Внутренняя среда предприятия (на примере ОАО «Аромат»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретической базы для изучения внутренней среды компании, определение ее ключевых компонентов и предоставление методик для их изучения, а также анализ внутренней среды предприятия на примере ОАО «Аромат».
Задачи работы:
1.Рассмотреть особенности внутренней реды предприятия.
2. Проанализировать внутреннюю среду предприятия на примере ОАО «Аромат» и сделать выводы о ее эффективности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3

1.Тероетические основы внутренней среды предприятия………...……..
5

1.1.Понятие и сущность внутренней среды предприятия....................
5

1.2.Методы анализа внутренней среды предприятия………….……..
19

2. Анализ внутренней среды предприятия на примере ОАО «Аромат»…………………………………………………………….………
26

2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Аромат»…….…......
26

2.2. Оценка (анализ) внутренней среды предприятия ОАО «Аромат»…………………………………………………………………
35

2.3. Основные направления совершенствования ……………….…….
38

Заключение………………………………………………………………….
40

Список использованной литературы……………………………………....
41

Приложения…………………………………………………………………
43

Работа содержит 1 файл

курсовая_работа.docx

— 349.84 Кб (Скачать)
>
  • систематический контроль над выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
  • определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
  • выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
  • оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
  •      В анализе состава и динамки балансовой прибыли используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. 

         SWOT-анализ. Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

         Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и  так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое  взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

         Анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

         Довольно  известный метод SWOT (аббревиатура из английских слов: сила - strength, слабость - weakness, возможности -opportunity и угрозы - threat) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

         Кроме SWOT-матрицы в анализе также  используется матрица возможностей, в которой выделяются вероятности возможностей для организации, и матрица угроз, которая используется для оценки угроз. (См. Приложение 5)

         Краткие выводы по главе.

         Таким образом, в качестве внутренней среды предприятия принято рассматривать все внутрифирменные составляющие, формирующие ее в единую систему и поддающиеся некоторому определенному управляющему воздействию со стороны сотрудников фирмы (руководителей и исполнителей). Основные внутренние переменные в организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

         Глубокий  и тщательный анализ внутренней среды  является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.

      

    2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ  СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ  НА ПРИМЕРЕ ОАО  «АРОМАТ»

    2.1. Общая характеристика  предприятия «Аромат»

         Казанская фабрика "Аромат" основана в 1942 на базе эвакуированного из Москвы оборудования одной из парфюмерно-косметических  фабрик. В ту пору весь штат Казанской  фабрики состоял из 50 человек, а  производительность конвейера составляла 4-5 тысяч флаконов в смену. В 1967-1969 году фабрика "Аромат" была реконструирована. Работы велись с участием французских  специалистов. На фабрике была внедрена французская технология приготовления  парфюмерных жидкостей, установлены  французские и отечественные  поточно-механизированные линии. Фабрика "Аромат" стала производить  в смену 200 тыс. парфюмерных изделий. С 2001 года начался новый современный  этап в жизни фабрики:

      • Модернизирована лаборатория и служба технического контроля.
      • Внедрена система очистки воды (обратный осмос, дистилляция).
      • Усовершенствована технология приготовления парфюмерных жидкостей.
      • Внедрена технология декорирования и штампопечати.
      • Контрактное производство косметики и парфюмерии
      • Установлено современное фасовочное оборудование.

         В настоящее время фабрика "Аромат" представляет собой крупное предприятие, имеющее производственно - административный корпус (10 000 кв.м.) и складской корпус (10 000 кв.м). Производственные мощности представлены 2 автоматическими и 4 ручными  линиями, что позволяет производить более 47 миллионов парфюмерных изделий при двухсменной работе. В 2007 году на фабрике "Аромат" было произведено 20 млн. парфюмерных изделий. Ассортимент освоенных парфюмерных изделий за 2005-2007 год составил более 1200 наименований. В 2007 году был заключен договор с зарубежной компанией Avon, в рамках которого успешно было произведено более 200 тыс. изделий.

