Внешняя и внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней и внутренней среды на деятельность организации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. проанализировать основные элементы внешней и внутренней среды организации;
2. рассмотреть методы оценки внешней и внутренней среды;
3. исследовать взаимосвязь элементов внутренней и внешней среды организации.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    Открытые  системы постоянно получают информацию из своего окружения. Это помогает приспособиться и позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению отклонений от принятого курса. Здесь под  обратной связью понимается процесс, позволяющий часть выходной продукции получить обратно в систему в виде информации или денег для модифицирования производства той же выпускаемой продукции или налаживания выпуска новой продукции.

    Нужно учитывать и то, что организации  укомплектовываются людьми. Очевидно, что при группировке видов деятельности и распределении полномочий внутри любой организационной системы необходимо учитывать различные недостатки и привычки людей. Это не означает, что организация должна создаваться применительно к людям, а не на основе целей и сопутствующих их достижению видов деятельности. Однако для руководителя весьма важным, зачастую сдерживающим фактором является то, какие лица будут работать в организации. 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Взаимосвязь элементов  внутренней и внешней среды. 

§ 1. Экономическая взаимосвязь  элементов внутренней и внешней среды  организации. 

    Фирма не имеет возможности влиять на внешнюю  среду и для эффективной деятельности должна приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.

Деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:

-особенностью производственного процесса; 
- характером внешней среды.

    Современная тенденция состоит во все увеличивающемся  значении второго фактора, который  становится определяющим.

Производственный  процесс представляет собой совокупность целенаправленных действий персонала  предприятия по превращению сырья и материалов в готовую продукцию.

    Основные  компоненты производственного процесса, определяющие характер производства, - это:

- профессионально подготовленный персонал;

- средства труда (машины, оборудование, здания, сооружения и т.д.);

- предметы труда (сырье, материалы, полуфабрикаты);

- энергия (электрическая, тепловая, механическая, световая, мышечная);

-информация (научно-техническая, коммерческая, оперативно-производственная, правовая, социально-политическая).

    Профессионально управляемое взаимодействие этих компонентов формирует конкретный производственный процесс и составляет его содержание.

    Основной  частью производственного процесса является технологический процесс. В ходе реализации технологического процесса происходит изменение геометрических форм, размеров и физико-химических свойств предметов труда.

    Любой производственный процесс состоит  из задания определенной цели –  создание продукта, постановки задач, разделения труда и технологий, с  помощью которых полученные из внешней  среды ресурсы, будут преобразованы в готовую продукцию.

    Характер  внешней среды зависит от ее сложности, динамизма и неопределенности.

    Сложность внешней среды проявляется не только в большом числе и многообразии ее элементов, но и в их взаимосвязи. Здесь можно выделить два уровня взаимосвязей. Во-первых, это взаимосвязи элементов одного фактора. Примером могут быть взаимосвязи между конкретными поставщиками, между конкурентами, между элементами законодательной базы, между государственными органами, регулирующими деятельность организации.

    Во-вторых, это взаимосвязи между различными факторами внешней среды. Например, политическая нестабильность затрудняет приток инвестиций, а, следовательно, замедляется технологическое обновление, затрудняются поставки ресурсов, принятие персонала на работу и т.д.

Сложность внешней среды по-разному влияет на различные внутренние переменные организации, что особенно наглядно при сложной структуре организации.

    Динамизм внешней среды проявляется в различных темпах изменений этой среды в конкретных отраслях и в отдельных элементах внешней среды. Например, у организаций, действующих в наукоемких отраслях внешняя среда изменяется быстрее, чем в мебельной промышленности; например, быстрее изменяется законодательная база, структура государственных органов, регулирующих деятельность организации.

    Для учета сложности и динамичности внешней среды при разработке управленческих решений необходима информация. Однако достоверность такой  информации на момент принятия решения  всегда ограничена. Ограничены и возможности организации в получении и уточнении информации для конкретной ситуации. Под воздействием усложнения внешней среды, ее динамизма, потребность в информации возрастает, а возможность ее получения для конкретной, быстро меняющейся ситуации сокращается. Это приводит к усилению неопределенности внешней среды.

