Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:56, курсовая работа
Контроль является одной из основных функций менеджмента. Деятельность организации требует, что бы контроль, как и планирование, с которым он теснейшим образом связан, был непрерывным процессом. Последний состоит из трех основных элементов : установления стандартов деятельности организации, подлежащих контролю; измерения и анализа ее результатов, информация о которых получена с его помощью; корректировки хозяйственных, технологических и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.
Введение…………………………………………………………………..............3
Глава 1
1.1 Сущность контроля……………………………………………………………6
1.2 Формы внутреннего контроля и выбор варианта форм контроля…………9
1.3 Виды контроля………………………………………………………..............14
1.4 Процедура контроля…………………………………………………………18
Глава 2
2.1Взаимосвязь контрольной среды на примере ОАО «КАМАЗ»……………22
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………33
Для
того чтобы этот процесс был эффективным,
он должен быть экономичным. Преимущества
системы контроля должны превышать
затраты на ее создание и поддержание.
Один из способов возможного увеличения
экономической эффективности
После получения результатов контроля менеджеры могут действовать тремя способами:
При проведении процедуры контроля менеджеры не должны упускать из виду человеческий фактор. С одной стороны, неотвратимость контроля заставляет человека работать более ответственно, но, с другой стороны, могут появляться негативные последствия, особенно если система контроля ставит исполнителя в очень жесткие рамки. Это выражается в том, что подчиненные начинают делать не то, что надо, а то, что хочет видеть начальник. Такое поведение получило название ориентированного на контроль. Так, например, если работа агента по сбыту оценивается только по объему реализации, то он начнет агрессивно "всучивать" товар потребителям, не задумываясь о том, что так можно быстро насытить рынок, и дальнейшая деятельность организации может просто остановиться. Другой негативный фактор заключается в том, что сотрудники начинают манипулировать информацией в свою пользу и тем самым обесценивать всю процедуру контроля.
Рекомендации науки по осуществлению эффективного контроля:
Глава2
2.1Взаимосвязь контрольной среды на примере ОАО «КАМАЗ»
В
2005 году в ОАО «КАМАЗ» по совместному
проекту ЕС/ТАСИС «
1.Защита прав и законных интересов акционеров.
2.Деятельность органов управления и системы внутреннего контроля.
3.Расскрытие
информации и финансовая
4.Учет интересов иных, помимо акционеров и высших менеджеров, заинтересованных сторон.11
Такой же подход к оценке уровня корпоративного управления применяется и консорциумом «РИД-Эксперт РА» Российского института директоров и рейтингового агентства «Эксперт-РА» при составлении национального рейтинга корпоративного управления.
Как
видно из системы критериев оценки
состояние корпоративного управления,
развитие контроля в системе корпоративных
отношений является необходимым
условием обеспечения высокого уровня
корпоративного управления и способствует
росту привлекательности
Развитие
контрольной деятельности в системе
управления в зависимости от изменений
внешней среды отражено в таблице
1.
Таблица112
Развитие контрольной деятельности как механизма предотвращения отрицательных тенденций в экономике.
периоды | XVII века | 30-е
гг.