         ОАО «Аромат» – ведущий производитель парфюмерии и косметики – одним из первых стояло у истоков развития контрактного производства в России. Основанная более 65 лет назад фабрика «Аромат» изготовляет парфюмерную продукцию любой сложности в ценовых категориях от масс-маркета до элитной с применением различных технологий приготовления парфюмерной жидкости.  В дополнение к парфюмерии в 2008 году освоено и запущено промышленное производство косметических средств, таких как шампуни, гели для душа, жидкое мыло и т.д., а также комплекса средств по уходу за кожей (гель для бритья, лосьоны и бальзамы после бритья, лосьоны-тоники и др.).

         ОАО «Аромат» представляет собой крупное  производственное предприятие, оказывающее  услуги комплексного контрактного производства парфюмерно-косметической продукции  предприятиям России и зарубежья. Среди российских производителей парфюмерно-косметической продукции ОАО «Аромат» стабильно входит в число первых трёх крупнейших и занимает сильные позиции на рынке. Лидирующее положение предприятия на рынке обеспечили, прежде всего, гибкий подход к каждому из потенциальных заказчиков, оптимальное соотношение цена-качество за услуги по розливу парфюмерной продукции, предоставление дополнительных транспортных и логистических услуг.

         Продукция, производимая фабрикой, отличается высоким  качеством, обеспечиваемым лучшим сырьем отечественных и зарубежных производителей, многолетним опытом и профессионализмом  сотрудников на каждом этапе производства и современным оборудованием  для приготовления, фасования и  упаковки парфюмерных и косметических  продуктов.

         Фабрика «Аромат» работает по следующим направлениям:

    Контрактное производство парфюмерии и косметики  под маркой заказчика:

    • приготовление, розлив, укупорка, упаковка, целлофанирование парфюмерии и косметики;
    • разработка рецептур;
    • оформление разрешительных документов;
    • декорирование флаконов;
    • комплектование заказа;
    • таможенная очистка комплектующих;
    • ответственное хранение комплектующих и готовой продукции;
    • доставка грузов.

    Производство  и продажа собственной парфюмерии и косметики:

    • одеколоны, в том числе и знаменитые «Тройной одеколон», «Шипр» и др.;
    • жидкости для снятия лака;
    • лосьоны по уходу за кожей;
    • духи, туалетные и парфюмерные воды и т.д.

         Фабрика "Аромат" осуществляет полный цикл по производству парфюмерных изделий, начиная от разработки рецептур и  дизайна продукта и заканчивая доставкой  готовых изделий до склада Клиента.

         Рассмотрим  и проанализируем изменение активов  и пассивов предприятия за 2006-2008 года. А также проанализируем отчет  о прибылях и убытках.

         В период с 2006 по 2008 внеобортные активы предприятия «Аромат» выросли на 230% и составили 101854 тыс. руб.; оборотные  активы предприятия увеличились  на 141,9% и составили 332645 тыс. руб. Итого  баланс предприятия за анализируемый  период вырос на 155,9%, абсолютное его  изменение составило 98245 тыс. руб. 
     
     
     

         Таблица 1.

         Изменение активов предприятия в период с 2006 по 2008 год

    Актив  
    2006
     
    2007
     
    2008
    Абсолютные  изменения  
    В %
    1 3 4 5 6 7
    I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 

    Основные средства

     
     
    32626
     
     
    88320
     
     
    88604
     
     
    55978
     
     
    271,5
    Незавершенное строительство 2002 6213 2974 972 148,5
    Долгосрочные  финансовые вложения 43 367 794 751 1846,5
    Отложенные  налоговые активы 9601 9482 9482 -119 98,7
    Итого по разделу I 44272 104382 101854 57582 230
    II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 

    Запасы

     
     
    106163
     
     
    138633
     
     
    88943
     
     
    -17220
     

     

    83,7

                                                                                                                                                                                                                                                                            в том числе:

                                                                                                                                                                                                                                                                            сырье, материалы  и другие аналогичные ценности

     
     
    67802
     
     
    97449
     
     
    62129
     
     
    -5673
     
     
    91,6
                                                                                                                                                                                                                                                                            затраты в незавершенном  производстве 11804 15749 11749 -52 99,5
                                                                                                                                                                                                                                                                            готовая продукция  и товары для перепродажи  
    26067
     
    24761
     
    14054
     
    -12013
     
    53,9
                                                                                                                                                                                                                                                                            товары отгруженные - - 18 18 1800
                                                                                                                                                                                                                                                                            расходы будущих  периодов 490 674 553 63 112,8
                                                                                                                                                                                                                                                                            прочие запасы и  затраты - - 440 440 44000
    Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям 8570 4909 786 -7784 9,1
    Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются более чем через 12 месяцев  после отчетной даты)  
    -
     
