Возникновение менеджмента. Предпосылки и факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:32, контрольная работа

Описание работы

Выделяют три предпосылки становления менеджмента:
1. Развитие и становление капиталистического способа хозяйствования;
2. Становление индустриальной системы производства;
3. Корпоратизация экономики;

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. Основы менеджмента.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

7. Общие требования  к управленческим  решениям. Качество управленческого решения и определяющие его факторы. 

 Управленческое  решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.

 Цель  управленческого  решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

 Основными критериями отличающими управленческие решения являются:

 1. Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

 2. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

 3. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений , адругие (исполнители) -реализацией уже принятых решений.

 4. Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

 Поэтому человек, чья работа связана с принятием управленческих решений, должен научится правильно подходить к этим задачам, с одной стороны, не теряя из виду уникальность возникающих проблем, а с другой - не изобретая велосипед для их решения. Собственно, для этого, теория менеджмента и выделяет процесс принятия управленческого решения как структурированный процесс с конкретным содержанием и механизмом.

 Качество  управленческого  решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.

 К параметрам качества управленческого  решения относятся:

 - показатель  энтропии, т.е. количественной неопределенности  проблемы. Если проблема формулируется  только качественно, без количественных  показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;

 - степень риска вложения инвестиций;

 - вероятность  реализации решения по показателям  качества, затрат и сроков;

 - степень  адекватности (или степень точности  прогноза) теоретической модели  фактическим данным, на основании  которых она была разработана. 

 После предварительной регламентации  параметров качества управленческого  решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры проблемы («вход системы») и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

 К основным условиям обеспечения  высокого качества и  эффективности управленческого  решения относятся:

 - применение  к разработке управленческого  решения научных подходов теории  управления и менеджмента;

 - изучение  влияния экономических законов  на эффективность управленческого  решения; 

 - обеспечение  лица, принимающего решение, качественной  информацией, характеризующей параметры  "выхода", "входа", "внешней   среды" и "процесса" системы  разработки решения;

 - применение  методов функционально-стоимостного  анализа, прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования  каждого решения; 

  - структуризация  проблемы и построение дерева  целей; 

 -  обеспечение сопоставимости (сравнимости)  вариантов решений;

 - обеспечение  много вариантности решений; 

 - правовая  обоснованность принимаемого решения; 

 - автоматизация  процесса сбора и обработки  информации, процесса разработки  и реализации решений; 

 - разработка  и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

 - наличие  механизма реализации решения. 

 Выполнить перечисленные условия повышения  качества и эффективности управленческого  решения довольно трудно и это  дорого стоит. Речь о выполнении полного  набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решении по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации системы менеджмента.

 Серьёзной проблемой, связанной  с эффективностью управленческих решений, является также проблема выполнения этих решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

 В отечественной  и зарубежной научной литературе по менеджменту предпринимается попытка разделения, различия понятий "результативность управления" и "эффективность управления". Результативность управления понимается при этом как его целевая направленность на создание нужных, полезных вещей, способных удовлетворять определенные потребности, обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленным целям управления. В подобной трактовке понятие "результативность управления" ничем не отличается, практически совпадает со сформулированным в предыдущих разделах книги понятием "качество управления". Качество управления, понимаемое как его результативность, характеризуется результатом, эффектом, достигаемым субъектом управления благодаря его воздействию на объект управления.

 Проблема  определения, количественного измерения  эффективности управления остается предметом исследования науки управления.

 Принять решение — значит сформулировать цель, если под целью понимать качественное и количественное описание результата, которого еще нет в реальной действительности, но который уже существует на уровне сознания (воображения) самого менеджера

 В управлении не могут приниматься абстрактные  решения, т.е. они, конечно, могут приниматься, но с управленческой точки зрения они бессмысленны. Какой смысл, скажем, в решении, которое гласит: "Будем работать хорошо". Управленческое решение, таким образом, есть конкретное качественное и количественное описание результата, сформулированное в виде цели организации.

 Если  действительно освободиться от всех деталей, которые обязательно сопровождают управленческий процесс (а на уровне абстракции мы это можем себе позволить), то в целостном виде этот процесс может выглядеть достаточно просто — простота, представляемая нами, преследует цель: получить представление только о самом смысловом значении управленческой деятельности.

 Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать  некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:

 - единство целей — непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей;

 - обоснованность и  правомочность — аргументированность и обоснованность решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер (содержать статистические, экономические и другие данные). Для достижения научной обоснованности и правомочности необходимо обеспечить:

 —  применение к разработке решения  научных подходов менеджмента;

 —  изучение влияния экономических  законов на эффективность решения;

 — применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования  и экономического обоснования для  каждого решения.

 - ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя;

 краткость формулировок принятого решения  — выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем;

 - гибкость — существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

 своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;

 - объективность — менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Для этого необходимо:

 — получить качественную информацию, характеризующую  систему разработки решения;

 — обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов  решений;

 — обеспечить многовариантность решений;

 — достичь  правовой обоснованности принимаемого решения;

 - возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;

 - автоматизация процесса  сбора и обработки  информации, процесса разработки и реализации решений — использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность;

 - ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;

 - наличие механизма  реализации — содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений.

 Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее  решение должно быть устойчивым в  эффективности к возможным ошибкам  в определении исходных данных (робастным) и гибким — предусматривать изменение  целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным.

   Целью называют идеальный результат деятельности в будущем. Целью решения условимся называть те конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде времени. При этом цель всегда лежит вне системы. Она отражает реакцию среды на систему. Качество цели определяет успех или неудачу организационно-производственной системы.

 Можно утверждать, что множество  хороших решений — это совокупность несравнимых решений, улучшить каждое из которых невозможно. Можно только по тем или иным неформализуемым соображениям отдать предпочтение одному из вариантов. 
 

Информация о работе Возникновение менеджмента. Предпосылки и факторы