Взаимодействие малых и крупных предприятий в инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта состоит в том, чтобы охарактеризовать взаимодействие малого и крупного бизнеса в России на современном этапе их развития, а также разработать план инновационной деятельности ООО «Копи Лэнд» с учетом специфики малого бизнеса.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы взаимодействия малого и крупного бизнеса в инновационной деятельности.
Проанализировать деятельность предприятия «Копи Лэнд»
Разработать инновационный проект для выбранного предприятия. Внедрение дизайнерского отдела, для расширения спектра предлагаемых услуг

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты взаимодействия малых и крупных предприятий в инновационной деятельности ……………………………………………….…5
Особенности инновационной деятельности в малых и крупных фирмах…………………………………………………………………...5
Основные формы взаимодействия крупного и малого бизнеса в инновационной деятельности...………………………………………..6
Венчурный бизнес, как форма взаимодействия малых и крупных фирм в инновационной деятельности ………..…………………......12

2. Планирование инновационной деятельности в малом бизнесе на примере ООО «Копи Лэнд»………………………………………………..…....15

2.1. Анализ деятельности предприятия за 2008-2010гг…………………...15

2.2. Инновационная идея для развития типографии «Копи Лэнд»………22

2.3. Цели предложенного нововведения……………………………………23

2.4. Риски при внедрении инновационного проекта …….………………..25

2.5. Обоснование экономической эффективности проекта……………….27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………32

Приложение………………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

МОГИЛЕВЦЕВА КАТЕРИНА КУРСОВАЯ дораб.doc

— 418.00 Кб (Скачать)

     Развитие  малого бизнеса в условиях современной глобализирующейся экономики привело к бурному формированию различных интегрированных форм организации бизнеса, которые предполагают использование разных видов объединений, видов и форм совместной деятельности. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства. Наиболее популярными формами интеграции  малого и крупного бизнеса являются франчайзинг, лизинг и венчурный бизнес.

     Франчайзинг. В современных экономических реалиях франчайзинг является одной из наиболее прогрессивных и эффективных моделей взаимодействия крупного и малого предпринимательства, что объясняется пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, достаточно эффективно адаптироваться к меняющимся условиям рынка[6].

     Франчайзинговая система отношений, между крупными и малыми предприятиями, обладает рядом  преимуществ:

     - повышается степень выживаемости  малых предприятий, работающих  на основе франчайзинга, так как  они опираются на опыт и  поддержку крупного бизнеса.

     - возможность быстрого создания  широкой сети малых предприятий,  действующих в сфере торговли  и услуг.

     В настоящее время больше половины российских франчайзинговых систем можно отнести к небольшим. 28% франшиз принадлежат крупным  предприятиям, насчитывающим более 100 операторов. В целом наблюдается  тенденция к укрупнению франчайзинговых  систем. На рисунке 2 (см. приложение В) представлена диаграмма отраслевой структуры распространения франчайзинга в России.

     Развитие  франчайзинга в регионах РФ могло  бы способствовать содействию инновационного развития, внедрению новых бизнес-технологий, стандартов организации бизнеса и повышению деловой культуры в этих регионах. Региональные предприниматели при появлении в регионе зарекомендовавших себя брендов сталкиваются с необходимостью применять инновационные методы работы для обеспечения большей устойчивости своему бизнесу. Использование франчайзинга снижает издержки, повышает эффективность рекламы, внедрения технических и технологических новшеств, увеличивает объем продаж и прибыль предприятий, что в совокупности способствует развитию экономики  региона в целом [21] .

     Перспективы развития франчайзинга в России положительны, поскольку рынок далек от насыщения, особенно в регионах, а сетевой бизнес именно в форме франчайзинга доказал во всем мире свою эффективность. Именно в крупных странах с большим количеством регионов, разбросанных на большие расстояния, франчайзинг с его системой регионального развития, основанной на так называемых "мастерских" франшизах, получил огромную популярность.

     Современное состояние научно-технического прогресса  требует особого внимания к решению проблем инвестиционной политики. При внедрении новых технологий, замене устаревших средств производства на современное оборудование возникает необходимость использования подходящих методов финансирования вложений. Наилучшим образом этим потребностям отвечает такой инструмент финансирования инвестиционных и инновационных проектов, как лизинг.

