Возникновение менеджмента. Предпосылки и факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:32, контрольная работа

Описание работы

Выделяют три предпосылки становления менеджмента:
1. Развитие и становление капиталистического способа хозяйствования;
2. Становление индустриальной системы производства;
3. Корпоратизация экономики;

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. Основы менеджмента.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

     С позиции теории социального взаимодействия орган государственного и муниципального управления можно определить как:   

  - форму  взаимодействия людей, направленного на выполнение определенной общественно значимой функции,   

  - социотехническую  систему, где системообразующим  компонентом выступает человек,  совокупность взаимодействующих людей.    

   Коммуникационная система реализуется  одновременно через содержание и отношения в процессе взаимодействия. Содержание обеспечивается информационными потоками, объективирует «коллективное единство» в организации. Отношения — субъективная составляющая коммуникационного процесса.    

   Взаимодействие обеспечивается и выражается через:   

 а) систему официальных отношений, регламентируемых юридическими предписаниями;   

 б) распределение функций (горизонтальная специализация);   

 в) субординацию должностей (вертикальная специализация, с объемом и мерой ответственности в принятии решений на разных уровнях);   

   г) систему коммуникаций — средств и каналов передачи информации, которая движется сверху вниз (передача распоряжений, указаний, заданий), снизу вверх (отчеты) и по горизонтали (консультации, обмен мнениями равных по рангу).   

   Управленческая деятельность имеет  коммуникативный межличностный характер. Коммуникативное взаимодействие, осуществляется через функциональные связи участников управления. В коммуникационных потоках важна синхронность, достоверность, адекватность на всех этапах коммуникативного процесса — при приеме, передаче и переработке информации, во всех элементах его структуры.    

   Структура коммуникативного процесса условно имеет четыре элемента: 

  1. Отправитель,  лицо, генерирующее идею, или собирающее и передающее информацию. 

  2. Собственно  информация (сообщение), закодированная  с помощью символов. 

  3. Канал,  средство передачи информации. 

  4. Получатель, лицо, которому предназначена информация  и которое интерпретирует ее.   

   Управленческие коммуникации образуют несколько блоков:  

   А — коммуникации, обслуживающие органы управления. Это функциональное взаимодействие и служебная информация, циркулирующая в структурах всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих непосредственное социально-экономическое и политико-административное управление.   

   Б — коммуникации, существующие в сфере межличностных отношений госаппарата.  

   В — коммуникации, обращенные к обществу, часть коммуникационной деятельности в системе управления, которая делает ее открытой, способной к адаптации, совершенствованию.   

   Виды коммуникаций как социальной (гуманитарной) технологии в управлении показаны на рисунке.

      

   На эффективность работы и   сплоченность служащих влияет используемая в организации модель внутрикоммуникативных сетей.   

   Коммуникативные сети подразделяются на централизованные (вся коммуникация замыкается на руководителе) и децентрализованные (коммуникация относительно равномерно распределяется между всеми членами организации). Централизованные сети способствуют решению относительно простых управленческих задач, но препятствуют эффективности решения сложных проблем, уменьшают удовлетворенность работой у членов групп, снижают уровень коллективного единства, хотя и способствуют развитию лидерства.   

   Известно множество других вариантов коммуникационных моделей: цепочная, звездная, иерархическая. Связи между передающей стороной (коммутатор — руководитель, Р) и воспроизводящей стороной (исполнитель, И) существенно различаются.  

       

  

 При цепочной структуре коммуникаций решение, передаваемое с одного конца на другой, становится известно всем исполнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой структуре одинаковы, а командный стиль руководства не проявляется. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации.    

   Многозвенная структура коммуникации — наиболее часто встречаемая на уровне первичного коллектива. Здесь все участники коммуникации связаны между собой. Эту модель отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. Ярко выражены отношения субординации и командования.    

   В звездной структуре ярко выражен руководитель, через которого передается вся информация, все связи замыкаются на нем.   

   Для иерархической структуры характерны опять же ярко выраженные административно-командные отношения. Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными и командными.    

   В реальной жизни имеется еще  большее разнообразие коммуникативных сетей и моделей. Оптимизация коммуникативной структуры — важный элемент интенсификации контактов внутри коллектива и управления им.   

   Руководитель — это центр коммуникативного взаимодействия и информационных потоков, который выполняет ведущие информационные роли: 

   • пользователя информации —  внешней и внутренней, поступающей в организацию; 

   • распространителя информации — не только через документооборот, но и вербальные контакты (обзоры, беседы и т.д.); 

   • предоставителя информации  внешним организациям, заинтересованным лицам (о планах, стратегии, действиях и результатах работы организации, проявляется как эксперт по вопросам своей сферы деятельности).    

   Выделяют шесть областей коммуникативного взаимодействия руководителя с сотрудниками.   

   1. Прием на работу. Задача — убедить потенциального сотрудника в достоинствах работы в данной организации, получить определенное представление о новом сотруднике.   

   2. Ориентация. Задача — ознакомить с базовыми целями организации, конкретными программами, условиями их выполнения, формировать у сотрудников уверенность в общественной необходимости успешного решения поставленных перед коллективом задач.  

   3. Индивидуальная оценка сотрудников. Задача — сообщить подчиненному свое отношение к его работе, оценить вклад в деятельность организации.   

   4. Обеспечение безопасности (физической, экологической, психологической). Задача — представить сотрудникам информацию об условиях работы, степени их безопасности и мерах, принимаемых для ее обеспечения, создания творческого морально-психологического климата в коллективе.  

   5. Обеспечение дисциплины. Задача — ознакомить сотрудников с действующими в организации правилами, инструкция ми, традициями, контролировать их выполнение.   

   6. Функционирование. Задача — обеспечить сотрудников необходимой служебной информацией, оказывать необходимую организационно-методическую поддержку.   