XX века |
Конец
1970-х
Начало 1980-х гг. |
Начало XXI века | |||||
факторы |
Англия | Россия | |||||||
Неблагоприятная экономическая среда и ее последствия | Массовые
банкротства акционерных |
Экономическая депрессия в США . | Волна банкротств в Европе | Проблема неплатеже способности на предприятиях Германии. | Провалы в системе корпоративного управления западных компаний. Ряд скандалов в мировом бизнесе, связанных с банкротством крупных фирм.(фирмы «Энрон», «Пармалат» и др. ) | ||||
Выводы для менеджмента, в т.ч. по контрольным аспектам |
Необходимость
создания контрольных механизмов в
системе корпоративных |
Понимание значимости управленческого учета и контроля, планирования для обеспечения выживаемости предприятий в долгосрочной перспективе. |
Понимание необходимости внедрения на предприятиях современных инструментариев управления, планирования и контроля. | Понимание
необходимости улучшения |
Необходимость
изменения содержательной части
организации контроля(при | ||||
Принятые шаги по развитию контрольной деятельности | Закон 1720 года, направленный против корпоративных злоупотреблений. Начало создания служб внутреннего аудита в акционерных компаниях. | Указ 1762 года. Государство, как инициатор создания акционерных компаний, берет на себя контроль за их деятельностью. Акционерные компании, уличенные в обмане немедленно упраздняются. | Массовое внедрение в управление системного контроля. | Децентрализация
управления
_необходимость
координации хозяйственных _необходимость
оперативных и эффективных _ повышение роли контроля в системе управления, как связующего звена между менеджментом и исполнителями. |
Принципиальная переориентация предпринимательского мышления. Новый импульс с развитием контроллинга. | (Великобритания) | (США) | (Международные профессиональные институты | |
На
основании обобщения и анализа
деятельности и нормативной базы
по корпоративному управлению за последнии
20 лет разработан и принят Комбинированный
кодекс по корпоративному управлению,
который обязывает Совет директоров создовать:
_ прозрачною и понятную систему отчетности; _ эффективную систему контроля; _ систему взаимодействия с акционерами. |
В 2003 году принят закон Сорбейнса-Оксли, которым ужесточена ответственность за искажение финансовой отчетности, что значительно улучшело контрольную среду в хозяйствующих объектах и повысило значимость контроля в системе управления. | В 2002 году Институтом внутренних аудиторов принято новое определение внутреннего аудита, в которое впервые включена концепция управления рисками в деятельности компаний. Этим подчеркнута необходимость опережающего контроля по сравнению с постконтролем. |
При микроанализе интересен результат изучения состояния контрольной деятельности в ОАО (ПО) «КАМАЗ» за последние 20-25 лет (таблица 2).
Взаимосвязь контрольной среды и состояния контрольной деятельности в ОАО (ПО) «КАМАЗ»13
До 1990-х гг. | 1991-1995 гг. | 1995-2002 гг. | 2002 г. По н/в | |
Органы контроля | _ КРО при центральной
бухгалтерии.
_центральная _совет по сохранности собственности. |
_Контрольно-ревизиционное
управление.
_Департамент корпоративного управления(предшественники - отдел внутреннего аудита, управление корпоративного финансового планирования и аудита). -Центральная -совет по сохранности акционерной собственности. |
-отдел внутреннего
аудита и контрольно- -Центральная -Коодинационный Совет по борьбе с хищениями и недостачами. |
-Комитет Совета
директоров по аудиту ( 2005г.).
-Служба(Комитет)
корпоративного контроля при
генеральном директоре ОАО « -Центральная -Коордиационный Совет по борьбе с хищениями и недостачами. -контрольно-ревизионный отдел Центральной бухгалтерии. |
Конечная продукция контрольной деятельности | Акты комплексных ревизий. Материалы по результатам годовых инвентаризаций. Материалы проверок по поручениям правоохранительных органов. | Координация деятельности организации, созданных с участием ОАО «КАМАЗ». Материалы комплексных целевых проверок, в т.ч. по поручениям правоохранительных органов. | Материалы проверок организации и подразделений ОАО «КАМАЗ» с акцентом на состояние бухгалтерского учета и отчетности. Материалы по результатам инвентаризаций. | Координация контрольной деятельности в группе организаций ОАО «КАМАЗ» и предоставления материалов менеджменту(собственникам)по выявленным существенным отклонениям. |
Использование материалов контрольной деятельности для принятия управленческих решений | Реакция менеджмента, за исключением материалов проверок по поручениям правоохранительных органов, отсутствует. Решения принимаются по отдельным исключительным нарушениям. | Решения принимаются