     Лизинг - это долгосрочная аренда машин и оборудования, которая позволяет предприятиям (арендаторам) получать у специализированных лизинговых компаний (арендодателей) за определенную плату в долгосрочное пользование с последующим выкупом широкий перечень основных средств производства.

     Лизинг  охватывает чрезвычайно широкий  перечень объектов - от мелкого конторского  инвентаря до сложных ЭВМ, от токарных станков до бурового оборудования, от автотранспортных средств до реактивных авиалайнеров и океанских танкеров.

     Соглашение  о лизинге заключается на более  длительный срок, чем обычная аренда или бытовой прокат: от 5 до 10, а  иногда до 20 и более лет. Лизинг отличается гораздо большей стоимостью сдаваемых в аренду объектов: соглашение может заключаться на аренду оборудования стоимостью в несколько сотен миллионов долларов. По истечении срока соглашения предприятие-арендатор имеет право приобрести его, как правило, по сниженной цене [10].

     Главной причиной, сдерживающей развитие этой формы кооперации, является неоправданно затянувшаяся разработка законодательных  и нормативных актов по вопросам, регулирующим право собственности, и неотработанность финансовых схем, стимулирующих широкое распространение лизинговых отношений.

     Импульс развитию лизинговых схем взаимодействия крупных и малых предприятий  могло бы придать целевое использование части средств формируемых на федеральном и региональном уровнях гарантийных фондов для поддержки проектов, связанных с переналадкой оборудования и перепланированием простаивающих мощностей и площадей крупных предприятий под нужды малых предприятий.

     Эффективность инновационной политики государства  зависит также от состояния и  дальнейшего развития предпринимательских сетей, объединяющих крупную компанию-производителя, компании венчурного капитала и малый инновационный бизнес.

    1. Венчурный бизнес, как форма взаимодействия малых и крупных фирм в инновационной деятельности

     В рыночной экономике существуют разнообразные организационные формы предприятий, ориентированных на решение научно-технических проблем и конкретных задач с четко обозначенным конечным результатом. Знакомство с ними, несомненно, представляет большой практический интерес, так как венчурный бизнес - это часть производственного, инвестиционного менеджмента, стратегического управления организацией.

     Одна  из таких форм - венчурные фирмы. Это небольшие, но весьма гибкие и эффективные предприятия, которые создаются для апробации, доработки и доведения до коммерческой кондиции и промышленной реализации «рискованных технологий» - идей, изобретений, полезных моделей и других нововведений, создание которых сопряжено с определенным риском. Венчурные предприятия наиболее распространены в наукоемких отраслях экономики, где специализируются на проведении научных исследований и инженерных разработок, т. е. на коммерческой апробации научно-технических новшеств.

     Создаются венчурные фирмы на договорной основе и на средства, полученные путем временного объединения капиталов, как правило, нескольких юридических или физических лиц, либо на кредиты или вложения крупных компаний и банков. Финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без всякого материального обеспечения и без гарантий - на собственный страх и риск владельцев капитала. В случае неудачи инвесторы теряют значительные ресурсы. При положительных результатах деятельности венчурной фирмы инвесторы получат большую прибыль и многократно окупят свои вложения..

     Существуют  две организационные формы венчурных  предприятий: самостоятельные фирмы и находящиеся внутри крупных предприятий. Но, независимо от организационной формы, они являются временными структурами, нацеленными на определенный конечный результат деятельности. Как правило, основу коллектива работников фирмы составляют высококвалифицированные специалисты смежных отраслей.

     Современные венчурные предприятия представляют собой гибкие и мобильные структуры и характеризуются чрезвычайно высокой и целенаправленной активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в скорейшей успешной коммерческой реализации разрабатываемой идеи, технологии, объекта, изобретения, причем с минимальными затратами. В темпах доведения разработки до коммерческой реализации с ними не могут конкурировать ни крупные, ни тем более средние и мелкие промышленные фирмы.

     Жизненный цикл инвестиций в венчурный бизнес обычно не превышает 5 -7 лет. В течение этого времени компания должна добиться таких экономических результатов, которые позволили бы венчурным инвесторам полностью вернуть средства и выйти из бизнеса с прибылью.