    -
     
    51630
     
    51360
     
    5163000
                                                                                                                                                                                                                                                                            в том числе покупатели и заказчики - - 51630 51360 5163000
    Дебиторская задолженность (платежи по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты)  
    62658
     
    392587
     
    162407
     
    99749
     
    259,1
                                                                                                                                                                                                                                                                            в том числе покупатели и заказчики 57865 383678 147903 90038 255,6
    Краткосрочные финансовые вложения 55826 19709 21400 -34426 38,3
    Денежные  средства 1056 1093 1475 419 139,6
    Прочие  оборотные активы 127 5661 6004 5877 4727,5
    Итого по разделу II 234400 562592 332645 98245 141,9
    БАЛАНС 278672 666974 434499 155827 155,9

     

    Рис 1. Изменение  активов предприятия с 2006 по 2008 

         По  данным таблицы можно сделать  следующие выводы: за два года структура  активов анализируемого предприятия  существенно изменилась. Основные средства предприятия в 2008 году составили 88604 тыс. руб. По сравнению с 2006 годом  они увеличились на 55978 тыс., что  в процентном соотношении составляет 271,5%. Рассматривая вклады в незавершенное  строительство, замечаем, что в 2006 и 2008 годах произошли достаточно большие  изменения, которые составляют  972 тыс., а в процентах это изменение  равно 148,5%. Долгосрочные финансовые вложения с 2006 по 2008 существенно увеличились (с 43 тыс. в 2006 г. и до 794 тыс. в 2008), абсолютные изменения составили 751 тыс. руб. В  процентном соотношении доля изменений  составила 1846,5%. Отложенные налоговые  активы с 2007 по 2008 год не  изменялись, однако по сравнению с 2006 они уменьшились (с 9601 тыс. в 2006, до 9482 в 2007 и 2008). Таким  образом, внеоборотные активы предприятия  резко возросли за 1 год: в 2006 году доля внеоборотных активов составляла 44272 тыс., в 2007 году они составляли уже 104382 тыс. Однако в период с 2007 по 2008 наблюдается  уменьшение внеоборотных активов до 101854 тыс. В процентном соотношение  изменение внеоборотных активов  с 2006 по 2008 составило 230%.

         Запасы  оборотных активов в 2006 году были выше, чем в 2008, поэтому абсолютные изменения отрицательны и составляют -17220 тыс. руб. Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям  в 2008 году составил 786 тыс. руб., а в 2006 – 8570 тыс., абсолютные изменения отрицательны и равны -7784 тыс. Абсолютные изменения  дебиторской задолженности составляют 151109 тыс. Краткосрочные финансовые вложения за 2006-2008 годы уменьшились  с 55826 тыс. до 21400 тыс., абсолютные изменения  составили -34426 тыс. Денежные средства предприятия с 2006 по 2008 год возросли с 1056 тыс. до 1475 тыс. руб., изменение в  процентах составило 139, 6%. Прочие оборотные  активы в период с 2006 по 2008 также  возросли, абсолютные изменения составили 5877 тыс. руб. Таким образом, в период с 2006 по 2008 оборотные активы анализируемого предприятия существенно увеличились (с 234400 тыс. в 2006 году до 332645 тыс. в 2008 году), абсолютные изменения оставили 98245 тыс. руб., а в процентном соотношении  – 141,9%. Абсолютные изменения баланса  предприятия составили 155827 тыс. руб.

         Анализируя  пассивы предприятия, замечаем, что  с 2006 по 2008 год капиталы и резервы  ОАО «Аромат» сократились на 16310 тыс. руб. (с 33233 тыс. руб. в 2006 до16923 тыс. руб. в 2008). Уменьшение в процентном соотношении составило 50,9%. Долгосрочные обязательства предприятия возросли на 2912 тыс. руб., что составило 104,2%. Абсолютные изменения предприятия по краткосрочным  обязательствам составили 102759 тыс. руб. С 243299 тыс. руб. в 2006 году они возросли до 346058 тыс.руб. в 2008. 
     

    Информация о работе Внутренняя среда предприятия (на примере ОАО «Аромат»)