Взаимодействие малых и крупных предприятий в инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта состоит в том, чтобы охарактеризовать взаимодействие малого и крупного бизнеса в России на современном этапе их развития, а также разработать план инновационной деятельности ООО «Копи Лэнд» с учетом специфики малого бизнеса.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы взаимодействия малого и крупного бизнеса в инновационной деятельности.
Проанализировать деятельность предприятия «Копи Лэнд»
Разработать инновационный проект для выбранного предприятия. Внедрение дизайнерского отдела, для расширения спектра предлагаемых услуг

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты взаимодействия малых и крупных предприятий в инновационной деятельности ……………………………………………….…5
Особенности инновационной деятельности в малых и крупных фирмах…………………………………………………………………...5
Основные формы взаимодействия крупного и малого бизнеса в инновационной деятельности...………………………………………..6
Венчурный бизнес, как форма взаимодействия малых и крупных фирм в инновационной деятельности ………..…………………......12

2. Планирование инновационной деятельности в малом бизнесе на примере ООО «Копи Лэнд»………………………………………………..…....15

2.1. Анализ деятельности предприятия за 2008-2010гг…………………...15

2.2. Инновационная идея для развития типографии «Копи Лэнд»………22

2.3. Цели предложенного нововведения……………………………………23

2.4. Риски при внедрении инновационного проекта …….………………..25

2.5. Обоснование экономической эффективности проекта……………….27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………………32

Приложение………………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

МОГИЛЕВЦЕВА КАТЕРИНА КУРСОВАЯ дораб.doc

— 418.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические аспекты взаимодействия малых и крупных предприятий в инновационной деятельности ……………………………………………….…5
    1. Особенности инновационной деятельности в малых и крупных фирмах…………………………………………………………………...5
    2. Основные формы взаимодействия крупного и малого бизнеса в инновационной деятельности...………………………………………..6
    3. Венчурный бизнес, как форма взаимодействия малых и крупных фирм в инновационной деятельности ………..…………………......12

2.   Планирование инновационной деятельности в малом бизнесе на примере ООО «Копи Лэнд»………………………………………………..…....15

   2.1. Анализ деятельности предприятия за 2008-2010гг…………………...15

   2.2. Инновационная идея для развития типографии «Копи Лэнд»………22

   2.3. Цели предложенного нововведения……………………………………23

   2.4.  Риски при внедрении инновационного проекта …….………………..25

   2.5. Обоснование экономической эффективности проекта……………….27

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  литературы………………………………………………………………32

Приложение………………………………………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    В экономической литературе до недавнего  времени малые фирмы рассматривались  как подчиненный элемент рыночной экономики, не имеющий возможности самостоятельного развития. Малые и средние компании, будучи интегрированными в монополистический хозяйственный комплекс, противопоставлялись крупному производству.

    В период бурного развития и образования  крупных хозяйственных структур, роста многонациональных корпораций малый бизнес был вытеснен на периферию  экономического развития, где ему предсказывали скорое исчезновение под давлением конкуренции «гигантов». Однако в последние десятилетия в связи с изменением объективных экономических условий, повышением неопределенности экономической среды, переменой мотиваций потребительского спроса, значение малых форм хозяйствования резко возросло. Этому способствовали такие факторы, как способность малого бизнеса быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, приспосабливаться к особенностям потребительского спроса, гибкость и маневренность производства.

    Сдвиги  в социально-экономической структуре  общества, изменения в потребительских  настроениях сыграли большую  роль в качественной переоценке значимости малого предпринимательства для  мировой экономики. Крупномасштабное стандартизированное производство, символом которого являлся «фордизм», выполнявшее функцию удовлетворения спроса на стандартные потребительские товары, теряло экономическую почву, признавая преимущества малых специализированных фирм, ориентированных на определенный сегмент рынка. Такие объективные факторы, как индивидуализация потребительского спроса, сокращение жизненного цикла продукции, обусловили очевидную необходимость взаимодействия крупных структур с малым бизнесом.

    В настоящее время в современной  экономике господствуют две основные тенденции. Во-первых, глобализация всех сфер экономической деятельности, в основе которой лежат процессы централизации капитала и производства, рост транснациональных корпораций, интернационализация экономики, развитие глобальных сетей (информационных, предпринимательских), во-вторых - стремление к дезинтеграции, реструктуризация крупнейших предприятий, рост малого предпринимательства, развитие кооперации малых и крупных фирм во всех отраслях экономики.

    Основное  внимание в работе уделяется изучению основных форм взаимодействия крупных и малых структур, анализу их преимуществ и недостатков, а также специфик взаимодействия крупного и малого бизнеса в экономиках различных стран.

     Цель курсового проекта состоит в том, чтобы охарактеризовать взаимодействие малого и крупного  бизнеса в России на современном этапе их развития, а также разработать план инновационной деятельности ООО «Копи Лэнд» с учетом специфики малого бизнеса.

     Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы взаимодействия малого и крупного бизнеса в инновационной деятельности.
  2. Проанализировать деятельность предприятия «Копи Лэнд»
  3. Разработать инновационный проект для выбранного предприятия. Внедрение дизайнерского отдела, для расширения спектра предлагаемых услуг

     Объектом  курсовой работы является малое предприятие ООО «Копи Лэнд», предоставляющее типографические услуги населению г. Тольятти.

