рост общественного продукта осуществлялся высокими темпами. Недовольство высокими налогами привело, по мнению многих, к падению экономической эффективности, которое, в свою очередь, сопровождалось ослаблением мотивации к труду и постоянными ожиданиями дотаций от государства. Социальные расходы становились слишком большими, а рыночное хозяйство постепенно превратилось в заложника проводимой политики.
Следует отметить, что реализация доктрины Социального рыночного хозяйства столкнулась прежде всего с вопросами эффективности управления. Проблемы эффективности децентрализации государственного управления существуют и по сей день. Их решение осуществляется с помощью системы «финансового выравнивания» и механизма распределения налоговых поступлений между федерацией, землями и коммунами. Идеи «Политики порядка» и особенности управления децентрализованной экономикой оказали влияние на формирование немецкой деловой культуры и модели менеджмента.
На сегодняшний день немецкие компании имеют традиционную малоподвижную структуру с обязательной и обособленной иерархией. Такие структуры в других странах считаются устаревшими и неэффективными. Но дисциплинированность и почитание вертикальных взаимоотношений в немецкой организации помогают преодолевать проблемы многоуровневой структуры. [Рис. 3]
В 50-х гг. XX в. модель построения социального рыночного хозяйства использовалась не только в Германии. [7. с. 35]
Концепция шведской социальной модели была разработана в шведском профсоюзном движении и использовалась Социал-демократической рабочей партией в качестве собственной принципиальной позиции. Социал-демократическая рабочая партия более 50 лет была партией власти.
В сотрудничестве с Центральным объединением профсоюзов Швеции она несколько десятилетий осуществляла две основные идеи концепции: полную занятость и стабильность цен. Принципы полной занятости и выравнивания доходов имеют глубокие исторические корни. Со Средних веков в Швеции сохраняются консервативные традиции, возникшие из частной собственности на землю. Они поддерживались всеми законами и удивительной способностью шведов избегать конфликтов. Стремление к равенству использовалось в качестве политических целей многими шведскими политиками. В 1928 г. лидер социал-демократов П. Ханссон предложил для разработки политики Социал-демократической рабочей партии концепцию «Щвеция - Дом народов». В ней говорилось о важности общих интересов для развития нации и о необходимости под лозунгами общего дома привлечь на сторону социал-демократов большую часть населения. В итоге партия на последующих выборах получила около 45 % голосов избирателей. Важным фактором приверженности социальным традициям является и внешнеполитический нейтралитет Швеции. С 1814 г. Швеция не участвует в войнах и осуществляет все преобразования и реформы эволюционным путем.
Особой чертой шведов является тяга к предпринимательству. Со времен викингов известны предприятия по производству оружия и драгоценных металлов. Более 1000 лет производится добыча железной руды и меди на экспорт. Шведские короли в XVI и XVII вв. поощряли иностранные инвестиции и импорт новой техники. В XVI в. началось развитие судостроения, в XVII в. страна имела военный и торговый флот, который по мощи мог сравняться с британским. Известная шведская компания Styra Copparberg более 700 лет действует на рынке и сегодня является одним из ведущих экспортеров страны. Из 30 лучших компаний обрабатывающей промышленности Швеции более половины образованы в XIX в. На протяжении всей истории Швеции государственная власть играла активную роль в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода. С 1950-х гг. XX в. на уровне государственной власти реализуются более широкие функции регулирования социально-экономических процессов с помощью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками, социального страхования всего населения, профессионального обучения и переподготовки рабочей силы. [23. с.167]
Среди Скандинавских стран Швеция занимает лидирующие позиции. В настоящее время в Швеции лучшее в мире медицинское обслуживание и социальное страхование. Именно эти факторы способствовали появлению шведского феномена долголетия. В Швеции 18,1 % населения старше 65 лет, продолжительность жизни - 78 лет (практически такая же, как в Японии, - 79 лет). Население численностью 8,6 млн. человек производит валовой внутренний продукт на одного человека в размере 25 487 долл. По размерам территории среди государств мира она занимает 54-е место, а по валовому внутреннему продукту - 18-е место. По трудовой занятости населения занимает второе место в мире (первое место занимает Зимбабве). Высокий уровень жизни проявляется также и в покупательной способности населения. Швеция находится на первом месте по количеству владельцев всех видов телефонов, на пятом - по использованию посудомоечных машин, на седьмом - по холодильникам и видеомагнитофонам, на десятом - по автомобилям. Шведские транснациональные корпорации Volvo, Electrolux, Axel Jonson, SKF производят качественную продукцию не только для внутреннего рынка, они являются ведущими экспортерами Скандинавского региона и всего мира. Национально-исторические особенности жизнедеятельности шведов отражаются и в модели научного управления. [25. с. 46]
Сопоставив вышеперечисленные особенности европейской модели менеджмента, можно сделать вывод, что она включает в себя совокупность национальных моделей с приоритетом командной работы и поликультурной среды.