   Регулирование и координация  индивидуальных усилий с последующим созданием единого упорядоченного организационного процесса с помощью коммуникативного взаимодействия являются центральной функцией руководителя.   

   Выделяют следующие основные причины неэффективной коммуникации.  

   » Недостаточное понимание руководителями важности коммуникаций.  

   » Отсутствие у организации обратных связей.   

   » Неблагоприятный психологический климат в коллективе. К неверному восприятию информации и ее умышленному искажению приводят недоброжелательные отношения между сотрудниками.  

   » Личностные моменты: предвзятость отдельных работников по отношению к мнению окружающих, всевозможные стереотипы в сознании и поведении, отсутствие интереса к информации, нарушенное эмоциональное состояние и др.  

   » Отсутствие единого понимания используемых понятий и терминов, символов, т.е. наличие семантических барьеров коммуникативного взаимопонимания и взаимодействия. 

   » Большое количество промежуточных звеньев в коммуникативной цепи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы: 

      1. Виханский О.С. Проблемы развития  управления производством. М., 2007.

      2. Букович У.И. Менеджмент предприятия.  М., 2008.

      3. Браков Е.А. Основы менеджмента.  М., 2006.

      4. Белбин Р.М. Секреты успеха  и причины неудач. М., 2007.

      5. Ракитов А.И. Философия менеджмента.  М., 2006.

      6. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2002.

      7. Макашева З.М. Основы менеджмента. М.: КноРус, 2004. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИТОГОВЫЙ  ТЕСТ

1. Определите экономический эффект, который вызывает многократное увеличение других параметров: 
а) эффект мультипликатора 
б) эффект инвестиций и сбережений 
в) эффект пропорциональною менеджмента 
2. Выберите двух ученых, являющихся яркими представителями школы научного управления: 
а) А. Файоль и Л. Урвик 
б) Ф. Тейлор и Г. Ганнт 
в) М. Фоллетт и Э. Мэйо 
3. Определите функцию менеджмента, задачей которой является 
количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации: 
а)координация 
б) мотивация 
в) планирование 
г) контроль 
д) организация 
4. Процесс устранения отклонения текущих показателей от плановых заданий называют: 
а) регулирование 
б) прогнозирование 
в) планирование 
5. Выберите двух ученых, являющихся яркими представителями школы «человеческих отношений»: 
а) Ч. Бернард и А. Маслоу 
б) М. Фоллетт и Э. Мэйо 
в) А. Смит и Ж.Б. Сэй

6. Идеи административной (классической) школы менеджмента 
разрабатывались в период: 
а) 1885-1920 гг. 
б) 1920-1950 гг. 
в) 1930-1950 гг. 
7. Какой из подходов менеджмента предполагает, что пригодность 
различных методов управления определяется конкретной ситуацией:

а) системный 
б) инновационный 
в)ситуационный 
8. Выделите основные функции менеджмента: 
а) системность, гибкость, эффективность 
б) планирование, организация, мотивация, контроль и координация. 
9. Назовите основные недостатки вертикальной системы управления: 
а) слишком структурирована, мешает принятию адекватных управленческих решений 
б) сводит к минимуму творческий подход подчиненного к выполняемой работе 
в) иногда блокирует получение достоверной и своевременной информации, нарушает систему обратной связи 
г) все вышеперечисленное 
10. Организация - это: 
а) открытая система 
б) закрытая система 
11.  Как называется основная цель компании, ради достижения которой она создается: 
а) генеральная цель компании 
б) миссия организации 
в) тактика организации 
12. Подвижность внешней среды - это: 
а) число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора 
б) скорость, с которой происходят изменения в окружении организации 
в) уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы 
13.  Сложность внешней среды - это: 
а) число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора 
б) скорость, с которой происходят изменения в окружении организации 
в) уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы 
14. К факторам среды прямого воздействия относятся: 
а) поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы и 
государственные органы, потребители, конкуренты 
б) технология, состояние экономики, социокультурные факторы, 
политические факторы, взаимоотношения с местными сообществами. 
15. Наиболее характерными чертами внешней среды являются: 
а) динамичность, многообразие, интегрированность 
б) открытость, системность, аморфность 
16.  Процесс принятия решений - это: 
а) выбор одной из альтернатив 
б) оценка всех возможных вариантов и альтернатив 
в) определенные действия, направленные на решения поставленных задач 
г) все вышеперечисленное 
17. Какой элемент обязателен при контроле за качеством принятого решения: 
а) статистический анализ 
б) обратная связь 
в) видеокамера в кабинете исполнителя 
18. Может ли управленческое решение в условиях быстро изменяющейся внешней среды не опираться на соответствующие информативные данные: 
а) да может, т.к. все управленческие решения принимаются интуитивно 
б) да может, т.к. управленческое решение принимается на основе логической цепочки, выстроенной топ-менеджером, ответственным за принятие решения 
в) нет, не может, т.к. качество решения зависит от объема, достоверности, скорости получения информации 
19. Делегирование - это: 
а) способ уйти от ответственности 
б) разделение труда 
в) форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность 
20. В понятие имидж не входит: 
а) система отношений между сотрудниками фирмы 
б) система отношений между клиентами фирмы 
в) фирменный стиль одежды 
г) эргономика и дизайн офиса 
д) ресурсная база фирмы 
21.При принятии решений человеком движет: 
а) необходимость сделать выбор 
б) логика и чувства 
в) чувства, эмоции, знания 
22. Бизнес-план отражает: 
а) план развития человеческих ресурсов 
б) бюджет организации 
в) определение целевых рынков 
г) планирование деятельности фирмы.

Информация о работе Возникновение менеджмента. Предпосылки и факторы