       Предмет исследования – стимулы и условия инновационной деятельности на малом предприятии.

     Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия малых и крупных предприятий в инновационной деятельности

    1. Сущность и роль малого и крупного предпринимательства в экономическом развитии

     Для современной рыночной экономики  характерна сложная комбинация различных  по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики, средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштаба деятельности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, большой долей основных средств среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен в основном крупный бизнес. К ним относится автомобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих отраслей. Наиболее высокими темпами растут отрасли определяющие НТП, так как в них быстрее, чем в других аккумулируются финансовые, производственные и людские ресурсы. И наоборот, в отраслях, для которых не большие капитальные затраты, где в издержках предпринимателей велика доля расходов на персонал предпочтительнее малые размеры предприятий.

     Функции крупного бизнеса. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства. Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост корпораций.  
Первая - стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.

     Вторая  причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта

     Третий  стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция - сделка, операция, контракт, договор [8]. Иными словами, современная корпорация - средство уменьшения этих расходов.

     Кроме того - большинство современных крупных  фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах.

     Наряду  с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Наглядно это можно увидеть в таблице 1 (см. приложение А). Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким [14]. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

    1. Основные  формы взаимодействия крупного и  малого бизнеса в инновационной  деятельности

       В нормально функционирующей рыночной экономике значительная часть малых  фирм так или иначе находится  в сфере интересов крупных предприятий, малые предприятия существуют для и при крупных. При этом кооперационные связи являются полезными как для малых предприятий, так и для крупных: крупные используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Малые предприятия компенсируют неповоротливость крупных в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении передовых инноваций. Это позволяет крупным предприятиям переключить часть своих рисков на малые [2]. Научно-техническое кооперирование малых предприятий между собой и с крупными предприятиями способно нейтрализовать несовершенство государственной политики поддержки малого предпринимательства.

       Бизнес-инкубатор представляет собой структуру, которая оказывает поддержку предприятиям на стадии инкубационного периода, когда осуществляются первые шаги его становления. Этот этап обычно связан с материальными вложениями в организацию рабочего пространства, такими как льготная аренда помещения, доступ к офисному оборудованию, консалтинговые услуги. К тому же это еще и обучение, настоящая школа бизнеса. Инкубаторы взращивают новые фирмы, помогая им выжить и вырасти в начальный период существования, в то время, когда они наиболее уязвимы. Таким образом, цель бизнес-инкубаторов - выдать в качестве результата здоровые фирмы, которые создают рабочие места и благосостояние, укрепляют экономику, вводят в хозяйственный оборот новые технологии и воспроизводят сообщества. Действующими лицами на этом этапе выступают предприниматели с их предложениями и идеями. 

       Основным  показателем эффективности бизнес-инкубатора является его финансовая устойчивость, а также количество фирм, “выпущенных” за время существования, и число  рабочих мест, созданных предприятиями-арендаторами, их успешность. При этом то, насколько хорошо у предприятия идут дела, зависит не только от набора и качества услуг, которые они получают в бизнес-инкубаторе, но, прежде всего, от предпринимательской активности самого предприятия.

       Время пребывания малых предприятий в  инкубаторе - около трех лет. Этот срок считается определяющим при выяснении  степени жизнеспособности того или  иного производства, бизнеса сферы  услуг.

       Цель  бизнес-инкубатора - это создание благоприятных  условий для возникновения и развития начинающих и молодых новаторских предприятий, независимо от форм собственности, с целью их укрепления, повышения конкурентоспособности и адаптации к условиям внешней экономической среды.

       Технопарки - разновидность научно-технической кооперации крупного и малого предприятия. Технопарки функционируют в общем поле так называемых зонтичных структур. Эти структуры призваны обслуживать начинающих предпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов. Специфика технопарка - научные, конструкторские и технологические разработки, связанные с высокими технологиями (hi-tech) [8].

       Автор идеи представляет администрации технопарка свой проект, написанный в виде бизнес-плана. Если проект одобряется, то с автором заключается контракт обычно на 2 - 3 года  и автор становится клиентом технопарка. Для оплаты услуг и других расходов, связанных с выполнением проекта, клиенты получают от технопарка кредит (иногда его предоставляют банки или заинтересованные фирмы).

       Основу  деятельности технопарка составляет производственная деятельность. Для решения специфических  задач, связанных с осуществлением этой деятельности создаются отдельные  юридические лица - малые предприятия. Эти малые предприятия, будучи изолированными друг от друга попадают в довольно сложную ситуацию, ибо они имеют весьма ограниченные финансовые, технические, кадровые и прочие возможности. По этой причине малые предприятия имеют тенденцию к образованию объединений, которые получили название - технологический парк или, сокращенно, технопарк. Итак, технопарк - это объединение малых вузовских фирм, имеющее целью создание общей системы экономико-правового обслуживания, технического обслуживания, а также общей системы инвестиций и общей системы ведения инновационной деятельности [11]. Наука дает стимул развитию бизнеса, главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о форме поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Взаимодействие малых и крупных предприятий в инновационной деятельности