1.2 Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских стран
Западноевропейский менеджмент состоит из нескольких моделей управления разных стран Западной Европы. Основными моделями управления, которые сформировали общую модель для всех европейских стран, являются немецкая, шведская, французская и швейцарская модели менеджмента.
Теоретические истоки немецкой модели менеджмента относятся к началу прошлого столетия. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера (1864-1920), который разработал базовые положения, характеризовавшие суть менеджмента, и которые являются вполне актуальными и сегодня. [12. с. 27]
Выделяют следующие особенности немецкой модели менеджмента:
1. Стимулирование профессиональной подготовки. Система профессионально-технического образования обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю). Содержание образовательной программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя институтами – правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Важное значение в подготовке квалифицированной рабочей силы имеет институт наставничества. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие владеют знаниями и навыками, далеко выходящими за рамки потребностей конкретной профессии.
Стимулирование роста профессионального мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами и инструкциями.
2. Техническая подготовленность менеджеров. Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и, соответственно, не является распространенной. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью. Немцы полагали, что менеджмент как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению качеством продукции. Менеджер не является культурным героем в Германии, если кто и может считаться таковым, то это скорее инженер.
Для немецких менеджеров, мастеров и наставников более типично высшее техническое образование. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении.
Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален от производственно-
3. Уважительное отношение к компетентности. Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры ценят высокую квалификацию работников. Стремясь быть ближе к цехам и производственным подразделениям, создается потенциал для взаимоприемлемых внутриорганизационных отношений, эффективной коммуникации между штабными и линейными структурами немецкой организации.
Немецкая система управления предполагает наличие тесных связей между инженерно-техническим и административно-управленческим персоналом, поддерживаемым высококвалифицированными рабочими.
Авторитет основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной иерархии.
Кадровая политика, карьерный рост, повышение квалификации и т.п. – все это базируется на представлениях о том, каким образом формируется успешный менеджер. Немецкий подход состоит в том, что соответствующая техническая подготовка (образование) является важным требованием при приеме на работу. В дальнейшем главным условием продвижения становится производственный стаж. При этом производственная и управленческая карьера увязывается с функциональными обязанностями, и продвижение получается относительно медленным.
4. Расширенный объем ответственности и полномочий. Если линейный персонал обладает высокой квалификацией, то он меньше нуждается в контроле и помощи со стороны административно-
5. Лояльность менеджеров. Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах – 3 года.
Многие немецкие предприятия давно уже используют принцип заместителей, или «теневых работников». В таких организациях менеджеры подбирают и обучают своих заместителей. Это обеспечивает непрерывность и последовательность процесса принятия решений. В случае отпуска, болезни и т.п. служебные обязанности выполняются заместителями.
6. Качество и инновации. Качество продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Высокий уровень доходов немецких потребителей, позволяет им платить за высокое качество.
7. Эффективные трудовые отношения. Стабилизирующим фактором для немецкой экономики являются стабильные и устойчивые отношения между менеджерами и профсоюзами, а также рабочими советами.
8. Формализованный производственный менеджмент. Немецкие менеджеры придают важное значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень формализации в виде инструкции, правил, обязанностей и т.п. Менеджеры склонны меньше импровизировать, а больше действовать в соответствии с правилами и инструкциями. Немецкие управляющие много внимания уделяют планированию.
Особенности немецкого менеджмента также проявляются в стиле проведения встреч, переговоров и выработке решений. Процедуры переговоров, как правило, до мелочей формализованы и хорошо подготовлены. При формировании группы для переговоров ее составляют из разных специалистов. Члены группы всегда хорошо информированы о решаемой проблеме, имеют достаточно фактов и аргументов для подтверждения правоты своих слов, не вмешиваются в замечания своих коллег, соблюдают очередность, всегда готовы перейти к запасному варианту решения и тщательно записывают детали обсуждения, чтобы быть хорошо подготовленными для следующей встречи.
В администрировании немецкие менеджеры пунктуальны, в обоснованиях своей позиции всегда опираются на соответствующие документы. Они любят планировать будущее и не любят отчеты за короткие промежутки времени, предпочитают годовые отчеты квартальным и месячным. Стараясь не совершать ошибок, хотят быть справедливыми, переходят к новому делу только после того, как завершат старое. [19. с. 40]
Людям, не знакомым со спецификой немецкого менеджмента, может показаться, что многие решения разрабатываются в обстановке секретности.
Элементы немецкой модели менеджмента присутствуют в Нидерландах, Скандинавии, Бельгии и т.д. [5. с. 72]
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50-60-е гг. XX в. объясняются, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. [17. с. 114]