    Как видно из вышесказанного элементы внутренней и внешней среды организации  взаимозависимы и взаимодополняемы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Показатели взаимосвязи  элементов внутренней и внешней среды организации. 

    Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

    Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

    На организацию также влияет и состояние экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить сделать займ, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства. Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу и ставку процента, устанавливаемую Федеральным резервным банком. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое, чтобы не оказаться вне игры. В результате становится труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса. Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательное на другие организации.

    Также для руководителей организаций особое значение представляют политические настроения. Некоторыми из них являются: настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями в демократическом обществе, эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой. Так, например, высокие ставки налогов существенно ограничивают активность фирм, их инвестиционные возможности и толкают к сокрытию доходов. Наоборот, снижение ставок налогов способствует привлечению капитала, приводит к оживлению предпринимательской деятельности. И таким образом, с помощью налогов государство может осуществлять управление развитием нужных направлений в экономике.

    Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует.

    В итоге можно сделать вывод о том, что все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях. От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Однако успех организации также зависит от внешнего окружения, без которого не возможен жизненный цикл любой организации. Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Таким образом, главное, что необходимо усвоить - то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. 
 
 
 

§ 3. Определение эффективности  взаимосвязи внутренней и внешней среды. 

    Эффективность функционирования экономических объектов, учитывая возрастающую сплоченность, комплексность и усиление взаимосвязей, все в большей мере зависит от качества системы управления. Цель управляемого объекта одновременно является задачей и главным направлением деятельности соответствующей системы управления. Можно утверждать, что эффективность управляющей системы определяется, прежде всего, эффективностью всей системы, образуемой управлением и производством.

    Среди социально-экономических критериев  эффективности организации обычно называются: стабильность (производство, структура, положение на рынке), рост (темпы роста производства, численности занятых, числа нововведений), способность организации приспосабливаться к изменениям внешней среды (взаимосвязь показателей внешней среды и деятельности организации). Эффективность организации во многом зависит от ее способности планировать свою деятельность в долгосрочном масштабе, прогнозировать будущие изменения. Это позволяет в определенной степени минимизировать риск в условиях нестабильной экономики. Анализ социально-психологических аспектов проводиться на основе критериев мотивации персонала, характеристики морального климата (количеств и качества межфункциональных коммуникаций, гибкость системы продвижения по службе, полномочия работников и их ответственность, степень удовлетворения от выполняемой работы и др.).

    Таким образом, современная теория управления приходит к необходимости, во-первых, согласования показателей эффективности  управления с показателями эффективности  и производительности фирмы; во-вторых, к необходимости учета многостороннего воздействия управления на фирму, используя набор дополнительных критериев.

Тогда система управления и его эффективности  рассматривается не на одном, а на трех уровнях:

  1. Как органическая часть более высокой системы.
  2. Как самостоятельная целостная система.
  3. Как сосредоточие компонентов, входящих в эту систему, с присущими им специфическими свойствами.

    В этом случае эффективность управления на первом уровне может быть выражена через результативность деятельности фирмы, так как результат деятельности по управлению проявляется опосредованно через результаты всей организации, во взаимоотношениях ее с внешней средой.

    На  втором уровне эффективность системы  управления выражается через характеристики ее способности к самостоятельному действию, т.е. к разрешению непосредственно стоящих перед ней задач и достижения поставленных целей.

    На  третьем уровне выделяется эффективность  действия составляющих системы. Именно здесь могут быть рассмотрены  в конкретных формах функционирование сил и средств, входящих в систему  как в технико-организационном, так и в социально-психологическом плане. Практически эффективность третьего уровня может быть сведена к эффективности управленческого труда и его средств. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внешняя и внутренняя среда организации