Возникновение менеджмента. Предпосылки и факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:32, контрольная работа

Описание работы

Выделяют три предпосылки становления менеджмента:
1. Развитие и становление капиталистического способа хозяйствования;
2. Становление индустриальной системы производства;
3. Корпоратизация экономики;

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. Основы менеджмента.doc

— 401.50 Кб (Скачать)

 Отдельные функции не обязательно строго следуют  одна за другой, а могут переплетаться. 
 

37. Современные факторы  и задачи управления 

 Задачами  менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

 В то же время конечной целью менеджмента  как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.

 Исходя  из этого, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:

  1. переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  2. стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
  3. определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  4. разработка стратегии развития организации и реализация;
  5. определение конкретных целей развития организации;
  6. постоянный поиск и освоение новых рынков;
  7. выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
  8. осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

 Задачи  менеджмента непрерывно усложняются  по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.

 Развитие  теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из - за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

 Итак, основными направлениями в современном  менеджменте являются:

    1. Профессиональное развитие и обучение персонала.
    2. Развитие инновационного потенциала (стремление к обновлению, поиск новых форм и методов управления).
    3. Ориентация на качество (не только управление качеством продукции, но и повышение качества самого управления).
    4. Диверсификация (введение разнообразных форм и систем управления).

 Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию, является повышенное внимание к системе образования от начального образования до повышения квалификации дипломированных специалистов.

 Профессионализм - это синоним компетентности - обладания способностями и умением выполнять функции определенного рода. Это совокупность качеств, способных обеспечивать наибольшие результаты в соответствующей сфере деятельности: экономические, социальные и т.д.

 В своем  отношении к подготовке кадров фирмы  подразделяются на 2 группы. Сторонники экономического роста путем "больших скачков" предпочитают приобретать более квалифицированные кадры из вне, предполагая получить непосредственные результаты в ближайшем будущем. Сторонники внутфирменного обучения рассматривают затраты на него не как на текущие издержки, а как на капитализированные вложения, позволяющие восстанавливать и наращивать ценность "человеческого капитала" фирмы. (Японская система пожизненного найма - ротации кадров). Необходимость ротации и постоянного повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики - человек ощущает потребность в дальнейшем творческом развитии и материальном стимулировании своего труда, поэтому перед руководителем стоит несколько задач, на которые он должен обратить внимание:

 - инвестировать  в человеческий капитал столько же, сколько и в оборудование;

 - обучать  тех, кто пришел на работу;

 - обучать  всех технике решения проблем;

 - использовать  обучение в качестве инструмента  доверия; 

 - во  время кризиса затраты на обучение  увеличить.

 Опытный руководитель должен чутко уловить период спада деловой активности человека – это значит, необходим перевод на новый участок работы.

 Система подготовки переподготовки и повышения квалификации. Цель - обеспечение потребности в кадрах и организация пополнения. Задачи: обеспечить знание и понимание особенностей социально-экономической политики государства; достижения уровня профессиональных знаний и умений отвечающего стандартам должностей и квалификационным требованиям; формирование личностных качеств для занятия должности.

 Подготовка  руководителей. Действующим руководящим кадрам недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях. Потребность в качественном обновлении кадрового потенциала - естественное следствие кардинальных перемен в общественно-политической жизни страны. Особую значимость приобретает создание специальной системы их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Объекты планирования кадров руководителей:

 - потребность в кадрах - определение дополнительной потребности в руководителях по профессиям и квалификации;

 - источники  кадрового пополнения - привлечение  в систему работников требуемой  профессии и квалификации;

 - определение  источников отбора и механизмов  замещения должностей.

 Развитие  кадрового потенциала – это увязка квалификации каждого работника  с требованиями, предъявляемыми занимаемыми  должностями и развитие потенциала всех руководителей посредством  обучения, стажировки.

 Планирование  карьеры - это создание предпосылок для профессионального и должностного продвижения конкретных руководителей в интересах организации и с их согласия, включая разработку индивидуальных программ их подготовки. Планирование карьеры - многообещающее средство мотивации руководителей. При этом для карьерного руководителя на весь период его службы устанавливается траектория движения вверх по служебной лестнице, а нередко и по горизонтали. Реальный рост возможен только в случае, если работник выполняет все необходимые для этого действия, прежде всего, растет профессионально. В организации, где разрабатывают карьерные планы, существенно лучше обстоят дела с заполнением вакансий, меньше неприемлемых ошибок, заблуждений в отборе, расстановке и продвижении кадров.

 Современные системы стимулирования труда. Стимулирование - это процесс регулирующего и регулируемого воздействия на работника факторов внешней среды с целью повышения его трудовой активности. Общие принципы системы стимулирования труда в условиях рыночных отношений в России уже хорошо известны. К ним относятся такие принципы, как:

 - гибкость  в определении зарплаты и поощрений  в зависимости от результатов  индивидуального и коллективного труда;

 - гибкость  режимов занятости; 

 - участие  работников в прибыли и доходах; 

 - субсидирование работников, оплата их творческих командировок, переподготовки, оздоровления и др.

 Из  многочисленных факторов внешней среды, воздействующих на труд и работника, значимым является комплекс организационно-структурных, технико-технологических связей, которые оказывают существенное, а подчас и решающее стимулирующее воздействие на управляющих и персонал. Сам труд может выступить инструментом стимулирования работника, как и его мотивации. Труд, осуществляемый под воздействием внешних факторов и усиливающий их значимость, является стимулирующим, а труд, реализующий и развивающий мотивацию - мотивирующим. 

 Внешние факторы:  Мотиваторы:
 - политика  фирмы и предприятия  - успех
 - условие  работы  - продвижение  по службе 
 - заработок  и т.д.  - признание  и одобрение результатов работы
 
 
 

39. Методологические  основы менеджмента. 

 Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:

 1)     получение, создание нового знания;

 2)     структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;

 3)     организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

 Первая  функция реализуется на основе общефилософских  и общенаучных методов и принципов  познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

 Общими  основами методологии  менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

 Конкретными основами методологии менеджмента являются: 
экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

 системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

 кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

 ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому  менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

 исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

Информация о работе Возникновение менеджмента. Предпосылки и факторы