по инициативе контролирующих органов
как реакция на выявленные существенные
отклонения. Система использования
результатов контрольной |
Решения принимаются как реакция на выявленные отклонения. Система использования результатов контрольной деятельности в управлении отсутствует. Дочерние общества контролируются в основном на основании формализованных источников информации по формальным показателям. | Система контрольной
деятельности соответствует(адекватным) |
Отношение менеджмента контрольной деятельности | Недооценка значимости функции контроля в системе управления, подкрепленное плановым хозяйством. Функция контроля реализуется во многом через многочисленные совещания. Контролирующие органы – во многом это традиция. | Менеджмент осознает необходимость систем контроля и в первую очередь для управления дочерними организациями, в то же время присутствует боязнь прозрачности деятельности. С образование ОАЛ «КАМАЗ» его дочерних обществ появляется потребность в корпоративном управлении и контроле. | При резком сокращении объемов производства менеджмент ориентирован на консалтинговые фирмы для разработки системы управления. Создается Антикризисный комитет для разработки стратегии компании. Решение Управления о создании контролирующего органа при исполнительном органе управления остается нереализованным. Менеджмент мечется между необходимостью создания системы внутреннего контроля и боязнью прозрачности деятельности. | Контроль – важная функция управленческой деятельности, способствующий повышению эффективности управленческой деятельности и прозрачности корпорации. Контроль обеспечивает управляемость дочерних обществ и соблюдение в них корпоративной политики. |
Приведенный анализ
позволяет сделать вывод о том, что уровень
контрольной деятельности в компании
во многом определяется контрольной средой:
контрольная деятельность существует
на том уровне, который востребован существующей
системой управления и лично первым руководителем.
Заключение.
Реализация технологии внутреннего контроля бывает сильно затруднена без соответствующего организационного оформления. Если функции контроля распределяются между существующими традиционными департаментами управления в компании или возлагаются на один из них, например, планово-экономический департамент, бухгалтерию или департамент управления финансами, часто возникают проблемы с реализацией этих функций и противоречия с исполнением основной функции подразделения.
В
случае распределения функций, например,
обычная ситуация перетягивания
каната, которая часто характеризует
взаимоотношения указанных
Во втором случае возникает элементарная проблема объективности анализа отклонений.
Поэтому не случайно в структуре управления российских компаний все чаще встречаются подразделения внутреннего контроля.
Сейчас в России сложились идеальные условия для развития внутреннего контроля. Каковы же предпосылки?
Во-первых, большое количество предприятий получило эффективных собственников (в условиях России это, как правило, владельцы контрольного пакета акций), которые теперь озабочены не вопросами приобретения собственности, а ее эффективным использованием. Новые владельцы ставят задачу повышения прибыльности предприятий и их инвестиционной привлекательности (рыночной стоимости).14
Во-вторых,
новые владельцы и топ-
В-третьих,
социально-экономическая
Политическая стабилизация и экономический рост создали условия для роста иностранных инвестиций, в том числе прямых. Западные компании, приходя в Россию, несут с собой и свои технологии управления, вовлекая в процесс управления и российский персонал.
В-четвертых, изменения в законодательстве, а именно, приближение российских стандартов бухгалтерского учета к международным, введение в действие 25 главы Налогового кодекса выводят внутренний, управленческий учет из сферы жестких законодательных ограничений.
Управление
себестоимостью, в частности, теперь
все в большей степени
В-пятых,
менеджмент российских компаний интенсивно
пополняется новыми молодыми кадрами
- получившими хорошее западное или
отечественное бизнес-
Список литературы:
1.Бурцев
В.В. «Внутренний контроль в компаниях» http://www.hr-portal.ru/
2.ВеснинВ.Р. Основы менеджмента: Учебник-М.:Институт международного права и экономики.Издательство «Триада,ЛТД»2006-384с.
3.Виноградов С.Л., журнал "Контроллинг" № 2 – 2002
4.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 480 с.
5.Гольдштейн. Г.Я.ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
6.Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 2006 -с. 354 с
Информация о работе Внутрифирменный контроль: его формы и средства реализации