     Венчурная фирма создается под решение  конкретной проблемы, и после завершения этой работы она либо расформировывается и прекращает свою деятельность, либо поглощается крупной фирмой (зачастую одним из учредителей), либо самостоятельно при благоприятной коммерческой конъюнктуре и явной конкурентоспособности созданного продукта выходит на рынок и путем продажи коммерческой разработки укрепляет свое финансовое положение, создает собственное производство и организует коммерческие операции на базе доработанных нововведений [9].

     Венчурные инвесторы (физические лица и специализированные инвестиционные компании) с помощью  экспертов предварительно детально анализируют как инвестиционный проект, так и деятельность предлагающей его компании, ее финансовое состояние, кредитную историю, качество менеджмента, специфику интеллектуальной собственности. Особое внимание уделяется оценке степени инновационности проекта, от которой во многом зависит потенциал повышения стоимости компании.

     Цель  венчурного капиталиста, приобретая пакет  акций или долю меньшую, чем контрольный  пакет, инвестор рассчитывает; что менеджмент компании будет использовать его  деньги в качестве финансового рычага для того, чтобы обеспечить более быстрый рост и развитие своего бизнеса. Ни инвестор, ни его представители не берут на себя никакого иного риска (технического, рыночного, управленческого, ценового и пр.), за исключением, финансового. Все перечисленные риски несет на себе компания и ее менеджеры [7].

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что хотя остаётся много нерешённых проблем  по вопросам взаимодействия малого инновационного и крупного бизнеса, создание партнёрских  отношений между малыми инновационными и крупными предприятиями остаётся необходимым, поскольку позволит реализовать им инновационный потенциал, а вследствие этого повысить конкурентоспособность отечественной экономики и сыграть достойную роль в становлении национальной инновационной системы страны. 

  1. Развитие  инновационного потенциала

    ООО «Копи Лэнд»

    1. Анализ деятельности предприятия за 2008-2010гг.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является типография ООО «Копи Лэнд». Данная организация производит следующую  печатную продукцию: различные буклеты, бланки, сборники, книги и проч. Юридический адрес предприятия: Самарская область, г. Тольятти, ул. Дзержинского, д.74а офис 21.

     «Копи Лэнд» предлагает  следующее оборудование принтеры, полноцветные аппараты, копировальное оборудование, мониторы, сканеры, расходные материалы, бумага и материалы для печати.

     А также оборудование для постпечатной обработки: резаки, прессы, ламинаторы, брошюровщики, степлеры, фальцовщики, термоклеевые машины.

     Таким образом, компания «Копи Лэнд»  предлагает  комплексное решение, включающее в себя: индивидуальный подбор необходимого оборудования на основании технического задания заказчика, поставка, установка и запуск техники, обучение на месте персонала работе с поставляемой техникой, гарантийное и послегарантийное обслуживание, консультирование персонала, как в режиме заочных консультаций, так и с выездом к заказчику.

     Индивидуальный  подход, поиск оптимального решения и схемы работы, максимальное удовлетворение заказчика - вот те стратегические принципы, которыми руководствуется компания.

     Организационная структура предприятия и кадровый состав. Для предприятия «Копи Лэнд» характерна линейно-функциональная структура управления, основанная на соблюдении единоначалия и линейного построения структурных подразделений, распределения функций управления между ними.

     

     Рис. 3. «Организационная структура ООО  «Копи Лэнд»

     Организационная структура предприятия  состоит из: собственника предприятия. В его обязанности входит контроль деятельности всей организации. Креативный директор, находится в подчинении у собственника предприятия, занимается операционным планированием деятельности организации, контролем работы персонала.

     Данная  организация занимается продажей типографического оборудования, оборудования для постпечатной обработки, материалов для печати, а  так же изготовлением любого вида типографической продукции по уже  готовым макетам заказчика. Для того чтобы повысить прибыль имеет смысл ввести в организацию отдел дизайнеров. Этот отдел будет работать непосредственно с клиентом, разрабатывая макет. Тем самым увеличится спектр предлагаемых услуг и расширится клиентская база.

Информация о работе Взаимодействие малых и крупных предприятий в инновационной деятельности